Организация досугово-творческой деятельности школьников

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Организация досугово-творческой деятельности

младших школьников.


Н. Д. Реброва-учитель начальных классов, МОУ гимназия имени

А. С. Пушкина Советского района города Нижнего Новгорода



Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.

В.А. Сухомлинский
Мир детства - таинственная и чудесная планета, жители которой много знают, многое понимают, чувствуют, но у них мало жизненного опыта. Они приобретают этот опыт в своей деятельности, в играх. Если ребёнок погружается в различные виды игровой деятельности, которые нацелены на раскрытие его способностей, задатков, на творческое самовыражение, то личный опыт ребёнка обогащается, формируется произвольная волевая регуляция поведения, формируются память, внимание, способность, восприятие. Вот почему на протяжении нескольких лет все учащиеся моих классов объединены общей игрой «Путешествие в страну Знаний». Как хочется научить каждого ребёнка быть самостоятельным, ответственным, имеющим своё мнение и в то же время уважающим мнение другого человека, создать такие условия, чтобы каждый мог самореализоваться, гармонически развиваться. Чтобы организовать жизнь детей моего класса наполнено и интересно, в классах создаются семейки, которые вместе путешествуют и соревнуются по разным станциям. Такая организация досугово-творческой деятельности дополняет учебный процесс, создаёт у ребят целостную картину восприятия мира. Включаясь в процесс игры, дети учатся жить в мире смыслов и ценностей, и в то же время они исследуют, экспериментируют, обучаются. Совместный характер игры побуждает действия, помогает осознать свои собственные победы и ошибки. Таким образом, постепенно возникают предпосылки к формированию сознательного поведения и самоконтроля, что для младших школьников является основой усвоения нравственных норм. Игра- путешествие длится четыре года, с 1-го по 4-ый класс. Базовым основанием, на котором строится игра, является система коллективных творческих дел:

  • творческие конкурсы, концерты;
  • игры;

  • встречи с интересными людьми;

  • классные часы;

  • экскурсии в музеи, библиотеки, по городу;

  • викторины;

  • научно-исследовательские проекты;

  • тематические предметные недели;

  • театрализованные представления;

  • спектакли;

  • выходы в театры;

  • выставки детского творчества;

  • кружки дополнительного образования;

  • праздники.

Порядок построения игры:

  • сформированы семейки-экипажи. Интерес к игре зависит от того, как сформированы семейки. В 1-ом классе - это объединения ребят по месту жительства, в 3-ем-4-ом классах - по интересам, по уровню творчества, инициативе (учитываются симпатии друг к другу);
  • даются названия семейкам, происходит выбор должностей. Назначаются старшие в семейках. Во втором классе старшие в семейках меняются реже. Определились интересы детей. Нет ни командиров, ни подчинённых, дети привыкают прислушиваться друг к другу. Они начинают понимать, что успех дела зависит от каждого из них, хотя старшим, конечно, быть сложнее и ему нужно всячески помогать, так как он полностью отвечает за выполнение всех дел детьми его семейки;
  • выдвигаются предложения и идеи;
  • оформляется стенд «Путешествие в страну Знаний», на котором ярко и образно обозначены условия и законы путешествия;
  • оформляются семейные уголки;
  • оформляется экран соревнований. Школьники узнают о своих достижениях, победах. Это очень важно, так как дети обязательно должны видеть, что их вклад в общее дело оценен, а значит, в последующих делах они будут более активны и успешны. Семейки вступают в творческое соперничество, соревнование между собой. Рейтинг семейки или члена семейки определяется на классных часах, где каждый получает знаки-символы: красный-активность, жёлтый - творчество, синий - прилежание, зелёный- трудолюбие и вручаются награды по разным номинациям.
Организация досугово-творческой деятельности школьников Исходя из собственной педагогической практики, я пришла к убеждению, что результат будет лишь там, где на первом месте стоит личность каждого из моих учеников. Все направления внеклассной работы акцентируют внимания на «Я» каждого ребёнка: «Я, моя семья, мои друзья»- нравственное и семейное воспитание;
  • «От спорта - к здоровому образу жизни»- спортивно-оздоровительная и патриотическая деятельность;
  • «Я, мы и природа»-эмоционально-нравственное отношение к окружающей среде;
  • «Мой край родной »- интеллектуально- познавательная деятельность;
  • «Созвездие классных талантов»- творческая деятельность.
Организовать и направить развитие игры, помочь преодолеть затруднения, увидеть друг в друге хорошие качества, отметить ошибки - вся это многообразная деятельность может быть обеспечена лишь совместной командой, состоящей из педагогов, родителей и учащихся. Только вместе с родителями, общими усилиями мы сможем добиться того, чтобы ребёнок раскрыл свои способности, полюбил труд, чтобы умел наслаждаться красотой окружающего мира, умел любить другого человека и быть любимым. Благодаря такой организации внеклассной работы стало видно, как дружно взаимодействуют дети и родители, насколько родителям интересна жизнь детей. Подготовка к разным мероприятиям сплачивает детей и родителей, взрослые лучше узнают своих детей с совершенно новой, неожиданной стороны. А какой гордостью наполняются сердца детей, когда их родители принимают активное участие в делах классах. Современная семья имеет большой интеллектуальный потенциал, и задача учителя - привлечь и умело использовать его при организации свободного времени детей, заполняя досуг полезными как для здоровья, так и для ума делами. Данная система организации досугово - творческой деятельности учащихся способствует:
  • решению проблем социальной адаптации младших школьников. Различные формы игровой деятельности позволяют ребёнку почувствовать себя в различных социальных ролях;
  • решению проблем здоровьесбережения (организация психологического и физического отдыха);
  • сплочению классного коллектива;

  • созданию нового стиля взаимоотношения между взрослыми и детьми, стиля совместной, равноправной, взаиморазвивающей, интеллектуальной творческой деятельности;

  • развитию познавательного, коммуникативного, нравственного, физического, эстетического потенциалов личности ребёнка;

  • развитию организаторских способностей и задатков, психических свойств личности.

Наши дети - талантливые, об этом мы можем сказать с уверенностью. Они с удовольствием пишут сочинения, сочиняют сказки и стихи, создают свои творческие проекты, издают свои детские литературные журналы. Работа по организации издательской деятельности позволила направить и развить познавательные, творческие силы, литературные способности младших школьников, расширить сферу их речевого общения, повысить культуру письменной речи- самого сложного вида речевой деятельности. Когда я предложила детям издавать свои журналы, они живо откликнулись на эту идею. У них имеется опыт читателей детских журналов, и, конечно же, хотелось попробовать себя в качестве журналистов и писателей. Многие ребята успели накопить интересные школьные сочинения, кто-то записывал в заветную тетрадку первые стихи. Сначала определили названия семейных журналов, затем - рубрики, рассмотрели особенности разных жанров, распределили обязанности по семейкам и начали творить. С удовольствием работают в этих журналах и родители. Вот где проявляются сотворчество, содружество. Подводя итоги работы по организации досугово-творческой деятельности учащихся, учитывая огромное стремление учеников активно участвовать в разнообразных видах познавательной, общественно- полезной деятельности, можно с уверенностью сказать, что идея создания в начальной школе подобной игры по семейкам оправдана. Таким образом, такая система воспитательной работы обогащает жизненный опыт учащихся и вносит существенный вклад в реализацию программы гимназии.
© 2010-2022