- Преподавателю
- Начальные классы
- КТП по литературному чтению
КТП по литературному чтению
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Герасимова О.Н. |
Дата | 21.09.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемыми результатами начального общего образования, требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту «Перспектива».
Общая характеристика учебного предмета
Цели и задачи курса Основные цели обучения литературному чтению: - совершенствование навыков сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения, коммуникативно-речевых умений при работе с текстами литературных произведений; выработка навыка чтения про себя; приобретение умения работать с разными видами информации; - приобщение младших школьников к чтению художественной литературы и восприятию ее как искусства слова; создание условий для проявления эмоциональной отзывчивости на слушание и чтение произведений; - обогащение личного опыта учащихся духовными ценностями, которые определяют нравственно-эстетическое отношение человека к людям и окружающему миру; - введение учащихся в мир детской литературы; воспитание у начинающего читателя интереса к книге, истории ее создания и потребности в систематическом чтении литературных произведений, навыков работы с книгой и текстом, читательской самостоятельности и познавательной активности при выборе книг; помощь в овладении первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами. Задачи: освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста; воспитание интереса к чтению и книге; помощь в овладении речевой, письменной и коммуникативной культурой; воспитание эстетического отношения к действительности, отраженной в художественной литературе; воспитание нравственных ценностей и эстетического вкуса младшего школьника, понимания им духовной сущности произведений
Структура курса Литературное чтение как систематический курс начинается с 1 класса после обучения грамоте, параллельно с коммуникативно-речевым курсом русского языка. Содержание курса представлено следующими разделами: «Виды речевой деятельности. Культура речевого общения»; «Виды работы с текстом. Коммуникативно-познавательная деятельность»; «Работа с художественным произведением. Эстетическая и духовно-нравственная деятельность»; «Круг детского чтения. Культура читательской деятельности».
Описание места учебного предмета в учебном плане На уроки литературного чтения в 1 классе отводится 40 часов (10 учебных недель, 4 часа в неделю), из них 34 часа включены в фазу постановки и решения системы учебных задач, в том числе 8 часов отводится на внеклассное чтение (уроки работы с книгой), 6 часов - на рефлексивную фазу учебного года.
Содержание учебного предмета Раздел «Виды речевой деятельности. Культура речевого общения» включает следующие содержательные линии: аудирование (слушание), чтение, говорение (культура речевого общения). Содержание раздела обеспечивает развитие аудирования, говорения, чтения в их взаимодействии, воспитывая культуру общения (устного и письменного). Аудирование (слушание) - это умение слушать и слышать, то есть адекватно воспринимать на слух звучащую речь (высказывание собеседника, чтение различных текстов). Чтение понимается как осознанный самостоятельный процесс чтения доступных по объему и жанру произведений, осмысление цели чтения и выбор вида чтения (ознакомительное, выборочное, выразительное чтение с использованием интонации, темпа, тона, пауз, ударений, соответствующих смыслу текста). Говорение (культура речевого общения) на основе разных видов текста определяет специфические умения вести диалог, отвечать и задавать вопросы по тексту, создавать монолог с использованием правил речевого этикета (отбирать и использовать изобразительно-выразительные средства языка для создания собственного устного высказывания), воплощать свои жизненные впечатления в словесных образах, выстраивать композицию собственного высказывания, раскрывать в устном высказывании авторский замысел, передавая основную мысль текста. Раздел «Виды читательской деятельности» включает работу с разными видами текста, которая предполагает выработку аналитических умений: воспринимать изобразительно-выразительные средства языка художественного произведения; воссоздавать картины жизни, представленные автором; устанавливать причинно-следственные связи в художественном произведении; понимать авторскую позицию в произведениях; выделять главную мысль текста (с помощью учителя). Предусмотрены ознакомление учащегося с книгой как источником различного вида информации и отработка библиографических умений: умения ориентироваться в книге по её элементам, знакомиться с разными видами и типами книг, выбирать книги на основе рекомендованного списка или собственных предпочтений. В разделе «Круг детского чтения» реализуются принципы отбора содержания чтения младшего школьника, обеспечивающие выработку мотивированного выбора круга чтения, воспитание устойчивого интереса ученика к самостоятельной читательской деятельности, компетентности в области детской литературы: учет эстетической и нравственной ценности текстов, их жанрового и тематического разнообразия, доступности для восприятия детьми 6-7 лет, читательских предпочтений младших школьников. Раздел «Литературоведческая пропедевтика» содержит круг литературоведческих понятий для практического освоения детьми с целью ознакомления с первоначальными представлениями о видах и жанрах литературы, о средствах выразительности языка. Раздел «Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)» является ведущим элементом содержания начального этапа литературного образования. Опыт творческой деятельности воплощается в системе читательской и речевой деятельности, что обеспечивает перенос полученных детьми знаний в самостоятельную продуктивную творческую деятельность: постановку «живых картин», чтение по ролям, инсценирование, драматизацию. Особое внимание уделяется созданию различных форм интерпретации текста: устному словесному рисованию, разным формам пересказа, созданию собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии).
Результаты изучения учебного предмета При изучении литературного чтения по учебникам «Литературное чтение» для 1-4 классов авторов Л. Ф. Климановой, Л. А. Виноградской и др. достигаются следующие личностные результаты (в соответствии с требованиями ФГОС): формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; формирование уважительного отношения к иному мнению, к истории, культуре других народов; развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. Метапредметные результаты: способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства ее осуществления; умение контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата; умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с поставленными целями и задачами; осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации, составление текстов в устной и письменной форме; готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; выражать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, а также с уважением воспринимать другие. Предметные результаты изучения курса: понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; осознание значимости чтения для личностного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; осознание значимости умения хорошо читать для успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении; достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, то есть овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий; умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации6 (см. Примечание).
Материально-техническое обеспечение 1. Учебно-методическое обеспечение: 1. Климанова, Л. Ф. Литературное чтение. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Перспектива». 1-4 классы / Л. Ф. Климанова, М. В. Бойкина. - М. : Просвещение, 2011. 2. Климанова, Л. Ф. Литературное чтение. Творческая тетрадь. 1 класс : пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / Л. Ф. Климанова, Т. Ю. Коти. - М. : Просвещение, 2010. 3. Климанова, Л. Ф. Волшебная сила слов. Рабочая тетрадь по развитию речи. 1 класс : пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / Л. Ф. Климанова, Т. Ю. Коти. - М. : Просвещение, 2010. 4. Литературное чтение. 1 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений : в 2 ч. / сост. Л. Ф. Климанова [и др.] ; под ред. Л. Ф. Климановой. - М. : Просвещение, 2011. 2. Интернет-ресурсы. 1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. - Режим доступа : school-collection.edu.ru 2. Презентации уроков «Начальная школа». - Режим доступа : nachalka.info/about/193 3. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). - Режим доступа : festival. 1september.ru 4. Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий». - Режим доступа : km.ru/ education 5. Официальный сайт УМК «Перспектива». - Режим доступа : prosv.ru/umk/perspektiva/ info.aspx? ob_no=12371 3. Наглядные пособия. 1. Комплект наглядных пособий «Литературное чтение. 1 класс» (16 табл.). 2. Народные сказки. 3. Портреты русских писателей.
СОГЛАСОВАНО.
Протокол заседания ШМО
от __________№___
СОГЛАСОВАНО.
Зам. директора по УВР
_______________ / Т.С. Калиниченко /
Дата___________
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
КНИГИ - МОИ ДРУЗЬЯ (3 Ч)
Познакомить детей со сказками К.Чуковского. Жанровое своеобразие произведения .Чуковского «Айболит». Привлечь внимание детей к обсуждению вопросов нравственного характера. Инсценировать отрывок из сказки К.Чуковского; учатся выделять слова автора и действующих лиц; отработка выразительного чтения. П: самостоятельный поиск и создание способов решения проблем творческого характера. Р: принимать и сохранять учебную задачу; планировать действия согласно поставленной задаче. К: умение взаимодействовать в парах и группах, распределять роли в игре и инсценировках. Л: осознают значимость чтения; проявляют эмоциональную отзывчивость на прочитанное
Радуга-дуга (4 ч)
П: умение различать пословицы и поговорки, формирование навыка выразительного чтения. Р: освоение способов работы с книгой. К: уметь формулировать собственное мнение, участвовать в коллективном обсуждении проблем . Л: формирование позитивного отношения к чтению, к книге.
Здравствуй, сказка! (6 ч)
П: совершенствование уровня читательской компетентности, овладение приемами понимания прочитанного. Самостоятельное решение заданий творческого характера Р: адекватно воспринимать оценку учителя. Принимать и сохранять учебную задачу; планировать действия согласно поставленной задаче. К: участвовать в коллективном обсуждении проблем. Умение взаимодействовать в парах и группах, распределять роли в игре и инсценировках. Л: формирование позитивного отношения к чтению, к книге. Осознают значимость чтения; проявляют эмоциональную отзывчивость на прочитанное.
Люблю всё живое (6 ч)
Хорошие соседи, счастливые друзья (7 ч)
П: осмысление процесса, форм и способов общения. Совершенствование уровня читательской компетентности, овладение приемами понимания прочитанного. Р: формирование умения общаться. Адекватно воспринимать оценку учителя. К: формирование конструктивных способов взаимодействия с окружающими людьми. Умение взаимодействовать в парах и группах Л.: формирование культуры общения, привитие любви к книге.
Край родной, навек любимый (9 ч)
Сто фантазий (1 ч)
Чтение диалога; беседа; анализ произведения; обобщение. Умение сочинять небольшие истории. Выразительное чтение с постепенным переходом на чтение про себя. П: самостоятельное решение заданий творческого характера Р: принимать и сохранять учебную задачу; планировать действия согласно поставленной задаче. К: умение взаимодействовать в парах и группах, распределять роли в игре и инсценировках. Л: формирование позитивного отношения к книге.