- Преподавателю
- Начальные классы
- Тематическое планирование внеурочной деятельности Веселые нотки
Тематическое планирование внеурочной деятельности Веселые нотки
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Измайлова Н.Н. |
Дата | 05.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Широкинская средняя общеобразовательная школа
«Утверждаю»
Директор МБОУ Широкинской СОШ ______ Приказ от _______________ № ____
Подпись руководителя Печать
Н.Г. Чукин
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности « Веселые нотки»
общекультурного направления
Уровень общего образования (класс)- начальное общее, 3-4 класс
Количество часов- 34ч.
Учитель- Измайлова Наталья Николаевна
При разработке данной программы использовалась
« Программа общеобразовательных учреждений. Музыка 1-7 классы». Авторы программы « Музыка. Начальные классы» - Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина., М., Просвещение, 2007.,
СОДЕРЖАНИЕ.
1.Титульный лист
2.Содержание
3.Пояснительная записка
4.Структура курса
5.Календарно-тематическое планирование
6.Учебно-методические средства
7.Предполагаемая результативность курса
«Раз, два - и запел,
птицей звук полетел…»
3.Пояснительная записка.
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Веселые нотки» для 3-4 го класса разработана и составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта второго поколения начального общего образования 2010 года и в соответствии со следующими нормативно-правовыми, инструктивно-методическими документами:
- Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта ( приказ №1089 от 05.03.2004).
- Учебный план МБОУ Широкинской СОШ на 2015 - 2016 учебный год (приказ № 243 от 28.08.2015г
«Об утверждении учебного плана».
Согласно базисному учебному (образовательному)плану образовательных учреждений РФ всего на внеурочную деятельность «Веселые нотки» в начальной школе в 3-4 классах выделяется 34часа ( 1 час в неделю).
В соответствии с годовым календарно-учебным графиком МБОУ Широкинская СОШ программа будет реализована в объёме 34 часов . Актуальность данной программы связана с необходимостью организации внеурочной деятельности учащихся 1 - 4 классов в условиях ФГОС начального общего образования, обусловлена ростом числа детских вокальных коллективов, расширением их концертной исполнительской деятельности. . оптимальное индивидуальное певческое развитие каждого участника студии, обучение его петь в хоре, формирование его певческой культуры.
Постижение музыкального искусства учащимися подразумевает различные формы общения каждого ребенка с музыкой на уроке и во внеурочной деятельности. Ученик познает музыкальное произведение как воплощение морально-нравственных понятий, что ведет к глубокому осмыслению музыки и духовному росту ученика. Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слышания», «видения», конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения».
В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое и ансамблевое пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи. Практическая значимость: дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений. Любое чувство - это результат, реакция человека на какие-либо события или явления жизни, его эмоциональная оценка, следствие сознательных и подсознательных мыслительных процессов человека. Следовательно, общаясь с искусством, ребенок учится думать, оценивать, анализировать и обсуждать не само чувство, а причины породившие его. В результате содержанием музыкального произведения окажутся не только чувства, а общечеловеческие ценности духовного порядка, выраженные в чувствах. Занятия внеурочной деятельностью имеет целью введение детей в многообразный мир музыкальной культуры через знакомство с музыкальными произведениями, доступными их восприятию . способствует решению следующих задач:
- формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки;
- воспитание эмоционально - ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира;
- развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебно - творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
- освоение музыкальных произведений и знаний о музыке;
Программа также рассчитана для работы в классах коррекции. В ней заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. Отличительная особенность программы - охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в занятия сведения из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства, что выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения. Предпочтительными формами организации учебного процесса на занятии являются групповая, коллективная работа с учащимися. В программе предусмотрены нетрадиционные формы проведения занятий: уроки-путешествия, уроки-игры, урок-экскурсия, уроки-концерты.
4.Структура курса
№ занятия
Название раздела
Количество часов
1
Песни из отечественных мультфильмов и фильмов
8 ч.
2
Песни о зиме и зимних праздниках
6 ч.
3
Песни о семье
5 ч.
4
Песни о дружбе
5 ч.
5
Песни из зарубежных мультфильмов
5ч.
6
Песни о весне и весенних праздниках
4ч.
Итого: 33 ч.
Содержание учебного курса. Основное содержание программы представлено следующими содержательными линиями: «Песни из отечественных мультфильмов и кинофильмов» - 8 часов. Знакомство с нотной азбукой: ноты, паузы, нотный стан, басовый и скрипичный ключ, динамические оттенки, размер, музыкальные термины. «Песни о зиме и зимних праздниках» - 6 часов. Разучивание песен к праздникам. Интонационно-образная природа музыкального искусства. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Основные средства музыкальной выразительности. «Песни о семье» - 5 часов. Интонирование мелодии; сольное пение; правильная певческая установка; развитие координации между слухом и голосом; умение слышать себя и соотносить свой голос с фонограммой. «Песни о дружбе» - 5 часов. Развитие артикуляционного аппарата; приобретение навыков правильного певческого дыхания, чистого интонирования; развитие мелодического слуха; умение распределять дыхание при исполнении песен различного характера. «Песни из зарубежных мультфильмов» - 5 часов. Музыка и ее значение в мультфильмах, музыкальных фильмах, спектаклях и мюзиклах. Знакомство и просмотр музыкальных фильмов, мультфильмов с классической музыкой, разучивание и постановка (театрализация) песен.
« Песни о весне и весенних праздниках»-4 часа Слушание вокальной и инструментальной музыки. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонационно-образная природа музыкального искусства. Разучивание песен композиторов - классиков, современных композиторов, народных календарных песен. Сочинение мелодий на тексты народных песенок, закличек, потешек.
5. Календарно-тематическое планирование
№
Дата
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ. МУЗЫКАЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Раздел №1: Песни из отечественных мультфильмов и детских кинофильмов.
1.
3.09
«Антошка». Просмотр мультфильма «Антошка», анализ главного героя, беседа о песне, разучивание и исполнение песни хором и по ролям. Рисунок героя.
Раскрасить героев. Изготовление солнышка из диска.
2.
10.09
«Неприятность эту мы переживём». Просмотр фрагмента мультфильма «Приключения кота Леопольда», беседа о героях и о песне, разучивание и исполнение песни хором. Рисунок.
«Если добрый ты». Просмотр фрагмента мультфильма «Приключения кота Леопольда», разучивание и исполнение песни хором. Пазл (по группам)
3.
17.09
«Чунга - Чанга». Просмотр мультфильма, беседа о пенсе, разучивание и исполнение хором или по группам. Групповая аппликация «Чудо - острова».
«Колыбельная медведицы». Просмотр мультфильма «Умка», беседа о героях, о песне, к какому жанру принадлежит песня, разучивание и исполнение хором. Групповая поделка из белых салфеток «Умка».
4.
24.09
«Песенка крокодила Гены». Просмотр фрагмента мультфильма «Чебурашка и крокодил Гена», беседа о героях мультфильма, о положительных и отрицательных, разучивание и исполнение песни.
«Песенка Чебурашки». Просмотр фрагмента мультфильма «Чебурашка и крокодил Гена», беседа о Чебурашке, показ игрушки, беседа о песне, разучивание и исполнение. Пазл.
5.
1.10
«Облака». Просмотр мультфильма «Трям, здравствуйте», беседа о героях и о песне, разучивание и исполнение. Поделка «Облака».
«Песня атаманши». Просмотр фрагмента мультфильма «Бременские музыканты», беседа о героях о песне, разучивание и исполнение. Изготовление карт для гадания Атаманши.
6.
8.10
«Крылатые качели». Просмотр фрагмента кинофильма «Приключения Электроника», рассказ о содержании фильма, о героях, разучивание и исполнение песни. Рисунок качелей (волшебных, сказочных и т.д.; показать образцы).
Рисунки детей.
7.
15.10
«Дорога Добра». Просмотр фрагмента фильма «Приключения маленького Мука». Рассказ о герое, о содержании фильма, разучивание и исполнение песни. Создание плаката совместно с учителем «Заповеди добра»
Создание плаката совместно с учителем «Заповеди добра»
8.
22.10
Занятие - концерт. Повторение и исполнение всех разученных песен. Хором и по ролям (можно в масках). Выставка рисунков, поделок и раскрасок.
Качественное исполнение всех разученных произведений в хоре, в группе, по ролям. Выставка творческих работ учеников.
Раздел №2: Песни о зиме и зимних праздниках.
9.
29.10
«Зима - красавица»
«В лесу родилась ёлочка»
Е. Крылатов.
« Кабы не было зимы.»
Раскраски на тему «Зима» (разные)
10.
12.11
«Зимняя сказка».
«Сказка Новогодняя».
Изготовление снежинок из деревянных палочек (спички, зубочистки) рваных мелких кусочков салфеток.
11.
19.11
«Новогодняя» - А. Ермолов.
Создание фото галереи «Я и Зима»
12.
26.11
Е. Крылатов. Три белых коня.
Изготовление снеговика из ватных дисков
13
3.12
«Новогодняя колыбельная» - А. Ермолов.
«Ёлочка, ёлка - лесной аромат».
Изготовление новогодней гирлянды из цветной бумаги. фантиков и т.д.
14.
10.12
Занятие - концерт.
Повторение, исполнение, закрепление всех разученных песен хором, мини-группами. Выставка рисунков, поделок и раскрасок.
Раздел №3: Песни о семье.
15.
17.12
«Моя семья» - А. Ермолов. Беседа о семье, о семейных ценностях, традициях. Разучивание и исполнение песни. «Мама милая мама»
Создание выставки «Моя семья». Создаётся на протяжении четырёх занятий.
16.
24.12
«Песенка про папу». Разучивание и исполнение песни. Рисунок папы. Изготовление звезды из фантиков
17.
14.01
«Мамочка моя милая». Разучивание и исполнение песни.
«Песенка мамонтёнка». Просмотр мультфильма «Мама для мамонтёнка», обсуждение, беседа о песне, разучивание и исполнение.
Изготовление каллов маме в подарок
18.
21.01
«Бабушка и
дедушка». Рассказы детей о своих бабушках и дедушках. Разучивание и исполнение песни. Изготовление открыток
19.
28.01
Занятие - концерт.
Повторение, исполнение, закрепление всех разученных песен хором, мини-группами. Выставка рисунков «Моя семья».
Раздел №4: Песни о дружбе.
20.
4.02
«Улыбка». Просмотр мультфильма Крошка Енот», беседа о героях и о песне, разучивание и исполнение песни хором.
«Ничего на свете лучше нету». Просмотр фрагмента мультфильма «Бременские музыканты», беседа о героях мультфильма и о песне, разучивание и исполнение песни хором.
Съемка видеоролика «Дружба это…». Снимается на протяжении пяти занятий.
Рисунок «Мой лучший друг». Пожелания другу.
21.
11.02
«Если с другом вышел в путь». Беседа о друзьях, о дружбе.
22.
18.02
«Дружба» - Барбарики. Просмотр клипа «Дружба», беседа о песне, разучивание и исполнение песни.
23.
25.02
«Дружба крепкая не сломается».
«Песня о дружбе». Просмотр мультфильма «Маша и Медведь», беседа о героях и о песне, разучивание и исполнение хором или по группам. Рисунок.
24.
3.03
Занятие - концерт.
Повторение, исполнение, закрепление всех разученных песен хором, мини-группами. Просмотр видеоролика «Дружба - это…».
Раздел №5: Песни из зарубежных мультфильмов.
25.
10.03
«Здесь моя Родина». Просмотр фрагментов мультфильма «Спирит». Обсуждение, беседа о Родине Спирита, о своей Родине. Разучивание и исполнение песни.
Создание выставки «Галерея героев мультфильмов». Создаётся на протяжении четырёх занятий.
26.
17.03
«Я вижу свет». Просмотр фрагментов мультфильма «Рапунцель». Обсуждение содержания, героев. Разучивание и исполнение песни по ролям (мальчики, девочки)
27.
31.03
«Ты - боец!». Просмотр фрагментов мультфильма «Мулан». Обсуждение содержания, героев, поступка Мулан. Разучивание и исполнение песни (если будет возможность - добавить движения)
28.
7.04
«Вальс». Просмотр фрагментов из мультфильма «Анастасия». Обсуждение содержания, героев. Беседа о вальсе. Разучивание и исполнение песни (добавить несколько движений).
29.
14.04
Занятие - концерт.
Повторение, исполнение, закрепление всех разученных песен хором, мини-группами. Выставка «Галерея героев мультфильмов».
Раздел №6: Песни о весне, весенних праздниках.
30.
21.04
«Весенняя капель». Беседа о весне, о её свойствах, признаках. Разучивание и исполнение песни.
«Шли солдаты на войну». Беседа о Великой Отечественной Войне. Разучивание и исполнение песни.
Рисунки на тему «Весна».
31.
28.04
«9 Мая!». Разучивание и исполнение песни.
Рисунки на тему «День Победы!».
32.
5.05
«9 Мая!». Разучивание и исполнение песни.
33.
12.05
Подготовка к творческому отчёту.
Повторение.
34.
19.05
Творческий отчёт. Концерт.
Исполнение разученных песен хором, мини-группами, по ролям. Выставка творческих работ учеников.
6.Учебно-методические средства
-
Абдуллин Э.Б. «Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе», М., Просвещение, 1983г.
-
Алиев Ю.Б. «Настольная книга школьного учителя-музыканта», М., Владос, 2005г.
-
Агапова И.А., Давыдова М.А. Мир музыкальных праздников.- М.: ООО «5 за знания», 2006г.24с.
-
Булучевский Ю. «Краткий музыкальный словарь для учащихся», Ленинград, Музыка, 1989г.
-
Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. «Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях», М., Академия, 2002г.
-
Васина-Гроссман В. «Книга о музыке и великих музыкантах», М., Современник, 1999г.
-
Великович Э.И. «Великие музыкальные имена», Композитор, Санкт-Петербург, 1997г.
-
«Веселые уроки музыки» /составитель З.Н. Бугаева/, М., Аст, 2002г.
-
Григорович В.Б. «Великие музыканты Западной Европы», М., Просвещение, 1982г.
-
Алеев В. В., Кичак Т.Н., «Музыка» 1-4 классы ,М.: Дрофа 2011 г.
-
Кабалевский Д.Б. «Как рассказывать детям о музыке», М., Просвещение, 1989г.
-
Кабалевский Д.Б. «Воспитание ума и сердца», М., Просвещение, 1989г.
-
«Как научить любить Родину», М., Аркти, 2003г.Кленов А. «Там, где музыка живет», М., Педагогика, 1986г.
-
Осеннева М.Е., Безбородова Л.А. «Методика музыкального воспитания младших школьников», М.,Академия, 2001г.
-
Петрушин В.И. «Слушай, пой, играй», М., Просвещение, 2000г.
-
Песенные сборники
-
«Традиции и новаторство в музыкально-эстетическом образовании»,/редакторы: Е.Д.Критская, Л.В.Школяр/,М., Флинта,1999г.
Интернет-ресурсы
1. Единая коллекция - collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164
2. Детские электронные книги и презентации - viki.rdf.ru/
3. Мультимедийная программа «Соната»Лев Залесский и компания (ЗАО) «Три сестры» при издательской поддержке ЗАО «ИстраСофт» и содействии Национального Фонда подготовки кадров (НФПК)
4. Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия 2009г.»
5.Российский общеобразовательный портал - music.edu.ru/
Технические средства обучения:
Мультимедийный проектор
Экспозиционный экран
Компьютер
7.Прогнозируемый результат и способ проверки учащихся начальной школы
во внеурочной деятельности развитие эмоционального и осознанного отношения к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции; классической и современной;
- понимание содержания музыки простейших жанров (песня, танец, марш), а также более сложных жанров в опоре на ее интонационно-образный смысл;
- накопление знаний о закономерностях музыкального искусства и музыкальном языке; об интонационной природе музыки, приемах ее развития и формах (на основе повтора, контраста, вариативности);
- развитие умений и навыков хорового пения (кантилена, унисон, расширение объема дыхания, дикция, артикуляция, пение хором, в ансамбле и др.);
- расширение умений и навыков пластического интонирования музыки и ее исполнения с помощью музыка музыкально-ритмических движений, а также элементарного музицирования на детских инструментах;
- включение в процесс музицирования творческих импровизаций (речевых, вокальных, ритмических, инструментальных, пластических, художественных);
- накопление сведений из области знаний о музыке, музыкантах, исполнителях.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса Личностные результаты:
- Формирование способности к самооценке на основе критериев успешности творческой деятельности;
- формирование основ гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.
- формирование эмоциональное отношение к искусству;
- формирование духовно-нравственных оснований;
- реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;
- планировать свои действия с творческой задачей и условиями её реализации;
- самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели урока;
- выстраивать самостоятельный творческий маршрут общения с искусством.
коммуникативные УУД:
- участвовать в жизни микро - и макросоциума (группы, класса, школы, города, региона и др.);
- уметь слушать и слышать мнение других людей, излагать свои мысли о музыке;
- применять знаково-символические и речевые средства для решения коммуникативных задач;
- использовать знаково-символические средства для решения задач;
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников.
- элементарные способы воплощения художественно-образного содержания музыкальных произведений в различных видах музыкальной и учебно-творческой деятельности;
- нотную грамоту;
- правильную певческую установку;
- особенности музыкального языка.
- применять полученные знания и приобретённый опыт творческой деятельности при реализации различных проектов для организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности;
- исполнять одноголосные произведения с недублирующим вокальную партию аккомпанементом, правильно распределять дыхание в длинной фразе;
- выражать образное содержание музыки через пластику;
- создавать коллективные музыкально-пластические композиции;
исполнять вокально-хоровые произведения
Рассмотрено: Согласовано: Принято:
на заседании ШМО заместитель директора на педагогическом совете
____________цикла по ВР: Челикова А.А МБОУ Широкинской СОШ
Протокол № . .2015 года
от . .2015 года
Руководитель:_________ ____________________ Протокол №___ от __________