- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа внеурочной деятельности Волшебная кисточка
Рабочая программа внеурочной деятельности Волшебная кисточка
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Третьякова Л.В. |
Дата | 06.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка
Познавать окружающий мир, видеть в нём красоту, формировать свои эстетические потребности, развивать художественные способности - является одним из элементов единой системы воспитания, обучения и развития учащихся. С целью повышения эстетического воспитания вводится кружок «Волшебная кисточка». Цель: привитие интереса к изобразительному искусству, развитие сюжетного рисования нетрадиционными техниками изображения. Активизация творческих способностей, формирование художественно - эстетических потребностей, независимо от того, кем станут ребята в дальнейшем: художниками, артистами, инженерами, космонавтами, рабочими, экономистами, юристами, учёными или строителями является неотъемлемой частью кружка «Волшебная кисточка». Задачи: а) образовательные: - ознакомление детей с нетрадиционными техниками изображения, их применением, выразительными возможностями, свойствами изобразительных материалов; - овладение учащимися нетрадиционными техниками рисования; - использования нетрадиционных техник изображения в самостоятельной деятельности учащихся. - овладение учащимися элементарных основ реалистического искусства, формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, ознакомление с особенностями работы в области декоративно-прикладного и народного творчества, б) развивающие: - развитие у детей изобразительных способностей, эстетического восприятия, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического вкуса и понимание прекрасного, в) воспитательные: - воспитание интереса и любви к искусству, - воспитание усидчивости, аккуратности и терпения, - обучение ребёнка творческому подходу к любой работе помогут задания, содержащие в программе. Предметное рисование: Совершенствовать умение изображать предметы по памяти и с натуры. Совершенствовать технику изображения. Развивать свободу и одновременно точность движения руки под контролем зрения, их плавность, ритмичность. Учить новым способам работы с уже знакомыми материалами. Разным способам создания фона для изображения картины. Учить видеть красоту созданного изображения, в передаче формы, плавности, слитности линий и пятен, равномерности закрашивания рисунка. Чувствовать плавные переходы оттенков цвета. Развивать представление о разнообразии цветов и оттенков, опираясь на реальную окраску предметов, сказочные предметы. Учить создавать цвета и оттенки. Учить определять названия цветов, различать оттенки и передавать их в рисунке. Сюжетное рисование: Учить детей размещать изображения на листе в соответствии с их реальным расположением. Передавать различия в величине изображаемых предметов. Формировать умение строить композицию рисунка. Передавать движение в картине.
Место предмета в учебном плане Кружок «Волшебная кисточка» является компонентом учебного плана внеурочной деятельности, рассчитан на 33 часа, 1час занятий в неделю (35 мин).
Программа базируется на следующих концептуальных принципах:
1) единство воспитания и образования, обучения и творческой деятельности учащихся, сочетание практической работы с развитием способности воспринимать и понимать произведения искусства, прекрасное и безобразное в окружающей действительности и в искусстве; 2) нравственно-духовное развитие и потребность в самовыражении личности; 3) свобода и выбор деятельности; 4) психологическая помощь в адаптации ребёнка в коллективе; 5) взаимопонимание между педагогом и детьми; 6) формирование контроля и оценки собственной деятельности; 7) уважение к правам ребёнка. Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключаются в том, что программа ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по изобразительному искусству. Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение основами изобразительного искусства, на приобщение обучающихся к активной познавательной и творческой работе. Процесс обучения изобразительному искусству строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний, законов и правил изобразительного искусства у школьников развиваются творческие начала. Образовательный процесс имеет ряд преимуществ: - занятия в свободное время; - обучение организовано на добровольных началах всех сторон (обучающиеся, родители, педагоги); - обучающимся предоставляется возможность удовлетворения своих интересов и сочетания различных направлений и форм занятия;
Основные направления деятельности:
Программа рассчитана на 1 год обучения. Реализация программы основана на развитии детского творчества. В процессе занятий сочетаются групповая и индивидуальная форма работы. Данная программа опирается на личность ребёнка в соответствии с условиями жизни, индивидуальными склонностями и задатками. Большое внимание и значение имеет индивидуальная форма работы, где педагог решает проблемы индивидуального порядка, возникшие у детей в процессе обучения. Особое внимание в данной программе уделяется индивидуальному подходу в общении с детьми, который создаёт наиболее благоприятные возможности для развития познавательных сил, склонностей и психолого-физических особенностей обучения каждого ребёнка. Работа с обучаемыми строится на взаимном сотрудничестве, на основе уважительного искреннего, деликатного и тактичного отношения к личности ребёнка. На занятиях дети приучаются к аккуратности. При построении занятий используется метод коллективного творчества, во время занятий дети общаются между собой, предлагают идеи, которые позже и реализуются. Форма проведения занятий разнообразны: беседы, практические работы, выставки, творческие работы. Во время работы проводятся оздоровительные минутки: упражнения для глаз, для осанки, упражнения для кисти рук. В течение года дети осваивают разные техники рисования, в том числе нетрадиционные, которые увлекают детей, развивается познавательный интерес, дети с большим энтузиазмом их осваивают. Развивает творческую активность личности обучаемых частая работа с литературой дома. Работая самостоятельно с дополнительной литературой, дети создают свою работу, а не пользуются готовым образцом. В этой деятельности выделяются более одарённые дети. А с ребятами, кому нужна индивидуальная помощь, ведётся индивидуальная работа.
Ожидаемые результаты
Личностные результаты:
-
осознавать роль художественного искусства в жизни людей;
-
эмоционально «проживать» красоту художественных произведений, выражать свои эмоции;
-
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
-
высказывать своё отношение к художественным произведениям, к творчеству своих товарищей, своему творчеству.
Метапредметне результаты
Регулятивные УУД:
-
определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
-
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
-
учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
-
находить ответы на вопросы в иллюстрациях;
-
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
Коммуникативные УУД:
-
оформлять свои мысли в устной и художественной форме (на уровне рассказа, художественного изображения);
-
понимать художественную речь других, понимать то, что хочет сказать художник своим произведением;
-
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Календарно-тематическое планирование
№ п/п
Тема занятия
Содержание
Кол-во часов
Дата план.
Дата факт.
1 Путешествие по стране «Рисования» и знакомство с ее жителями. Игра с акварельными красками и водой. Первый урок узнаем свойства акварельной краски. Пробуем изображать.
1
2 Как краски друг к другу в гости ходили. Основные и составные цвета. Знакомство с тремя основными цветами: синий, красный, желтый. Узнаем, почему они основные. Цветочная поляна - рисуем пальчиками.
1
3 Как краски друг к другу в гости ходили. Основные и составные цвета. Знакомство с составными цветами. Знакомство с техникой лессировки. Фрукты и овощи. Передача цвета.
1
4 Цветной дождик. Кляксография. Знакомство с техникой кляксографией. Создание фона цветными капельками.
1
5 Волшебная радуга. Учимся рисовать при помощи губки радугу. В волшебном городе после дождика появилась радуга. Закрепление знаний об основных и составных цветах.
1
6 Сказочная осень. Ковер из цветных листьев. Техника эстампа. Знакомство с техникой эстампа. Наносить на листья краску разных цветов и делать отпечаток. Закреплять знания об основных и составных цветах.
1
7 Фантастическое животное. Манипулятивное конструирование из модульных элементов. Закрепление знаний об основных и составных цветах. При помощи геометрических фигур изобразить фантастическое животное с дорисовкой.
1
8 Диковинное блюдечко. Показать разнообразие цветовых вариантов. Роспись пальчиками. Способом примакивания, отрывистых плавных движений. Подготовка к работе с линией.
1
9 Настроение погоды в нашей стране. Веселое. Изображение погоды в природе на примере дерева или кустика. Знакомство с понятием статичность. Изображение веселой погоды при помощи цвета, композиции и линий.
1
10 Настроение погоды в нашей стране. Грусть. Изображение погоды в природе. Знакомство с понятием динамичность. Изображение печальной или грустной погоды при помощи цвета, композиции и линии.
1
11 Волшебная палочка. Заполнение цветом раскраску животного при помощи ватной палочки и краски. Точечным способом.
1
12 «Узоры снежинок». Ритм. Орнамент в круге. Гуашь. Отработка приёма: смешение цвета с белилами.
1
13 Ледяное волшебство. При помощи мятой бумаги, губки и краски изображается эффект ледяных гор.
1
14 Волшебство зимнего леса. Изображение леса. На синей бумаге изображается гуашью елочка - мазком. Снег ватной палочкой (волшебной).
1
15 Сказка о том, как поспорили кисти и перья. Подготовка к работе с линиями. Дорисовка отдельных деталей палочками - зубочистками (иголки у ежика). Знакомство с ахроматическими цветами.
1
16 Праздничный фейерверк. Создание фона акварелью. Фейерверк рисуется парафином. Заливается черной краской. Закрепление знаний об ахроматических цветах.
1
17 История волшебной ниточки. Ребёнок опускает нитку в краску, отжимает её. Затем на лист бумаги выкладывает из нитки изображение, оставляя один её конец свободным. После этого сверху накладывает другой лист, прижимает, придерживая рукой
1
18 «Цветы». Композиция в круге. Эскиз монохромной декоративной росписи. Освоение приёма - кистевая роспись. Беседа «Голубая сказка Гжели».
1
19 Узор и орнамент. Роспись посуды хохломской росписью.
1
20 «Подводное царство». Рисование рыбок.
1
21 «Подводное царство». Рисование рыбок.
1
22 «Деревья как люди». Рисование с натуры дерева, передача формы и объема.
1
23 Путешествие по морю. Корабли.
1
24 Упражнения в живописи.
Рисование и передача особенностей цвета (теплые и холодные тона, сочетание цветов).
1
25 Открытка - подарок от души! Открытка выполняется в технике аппликация, в которой можно использовать нашу коллекцию монотипий и отпечатков.
1
26 Искусство отпечатков. Закладки для книг и декоративные полоски. Если украсить полоски из плотной бумаги печатными картинками и орнаментами, получатся замечательные закладки. Такие полоски пригодятся в будущем для создания открыток, рамки для фото, коллажей.
1
27 Волшебная книга. Создаем обложку книги, любым способом. Оттиск, отпечаток, и т.д.
1
28 О чем рассказывают украшения. Рисование кокошника. Составление узора на головном уборе.
1
29 «Живые образы». Рисование лица человека.
1
30 Природа и фантазия. Рисунки на воде.
1
31 «Изображать можно в объёме». Превратить комок пластилина в птицу. Лепка.
1
32 «Я - юный художник». Самостоятельный выбор техники рисования и составление рисунка.
1
33 Наша галерея. Выставка творческих работ.
1
Список литературы:
1. М.Михейшина «Уроки рисования для младших школьников», 2005г.
2. А.П.Фомичёва «Методика обучения рисования в школе»,2007г.
3. О.Шматова «Самоучитель по рисованию акварелью», 2007г.
4. Межуева Ю.А. Сказочная гжель. - М.,2003г.
5. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. - М., 1999 г
6. Энциклопедический словарь юного художника. - М.,1983г.
7. «Начальная школа» - журнал и приложение к газете « Первое сентября».
Печатные пособия: Таблицы к основным разделам материала по изобразительному искусству, содержащегося в стандарте начального образования. Репродукции картин.