Урок окружающего мира Необычные природные явления, 3 класс

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Урок окружающего мира Необычные природные явления, 3 классТема «Необычные природные явления» Цели урока: 1.Сформировать целостное представление о необычных природных явлениях. 2. Воспитывать здоровьесберегающую культуру младшего школьника.

Задачи образовательные:

  1. Актуализировать знания о необычных природных явлениях (смерчах, ураганах, грозах, циклонах, радуге, граде)

  2. Расширить знание детей о природных явлениях и ситуациях, которые можно назвать чрезвычайными, с действиями при них.

  3. Закрепить понятие «погода», природные явления (осадки, ветер, и т.д)

Воспитательные задачи:

  1. Формировать установку на безопасное поведение в природе

  2. Воспитывать личную ответственность за выполнение коллективной работы.

Развивающие задачи:

Регулятивные универсальные учебные действия

  • организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ (наблюдений, практической работы и др.)

  • принимать учебно-познавательную задачу;

  • планировать (в сотрудничестве с учителем, с одноклассниками, со-регуляция) свои действия в соответствии с решаемыми учебно-познавательными, учебно-практическими, задачами;

Познавательные универсальные учебные действия

  • осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя, из материалов учебника, в рабочей тетради (рисунков, фотографий, учебного текста, литературного произведения и др.), собственных наблюдений объектов природы и культуры, личного опыта общения с людьми;

Коммуникативные универсальные учебные действия

  • строить речевое высказывание в устной форме;

  • кратко отвечать на вопросы, задавать вопросы;

  • вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в паре, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению;

  • проявлять доброжелательное отношение к партнёрам.

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения;

  • проявлять терпимость по отношению к высказываниям других.







Этапы урока

Задачи этапа

Содержание этапа

Методы и формы обучения

1.Орг .

мо

мент

(1 - 2 мин)

Настроить детей на деятель

ность, плодотвор

ную работу

Громко прозвенел звонок

Начинается урок.

Сегодня мы продолжим говорить об удивительном мире, который нас окружает.

Девиз нашего урока: «Учитесь, читайте, размышляйте и извлекайте из этого самое полезное!»

- Как вы его понимаете? (Ответы детей)

Словесные

2. Актуа

лиза

ция

знаний

Активиза

ция минимума знаний, умений, навыков, необходи

мых и достаточ

ных для открытия знаний

А сейчас проверим, что вы извлекли полезного из предыдущего урока.

У вас на партах лежат тексты прочитайте их.

О чём прочли? (О погоде)

Что такое погода? (Сочетание облачности, температуры воздуха, осадков, силы и направление ветра)

Какие природные явления характеризуют погоду?

(1 человек на интерактивной доске, остальные работают в парах , на партах составляют схему)

Самопроверка по ИД

Игра «Покажи знак!» Проводит ученик.

-Подберите условные знаки, которые означают состояние неба, осадки и ветер.

Где мы фиксируем состояние погоды?

Охарактеризуйте погоду сегодняшнего дня. (1 чел у доски, остальные проверяют по дневникам наблюдений)

-Рукавом махнул, дерево погнул.

- О чём эти слова? (о ветре)

- Можем ли мы в классе получить ветер? Как? (открыть окна и двери, подуть, помахать тетрадкой)

-Что такое ветер? (движение воздушных масс, которое характеризуется силой и направлением)

- Часто мы спорим о силе ветра. Специальных приборов у нас нет. Как же точнее определять силу ветра? (прогноз погоды)

- Кто знает, в каких единицах измеряется сила ветра?

За 0 баллов берут полный штиль (спокойное море). В 1806 году английский адмирал Френсис Бофорт создал шкалу оценки скорости (силы) ветра.

Таблица

Шкала силы ветра

Название

Баллы

Скорость, м/с

Признаки

Свежий бриз

5

30,6-38,6

Качаются тонкие деревья

Сильный бриз

6

40,2-49,9

Качаются толстые деревья

Сильный ветер

7

51,5-61,1

Стволы деревьев сгибаются

Буря

8

62,8-74

Ветки ломаются

Сильная буря

9

75,6-86,9

Черепица и трубы срываются

Полная буря

10

88,5-101,4

Деревья вырываются с корнем

Шторм

11

103-120,7

Везде повреждения

Ураган

12

Более 120,7

Большие разрушения

- Воспользуйтесь этой шкалой и определите силу ветра сегодня. Как вы это сделали?

- Качаются тонкие деревья. Такой ветер называют свежий бриз.

- Этой шкалой пользуются до сих пор. Это очень удобно, потому что по описанным признакам довольно точно, без приборов можно определить силу ветра.

Нагляд

ные, словесные.

Работа в парах, практичес

кая работа.


Дидактическая

игра.

Практичес

кая работа, метод -наблюдение

Словесные,

наглядные,

практичес

кие

3.Пос

Танов

ка проблемы (темы урока)

Уяснить цель и структуру работы на уроке

- Какие ветры характерны для нашей местности?

(табл. )

- Какие редки?

(Необычны)

- Догадайтесь, что мы будем изучать на уроке?

(необычные природные явления).

- Что значит изучать природные явления?

- Где мы можем получить информацию

(наблюдать, прочитать книги, посмотреть телевизор, в компьютере) вывесить знаки.

Сегодня на уроке мы попытаемся разгадать причину возникновения необычных явлений. А так же понять, чем опасны природные явления, каким правилам надо следовать, чтобы не случилось несчастье.

Проблем

ные

4.Открытие новых знаний

Сформиро

вать целостное представление о необычных природных явлениях

-Могут ли ветры причинить вред человеку? Воспользуйтесь таблицей, чтобы ответить на этот вопрос.(Высказывания детей)

Где в тексте об этом мы можем прочитать?

(чтение об ураганах с. 47)

Какие предвестники урагана вы уже знаете? Кто может рассказать? (Ответы детей)

О чем следующая загадка?

Все ломаю, все срываю,
Ничему пощады нет!

- Об урагане.

-Кто поделится своими знаниями об ураганах?

- Какие разрушения приносит ураган?

- Разрушает здания.
- Вырывает с корнем деревья.
- Сносит легкие строения.
- Обрывает провода.
- Повреждает мосты, дороги.

Откройте учебники на с. 47. Прочитайте текст самостоятельно. Рассмотрите фото на с.47.

Дети рассматривают фото из космоса - смерч и циклон.

- 26 августа 2001 года в Сочи был водяной смерч. При этом один человек погиб, трое были госпитализированы с черепно-мозговыми травмами, примерно 30 оказана медицинская помощь. У зданий повреждены крыши, в 150 - разбиты стекла; повалены деревья, нарушено электроснабжение.
Можно ли остановить воздушную стихию? Как себя защитить?

Выслушиваются ответы детей.

- Синоптики изучают погодные условия, и чаще всего удается объявить штормовое предупреждение. Первая группа детей получила предварительно задание подготовить памятку «Что делать, если поступило штормовое предупреждение». Они познакомят нас с необходимыми правилами безопасного поведения. (выступление детей)

Физминутка Мы листики осенние

Мы листики осенние, (Плавное покачивание руками вверху над головой.)

На ветках мы сидим.

Дунул ветер - полетели. (Руки в стороны.)

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели.

(Присели.)

Ветер снова набежал

И листочки все поднял. (Плавное покачивание руками вверху над головой.)

Закружились, полетели

И на землю снова сели. (Дети садятся по местам.)

Загадка.

Меня никто не видит,

Но всякий слышит,

А верную спутницу мою,

Всякий может видеть.

(гром и молния)

- Предположите, что такое гром и что такое молния?

(Высказывания детей)

- Бывает гром без молнии?

- Какое общее название у этих природных явлений?

(Гроза) Условный знак

- А вам страшно во время грозы?

- Чего вы боитесь больше грома или молнии?

- Почему?

- Где мы можем узнать об этих явлениях более подробно?

(в учебнике с. 45 - 46)

Для дальнейшей работы разделимся на группы ( по 4 человека).

1 - я группа ищет ответ на вопрос: что такое гром? (с.46)

2 - я группа что такое молния? (с.45)

3 - я группа: почему видим раньше молнию, чем слышим гром? (слова в рамке) с. 47

4-я группа: правила поведения во время грозы (с.48).

5 - я группа может ответить на вопрос: почему грома можно не бояться? (с.46)

Словесные.

Самост. работа с учебником,

частично -поисковый метод.





Разминка.






Словесные, частично-поисковый метод

Самостоятельная работа.

Работа в группах, поиск необходи

мой информации для ответа на вопрос учителя.

Как люди придумали защищать свои дома от молнии? (молниеотводы)

- очень часто рядом с условным обозначением «гроза» мы можем увидеть другой знак. (град)

Как возникает град? 6-ая группа расскажает о граде.(с 50)

- Какие неприятности может принести град людям?

Ученик читает стихотворение Фр. Шиллера о радуге.

Что можно увидеть на небе после дождя? (радугу)

Поему она возникает? (рассказ учителя)

Попробуем сами увидеть радугу с помощью призмы (у каждой группы на столе) Наблюдение за рассеиванием солнечного луча через призму, соотнесение с природным явлением - радуга.

Сколько цветов у радуги?

Кто знает фразу, которая помогает запомнить их порядок?

Словесные


Практичес

кая работа

Игровой момент

5. Вто

ричное закрепление

Систематизировать сформированность знаний о необычных природных явлениях

Выполним небольшие задания.

Разгадать кроссворд.

Работа с памятками.

- Каждая группа составит свою памятку правил поведения во время грозы.

Выступление каждой группы, обсуждение.

Беседа,

творческое задание, практичес

кая работа

6. Итог урока.

Рефлексия.

7. Д/з

Обобщение знаний по теме

Объяснить суть и нацелить детей на выполне

ние д/з

Что нового узнали?

Где можно применить эти знания в жизни?

Какое главное правило нужно соблюдать в чрезвычайных ситуациях?

-Что бы вы хотели сказать об уроке? Чью работу хотели бы отметить?

Самооценка собственной работы на уроке (цветом)

Д/з 1. прочитать текс ответить на вопросы учебника.

2. прочитать текст ответить на вопросы, найти народные поговорки, приметы о необычных природных явлениях.

3. Прочитать текст, творческое задание-сделать сообщение о необычном природном явлении.

Беседа,

Самооценка


Дифференцированное, творческое д/з.

Приложение 1

Тексты о погоде.

  1. На земле снег. На рябине сочные ягоды. Тихо в лесу. Ветер стал сильно качать рябину.



  1. Хмурый день. Дождь тихо позванивал по озеру. Он словно натянул тонкие нити между небом и землёй.



  1. Мороз сошёл. Кочки обдались росой и засияли на солнце. Они разогрелись. От каждого повалил лёгкий пар.

4.Небо стало темнеть. Подул резкий ветер. Он низко гнал серые тучи.

5 Листья на деревьях побурели. Тёмные тучи сеяли на землю град. Стало холодно.

  1. Выплыло из-за ели солнце. Капли росы заиграли в каждой травинке. Но вот набежала туча и закрыла небо.



  1. В апреле в воздухе заметно потеплело. Утренний иней быстро исчез с крыши сторожки. На пригорке обсохла земля.



  1. Наступил рассвет. Деревня была укрыта пуховым одеялом. Туман медленно плыл по земле.



  1. Холода отступали. Земля блестела от мороза. По утрам случался гололёд.



  1. Началась зима. Туман закутал город. Вскоре повалил снег.

Приложение 2

Бури, ураганы, смерчи.

- Бури, ураганы и смерчи - чрезвычайно сильное и быстрое, большой разрушительной силы и значительной продолжительности движение воздуха. Бури бывают шквальные, пыльные и беспыльные.
Шквальные бури внезапно начинаются и внезапно заканчиваются. Имеют огромную разрушительную силу. В России бывают в европейской части, на море и на суше.
Пыльные (песчаные) бури переносят частицы песка или почвы (чаще бывают летом, а весной - в бесснежные зимы). «Сжигающие без огня» - так люди называют эти злобные ветры. Из-за них растения блекнут, засыхают, погибают. Часто они бывают в нашем крае. Очень сильные пыльные бури были летом 2004 года.
Беспыльные (снежные) бури приносят меньше разрушений.
- Ураган - ветер разрушительной силы и значительной продолжительности. Его скорость превышает 120 км/ч. Живет и двигается ураган около 9-12 суток. Синоптики присваивают ему имя, чтобы удобнее было с ним работать. По разрушительной силе близок к землетрясению. Зарождаются ураганы в океанических просторах в августе - сентябре.
Вихрь - атмосферное образование с вращательным движением воздуха вокруг вертикальной или наклонной оси.
Циклоны, смерчи - вертикальные вихри. Слово смерч русское, оно происходит от слова сумрак, то есть «мрачная грозовая обстановка».
Смерч - гигантская воронка, внутри которой низкое давление. В нее засасываются любые предметы, оказавшиеся на пути смерча. При его приближении слышится гул. Двигаются смерчи со скоростью 50-60 км/ч. Они недолговечны: длятся секунды или минуты, очень редко - десятки минут.


Приложение 3

Памятка «Что делать, если поступило штормовое предупреждение».

1. Плотно закройте и укрепите все двери и окна. На стекла наклейте крест-накрест полоски пластыря.
2. Подготовьте запас воды и пищи, медикаментов, фонарик, свечи, керосиновую лампу, приемник на батарейках, документы и деньги.
3. Отключите газ и электричество.
4. Уберите с балкона (со двора) предметы, которые могут быть унесены ветром.
5. Из легких зданий перейдите в более прочные или в убежища Гражданской Обороны.
6. В деревенском доме переберитесь в наиболее просторную и прочную его часть, а лучше в подвал.
7. Держитесь подальше от берега моря и рек.
8. Если у вас есть машина, постарайтесь отъехать как можно дальше от эпицентра урагана.



© 2010-2022