- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок окружающего мира Необычные природные явления, 3 класс
Урок окружающего мира Необычные природные явления, 3 класс
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Презентации |
Автор | Клюкина И.Н. |
Дата | 11.11.2015 |
Формат | zip |
Изображения | Есть |
Задачи образовательные:
-
Актуализировать знания о необычных природных явлениях (смерчах, ураганах, грозах, циклонах, радуге, граде)
-
Расширить знание детей о природных явлениях и ситуациях, которые можно назвать чрезвычайными, с действиями при них.
-
Закрепить понятие «погода», природные явления (осадки, ветер, и т.д)
Воспитательные задачи:
-
Формировать установку на безопасное поведение в природе
-
Воспитывать личную ответственность за выполнение коллективной работы.
Развивающие задачи:
Регулятивные универсальные учебные действия
-
организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ (наблюдений, практической работы и др.)
-
принимать учебно-познавательную задачу;
-
планировать (в сотрудничестве с учителем, с одноклассниками, со-регуляция) свои действия в соответствии с решаемыми учебно-познавательными, учебно-практическими, задачами;
Познавательные универсальные учебные действия
-
осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя, из материалов учебника, в рабочей тетради (рисунков, фотографий, учебного текста, литературного произведения и др.), собственных наблюдений объектов природы и культуры, личного опыта общения с людьми;
Коммуникативные универсальные учебные действия
-
строить речевое высказывание в устной форме;
-
кратко отвечать на вопросы, задавать вопросы;
-
вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в паре, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению;
-
проявлять доброжелательное отношение к партнёрам.
-
допускать возможность существования у людей различных точек зрения;
-
проявлять терпимость по отношению к высказываниям других.
Этапы урока
Задачи этапа
Содержание этапа
Методы и формы обучения
1.Орг .
мо
мент
(1 - 2 мин)
Настроить детей на деятель
ность, плодотвор
ную работу
Громко прозвенел звонок
Начинается урок.
Сегодня мы продолжим говорить об удивительном мире, который нас окружает.
Девиз нашего урока: «Учитесь, читайте, размышляйте и извлекайте из этого самое полезное!»
- Как вы его понимаете? (Ответы детей)
Словесные
2. Актуа
лиза
ция
знаний
Активиза
ция минимума знаний, умений, навыков, необходи
мых и достаточ
ных для открытия знаний
А сейчас проверим, что вы извлекли полезного из предыдущего урока.
У вас на партах лежат тексты прочитайте их.
О чём прочли? (О погоде)
Что такое погода? (Сочетание облачности, температуры воздуха, осадков, силы и направление ветра)
Какие природные явления характеризуют погоду?
(1 человек на интерактивной доске, остальные работают в парах , на партах составляют схему)
Самопроверка по ИД
Игра «Покажи знак!» Проводит ученик.
-Подберите условные знаки, которые означают состояние неба, осадки и ветер.
Где мы фиксируем состояние погоды?
Охарактеризуйте погоду сегодняшнего дня. (1 чел у доски, остальные проверяют по дневникам наблюдений)
-Рукавом махнул, дерево погнул.
- О чём эти слова? (о ветре)
- Можем ли мы в классе получить ветер? Как? (открыть окна и двери, подуть, помахать тетрадкой)
-Что такое ветер? (движение воздушных масс, которое характеризуется силой и направлением)
- Часто мы спорим о силе ветра. Специальных приборов у нас нет. Как же точнее определять силу ветра? (прогноз погоды)
- Кто знает, в каких единицах измеряется сила ветра?
За 0 баллов берут полный штиль (спокойное море). В 1806 году английский адмирал Френсис Бофорт создал шкалу оценки скорости (силы) ветра.
Таблица
Шкала силы ветра
Название
Баллы
Скорость, м/с
Признаки
Свежий бриз
5
30,6-38,6
Качаются тонкие деревья
Сильный бриз
6
40,2-49,9
Качаются толстые деревья
Сильный ветер
7
51,5-61,1
Стволы деревьев сгибаются
Буря
8
62,8-74
Ветки ломаются
Сильная буря
9
75,6-86,9
Черепица и трубы срываются
Полная буря
10
88,5-101,4
Деревья вырываются с корнем
Шторм
11
103-120,7
Везде повреждения
Ураган
12
Более 120,7
Большие разрушения
- Воспользуйтесь этой шкалой и определите силу ветра сегодня. Как вы это сделали?
- Качаются тонкие деревья. Такой ветер называют свежий бриз.
- Этой шкалой пользуются до сих пор. Это очень удобно, потому что по описанным признакам довольно точно, без приборов можно определить силу ветра.
Нагляд
ные, словесные.
Работа в парах, практичес
кая работа.
Дидактическая
игра.
Практичес
кая работа, метод -наблюдение
Словесные,
наглядные,
практичес
кие
3.Пос
Танов
ка проблемы (темы урока)
Уяснить цель и структуру работы на уроке
- Какие ветры характерны для нашей местности?
(табл. )
- Какие редки?
(Необычны)
- Догадайтесь, что мы будем изучать на уроке?
(необычные природные явления).
- Что значит изучать природные явления?
- Где мы можем получить информацию
(наблюдать, прочитать книги, посмотреть телевизор, в компьютере) вывесить знаки.
Сегодня на уроке мы попытаемся разгадать причину возникновения необычных явлений. А так же понять, чем опасны природные явления, каким правилам надо следовать, чтобы не случилось несчастье.
Проблем
ные
4.Открытие новых знаний
Сформиро
вать целостное представление о необычных природных явлениях
-Могут ли ветры причинить вред человеку? Воспользуйтесь таблицей, чтобы ответить на этот вопрос.(Высказывания детей)
Где в тексте об этом мы можем прочитать?
(чтение об ураганах с. 47)
Какие предвестники урагана вы уже знаете? Кто может рассказать? (Ответы детей)
О чем следующая загадка?
Все ломаю, все срываю,
Ничему пощады нет!
- Об урагане.
-Кто поделится своими знаниями об ураганах?
- Какие разрушения приносит ураган?
- Разрушает здания.
- Вырывает с корнем деревья.
- Сносит легкие строения.
- Обрывает провода.
- Повреждает мосты, дороги.
Откройте учебники на с. 47. Прочитайте текст самостоятельно. Рассмотрите фото на с.47.
Дети рассматривают фото из космоса - смерч и циклон.
- 26 августа 2001 года в Сочи был водяной смерч. При этом один человек погиб, трое были госпитализированы с черепно-мозговыми травмами, примерно 30 оказана медицинская помощь. У зданий повреждены крыши, в 150 - разбиты стекла; повалены деревья, нарушено электроснабжение.
Можно ли остановить воздушную стихию? Как себя защитить?
Выслушиваются ответы детей.
- Синоптики изучают погодные условия, и чаще всего удается объявить штормовое предупреждение. Первая группа детей получила предварительно задание подготовить памятку «Что делать, если поступило штормовое предупреждение». Они познакомят нас с необходимыми правилами безопасного поведения. (выступление детей)
Физминутка Мы листики осенние
Мы листики осенние, (Плавное покачивание руками вверху над головой.)
На ветках мы сидим.
Дунул ветер - полетели. (Руки в стороны.)
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели.
(Присели.)
Ветер снова набежал
И листочки все поднял. (Плавное покачивание руками вверху над головой.)
Закружились, полетели
И на землю снова сели. (Дети садятся по местам.)
Загадка.
Меня никто не видит,
Но всякий слышит,
А верную спутницу мою,
Всякий может видеть.
(гром и молния)
- Предположите, что такое гром и что такое молния?
(Высказывания детей)
- Бывает гром без молнии?
- Какое общее название у этих природных явлений?
(Гроза) Условный знак
- А вам страшно во время грозы?
- Чего вы боитесь больше грома или молнии?
- Почему?
- Где мы можем узнать об этих явлениях более подробно?
(в учебнике с. 45 - 46)
Для дальнейшей работы разделимся на группы ( по 4 человека).
1 - я группа ищет ответ на вопрос: что такое гром? (с.46)
2 - я группа что такое молния? (с.45)
3 - я группа: почему видим раньше молнию, чем слышим гром? (слова в рамке) с. 47
4-я группа: правила поведения во время грозы (с.48).
5 - я группа может ответить на вопрос: почему грома можно не бояться? (с.46)
Словесные.
Самост. работа с учебником,
частично -поисковый метод.
Разминка.
Словесные, частично-поисковый метод
Самостоятельная работа.
Работа в группах, поиск необходи
мой информации для ответа на вопрос учителя.
Как люди придумали защищать свои дома от молнии? (молниеотводы)
- очень часто рядом с условным обозначением «гроза» мы можем увидеть другой знак. (град)
Как возникает град? 6-ая группа расскажает о граде.(с 50)
- Какие неприятности может принести град людям?
Ученик читает стихотворение Фр. Шиллера о радуге.
Что можно увидеть на небе после дождя? (радугу)
Поему она возникает? (рассказ учителя)
Попробуем сами увидеть радугу с помощью призмы (у каждой группы на столе) Наблюдение за рассеиванием солнечного луча через призму, соотнесение с природным явлением - радуга.
Сколько цветов у радуги?
Кто знает фразу, которая помогает запомнить их порядок?
Словесные
Практичес
кая работа
Игровой момент
5. Вто
ричное закрепление
Систематизировать сформированность знаний о необычных природных явлениях
Выполним небольшие задания.
Разгадать кроссворд.
Работа с памятками.
- Каждая группа составит свою памятку правил поведения во время грозы.
Выступление каждой группы, обсуждение.
Беседа,
творческое задание, практичес
кая работа
6. Итог урока.
Рефлексия.
7. Д/з
Обобщение знаний по теме
Объяснить суть и нацелить детей на выполне
ние д/з
Что нового узнали?
Где можно применить эти знания в жизни?
Какое главное правило нужно соблюдать в чрезвычайных ситуациях?
-Что бы вы хотели сказать об уроке? Чью работу хотели бы отметить?
Самооценка собственной работы на уроке (цветом)
Д/з 1. прочитать текс ответить на вопросы учебника.
2. прочитать текст ответить на вопросы, найти народные поговорки, приметы о необычных природных явлениях.
3. Прочитать текст, творческое задание-сделать сообщение о необычном природном явлении.
Беседа,
Самооценка
Дифференцированное, творческое д/з.
Приложение 1
Тексты о погоде.
-
На земле снег. На рябине сочные ягоды. Тихо в лесу. Ветер стал сильно качать рябину.
-
Хмурый день. Дождь тихо позванивал по озеру. Он словно натянул тонкие нити между небом и землёй.
-
Мороз сошёл. Кочки обдались росой и засияли на солнце. Они разогрелись. От каждого повалил лёгкий пар.
4.Небо стало темнеть. Подул резкий ветер. Он низко гнал серые тучи.
5 Листья на деревьях побурели. Тёмные тучи сеяли на землю град. Стало холодно.
-
Выплыло из-за ели солнце. Капли росы заиграли в каждой травинке. Но вот набежала туча и закрыла небо.
-
В апреле в воздухе заметно потеплело. Утренний иней быстро исчез с крыши сторожки. На пригорке обсохла земля.
-
Наступил рассвет. Деревня была укрыта пуховым одеялом. Туман медленно плыл по земле.
-
Холода отступали. Земля блестела от мороза. По утрам случался гололёд.
-
Началась зима. Туман закутал город. Вскоре повалил снег.
Приложение 2
Бури, ураганы, смерчи.
- Бури, ураганы и смерчи - чрезвычайно сильное и быстрое, большой разрушительной силы и значительной продолжительности движение воздуха. Бури бывают шквальные, пыльные и беспыльные.
Шквальные бури внезапно начинаются и внезапно заканчиваются. Имеют огромную разрушительную силу. В России бывают в европейской части, на море и на суше.
Пыльные (песчаные) бури переносят частицы песка или почвы (чаще бывают летом, а весной - в бесснежные зимы). «Сжигающие без огня» - так люди называют эти злобные ветры. Из-за них растения блекнут, засыхают, погибают. Часто они бывают в нашем крае. Очень сильные пыльные бури были летом 2004 года.
Беспыльные (снежные) бури приносят меньше разрушений.
- Ураган - ветер разрушительной силы и значительной продолжительности. Его скорость превышает 120 км/ч. Живет и двигается ураган около 9-12 суток. Синоптики присваивают ему имя, чтобы удобнее было с ним работать. По разрушительной силе близок к землетрясению. Зарождаются ураганы в океанических просторах в августе - сентябре.
Вихрь - атмосферное образование с вращательным движением воздуха вокруг вертикальной или наклонной оси.
Циклоны, смерчи - вертикальные вихри. Слово смерч русское, оно происходит от слова сумрак, то есть «мрачная грозовая обстановка».
Смерч - гигантская воронка, внутри которой низкое давление. В нее засасываются любые предметы, оказавшиеся на пути смерча. При его приближении слышится гул. Двигаются смерчи со скоростью 50-60 км/ч. Они недолговечны: длятся секунды или минуты, очень редко - десятки минут.
Приложение 3
Памятка «Что делать, если поступило штормовое предупреждение».
1. Плотно закройте и укрепите все двери и окна. На стекла наклейте крест-накрест полоски пластыря.
2. Подготовьте запас воды и пищи, медикаментов, фонарик, свечи, керосиновую лампу, приемник на батарейках, документы и деньги.
3. Отключите газ и электричество.
4. Уберите с балкона (со двора) предметы, которые могут быть унесены ветром.
5. Из легких зданий перейдите в более прочные или в убежища Гражданской Обороны.
6. В деревенском доме переберитесь в наиболее просторную и прочную его часть, а лучше в подвал.
7. Держитесь подальше от берега моря и рек.
8. Если у вас есть машина, постарайтесь отъехать как можно дальше от эпицентра урагана.