Конспект урока по русскому языку на тему «Учимся писать суффиксы –ик, -ек»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ средняя общеобразовательная школа №12

Конспект

открытого урока

по русскому языку

во 2 классе

по теме

«Учимся писать суффиксы -ик, -ек»

(УМК «Начальная школа 21 века»)_

Учитель начальных классов: Воловодова Т.Е.

г. Красный Сулин

2013 год

Тема урока: Правописание суффиксов имён существительных: -ик-, -ек-. (УМК "Начальная школа XXI века") Тип урока: открытие новых знаний. Цель урока: создание условий для усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек-. Задачи урока: предметные УУД: содействовать формированию грамотно писать слова с суффиксами -ик-, -ек- (организовать наблюдение над словами, подвести детей к открытию способа проверки), содействовать развитию навыка каллиграфического письма и орфографической зоркости, способствовать развитию умения осознанно и произвольно строить речевые высказывания; метапредметные: способствовать формированию УУД: регулятивных: формировать способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; контролировать и оценивать учебные действия; познавательных: формировать умения структурировать знания, учить делать выводы и обобщения; применять алгоритм; поиск и выделение необходимой информации; коммуникативных: развитие навыков коллективного сотрудничества со сверстниками и учителем, умения выражать свои мысли; личностные УУД: способствовать воспитанию положительной мотивации к учению. Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая, парная. Оборудование: учебник "Русский язык" С.Иванов, для 2 кл. ч.1, рабочая тетрадь "Пишем грамотно" №1, презентация к уроку.





















Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя и учащихся

1. Мотивация

к учебной деятельности

Громко прозвенел звонок,

начинается урок.

Мы пришли сюда (учиться),

не лениться, а (трудиться).

Работаем (старательно),

слушаем (внимательно).

У нас гости. Давайте поздороваемся. Создадим хорошее,

дружелюбное настроение. Улыбнитесь друг другу. У нас всё

хорошо, а будет ещё лучше!

2. Пальчиковая гимнастика. Каллиграфическая минутка. Послушайте сказку, которая поможет нам лучше запомнить сегодняшний урок. - В одном сказочном городе жили Суффиксы. И была у них там своя школа, где они учились. И уроки в школе начинались с таких упражнений: Пальчиковая гимнастика. 1. «Ухо-нос» Левой рукой взяться за кончик носа, а правой - за противоположное ухо. Отпустить, хлопнуть в ладоши и поменять положение рук наоборот. 2. "Карандаш" (взять с гранями) Карандаш в руках катаю, Между пальчиков верчу. Непременно каждый пальчик, Быть послушным научу. 3.Потом они брали ручку в руки , садились правильно при письме и записывали число и вид работы. 4. Не расслабляясь они выполняли каллиграфическую минутку и хвастались друг перед другом. - Прочитайте буквосочетания: ек ик. Чем бывают эти сочетания в слове? - Пропишите буквосочетания. Подчеркните самое красивое написание. 5. Потом играли в игру «ДА-НЕТ» Суффикс - это маленькое слово. Суффикс - это часть слова. Суффикс служит для образования новых слов. Суффикс служит для связи слов в предложении. Суффикс стоит перед корнем. Суффикс стоит после корня.

6. Жители этого городка знают слово ТАЛИСМАН. А вы? Назовите синоним слова.
Продолжить каллиграфическую минутку помогут талисманы Олимпиады 2014.

Где она будет проходить? Когда? (Слайды 2,3,4,5,6) Запись слов талисманов леопардик, мишка, зайчик выделяем суффиксы.

3.Определение темы урока. Постановка целей урока И вот в городе потерянных суффиксов случился переполох, жители не знали какие суффиксы писать в словах ключик и замочек и почему? - А Вам интересно? - Достаточно ли наших знаний, чтобы ответить на этот вопрос? - Сформулируйте тему урока. - Как думаете, чему мы должны научиться на уроке? - Вы правильно сделали вывод. Бережно откройте учебник на стр. 122 и прочитайте тему нашего урока.

4. Открытие детьми нового знания. Усвоение нового знания и способов действия. 1. Чтобы достигнуть цели урока, ученики в сказочном городе шли разными путями: Путь 1: можно взять готовое правило. Путь 2: можно самим изобрести правило. - Каким путем мы пойдем и почему? (лучше пробовать самим, чтобы лучше запомнить). - Итак, мы сами изобретаем правило. Попробуйте выяснить, как определить когда в слове пишется - ик-, а когда пишется -ек-.

На доске: в один ряд прикреплены карточки со словами:

кузнеч . к, сыноч . к, мяч . к, ореш . к, кузнечики, сыночки, мячики, орешки

- На какие две группы можно разделить эти слова? (Один - много)

- Разделите слова на два столбика: один много

Дети по одному выходят к доске и располагают карточки в два столбика.

один

много

кузнеч...к

сыноч...к

мяч...к

ореш...к

кузнечики

сыночки

мячики

орешки

2. Фиксирование нового правила.

Проблемный вопрос (с "затруднением" - невыполнимое задание)

- Как выбрать нужную букву, чтобы правильно написать суффикс? Как вы думаете? А что же происходило в сказочной школе? Суффикс -ик- был прилежным учеником, а его друг суффикс -ек- самым настоящим прогульщиком - вернее: К всегда оставался на месте, а Е умудрялся улизнуть. Один раз, когда Е опять убежал, учитель, суффикс -тель-, решил с того дня считать Е беглым гласным в суффиксе -ек-. И сейчас, когда мы начинаем изменять форму слова с суффиксом -ек-, гласный Е всегда выпадает, становится беглым. - Как проверить верность наших выводов? (прочитать в учебнике). - Верно, обратимся к научному источнику - учебнику. Прочитайте правило. Какое открытие вы для себя сделали?

-

5. Закрепление изученных способов действий . Если я назову слова с -ик- приседают мальчики, а если с -ек- приседают девочки: песик, дубочек, звоночек, кирпичик, дворик, годочек, шарик, лесочек, дождик.

6. Физминутка Скрытая физминутка (на доске - дети выбегают и вставляют) сыноч…к, лесоч..к, дождич..к, часоч..к, годоч..к, шар..к, сад…к, дожд..к, час..к, цвет…к, год…к.

Корректоры

Кармашик, слоник, хвостек, лучик, кузнечек, мячик, вечерочик, орешик.

7. Контроль и самооценка знаний и способов действия Самостоятельная работа в рабочей тетради "Пишем грамотно" упр.1 стр. 69-70. Взаимопроверка.

8. Подведение итогов урока. - Какую учебную задачу ставили? Удалось ли ее решить? - Где будете применять эти знания? Что еще предстоит сделать? Подведение итогов урока - приём «телеграмма»

9. Рефлексия. Дополните предложения: - Я теперь знаю .... - Я теперь умею ... - Мне было легко... - У меня вызвало затруднение .... - У меня .... настроение. Урок окончен.



© 2010-2022