Конспект по литературному чтению на тему Кавказский пленник

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Л.Н. Толстой «Кавказский пленник». В плену. (3час).

Цели: Познакомить с содержанием 3 части.

Развивать умение детей ориентироваться в тексте и подтверждать свои выводы обращаясь к тексту.

Учить по эмоциональным проявлениям, словам и поступкам формировать представление о характерах героев. Составление сравнительной характеристики Жилина и Костылина.

Формирование умение «накапливать» характеристики и прослеживать их развитие.

Воспитание коммуникативных черт характера.


Ход урока.

  1. Поверка домашнего задания.

Разгадывание кроссворда (используется маркер, дети/учитель пишут сами слова).

СЛАЙД 1- I клик


4в

ы

к

у

п

1а

у

л

2б

е

ш

м

е

т

3Д

и

н

а

  1. Как называется горное поселение? (Аул.) СЛАЙД 1 - II клик

- Каким увидел аул Жилин? Как называется дом в ауле? (Сакля)

- Опишите убранство дома.

СЛАЙД 1- III клик

  1. Как у татар называется стёганая одежда без пуговиц? (Бешмет.)

Выборочное чтение.

-Найдите в тексте описание одежды молодой татарки. СЛАЙД 1- IV клик

- Как был одет Кази-Мугамед? СЛАЙД 1- V клик

- Как был одет Абдул-Мурат?

  1. Описание какого персонажа дано в отрывке? (Дина)

СЛАЙД 1- VI клик

Чтение по ролям.

  1. Каким образом Жилин мог освободиться из плена? (Выкуп)

- Как проявил себя Жилин?

(Выбираются карточки и прикрепляются на доску магнитами)

- проявил твёрдость характера,

- любовь к матери,

- надеется на собственные силы

- Как проявил себя Костылин?

- проявил слабость,

- надеется на выкуп,

- пал духом, сломился

II. Сообщение темы урока.

- Что мы повторили/вспомнили? (Где оказались наши герои, кто их окружал, характеристики героев).

- Какое слово выделено в кроссворде? (Плен).

- О чём, вы узнаете на сегодняшнем уроке? (Как ведут себя наши герои в плену).

- Сегодня на уроке мы должны проследить, как поведут себя Жилин и Костылин в плену, какие качества характера они проявят.

III. Словарная работа.

СЛАЙД 2

- брод

- аршин

- снасть: буравчики, подпилочек

- шептала

- Мекка

IV. Работа с текстом.

  1. Первичное чтение текста учителем.

СЛАЙД 3

- Послушайте продолжение рассказа и подумайте: изменились ли характеры наших героев в плену?

  1. Составление сравнительной характеристики.

- А какие появились новые черты характера у наших героев? Понаблюдаем за поведением героев.

СЛАЙД 4

- Что делает в плену Жилин?

- Что делает в плену Костылин?

Жилин

Костылин

- проявил твёрдость характера,

- любовь к матери,

- надеется на собственные силы

- проявил слабость,

- надеется на выкуп,

- пал духом, сломился

- целеустремлённость (…А сам всё высматривает, выпытывает, как ему бежать)

- работящий (… а то сидит, что-нибудь рукодельничает…)

- любовь к детям (…или из глины кукол лепит…)

- добрый

- всем помогает

- умеет расположить к себе

- бездействовал

- необщительность, замкнутость,

- ленность

- Мы начали работу над осмыслением основных черт характеров героев, которые будут пополняться в процессе работы над следующими главами. Но сегодня мы можем уже сделать выводы о поведении наших героев.

  1. Вывод.

СЛАЙД 5

- Прочитайте данные вами характеристики героев и обратите внимание на их фамилии. Скажите, что вы заметили? (Жилин - жить, прижиться, вжиться, жила. Костылин - сломался, словно на костылях)

СЛАЙД 6

- Прочитайте первое предложение: (Жил так Жилин с товарищем месяц целый.) Найдите глагол. В каком числе стоит? А героев сколько?

- В предложении речь идет о двух лицах, а глагол стоит в единственном числе. О чём это говорит? (Что живет в плену один Жилин, Костылин - существует: ждет и надеется)

СЛАЙД 7

-Что хотел показать Л.Н. Толстой? (Жилин увидел в жителях аула не врагов, не татар - он увидел в них людей. Показывает, что люди могут не понимать, не любить друг друга, но у них есть возможность взаимопонимания, хотя для этого надо приложить определённые усилия. Л.Н. Толстой учит нас умению прижиться в любой обстановке, выжить в любой ситуации, не перекладывая на чужие плечи своих бед.)

- Нужно учиться общаться, понимать друг друга, принимать такими, какие они есть.

V. Домашнее задание.

СЛАЙД 8

- Ребята, все ли жители аула одинаково относились к Жилину?

- Дочитайте часть до конца и составьте характеристику жителей аула.

СЛАЙД 9


© 2010-2022