- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок по теме «Творительный падеж имён существительных» (3 класс)
Урок по теме «Творительный падеж имён существительных» (3 класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Гладких Т.В. |
Дата | 25.07.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Открытый урок Русский язык, 3-й класс
КОНСПЕКТ УРОКА
Предмет: Русский язык. Класс: 3 «В». Учитель: Гладких Татьяна Валентиновна. Дата: «12» февраля 2003 года. Время: 8 ч. 50 мин. - 9 ч. 30 мин.
Тема: «Творительный падеж имён существительных».
Цель: - познакомить учащихся с признаками творительного падежа имён существительных;
- формировать умение правильно употреблять существительные в творительном падеже;
- развивать интеллектуальные способности детей;
- воспитывать любовь к русскому языку.
ХОД УРОКА
ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО.
На доске написаны слова с пропущенными буквами: Те…итория, подста…ка, ул…ца, праз…ник Учитель: - Прочитайте написанные на доске слова. Сформулируйте к ним задание. Дети: - С данными словами можно выполнить такое задание: вставить пропущенные буквы, объяснить их написание. Учитель: - Выполните это задание устно. Дети: - Слово территория имеет удвоенную согласную р. Его написание нужно запомнить. В слове подставка пропущен парный согласный в. Проверочное слово подставить. В слове улица пишется непроверяемая безударная гласная и. Написание этого слова надо запомнить.
(по ходу ответов учащихся учитель пишет пропущенные буквы в словах) Учитель: - Что могут ещё обозначать пропущенные в словах буквы? Дети: - Пропущенные в словах буквы могут обозначать названия падежей. Учитель: - Составьте с данными существительными словосочетания, употребив их в том падеже, на который указывает пропущенная в них буква. Напишите словосочетания в порядке изучения падежей. (учащиеся выполняют задание) Проверим работу. Прочитайте первое словосочетание. Укажите падеж имеющегося в нём существительного. Обоснуйте свой ответ. Дети: - Тихая улица. Существительное улица стоит в именительном падеже. Оно отвечает на вопрос что? Существительное в именительном падеже употребляется без предлога. Учитель: - Таким же образом работаем с остальными словосочетаниями. Дети: - Находился (около чего?) около территории. Существительное территория стоит в родительном падеже. Оно отвечает на вопрос чего? и употреблено с предлогом около. Подготовимся (к чему?) к празднику. Существительное к празднику стоит в дательном падеже. Оно отвечает на вопрос чему? и употреблено с предлогом к. Убрал (что?) подставку. Существительное подставку стоит в винительном падеже. Оно отвечает на вопрос что? и употреблено без предлога. Учитель: - Скажите, как узнать падеж существительного? Дети: - Чтобы узнать падеж существительного, надо от зависимого слова задать к нему вопрос. Учитель: - Какой ещё признак часто помогает определить падеж существительного? Дети: - Падеж существительного часто помогает определить предлог.
ФОРМУЛИРОВАНИЕ УЧАЩИМИСЯ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА.
Учитель: - Исходя из наших рассуждений, определите тему сегодняшнего урока? Дети: - Мы изучили и повторили именительный, родительный, дательный, винительный падежи имени существительного. Далее по порядку следует творительный падеж. Значит, тема сегодняшнего урока: «Творительный падеж имён существительных». Учитель: - Ориентируясь на план, сформулируйте цель урока.
(План написан на доске заранее)
Творительный падеж имён существительных
-
Вопросы.
-
Предлоги.
-
Окончания.
-
Член предложения.
- на какие вопросы отвечает существительное в творительном падеже;
- с какими предлогами они употребляются;
- какие имеют окончания;
- каким членом предложения являются.
МИНУТКА ЧИСТОПИСАНИЯ Учитель: - Внимательно посмотрите на схему:
Она относится к одному из написанных на доске слов. Сформулируйте задание для минутки чистописания. Дети: - Назовите букву, которую мы будем писать на минутке чистописания. Она последняя в слове, состоящем из двух слогов, и обозначает согласный звук. Какая это буква? Расскажите всё о звуке, который она обозначает. Учитель: - Какой ответ вы можете дать на это задание? Дети: - Это буква к. Она является последней в слове праздник, которое состоит из двух слогов. Обозначает звук . Он согласный, парный, глухой, твёрдый. Учитель: - Напишите эту цепочку букв до середины строки:
Ккя, Ккю, Ккэ, Ккы, Кко, Кки, Кке, Ккё, Кка.
СЛОВАРНО - ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА Учитель: - Ориентируясь на данные числа, назовите слово из словаря, с которым мы познакомимся на уроке:
31 12 19 12 21 18 19 10 33 Какое это слово? Как вы его определили Дети: - Это слово экскурсия. Мы определили его по числам, которые обозначают порядок каждой буквы в алфавите. Учитель: - Как вы понимаете значение слова экскурсия? Дети: - Экскурсия - это посещение какого-либо места: страны, города, музея и т.д. Учитель: - С какой целью совершаются экскурсии? Дети: - Экскурсии совершаются для отдыха; для развлечения. Экскурсии могут проводиться для получения новых знаний. Учитель: - Скажите полностью значение ЭКСКУРСИЯ. Дети: - Экскурсия - это посещение какого-либо места: страны, города, музея и т.д. для отдыха, развлечения, получения новых знаний. Учитель: - Найдите слово экскурсия в орфографическом словаре. Прочитайте его про себя. Прочитайте новое слово хором. Что можете отметить в его написании? Дети: - В слове экскурсия пишутся подряд три согласные буквы: К, С, К. Начинается слово с буквы Э. Учитель: - Напишите новое слово в тетради, мысленно его проговаривая. Посмотрите на данную схему. Кто? что делали? с кем? на экскурсию куда? Сформулируйте к ней задание Дети: - К данной схеме можно придумать такое задание: составьте предложение, отвечая на поставленные вопросы и включив слово на экскурсию. Учитель: - Какое у вас получилось предложение? Дети: - Школьники ходили на экскурсию в лес вместе с учителем. Учитель: - Напишите это предложение, подчеркните орфограммы. (осуществляется проверка)
ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА Учитель: - Сформулируйте задание к составленному предложению в соответствии с темой урока. Дети: - Надо найти существительное, которое стоит в творительном падеже. Учитель: - Какое же это существительное? Дети: - В этом предложении существительное учителем стоит в творительном падеже. Учитель: - Почему вы так считаете? Дети: - Оно отвечает на вопрос с кем? Учитель: - Почему вы задали вопрос с кем? Дети: - Существительное учитель одушевлённое. Учитель: - Какой вопрос вы зададите к неодушевлённому имени существительному в творительном падеже? Дети: - Вопрос чем? Учитель: - На какие же вопросы отвечают существительные в творительном падеже? Дети: - Существительные в творительном падеже отвечают на вопросы кем? чем?.
(Учитель отмечает эти сведения в плане, по которому определялась детьми цель урока)
Учитель: - Каким членом предложения могут быть существительные в творительном падеже? Дети: - Существительное в творительном падеже в предложении бывает второстепенным членом.
(Делается отметка в плане) Учитель: - Продолжим знакомство с творительным падежом. У вас на партах лежат карточки. Внимательно посмотрите.
- говорить сестра живёт лестница стоять дверь сидеть стол пролежать поле мелькать глаза наслаждаться песни забивать молоток
(Учащиеся выполняют работу. Осуществляется проверка)
- (Говорил с сестрой, живёт под лестницей, стоял за дверью, сидел за столом, пролетал над полем, мелькал перед глазами, наслаждался песнями, забивал молотком.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Учитель: - Я буду называть падежи и вопросы к ним. Если падеж и вопросы соответствуют друг другу - хлопаете, если не соответствуют - топаете.
- И. кого? чего? Д. кому? чему? В. кого? что? Т. кем? чем? Р. кого? что? П. о ком? о чём?
ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО
Упражнение № 1.
Учитель: - Из упражнения №369 (А.В. Полякова. Русский язык. - М., 2001) спишите, поставьте существительные, данные в скобках, в нужном падеже. Укажите падежи существительных 1-го склонения.
ИТОГ УРОКА
Учитель: - Что вы узнали сегодня о творительном падеже?
4