Семинар на тему «Формирование мотивации учащихся начальных классов в процессе обучения в МКШ»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Формирование мотивации учащихся начальных классов

в процессе обучения в МКШ


Один из показателей уровня развития общества - это уровень развития личности, ее интеллектуальное развитие, прежде всего, способность к усвоению новой информации, и интеллектуальная подвижность, гибкость мышления, являющихся в современном обществе существенным условием относительно безболезненной адаптации человека к изменяющимся жизненным обстоятельствам. В своем Послании Президент Республики Казахстан Н.А.Назарбаев определил комплекс задач по десяти направлениям, в том числе и в области образования. В ходе модернизации системы образования необходимо осуществить ряд мер. И одна из них это то, что «образование должно давать молодежи не только знания, но и умение их использовать в процессе социальной адаптации» т.е. необходимо проводить работу по развитию функциональной грамотности школьников. В первую очередь эта задача ложится на «плечи» школы, потому, что именно школа играет одну из определяющих ролей в формировании личностных структур. В настоящее время немыслимо себе представить грамотного, взрослого человека, не прошедшего ступени школьного образования. И одна из первых ступенек в образовании человека - это начальная школа. Где идет закладка «фундамента» будущей личности. И тем прочнее этот «фундамент», чем качественнее, профессиональнее организован учебно-воспитательный процесс в начальной школе. Профессионально организуя учебный процесс мы тем самым решаем первостепенную задачу системы образования, указанную в Законе об образовании РК (ст.11 п.1.) о создании необходимых условий для получения качественного образования. Цели современной начальной школы, независимо от того, какая это школа или же начальная городская, или же сельская малокомплектная, ориентированы на получение результата образовательной деятельности, которая обеспечивает выравнивание стартовых возможностей детей из разных социальных групп и слоев населения. А так же повышение доступности образования, духовное воспитание личности, овладение учащимися определенными объемами знаний, приобретение навыков самообразования, удовлетворение потребности учащихся и их родителей. Для достижения целей и повышения качества образования необходима перестройка системы образования, а также новое осмысление содержания обучения. Особую актуальность приобретает проблема овладения в школе не только системой знаний, умений и навыков, но и учебными действиями по их приобретению и применению, что позволяет учащемуся стать центральной фигурой учебного процесса. Все факты предполагают изменение приоритетов в выборе методов обучения. Необходимы такие формы и методы учебной работы, которые вызвали бы у учащихся потребность в данном виде деятельности или ее результатах. Иначе говоря, чтобы ребенок учился именно потому, что ему хочется учиться, чтобы он испытывал удовольствие от самого учения. Общеизвестно, что нельзя научить того, кто учиться не хочет. Еще Ян Амос Каменский призвал сделать труд школьника источником умственного удовольствия и душевной радости. С тех пор каждый прогрессивно мыслящий педагог и психолог считает необходимым, чтобы ребенок почувствовал: учение радость, а не только долг, учением можно заниматься с увлечением, а не по обязанности. Это не означает, что в учение нужно вносить внешнюю занимательность, хотя и она иногда полезна. Надо искать мотив радости в самом процессе обучения. В начальной школе использовать любознательность ребенка, его (еще не утраченную) доверчивость и открытость. Иными словами школа призвана обеспечить необходимые условия для развития мотивации учения. В учебной деятельности ребенок под руководством учителя оперирует научными понятиями, усваивает их. Никаких изменений в саму систему научных понятий он не вносит. Результат учебной деятельности - это изменение самого ученика, его развитие. Показателями такого изменения является выполненная им работа: ученик верно решил задачу, написал без ошибок диктант. Это значит, что он научился решать задачи, правильно писать безударные гласные, имена людей. Какими же мотивами может и должна побуждаться учебная деятельность? Это мотивы, тесно связанные с содержанием деятельности, то есть мотивы собственного роста, собственного совершенствования. Если удается сформировать у детей такие мотивы, то наполняются новым содержанием и обретают новую силу общие мотивы деятельности, связанные с позицией школьника. Мотив - не просто позиция ученика, посещающего школу и аккуратно выполняющего задания учителя. Это позиция человека, совершенствующего самого себя. Учебно-познавательные мотивы, это мотивы, направленные не просто на приобретение информации о широком курсе явлений окружающей действительности, а на усвоение способов действий в конкретной области учебного предмета. Развитие мотивационной сферы у ребенка играет важнейшую роль для успешности в учебной деятельности. Наличие у ребёнка положительных мотивов для хорошего выполнения предъявляемых школой требований, заставляет его проявлять активность в отборе и запоминании необходимой информации. При низком уровне учебной мотивации наблюдается снижение, школьной успеваемости. Считаю, что если использовать методическую систему на уроках в формировании мотивации с учетом условий малокомплектной школы, то можно повлиять на уровень мотивированности учащихся начальных классов. Для начала, опираясь на труды других педагогов и исходя из собственного опыта, я попробовала выделить отрицательные и положительные стороны обучения в малокомплектной школе. И пришла к выводу: чем сетовать на все трудности и тяготы, с которыми встречается педагог в малокомплектной начальной школе стоит взять на вооружение положительные стороны процесса обучения и повысить качество обучения через формирование мотивации учащихся в процессе обучения. Формирование у учеников мотивов, придающих дальнейшей учебе ребенка значимый для него смысл, в свете которого его собственная учебная деятельность становилась бы для него сама по себе жизненно важной целью (например, престижных или выполнение требований родителей и т. д.), является крайне необходимым, без чего дальнейшая учеба школьника может оказаться просто невозможной. Надеяться на то, что такие мотивы возникнут сами по себе не приходиться. Поэтому важно обеспечить такое ее формирование, которое поддерживало бы эффективную и плодотворную учебную деятельность каждого ученика на протяжении всех лет его пребывания в школе, и было бы основой для его самообучения и самосовершенствования в будущем. В психологии известно, что развитие мотивов учения идет двумя путями: 1) через усвоение учащимися общественного смысла учения; 2) через саму деятельность учения школьника, которая должна чем-то заинтересовать его. Исследования показывают, что уровень учебной мотивации учеников малокомплектных школ довольно низкий, познавательные интересы развиты гораздо слабее, соответственно и успеваемость ниже. Может быть, все дело в том, чтобы выбрать способ обучения, подходящий именно для этих детей и этих конкретных социальных обстоятельств? Он уже есть. Для работы в малокомплектных школах замечательно подходит метод разновозрастных груп. Учебный процесс в малокомплектной школе имеет ряд особенностей, которые являются благоприятными для создания мотивации учащихся. Так как практика показывает, что школьникам нравятся разновозрастные занятия. Такие занятия проходят в непринужденной обстановке, интересно, на их легче работается, меньше спрашивает учитель, больше самостоятельности, ответственности самих учащихся. Дети отмечают, что им интересно общаться с учениками других классов. Важнейшая педагогическая функция разновозрастного занятия - стимулирующая. Благодаря совместной деятельности детей разных возрастов могут актуализироваться и проявиться индивидуальные качества, которые в условиях класса остались бы незамеченными: активность, ответственность, инициативность, заботливость. На разновозрастном занятии старших стимулируют проявление и развитие организаторских умений, способности самостоятельно решать учебные задачи. Стимулирующая функция разновозрастного занятия проявляется не только в актуализации положительных качеств, старших учеников. У младших также повышается заинтересованность, активность. Опыт показывает, что разновозрастные занятия в большей степени, чем традиционные, развивают мотивацию учения, познавательные интересы учащихся. Такие занятия стимулируют развитие гуманных межличностных и деловых отношений между учащимися разных классов. Рассмотрим пути и методы формирования положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности в малокомплектной начальной школе.
1. Важную роль в мотивации учения играет содержание учебного материала. Мотивационное влияние может оказывать не всякий учебный материал, а лишь такой, информационное содержание которого соответствует наличным и вновь возникающим потребностям ребенка. При разработке тематических планов, планов отдельных уроков, при подборе учебного и иллюстративного материала в малокомплектной школе учитель должен всегда учитывать характер потребностей своих учащихся, знать наличный уровень этих потребностей и их возможное развитие, с тем, чтобы содержание учебного материала удовлетворяло наличным потребностям школьников и в наибольшей степени способствовало возникновению и развитию нужных для дальнейшей учебной деятельности новых потребностей, а главное материал одного класса гармонично монтировался с материалом другого класса. Например, учащиеся второго класса формируют свой числовой ряд, а учащиеся 4 класса свой числовой ряд. Однако они выполняют общую задачу. Но каждый на своем уровне знаний. Содержание учебного материала должно быть вполне доступно учащимся, должно исходить из имеющихся у них знаний и опираться на них и на жизненный опыт детей, но в то же время материал должен быть достаточно трудным и сложным. Если содержание учебного материала не требует от учащихся работы по его осмыслению и усвоению, то такой учебный материал не будет удовлетворять, в частности, потребности учащихся в постоянном развитии психических функций (памяти, мышления, воображения), не будет развивать у учащихся ярких эмоций (положительных и отрицательных) и, следовательно, не будет удовлетворять потребности в эмоциональном насыщении, поэтому легкий, малосодержательный учебный материал не будет способствовать возникновению и развитию новых потребностей. Учебный материал по содержанию обязательно опирается на прошлые знания учащихся, их жизненный опыт. Но в то же время он обязательно должен нести новую информацию, в свете которой могут быть осмыслены прошлые знания и опыт. Новое в знаниях должно показывать ограниченность прошлого знания и жизненного опыта, показывать знакомые объекты с новой стороны, с новой точки зрения, показать, что одних жизненных наблюдений совершенно не достаточно для установления подлинной сущности явления. Нужно также учитывать возможности учащихся в усвоении научных понятий. Но сейчас возможности учащихся в овладении основами современной научной мысли, научной картины мира все еще не используются в полной мере. Содержание обучения, ориентированное на формирование научно-теоретического стиля мышления, диалектического обобщения знаний, способствует становлению у учащихся положительной мотивации, направленной на освоение научной картины мира, на овладение общими способами научного познания, общими приемами действий для такого познания. И так, содержание каждого урока, каждой темы должно быть глубоко мотивированно, однако не с помощью создания сиюминутных скоро проходящих интересов или ссылок на практическую значимость в будущей жизни, а главным образом тем, что это содержание должно быть направлено на решение серьезных проблем научно-теоретического познания явлений и объектов окружающего мира, на овладение методами такого познания. Только в этом случае у школьников будет создаваться перспектива на дальнейшее изучение знакомых, постоянно наблюдаемых явлений, будет создана основа для формирования содержательных мотивов учебной деятельности. Немаловажно в малокомплектной школе не только подбор информационного материала, но и то, в каком виде этот материал будет преподнесен учащимся, какие приемы и формы работы будет использовать педагог. Однозначно одно, что независимо от темы на каждом этапе урока должно быть связующее звено. Работа каждого класса - это звено в одной цепочке. Разновозрастной класс должен рассматриваться как целостная единица, связанная содержательно и организационно.
2. Организация учебной деятельности - один из путей формирования мотивации. Содержание учебного материала усваивается учащимися в процессе учебной деятельности. От того какова эта деятельность, из каких частей (отдельных учебных действий) она состоит, как эти части между собой соотносятся, т. е. какова структура учебной деятельности - от всего этого во многом зависит результат обучения, его развивающая и воспитывающая роль. Успешность учебной деятельности зависит также от того, на что она направлена, какие цели осуществляют учащиеся при этом, направлены ли эти цели на овладение учебным материалом как самостоятельной целью, или же учебная деятельность служит для них лишь средством для достижения целей, не связанных с содержанием обучения. Отношение учащихся к собственной деятельности определяется в значительной степени тем, как учитель организует их учебную деятельность, какова ее структура и характер. Изучение каждого самостоятельного этапа или темы учебной программы должно состоять из следующих трех основных этапов: мотивационного, операционально-познавательного и рефлексивно-оценочного.
Мотивационный этап.
На данном этапе ученики должны осознать, почему и для чего им нужно изучить данный раздел программы. Что именно им придется изучить и освоить, какова основная учебная задача предстоящей работы. Мотивационный этап обычно состоит из следующих учебных действий: 1) Создание учебно-проблемной ситуации, вводящих учащихся в предмет изучения предстоящей темы (раздела) программы. Учебно-проблемная ситуация может быть создана учителем разными приемами: а) постановкой перед учащимися задачи, решение которой возможно лишь на основе изучения данной темы. б) рассказом учителя о том, как решалась проблема в истории науки. 2) Формулировка основной учебной задачи. Обсуждение основного противоречия (проблемы) в созданной учебно-проблемной ситуации, завершается формулированием основной учебной задачи. Которая затем, должна быть решена в процессе изучения данной темы (раздела) программы. Формулировка основной учебной задачи обычно производится учителем как итог обсуждения проблемной ситуации. Учебная задача показывает учащимся тот ориентир, на который они должны направлять свою деятельность в процессе изучения данной темы. Тем самым учебная задача создает основу для постановки каждым учащимся перед собой определенных целей, направленных на изучение учебного материала. 3) Самоконтроль и самооценка возможностей предстоящей деятельности по изучению данной темы. После того как основная учебная задача сформулирована, понята и принята учащимися, намечают и обсуждают план предстоящей работы. Учитель сообщает время, отпущенное на изучение темы, сообщает, что нужно знать и уметь для изучения темы, что у учащихся наличествует, а что требует пополнения. Завершается обсуждение тем, что отдельные учащиеся дают самооценку своим возможностям по изучению темы, указывают, какой материал они повторят, и что еще сделают для подготовки к предстоящим урокам.
Операционально-познавательный этап.
На этом этапе учащиеся усваивают содержание темы (раздела) программы и овладевают учебными действиями и операциями, входящими в его содержание. Роль данного этапа в становлении мотивации учебной деятельности зависит главным образом от того, будет ли ясна учащимся необходимость всего содержания и отдельных его частей, всех учебных действий и операций для решения основной учебной задачи, поставленной на мотивационном этапе. В осознании учащимися содержания темы призвано помочь моделирование. Оно должно вступать и как средство наглядного представления объектов и закономерностей (всеобщих отношений) изучаемого материала, и как средство наглядно-действенного представления тех действий и операций, которые нужно выполнить и освоить учащимся для выявления этих объектов и закономерностей, а также для решения широкого круга задач, основанных на этих закономерностях. В малокомплектной школе возможно применение маршрутных листов для каждого класса отдельно и индивидуально для каждого ребенка. Где представлены все задания, которые нужно выполнить на уроке. А самое главное, ребенок может себя проконтролировать решена ли им поставленная задача перед ним при выполнении каждого задания. И достигнута ли цель.
Рефлексивно-оценочный этап.
Этот этап итоговый в процессе изучения темы, когда учащиеся учатся рефлексировать (анализировать) собственную учебную деятельность, оценивать ее, сопоставляя результаты деятельности с поставленными основными и частными учебными задачами (целями). Качественное проведение этого этапа имеет огромное значение в становлении мотивации учебной деятельности. Работу по подведению итогов изучения пройденного раздела (темы) необходимо организовать так, чтобы учащиеся смогли испытать чувство эмоционального удовлетворения от сделанного, радость победы над преодоленными трудностям, счастье познания нового, интересного. Тем самым будет формироваться у учащихся ориентация на переживание таких чувств, в будущем, что приведет к возникновению потребности в творчестве, познании, в упорной самостоятельной учебе, т. е. к появлению положительной устойчивой мотивации учебной деятельности. Организация этого этапа должна быть проведена так, чтобы учащиеся смогли обозреть пройденный ими путь познания, выделить в нем наиболее значимые вехи и дороги, оценить их с точки зрения будущих задач обучения. целесообразно использовать не один и тот же постоянный прием подведения итогов, например устный опрос и контрольную работу, а разнообразные методы и приемы, дающие возможность проявить учащимся самостоятельность и инициативу. Например, если урок был организован в виде путешествия, то в конце урока учащимся представить карту следования от «пункта» к «пункту» и дать возможность им рассказать о том как они провели путешествие, где побывали, с чем познакомились, какие у них были трудности в «пути», что узнали нового и как это можно использовать в жизни.
3.Формы учебной деятельности, влияющие на мотивацию учения. Различные формы коллективной деятельности учащихся играют значительную роль в становлении мотивации учения, что объясняется несколькими обстоятельствами. Большое значение имеет включение всех учащихся в активную учебную работу, ибо только в процессе деятельности может формироваться нужная мотивация. Использование групповых форм обучения втягивает даже «глухих» учащихся, так как, попав в группу одноклассников, которые коллективно выполняют определенное задание, ученик не может отказаться выполнять свою часть работы, иначе подвергнется моральной критике своих товарищей, а их мнением, уважением он, как правило, дорожит, зачастую даже больше,чем мнением учителя. Кроме того, работая в микроколлективе, каждый ее член старается быть не хуже других, возникает здоровое соревнование, которое способствует интенсификации учебной работы, придает ей эмоциональную привлекательность, что также играет роль в становлении соответствующей мотивации. Когда ученик, работая коллективно в группе учащихся, находясь в тесном общении с ними, наблюдает, какой большой интерес вызывает его деятельность у товарищей, какую ценность представляет для них эта работа, то он сам начинает ее ценить, начинает понимать, что учебная работа может представлять значимость сама по себе. А это способствует включению ученика в активную учебную работу, которая постепенно становиться его потребностью и приобретает для него признаваемую им ценность, что приводит к мотивации учения. Для формирования устойчивой положительной мотивации учебной деятельности очень важно, чтобы каждый ученик почувствовал себя субъектом учебно-воспитательного процесса. Этому может способствовать личностно-ролевая форма организации учебного процесса. При данной форме организации каждый ученик выполняет определенную роль в процессе обучения. Это способствует становлению мотивации этой деятельности, которая приобретает для школьников признаваемую ценность. Таким образом, различные формы коллективной деятельности дают возможность дифференцировать эту деятельность для разных категорий учащихся, дифференцировать задания так, чтобы сделать их посильными для каждого ученика. Это также важно для становления мотивации учения. Основной способ организации обучения в малокомплектной школе является групповое обучение. На уроках возможны различные схемы работы: «учитель - разновозрастной класс», «ученик - ученик одноклассник», «ученик - ученик другого класса». Если детей с нейтральным отношением к предмету объединить с детьми, которые не любят данный предмет, то после совместной работы первые существенно повышают свой интерес к этому предмету. Если же включить учеников с нейтральным отношением к предмету в группу любящих данный предмет, то отношение к предмету у первых не меняется. Назовем некоторые способы организации и стимулирования совместной деятельности детей разного возраста: - постановка общей проблемы и задачи, понятной, доступной и привлекательной для всех; - использование исследовательских заданий, создание ситуации поиска; - формирование разновозрастных, микрогрупп, каждая из которых решает общую проблему или ее часть; - выполнение микрогруппами творческих заданий, как при подготовке, так и при проведении занятий; - совместное обсуждение результатов выполненных заданий, использование игровых элементов, проведение конкурсов, соревнований. На различных этапах занятия могут быть использованы специальные взаимодействия детей разного возраста. При проверке домашнего задания: - старшие проверяют и оценивают выполнение домашних заданий младших; - старшие, в случае затруднений, помогают при ответах младших; - младшие задают в ходе опроса вопросы старшим, касающиеся повторения материала, ранее изученного (уроки повторения и обобщения). При объяснении нового материала: - старшие рассказывают новый материал младшим (это целесообразно делать при изучении текстового материала); - самостоятельная совместная работа; - совместное составление таблиц в ходе изучения материала.
При закреплении изученного материала: - решение комбинированных задач, в которых используются знания, приобретенныев разных классах; - составление и отгадывание кроссвордов и ребусов; - организация разных учебных игр - соревнований; - включение в занятие дополнительного материала. В современной школьной практике наиболее предпочитаемыми идеями, используемыми при организации образовательного процесса, являются идеи педагогики сотрудничества, которые заключаются в установлении партнерских отношений учителя с учениками и учеников друг с другом. Следует помнить, что для учащихся социальное партнерство представляется в реальности общения, а также в самостоятельно существующей в ней реальности обязанностей и прав. В процессе сотрудничества появляется возможность для реализации таких идей, как: учение без принуждения; свободного выбора; опережения; личностного подхода; идея взаимообучения; самоанализа; идея продвижения в индивидуальном темпе; идея самоконтроля и взаимоконтроля. Эффективное использование положений педагогики сотрудничества возможно при использовании диалогических форм обучения, так как диалогическая форма - это отношение творчества, обмен творческой деятельностью. Кроме того, реализация педагогического диалога в учебном процессе позволяет в ходе учебно-познавательной деятельности детей развивать их коллективистские связи. Использование диалогических форм обучения становится естественным, если они происходят между людьми разного возраста, то есть при организации образовательного процесса в разновозрастном коллективе. В современной психологии и педагогике считается, что только в процессе деятельности (индивидуальной или совместной) человек может развиваться. В малокомплектной начальной школе условия таковы, что требуют на каждом уроке обязательно проводить самостоятельную работу с учащимися каждого класса. Самостоятельность это одно из условий развития учебной мотивации. В МКНШ, самостоятельная работа учеников одного из классов - условие нормальной учебной деятельности учащихся другого или (других) и обязательным компонентом урока в малокомплектной начальной школе. От умения учителя чередовать занятия под своим руководством и самостоятельную работу во многом зависит успех урока. Организация совместной, самостоятельной и коллективной работы детей разного возраста позволяет решать задачи развивающего обучения. В малокомплектной школе не всегда у учителя есть возможность объяснить ход самостоятельной работы учащихся. Функцию руководства учителя в этом случае могут выполнять карточки или таблицы алгоритмических предписаний, указывающих пути получения нужных результатов с помощью данных в оп ределенной последовательности приемов работы. Фронтальная форма работы в малокомплектной школе способствует установлению особенно близких отношений между учителем и классом, совместной дружной работе учеников, в ходе которой достигается общее участие в решении не только образовательных, но и воспитательных задач, взаимопомощи, формированию устойчивых познавательных интересов, позволяет использовать разнообразные методы и приемы для активизации процесса обучения. Эта форма обеспечивает привлечение в работе всех учащихся класса и их общий прогресс в учении. Фронтальная учебная работа может быть организована и таким образом, что каждый учащийся выполняет задание или упражнение самостоятельно, одновременно с другими, по указанию и под руководством учителя. Иногда индивидуальные задания могут составлять часть общего коллективного задания, и после их выполнения все ученики принимают участие в обсуждении полученных результатов. На этапе опроса пройденного материала, каждому ученику дается индивидуальная карточка. При выполнении задания, учащиеся получают ответы, которые соответствуют определенной букве выставленной на панно. При правильном выполнении всех заданий, учащиеся могут прочитать ту информацию, которую учитель запланировал. Фронтальная, групповая и индивидуальная работа учащихся по-разному способствуют формированию учебной мотивации. Поэтому необходимо рациональное их сочетание, обоснованный и продуманный выбор той или иной формы учителем с учетом особенностей предмета содержания изучаемого материала, методов обучения, особенностей класса - комплекта и отдельных учащихся. При всех перечисленных формах организации учебной работы учащихся на уроке так же большое значение имеет характер отношений между участниками процесса обучения: учителем и учащимися и между самими учениками. Положительный характер этих отношений стимулирует познавательную деятельность учащихся, повышает ее результативность.
4. Значение оценки в становлении мотивации учебной деятельности. Для формирования положительной устойчивой мотивации учебной деятельности важно, чтобы главным образом в оценке работы ученика был качественный анализ этой работы, подчеркивание всех положительных моментов, продвижений в освоении учебного материала и выявление причин имеющихся недостатков, а не только их констатация. Этот качественный анализ должен направляться на формирование у учащихся адекватной самооценки работы, ее рефлексии. Балльная оценка должна занимать в оценочной деятельности учителя второстепенное место. Особенно осторожно надо использовать в текущем учете неудовлетворительные отметки, а на первых порах обучения, по-видимому, лучше вовсе их не использовать. Вместо этого надо просто указывать на имеющиеся пробелы в работе. Такой анализ надо где-то фиксировать. При тематической форме учета и оценке работы учащихся это легко сделать. Итак, мы рассмотрели разные пути формирования положительной устойчивой мотивации учебной деятельности учащихся. Для становления такой мотивации следует использовать не один путь, а все пути в определенной системе, в комплексе, ибо не один из них, сам по себе, без других, не может играть решающей роли в становлении мотивации всех учащихся. Для осуществления мотивации учащихся в учебном процессе работа учителя в МКНШ должна основываться на известных в дидактике принципах и предусматривать: - построение отдельных уроков или системы на однородном учебном материале; - чередование работы учителя с классом и самостоятельной работы учащихся, причем не только внутри одного класса, но и совместной самостоятельной работы учащихся всех объединенных классов; - использование групповой, парной форм организации работы учащихся на однородном учебном материале; - использование методов взаимного обучения, позволяющих детям не только овладевать знаниями и умениями, но и учиться передавать их; - изменение сложившихся стереотипов общения в малочисленном классе, увеличения общения, в моделях «ученик-ученик», «ученик-группа». Для осуществления целенаправленной работы по формированию учебной мотивации необходимо на каждом уроке вести учет мотивации, а также осуществлять планирование работы по развитию мотивации.

© 2010-2022