- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект по литературному чтению на тему Кавказский пленник
Конспект по литературному чтению на тему Кавказский пленник
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Щербакова Е.В. |
Дата | 12.11.2014 |
Формат | zip |
Изображения | Нет |
Л.Н. Толстой «Кавказский пленник». В плену. (3час).
Цели: Познакомить с содержанием 3 части.
Развивать умение детей ориентироваться в тексте и подтверждать свои выводы обращаясь к тексту.
Учить по эмоциональным проявлениям, словам и поступкам формировать представление о характерах героев. Составление сравнительной характеристики Жилина и Костылина.
Формирование умение «накапливать» характеристики и прослеживать их развитие.
Воспитание коммуникативных черт характера.
Ход урока.
-
Поверка домашнего задания.
Разгадывание кроссворда (используется маркер, дети/учитель пишут сами слова).
СЛАЙД 1- I клик
-
4в
ы
к
у
п
1а
у
л
2б
е
ш
м
е
т
3Д
и
н
а
-
Как называется горное поселение? (Аул.) СЛАЙД 1 - II клик
- Каким увидел аул Жилин? Как называется дом в ауле? (Сакля)
- Опишите убранство дома.
СЛАЙД 1- III клик
-
Как у татар называется стёганая одежда без пуговиц? (Бешмет.)
Выборочное чтение.
-Найдите в тексте описание одежды молодой татарки. СЛАЙД 1- IV клик
- Как был одет Кази-Мугамед? СЛАЙД 1- V клик
- Как был одет Абдул-Мурат?
-
Описание какого персонажа дано в отрывке? (Дина)
СЛАЙД 1- VI клик
Чтение по ролям.
-
Каким образом Жилин мог освободиться из плена? (Выкуп)
- Как проявил себя Жилин?
(Выбираются карточки и прикрепляются на доску магнитами)
- проявил твёрдость характера,
- любовь к матери,
- надеется на собственные силы
- Как проявил себя Костылин?
- проявил слабость,
- надеется на выкуп,
- пал духом, сломился
II. Сообщение темы урока.
- Что мы повторили/вспомнили? (Где оказались наши герои, кто их окружал, характеристики героев).
- Какое слово выделено в кроссворде? (Плен).
- О чём, вы узнаете на сегодняшнем уроке? (Как ведут себя наши герои в плену).
- Сегодня на уроке мы должны проследить, как поведут себя Жилин и Костылин в плену, какие качества характера они проявят.
III. Словарная работа.
СЛАЙД 2
- брод
- аршин
- снасть: буравчики, подпилочек
- шептала
- Мекка
IV. Работа с текстом.
-
Первичное чтение текста учителем.
СЛАЙД 3
- Послушайте продолжение рассказа и подумайте: изменились ли характеры наших героев в плену?
-
Составление сравнительной характеристики.
- А какие появились новые черты характера у наших героев? Понаблюдаем за поведением героев.
СЛАЙД 4
- Что делает в плену Жилин?
- Что делает в плену Костылин?
Жилин
Костылин
- проявил твёрдость характера,
- любовь к матери,
- надеется на собственные силы
- проявил слабость,
- надеется на выкуп,
- пал духом, сломился
- целеустремлённость (…А сам всё высматривает, выпытывает, как ему бежать)
- работящий (… а то сидит, что-нибудь рукодельничает…)
- любовь к детям (…или из глины кукол лепит…)
- добрый
- всем помогает
- умеет расположить к себе
- бездействовал
- необщительность, замкнутость,
- ленность
- Мы начали работу над осмыслением основных черт характеров героев, которые будут пополняться в процессе работы над следующими главами. Но сегодня мы можем уже сделать выводы о поведении наших героев.
-
Вывод.
СЛАЙД 5
- Прочитайте данные вами характеристики героев и обратите внимание на их фамилии. Скажите, что вы заметили? (Жилин - жить, прижиться, вжиться, жила. Костылин - сломался, словно на костылях)
СЛАЙД 6
- Прочитайте первое предложение: (Жил так Жилин с товарищем месяц целый.) Найдите глагол. В каком числе стоит? А героев сколько?
- В предложении речь идет о двух лицах, а глагол стоит в единственном числе. О чём это говорит? (Что живет в плену один Жилин, Костылин - существует: ждет и надеется)
СЛАЙД 7
-Что хотел показать Л.Н. Толстой? (Жилин увидел в жителях аула не врагов, не татар - он увидел в них людей. Показывает, что люди могут не понимать, не любить друг друга, но у них есть возможность взаимопонимания, хотя для этого надо приложить определённые усилия. Л.Н. Толстой учит нас умению прижиться в любой обстановке, выжить в любой ситуации, не перекладывая на чужие плечи своих бед.)
- Нужно учиться общаться, понимать друг друга, принимать такими, какие они есть.
V. Домашнее задание.
СЛАЙД 8
- Ребята, все ли жители аула одинаково относились к Жилину?
- Дочитайте часть до конца и составьте характеристику жителей аула.
СЛАЙД 9