- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект занятия по исследовательской деятельности по теме Работа с папкой исследователя. Мини-исследование Песок
Конспект занятия по исследовательской деятельности по теме Работа с папкой исследователя. Мини-исследование Песок
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Шатилова М.Ю. |
Дата | 25.07.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Конспект открытого занятия по внеурочной деятельности
в рамках программы «Я-исследователь»
по теме: «Работа с папкой исследователя. Мини-исследование «Песок»
Учитель начальных классов: Шатилова Марина Юрьевна
ЦЕЛЬ:
1.Формировать навыки исследовательской деятельности: осуществление сбора, обработки и хранения информации в «Папке исследователя»
Задачи:
1. Совершенствовать умение отбирать и применять методы исследования, фиксировать полученные сведения, обобщать, систематизировать, делать выводы..
2.Формировать представления учащихся о составе, свойствах и видах песка, о положительном влиянии на эмоциональное состояние человека.
3.Развивать навыки практической деятельности (проведение опытов), наблюдательности, внимания, аккуратности, любознательности.
Планируемые результаты формирования УУД:
- личностные: формирование адекватной самооценки, учебно-познавательный интерес к новым способам действия;
- регулятивные: постановка новых учебных задач; проявление познавательной инициативы в учеьном сотрудничестве; самостоятельная оценка правильности выполнения действий и своевременное внесение корректив
- познавательные: осуществление расширенного поиска информации, используя все возможные методы исследования; фиксирование знаний в письменной форме и с помощью пиктограмм; формирование выводов в результате совместной работы;
- коммуникативные: слушать и понимать других; умение договариваться и приходить к общему мнению; учитывать разные мнения, эффективно сотрудничать, формулировать собственную позицию и мнение.
ОБОРУДОВАНИЕ: плакат «Папка исследователя», разноцветные листочки для групп:
-
Подумаем самостоятельно (листочки на каждого),
-
Узнаем из книг: книги, энциклопедии,
-
Узнаем из компьютера (подключение к сети Интернет)
-
Связаться со специалистом (тел. специалиста)
-
Узнать у других людей (взять интервью)
-
Наблюдение (тарелочка+песок, лупа, магниты)
-
Опыт
Листы-полоски на доске, надпись «Вопросы», книги с закладками, магниты
ВОПРОСЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:
-
Общие сведения о песке (Подумаем самостоятельно, спросим у других)
-
Виды песка (Узнаем из книг, сеть интернет)
-
Свойства песка, состав (Наблюдение, опыт)
-
Песок лечит. (Связаться со специалистом)
Мантии, шляпы Ожидаемые результаты:
- Ребята могут назвать основные методы исследования, могут определить достутность метода применимо к теме исследования;
- Учащиеся могут определить круг волнующих вопросов, касаемых предмета исследования;
- Могут осуществить поиск информации в сети Интернет, в энциклопедиях;
- Могут провести элементарное интервьюирование;
- Способны фиксировать полученную информацию, отбирать важное;
- Способны обобщить информацию в виде устного сообщения.
Теоретические аспекты занятия:
1 Актуализация проблемы (выявить проблему и определить направление будущего исследования).
2 Определение сферы исследования (сформулировать основные вопросы, ответы на которые нужно найти).
3 Выбор темы исследования (попытаться, как можно строже обозначить границы исследования).
4 Выработка гипотезы (разработать гипотезы, в том числе и провокационные идеи).
5 Выявление и систематизация подходов к решению (выбрать методы исследования).
6 Определить последовательность проведения исследования.
7 Сбор и обработка информации (зафиксировать полученные знания).
8 Анализ и обобщение полученных материалов (структурировать полученный материал, используя известные логические правила и приёмы).
9 Подготовка отчёта (дать определения основным понятиям, подготовить сообщение по результатам исследования).
10 Доклад (защитить результаты публично перед сверстниками и взрослыми, ответить на вопросы
ХОД ЗАНЯТИЯ:
1. Организационный момент:
- Сегодня наше занятие по исследовательской деятельности пройдет в несколько необычной форме, посмотрите сколько гостей пришли посетить нау исследовательскую лабораторию.
2. Актуализация проблемы, определение направления исследования
- Ребята, совсем недавно мы с вами рассматривали фотографии, сделанные во время наших летних каникул и увидели, что практически все принесли фотографии с пляжа, где мы купаемся, загораем, бегам по бережку… И тогда еще удивились с вами, что приятно вспоминать о лете, так и просяться слова «лето, море, солнце, пляж». Чем же так привлекателен песок? Почему он влечет и детей, и взрослых? Девочки подготовили стихотворные строки, которые возможно смогут прояснить некоторые моменты.
Е. Шамрова
Мы на море отдыхали,
Там купались, загорали.
Я решил построить башню
Из густой песчаной каши.
Папа смотрит и смеётся:
- Как тебе так удаётся:
- На песке построить дом?
- Не подумал ты о том:
- Если набежит прибой -
- Смоет весь твой дом водой!
- Далеко я башню строю,
- Не достать её прибою.
- И к тому же - крепкий дом,
- Ему волны - нипочём!
Дунул с моря ветерок…
- Посмотри - волна, сынок!
- Ты бросай скорее башню
- И спасай одежду нашу!
… Дом песчаный смыт волной -
Виноват во всём прибой!
В. Бредихин
Лежал песок,
Скучал песок
Сто тысяч лет, наверно.
Он был ужасно одинок,
И это было скверно.
Не в радость были песни гроз,
Не в радость - дождь из тучек.
Скучал в жару, скучал в мороз -
Весь мир песку был скучен...
И так ещё сто тысяч лет
Хранил бы он унынье,
Но был доставлен к нам чуть свет,
И не скучает, вовсе нет,
В песочнице отныне.
Большая настоящая
Кипит работа тут.
И люди работящие
В песочнице растут.
3. Выбор темы исследования
-Как предлагаете определить тему нашего исследования?
Итак, сегодня мы с вами поговорим о песке.
4. Определение сферы исследования
Давайте определим круг вопросов: что нас интересует? Ведь все сразу узнать невозможно.
(Дети высказывают предположения) (Запись на доске на листочках разноцветных)
5. Выработка гипотезы (разработать гипотезы, в том числе и провокационные идеи).
-Давайте выдвинем идеи по каждому вопросу, ваши предположения?
6. Выявление и систематизация подходов к решению (выбрать методы исследования).
-Давайте вспомним методы исследования, все которые знаем, перечислим… (работа с плакатом)
-А теперь давайте попробуем соотнести вопросы и методы, все ли методы применимы, возможно сократим список вопросов:
-
Подумаем самостоятельно (листочки на каждого),
-
Узнаем из книг: книги, энциклопедии,
-
Узнаем из компьютера (подключение к сети Интернет)
-
Связаться со специалистом (тел. специалиста)
-
Узнать у других людей (задать вопросы гостям)
-
Наблюдение (тарелочка+песок, шапочка, перчатки, лупа)
-
Опыт
ВОПРОСЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:
-
Общие сведения о песке (Подумаем самостоятельно, спросим у других)
-
Виды песка (Узнаем из книг, сеть интернет)
-
Свойства песка, состав (Наблюдение, опыт)
-
Песок лечит. (Связаться со специалистом)
7. Определить последовательность проведения исследования.
Методы определены, давайте продумаем формы работы, что будем делать вместе, а для чего разделимся на группы:
Деление на группы: на доске магнитики, возьмите любой. 4 группы
ВОПРОСЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:
-
Общие сведения о песке (Подумаем самостоятельно) - общая работа
-
Виды песка (Узнаем из книг) - 1 группа
-
Свойства песка, состав (Наблюдение, опыт) - общая работа
-
Песок лечит. (Связаться со специалистом) - 2 группа
-
Узнать у других людей - 3 группа
-
Узнать из компьютера - 4 группа
8. Сбор и обработка информации (зафиксировать полученные знания).
Наблюдение, Опыт:
Материал: сухой, влажный песок, прозрачная вода, три стеклянные банки, лопатка, лупа, магнит, пластинка из оргстекла.
Ход деятельности:
Учитель предлагает познакомиться со свойствами и качествами песка, его происхождением.
Учитель: Какие правила безопасности при работе с песком вы знаете? (Не брать песок и грязные пальцы в рот. Не тереть грязными руками глаза.)
Дети под руководством учителя обследуют сухой песок пальцами; насыпают его на пластину, рассматривают в лупу; опускают в песок магнит, появившееся на нём мелкие частички металла рассматривают в лупу. В баночку с водой опускают горсть песка, не размешивая его.
Учитель: Что происходит? (Песок оседает). На поверхности воды можно увидеть песочную пыль. Если размешать лопаткой воду, что произойдёт? (Песочная пыль, растворившись, окрашивает воду).
Дети пересыпают сухой песок из одной баночки в другую.
Учитель: Какой песок? (Сыпучий). Попробуйте слепить из сухого песка шар. (Не получается: сухой песок рассыпчатый, шершавый, содержит пыль).
Учитель предлагает детям рассмотреть влажный песок.
Учитель: Какой влажный песок? (Плотный, мягкий).
Дети делают из него колечки, оставляют их на некоторое время (пока песок высохнет). Затем под руководством учителя поливают сухой и влажный песок.
Учитель: Что вы наблюдаете? (Влажный песок быстро пропускает влагу, а сухой некоторое время держит её на поверхности, затем она уходит вглубь).
Вместе с детьми воспитатель делает вывод: песок - это очень мелкие камешки разного цвета, разной формы, разного размера; в песке можно найти мелкие частички металла. Песок тяжёлый - он опускается на дно баночки; пыль лёгкая - осталась на поверхности, при размешивании окрасила воду; мокрый песок меняет цвет. Песок хорошо пропускает воду; из влажного песка можно лепить предметы, а сухой не держит форму.
Сухой песок
Мокрый песок
Состояние
Цвет
Твердость
Запах
Пропускает воду
Держит форму
Таблицу также помещаем в папку исследователя
Затем по мере накопления материала давайте подготовим отчет о выполненной работе.
9. Анализ и обобщение полученных материалов
10. Подготовка отчёта