Конспект урока по русскому языку на тему

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Тема: Обобщение знаний об имени прилагательном Цели. Образовательные: 1. Закрепить знания о прилагательном как части речи. 2. Формировать умение правильно и точно использовать имена прилагательные в устной и письменной речи. Развивающие:
  1. Совершенствовать коммуникативные навыки.
  2. Развивать творческое и логическое мышление, память, внимание, воображение
Воспитательные: 1. Воспитывать интерес к предмету через использование на уроке различных видов деятельности. 2. Воспитывать в детях нравственно-этические качества.

Тип урока: обобщающий урок (систематизация изученного материала). Оборудование и ТСО: графопроектор, компьютер, индивидуальные бланки заданий. Планируемые результаты: учащиеся закрепят знания, умения и навыки, приобретённые при изучении темы «Имя прилагательное» Используемые технологии: развивающая, здоровьесберегающая, личностно-ориентированного обучения. Ход урока.

  1. Организация начала занятия.
Добрый день, дорогие друзья! С вами встрече очень рада я. Начинаем наш урок. Главное здесь не лениться. Наши гости посмотрят сейчас Как вы умеете трудиться. Улыбнитесь друг другу, пошлите свою улыбку гостям. Пусть этот урок несет нам радость общения, наполнит сердце благородными чувствами.
II. Подготовка к основному этапу занятия.
  1. Сообщение темы и целей урока. (слайд 1)
- А сейчас послушайте стихотворение и узнайте тему нашего урока. Я - часть речи интересная, Миру широко известная: Опишу любой предмет - В этом равных со мной нет. Речь со мною выразительна, И точна, и удивительна. Чтоб красиво говорить, Мною нужно дорожить! -Какая часть речи может так себя охарактеризовать? (конечно, имя прилагательное). Значит, тема урока «Обобщение знаний об имени прилагательном» (слайд 2) А какие цели вы можете поставить перед собой? (Закрепить знания о прилагательном , умения определять род и падеж имён прилагательных и умение употреблять прилагательные в речи) 2. Актуализация опорных знаний. -Дети, посмотрите в окно и опишите сегодняшний день. 1 вариант- составит предложения с прилагательными , а 2 вариант- без прилагательных. Какой текст оказался более точным, выразительным? Значит, какую роль играют прилагательные в нашей речи? -Вспомним, что мы еще знаем об имени прилагательном. (слайд 3) 1. Что такое имя прилагательное? 2. Что оно обозначает 3. На какие вопросы отвечает 4. С какой частью речи связано? 5. Как изменяется? 6. Как называется изменение имен прилагательных по падежам? 7.Как определить падеж имени прилагательного? (Падеж прил. определяется по падежу имени сущ., к которому оно относится.) -Что мы можем сказать о прилагательном и существительном? (Они дружат) (слайд 4) Существительное с прилагательным живет на редкость дружно. Изменит окончание, когда ему так нужно. Оно его не бросит в воде и на земле. Стоит в одном с ним роде, числе и падеже. -А чем отличаются прилагательные от существительных? ( Отвечают на разные вопросы, обозначают разное, являются разными членами предложений). III. Обобщение и систематизация знаний по теме "Повторение изученного об имени прилагательном и имени существительном".
  1. Самостоятельная работа по вариантам.
(Цель: как дети усвоили различие имен прилагательных и имен существительных) Задание 1. (слайд 5). 1 вариант: выписывает имена существительные. 2 вариант: выписывает имена прилагательные.
Здоровый, старание, спорт, радость, крепкий, больной
Самопроверка. (Дети проверяют свои записи.) - Назовите имена существительные. (Дети 1 варианта по одному называют выписанные слова.)Определите род.(слайд 6) 1 вариант: Радость, старание, спорт. - Назовите имена прилагательные. (Дети 2 варианта по одному называют выписанные слова.) 2 вариант: Здоровый, крепкий, больной. Рефлексия. Дети, оцените себя на листах самооценки. Кто выписал правильно все три слова, ставьте 3 балла, кто 2 - 2 балла, кто 1 слово - 1 балл. - Образуйте от имен существительных имена прилагательные. - Назовите имена прилагательные, которые образовали. (радостный, старательный, спортивный). -Какого рода эти прилагательные? Какие окончания имеют прилагательные мужского рода? - Какие окончания имеют имена прилагательные женского и среднего рода? Как определить род имен прилагательных? Вывод: Какого рода имена существительные, такого же рода и имена прилагательные. Задание 2. (Цель: развивать умение распознавать число, род имен прилагательных и имен существительных и правильно писать их окончания). - К имени прилагательному подберите имена существительные м. р., ж. р., ср. р. и множественного числа. Запишите словосочетания в тетрадь. (слайд 7)
спортивн… муж.р. жен. р. ср. р. мн. ч.
Взаимопроверка. Дети в паре проверяют и обсуждают свои записи. Рефлексия. За каждый правильный ответ ставьте 1 балл на своих листах самооценки). -Ребята, а какое важное спортивное событие скоро произойдёт в нашей стране? (Зимние Олимпийские игры) А когда и где они будут проходить? 2. Словарно-орфографическая работа. (Цель: уточнить знания детей подбирать проверочные слова и закрепить знания об именах прилагательных и именах существительных). а)- Найдите в задании антонимы. (слайд 8)
Здоровый - больной.
- Какие безударные гласные есть в словах? Как проверить?
Здоровый - здорово, больной - боль.
- Запишите слова. (слайд 9) б) - Какого человека называют здоровым человеком? (Ответы детей). - Здоровым можно назвать не только человека, который не болеет. Человек, который много читает, старается учиться, правильно поступает, все успевает, занимается и спортом, и танцами, всем интересуется, добрый, честный, умный - его тоже можно назвать здоровым. Здоровый человек красив во всем и телом, и душой, и разумом. в) - Прочитайте о здоровье высказывания и объясните их значение. На доске: (слайд 10)
Здоровье - это то, что нужно беречь. Здоровье - это сила и ум. Здоровье - это красота и спорт. В здоровом теле - здоровый дух.
(Дети читают вслух и объясняют их значение). -Запишите предложение, в котором есть прилагательные. -А что нужно делать, чтобы быть здоровым? (Ответы детей) -Сейчас и мы с вами отдохнём и сделаем зарядку. Физминутка. Хомка, хомка, хомячок, Полосатенький бочок. Хомка раненько встаёт Шейку моет, щёчки трёт. Подметает хомка хатку И выходит на зарядку. Раз, два, три, четыре, пять- Хомка хочет сильным стать.
3. Работа с текстом. (Цель: закреплять навыки определять род и падеж имён прилагательных). а)- Прочитайте стихотворение. (слайд 11) Поёт зима - аукает, Мохнатый лес баюкает Стозвоном сосняка. Кругом с тоской глубокою Плывут в страну далёкую Седые облака. А по двору метелица Ковром шелковым стелется, Но больно холодна. (С.Есенин) - Объясните значение слов «аукает», «баюкает». б) ( Работа в парах) -Из данного стихотворения выписать словосочетания: сущ.+прил., Определить род и падеж имени прилагательного. - Ребята, а знаете ли вы, что означает прилагательное в переводе с греческого языка? (эпитет). -Что же такое эпитет? Это художественное, образное определение, подчеркивающее один из признаков предмета. - Какие эпитеты использовал поэт в стихотворении? Проверка работы. (Дети читают) Рефлексия: Поставьте себе 5б.- кто выполнил всё правильно, 4б.- кто допустил 1-3 ошибки, 3б.-кто выполнил половину задания, А теперь повторим написание Безударного окончания. Что при этом надо знать, Чтобы грамотно писать? (задать вопрос от имени существительного к имени прил.) - На какие вопросы отвечают имена прил.м.р. и с.р. в Р.п., Д.п., Т.п. и П.п.? Какие окончания имеют? - В каких падежах имена прилагательные женского рода отвечают на вопрос «какой?» Какие окончания они имеют? в. -Прочитайте текст и найдите ошибки.(слайд 12) (Цель: развитие орфографической зоркости) Зимнем погожим утром лыжники катались в лесу. Сначала они зашли в берёзоваю рощу. Потом отправились к дальниму стараму бору по знакомай удобной лыжне. В сосновам бору стояла тишь. - Объясните правильное написание слов, в которых допущены ошибки. - Спишите предложения, исправляя окончания имен прилагательных. Разберем последнее предложение по членам и укажем части речи. г) Работа с деформированным текстом. (Цель: развивать речь и умение определять падеж прилагательных ) -Составьте из данных слов предложения, изменяя по смыслу имена прилагательные и имена существительные и ставя их в нужном падеже. 1. Любуюсь, чудесная, зимний, картина, лес. (слайд 14) 2. Яркий, поляна, заливает , свет, лесная. (слайд 15) 3. Пахнет, еловая, сосновая, и, хвоя. (слайд 16) 4. Закачалась, ветка, вот, еловая. (слайд 17) 5. В, ель, белочка, густая, затаилась, вершина, проворная.(слайд 18) - Определите падеж прилагательных, выделите окончание.
д) Самостоятельная работа. Разноуровневые задания. (Цель: определять род и падеж прилагательных, и правильно писать окончания)1уровень-3б.указать только род прилагательных; 2 уровень-4б. указать род и падеж прилагательных; 3 уровень-5б. указать род и падеж прилагательных, написать окончание. - Вставьте окончания, укажите падеж: О зимн…погоде, к рыж… лисице, с ранн… пташкой, в морозн… ночь, поздн…вечером, в снежном наряде, до дальн…озера, возле свеж… пахуч…сена, с неуклюж… медвежонком, в дремуч… лесу. -Проверим, как вы справились с этой работой.
4.Работа с тестом. (слайд19) (Цель: закрепить знания об именах прилагательных). 1. Указать имена прилагательные: а) праздник; б) праздновать; в) праздничный 2. В каком из данных прилагательных в окончании пишется -И? а) к могуч…му б) летн…го в) с зимн…м г) по здешн…му 3. Имена прилагательные во множественном числе по родам: а) изменяются б) не изменяются 4. У прилагательного нет следующего признака: а) времени; б) числа; в) рода. 5. В предложении имя прилагательное чаще всего является: а) определением б) обстоятельством в) дополнением Проверка. (слайд 20) Рефлексия. За каждый правильный ответ ставьте - 1 балл на своих листах самооценки). IV. Итог урока. Рефлексия. Всё ли у вас получилось на уроке? Кто испытывал затруднения при выполнении заданий? Что вам больше всего понравилось в уроке? (слайд 21) Рефлексия. Ребята, посчитайте свои баллы на своих листах самооценки. Оцените себя, как вы работали на уроке? Кто получил 14 -1 2 баллов, ставьте себе на листах самооценки отметку 5. Кто получил 11 - 9 баллов, ставьте 4, а кто получил 8 - 6 баллов - 3, у кого меньше 6 баллов, нам еще придется потрудиться. -На протяжении всего урока вам светило солнышко удачи. Я радовалась вашим ответам, каждой вашей удаче. - Я вас всех благодарю за урок. Молодцы, ребята!




Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Новохопёрского муниципального района Воронежской области

"Троицкая средняя общеобразовательная школа"









ОТКРЫТЫЙ УРОК

РУССКОГО ЯЗЫКА

В 4 КЛАССЕ

«ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ ОБ ИМЕНИ ПРИЛАГАТЕЛЬНОМ»

Учитель 1КК: Преснякова

Галина Александровна












2014







© 2010-2022