- Преподавателю
- Начальные классы
- Организация досугово-творческой деятельности школьников
Организация досугово-творческой деятельности школьников
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Реброва Н.Д. |
Дата | 02.03.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Организация досугово-творческой деятельности
младших школьников.
Н. Д. Реброва-учитель начальных классов, МОУ гимназия имени
А. С. Пушкина Советского района города Нижнего Новгорода
Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.
В.А. Сухомлинский
Мир детства - таинственная и чудесная планета, жители которой много знают, многое понимают, чувствуют, но у них мало жизненного опыта. Они приобретают этот опыт в своей деятельности, в играх. Если ребёнок погружается в различные виды игровой деятельности, которые нацелены на раскрытие его способностей, задатков, на творческое самовыражение, то личный опыт ребёнка обогащается, формируется произвольная волевая регуляция поведения, формируются память, внимание, способность, восприятие. Вот почему на протяжении нескольких лет все учащиеся моих классов объединены общей игрой «Путешествие в страну Знаний». Как хочется научить каждого ребёнка быть самостоятельным, ответственным, имеющим своё мнение и в то же время уважающим мнение другого человека, создать такие условия, чтобы каждый мог самореализоваться, гармонически развиваться. Чтобы организовать жизнь детей моего класса наполнено и интересно, в классах создаются семейки, которые вместе путешествуют и соревнуются по разным станциям. Такая организация досугово-творческой деятельности дополняет учебный процесс, создаёт у ребят целостную картину восприятия мира. Включаясь в процесс игры, дети учатся жить в мире смыслов и ценностей, и в то же время они исследуют, экспериментируют, обучаются. Совместный характер игры побуждает действия, помогает осознать свои собственные победы и ошибки. Таким образом, постепенно возникают предпосылки к формированию сознательного поведения и самоконтроля, что для младших школьников является основой усвоения нравственных норм. Игра- путешествие длится четыре года, с 1-го по 4-ый класс. Базовым основанием, на котором строится игра, является система коллективных творческих дел:
- творческие конкурсы, концерты;
-
игры;
-
встречи с интересными людьми;
-
классные часы;
-
экскурсии в музеи, библиотеки, по городу;
-
викторины;
-
научно-исследовательские проекты;
-
тематические предметные недели;
-
театрализованные представления;
-
спектакли;
-
выходы в театры;
-
выставки детского творчества;
-
кружки дополнительного образования;
-
праздники.
Порядок построения игры:
- сформированы семейки-экипажи. Интерес к игре зависит от того, как сформированы семейки. В 1-ом классе - это объединения ребят по месту жительства, в 3-ем-4-ом классах - по интересам, по уровню творчества, инициативе (учитываются симпатии друг к другу);
- даются названия семейкам, происходит выбор должностей. Назначаются старшие в семейках. Во втором классе старшие в семейках меняются реже. Определились интересы детей. Нет ни командиров, ни подчинённых, дети привыкают прислушиваться друг к другу. Они начинают понимать, что успех дела зависит от каждого из них, хотя старшим, конечно, быть сложнее и ему нужно всячески помогать, так как он полностью отвечает за выполнение всех дел детьми его семейки;
- выдвигаются предложения и идеи;
- оформляется стенд «Путешествие в страну Знаний», на котором ярко и образно обозначены условия и законы путешествия;
- оформляются семейные уголки;
- оформляется экран соревнований. Школьники узнают о своих достижениях, победах. Это очень важно, так как дети обязательно должны видеть, что их вклад в общее дело оценен, а значит, в последующих делах они будут более активны и успешны. Семейки вступают в творческое соперничество, соревнование между собой. Рейтинг семейки или члена семейки определяется на классных часах, где каждый получает знаки-символы: красный-активность, жёлтый - творчество, синий - прилежание, зелёный- трудолюбие и вручаются награды по разным номинациям.
- «От спорта - к здоровому образу жизни»- спортивно-оздоровительная и патриотическая деятельность;
- «Я, мы и природа»-эмоционально-нравственное отношение к окружающей среде;
- «Мой край родной »- интеллектуально- познавательная деятельность;
- «Созвездие классных талантов»- творческая деятельность.
- решению проблем социальной адаптации младших школьников. Различные формы игровой деятельности позволяют ребёнку почувствовать себя в различных социальных ролях;
- решению проблем здоровьесбережения (организация психологического и физического отдыха);
-
сплочению классного коллектива;
-
созданию нового стиля взаимоотношения между взрослыми и детьми, стиля совместной, равноправной, взаиморазвивающей, интеллектуальной творческой деятельности;
-
развитию познавательного, коммуникативного, нравственного, физического, эстетического потенциалов личности ребёнка;
-
развитию организаторских способностей и задатков, психических свойств личности.