Конспект занятия по исследовательской деятельности по теме Работа с папкой исследователя. Мини-исследование Песок

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект открытого занятия по внеурочной деятельности

в рамках программы «Я-исследователь»

по теме: «Работа с папкой исследователя. Мини-исследование «Песок»


Учитель начальных классов: Шатилова Марина Юрьевна

ЦЕЛЬ:
1.Формировать навыки исследовательской деятельности: осуществление сбора, обработки и хранения информации в «Папке исследователя»

Задачи:

1. Совершенствовать умение отбирать и применять методы исследования, фиксировать полученные сведения, обобщать, систематизировать, делать выводы..
2.Формировать представления учащихся о составе, свойствах и видах песка, о положительном влиянии на эмоциональное состояние человека.
3.Развивать навыки практической деятельности (проведение опытов), наблюдательности, внимания, аккуратности, любознательности.

Планируемые результаты формирования УУД:
- личностные: формирование адекватной самооценки, учебно-познавательный интерес к новым способам действия;
- регулятивные: постановка новых учебных задач; проявление познавательной инициативы в учеьном сотрудничестве; самостоятельная оценка правильности выполнения действий и своевременное внесение корректив
- познавательные: осуществление расширенного поиска информации, используя все возможные методы исследования; фиксирование знаний в письменной форме и с помощью пиктограмм; формирование выводов в результате совместной работы;
- коммуникативные: слушать и понимать других; умение договариваться и приходить к общему мнению; учитывать разные мнения, эффективно сотрудничать, формулировать собственную позицию и мнение.

ОБОРУДОВАНИЕ: плакат «Папка исследователя», разноцветные листочки для групп:

  1. Подумаем самостоятельно (листочки на каждого),

  2. Узнаем из книг: книги, энциклопедии,

  3. Узнаем из компьютера (подключение к сети Интернет)

  4. Связаться со специалистом (тел. специалиста)

  5. Узнать у других людей (взять интервью)

  6. Наблюдение (тарелочка+песок, лупа, магниты)

  7. Опыт

Листы-полоски на доске, надпись «Вопросы», книги с закладками, магниты

ВОПРОСЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:

  1. Общие сведения о песке (Подумаем самостоятельно, спросим у других)

  2. Виды песка (Узнаем из книг, сеть интернет)

  3. Свойства песка, состав (Наблюдение, опыт)

  4. Песок лечит. (Связаться со специалистом)

Мантии, шляпы Ожидаемые результаты:

  • Ребята могут назвать основные методы исследования, могут определить достутность метода применимо к теме исследования;
  • Учащиеся могут определить круг волнующих вопросов, касаемых предмета исследования;
  • Могут осуществить поиск информации в сети Интернет, в энциклопедиях;
  • Могут провести элементарное интервьюирование;
  • Способны фиксировать полученную информацию, отбирать важное;
  • Способны обобщить информацию в виде устного сообщения.

Теоретические аспекты занятия:

1 Актуализация проблемы (выявить проблему и определить направление будущего исследования).

2 Определение сферы исследования (сформулировать основные вопросы, ответы на которые нужно найти).

3 Выбор темы исследования (попытаться, как можно строже обозначить границы исследования).

4 Выработка гипотезы (разработать гипотезы, в том числе и провокационные идеи).

5 Выявление и систематизация подходов к решению (выбрать методы исследования).

6 Определить последовательность проведения исследования.

7 Сбор и обработка информации (зафиксировать полученные знания).

8 Анализ и обобщение полученных материалов (структурировать полученный материал, используя известные логические правила и приёмы).

9 Подготовка отчёта (дать определения основным понятиям, подготовить сообщение по результатам исследования).

10 Доклад (защитить результаты публично перед сверстниками и взрослыми, ответить на вопросы

ХОД ЗАНЯТИЯ:

1. Организационный момент:

- Сегодня наше занятие по исследовательской деятельности пройдет в несколько необычной форме, посмотрите сколько гостей пришли посетить нау исследовательскую лабораторию.

2. Актуализация проблемы, определение направления исследования

- Ребята, совсем недавно мы с вами рассматривали фотографии, сделанные во время наших летних каникул и увидели, что практически все принесли фотографии с пляжа, где мы купаемся, загораем, бегам по бережку… И тогда еще удивились с вами, что приятно вспоминать о лете, так и просяться слова «лето, море, солнце, пляж». Чем же так привлекателен песок? Почему он влечет и детей, и взрослых? Девочки подготовили стихотворные строки, которые возможно смогут прояснить некоторые моменты.

Е. Шамрова

Мы на море отдыхали,
Там купались, загорали.
Я решил построить башню
Из густой песчаной каши.
Папа смотрит и смеётся:
- Как тебе так удаётся:
- На песке построить дом?
- Не подумал ты о том:
- Если набежит прибой -
- Смоет весь твой дом водой!
- Далеко я башню строю,
- Не достать её прибою.
- И к тому же - крепкий дом,
- Ему волны - нипочём!
Дунул с моря ветерок…
- Посмотри - волна, сынок!
- Ты бросай скорее башню
- И спасай одежду нашу!
… Дом песчаный смыт волной -
Виноват во всём прибой!

В. Бредихин
Лежал песок,
Скучал песок
Сто тысяч лет, наверно.
Он был ужасно одинок,
И это было скверно.
Не в радость были песни гроз,
Не в радость - дождь из тучек.
Скучал в жару, скучал в мороз -
Весь мир песку был скучен...
И так ещё сто тысяч лет
Хранил бы он унынье,
Но был доставлен к нам чуть свет,
И не скучает, вовсе нет,
В песочнице отныне.
Большая настоящая
Кипит работа тут.
И люди работящие
В песочнице растут.

3. Выбор темы исследования

-Как предлагаете определить тему нашего исследования?

Итак, сегодня мы с вами поговорим о песке.

4. Определение сферы исследования

Давайте определим круг вопросов: что нас интересует? Ведь все сразу узнать невозможно.

(Дети высказывают предположения) (Запись на доске на листочках разноцветных)

5. Выработка гипотезы (разработать гипотезы, в том числе и провокационные идеи).

-Давайте выдвинем идеи по каждому вопросу, ваши предположения?

6. Выявление и систематизация подходов к решению (выбрать методы исследования).

-Давайте вспомним методы исследования, все которые знаем, перечислим… (работа с плакатом)

-А теперь давайте попробуем соотнести вопросы и методы, все ли методы применимы, возможно сократим список вопросов:

  1. Подумаем самостоятельно (листочки на каждого),

  2. Узнаем из книг: книги, энциклопедии,

  3. Узнаем из компьютера (подключение к сети Интернет)

  4. Связаться со специалистом (тел. специалиста)

  5. Узнать у других людей (задать вопросы гостям)

  6. Наблюдение (тарелочка+песок, шапочка, перчатки, лупа)

  7. Опыт

ВОПРОСЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:

  1. Общие сведения о песке (Подумаем самостоятельно, спросим у других)

  2. Виды песка (Узнаем из книг, сеть интернет)

  3. Свойства песка, состав (Наблюдение, опыт)

  4. Песок лечит. (Связаться со специалистом)

7. Определить последовательность проведения исследования.

Методы определены, давайте продумаем формы работы, что будем делать вместе, а для чего разделимся на группы:

Деление на группы: на доске магнитики, возьмите любой. 4 группы

ВОПРОСЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:

  1. Общие сведения о песке (Подумаем самостоятельно) - общая работа

  2. Виды песка (Узнаем из книг) - 1 группа

  3. Свойства песка, состав (Наблюдение, опыт) - общая работа

  4. Песок лечит. (Связаться со специалистом) - 2 группа

  5. Узнать у других людей - 3 группа

  6. Узнать из компьютера - 4 группа

8. Сбор и обработка информации (зафиксировать полученные знания).

Наблюдение, Опыт:

Материал: сухой, влажный песок, прозрачная вода, три стеклянные банки, лопатка, лупа, магнит, пластинка из оргстекла.

Ход деятельности:

Учитель предлагает познакомиться со свойствами и качествами песка, его происхождением.

Учитель: Какие правила безопасности при работе с песком вы знаете? (Не брать песок и грязные пальцы в рот. Не тереть грязными руками глаза.)

Дети под руководством учителя обследуют сухой песок пальцами; насыпают его на пластину, рассматривают в лупу; опускают в песок магнит, появившееся на нём мелкие частички металла рассматривают в лупу. В баночку с водой опускают горсть песка, не размешивая его.

Учитель: Что происходит? (Песок оседает). На поверхности воды можно увидеть песочную пыль. Если размешать лопаткой воду, что произойдёт? (Песочная пыль, растворившись, окрашивает воду).

Дети пересыпают сухой песок из одной баночки в другую.

Учитель: Какой песок? (Сыпучий). Попробуйте слепить из сухого песка шар. (Не получается: сухой песок рассыпчатый, шершавый, содержит пыль).

Учитель предлагает детям рассмотреть влажный песок.

Учитель: Какой влажный песок? (Плотный, мягкий).

Дети делают из него колечки, оставляют их на некоторое время (пока песок высохнет). Затем под руководством учителя поливают сухой и влажный песок.

Учитель: Что вы наблюдаете? (Влажный песок быстро пропускает влагу, а сухой некоторое время держит её на поверхности, затем она уходит вглубь).

Вместе с детьми воспитатель делает вывод: песок - это очень мелкие камешки разного цвета, разной формы, разного размера; в песке можно найти мелкие частички металла. Песок тяжёлый - он опускается на дно баночки; пыль лёгкая - осталась на поверхности, при размешивании окрасила воду; мокрый песок меняет цвет. Песок хорошо пропускает воду; из влажного песка можно лепить предметы, а сухой не держит форму.

Сухой песок

Мокрый песок

Состояние

Цвет

Твердость

Запах

Пропускает воду

Держит форму

Таблицу также помещаем в папку исследователя

Затем по мере накопления материала давайте подготовим отчет о выполненной работе.

9. Анализ и обобщение полученных материалов

10. Подготовка отчёта










© 2010-2022