- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа по математике 2 класс УМК Школа России
Рабочая программа по математике 2 класс УМК Школа России
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Ягудина Г.М. |
Дата | 27.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ГБС(К)ОУ школа-интернат № 136
г.о. Самара
Рассмотрена Согласована Утверждена приказом
__________________ _____________ __________________
« » ________20_____г « »__________ 20 ______г № ____ от _
Рабочая программа
по математике во 2 классе « а »
Ягудина Г.М
(Ф.И.О. педагога - разработчика)
2014-2015 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Математика» для 2 класса на 2014 - 2015 учебный год составлена на основе Концепции и программ для начальных классов Школа России(в 2-х частях). Москва, «Просвещение», 2010 г (Авторы: М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, С.И. Волкова, М.В.Голованова, В.Г. Горецкий, Л.М. Зеленина, В.П. Канакина, Л.Ф. Климанова, В.А. Кирюшкин, Ю.М. Колягин, М.И. Моро, А.А. Плешаков, С.В. Степанова, Н.А. Федосова, Т.Е. Хохлова, А.Ф. Шанько) Программы для общеобразовательных учреждений. Коррекционно-развивающее обучение: Начальные классы (I-IV). Подготовительный класс/ Под ред. С.Г.Шевченко. - М.: Школьная Пресса, 2004. - 176с. («Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. Библиотека журнала»; Вып. 21). Авторы: Р.Д. Тригер, Ю.А.Костенкова, И.Н.Волкова, С.Г.Шевченко. Г.М.Капустина, Т.В.Кузьмичева, Е.Б.Новикова, Е.Н.Морсакова, Н.А.Цыпина. Цели:
- развитие образного и логического мышления, воображения; формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач, продолжения образования;
- освоение основ математических знаний, формирование первоначальных представлений о математике;
- воспитание интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.
- обеспечение необходимого уровня математического развития учащихся;
- создание условий для общего умственного развития детей на основе овладения математическими знаниями и практическими действиями;
- развитие творческих возможностей учащихся;
Формирование понятий о натуральном числе и арифметических действиях начинается с первых уроков и проводится на основе практических действий с различными группами предметов. Такой подход дает возможность использовать ранее накопленный детьми опыт, их первоначальные знания о числе и счете. Это позволяет с самого начала вести обучение в тесной связи с жизнью. Приобретаемые знания дети могут использовать при решении разнообразных задач, возникающих в их игровой и учебной деятельности, а также в быту. Содержание программы составляют: изучение натуральных чисел, арифметических действий, приемов вычислений; ознакомление с буквенной символикой, с геометрическими фигурами и величинами; формирование практических умений - измерительных, графических; формирование умений решать простые и составные арифметические задачи. Изучение программного материала должно обеспечить не только усвоение определенных математических знаний, умений и навыков, но и формирование у учащихся приемов умственной деятельности, необходимых для коррекции недостатков развития детей, испытывающих трудности в процессе обучения. Для усиления коррекционно-развивающей направленности курса начальной математики в программу широко включены самостоятельные наблюдения и предметно-практическая деятельность учащихся, геометрический материал, а также разнообразные задания графического характера - для коррекции мелкой моторики пальцев рук и подготовки к письму цифр. Своеобразие в обучении математике детей с ЗПР особенно отчетливо проявляется на первоначальном этапе. Наряду с общеобразовательными ставятся следующие основные задачи: восполнение пробелов дошкольного математического развития учащихся путем обогащения их чувственного опыта, организации предметно-практической деятельности; специальная подготовка учащихся к восприятию новых и трудных тем; обучение поэтапным действиям (в материализованной форме, в речевом плане без наглядных опор, в умственном плане); формирование операции обратимости и связанной с ней гибкости мышления; развитие общеинтеллектуальных умений и навыков; активизация познавательной деятельности, развитие зрительного и слухового восприятия; активизация словаря учащихся в единстве с формированием математических понятий; воспитание положительной учебной мотивации, формирование интереса к математике; развитие навыков самоконтроля, формирование навыков учебной деятельности. Все свои практические действия учащиеся обязательно должны сопровождать словесным отчетом о том, что и как они делают, каков результат; при этом происходит сознательное усвоение ими соответствующей математической терминологии. Аналогичная практическая подготовка необходима и при изучении всех, особенно трудных, разделов программы курса начальной математики. Важно не просто довести до автоматизма навыки вычислений, а обеспечить уровень общего и математического развития учащихся. Все задания должны развивать познавательную активность учеников. Поэтому необходимо использовать сравнение, сопоставление, противопоставление связанных между собой понятий, действий, задач, предъявляя вопросы и задания типа: «Объясни», «Докажи», «Сравни», «Сделай вывод», «Найди закономерность», «Отгадай правило» и т. п. Работа над изучением натуральных чисел и арифметических действий строится концентрически. В программе намечена система постепенного расширения области рассматриваемых чисел: десяток - сотня - тысяча - многозначные числа. Наряду с расширением числового диапазона углубляются, систематизируются, обобщаются знания детей о натуральном ряде, приобретенные ими на более ранних этапах обучения. Важно уяснение учениками взаимосвязи и взаимообратимости арифметических действий - сложения и вычитания, умножения и деления. Относительно каждого действия рассматривается круг задач, в которых это действие находит применение. При изучении нумерации, начиная с чисел первого десятка, важно добиться, чтобы все учащиеся научились уверенно вести счет не только в прямом, но и в обратном порядке, а также начиная с любого числа числового ряда и заканчивая заданным числом. Для этого они должны понять общий принцип построения числового ряда, т. е, что каждое число можно получить путем прибавления единицы к предыдущему числу или вычитания единицы из числа, следующего при счете за данным. В помощь детям, которые плохо запоминают последовательность числительных, дается зрительная и тактильная опора. При этом развернутые внешние действия постепенно заменяются сокращенными, свернутыми, а затем становятся автоматизированными. При решении арифметических задач дети учатся прежде всего анализировать условие задачи, выделять известное и неизвестное, устанавливать между ними связь, иллюстрировать рисунком или чертежом, записывать задачу кратко. Важно, чтобы учащиеся умели объяснить, что обозначают каждое число и знаки отношений. При формулировке ответа следует учить детей опираться на вопрос задачи, а также обосновывать выбор того или иного арифметического действия. Таким образом они постепенно овладевают общими приемами работы над задачей, что помогает коррекции их мышления и речи. Учитывая индивидуальные возможности учащихся, следует предусмотреть задания различной степени трудности. Одним детям потребуются увеличение количества упражнений пропедевтического характера, более широкое применение наглядных средств, другим - дополнительные тренировочные задания, чтобы прийти к нужному обобщению. Эффективно применение графических опор, схем, памяток-инструкций для лучшего запоминания алгоритма рассуждений при решении задач, уравнений, при отработке приемов вычислений. Поэтому в процессе обучения требуется применять дифференцированный подход к детям.
Отличительные особенности рабочей программы по сравнению с примерной программой. Логика изложения, содержание обучения, перечень практических работ рабочей программы совпадают с авторской программой по предмету (по редакцией М.И.Моро), имеются незначительные расхождения с коррекционно-развивающей программой под редакцией С.Г.Шевченко, поэтому в программу внесены изменения, касающиеся часового распределения учебного материала. Согласно программе на изучение материала отводится 5 часа в неделю.
II КЛАСС (в авторской программе - 136 ч) из расчета 34 учебных недель -170 ч,
к/р - 9, с/р - 6
Числа от 1 до 100
Нумерация (19 ч)
Новая счетная единица - десяток. Счет десятками. Образование и названия чисел, их десятичный состав. Запись и чтение чисел. Числа однозначные и двузначные. Порядок следования чисел при счете.
Сравнение чисел. Единицы длины: сантиметр, дециметр, миллиметр, метр. Соотношения между ними. Длина ломаной. Периметр многоугольника.
Единицы времени: час, минута. Соотношение между ними. Определение времени по часам с точностью до минуты. Монеты (набор и размен).
Задачи на нахождение неизвестного слагаемого, неизвестного уменьшаемого и неизвестного вычитаемого.
Решение задач в 2 действия на сложение и вычитание.
Сложение и вычитание (88 ч)
Устные и письменные приемы сложения и вычитания чисел в пределах 100.
Числовое выражение и его значение.
Порядок действий в выражениях, содержащих 2 действия (со скобками и без них).
Сочетательное свойство сложения. Использование переместительного и сочетательного свойств сложения для рационализации вычислений.
Взаимосвязь между компонентами и результатом сложения (вычитания).
Проверка сложения и вычитания.
Выражения с одной переменной вида а + 28, 43 - b .
Уравнение. Решение уравнения.
Решение уравнений вида 12 + х = 12, 25 - х = 20, х - 2 = 8 способом подбора.
Углы прямые и непрямые (острые, тупые). Прямоугольник (квадрат). Свойство противоположных сторон прямоугольника.
Построение прямого угла, прямоугольника (квадрата) на клетчатой бумаге.
Решение задач в 1-2 действия на сложение и вычитание.
Умножение и деление (46ч)
Конкретный смысл и названия действий умножения и деления. Знаки умножения · (точка) и деления : (две точки).
Названия компонентов и результата умножения (деления), их использование при чтении и записи выражений.
Переместительное свойство умножения.
Взаимосвязи между компонентами и результатом действия умножения; их использование при рассмотрении деления с числом 10 и при составлении таблиц умножения и деления с числами 2, 3.
Порядок выполнения действий в выражениях, содержащих 2-3 действия (со скобками и без них).
Периметр прямоугольника (квадрата).
Решение задач в одно действие на умножение и деление.
Итоговое повторение - 12 ч
Проектная деятельность - 5 ч
Используемый УМК: Программа Концепция и программы для начальных классов. Комплект учебников «Школа России» в двух частях. М.: Просвещение, 2010, 1 часть, 158 с. Моро М. И., Колягин Ю. М., Бантова М. А., Бельтюкова Г. В., Волкова С. И., Степанова С. В. Программа и планирование учебного курса. 1-4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2010, 64 с. (Школа России) Программы для общеобразовательных учреждений. Коррекционно-развивающее обучение: Начальные классы (I-IV). Подготовительный класс/ Под ред. С.Г.Шевченко. - М.: Школьная Пресса, 2004. - 176с. («Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. Библиотека журнала»; Вып. 21). Авторы: Р.Д. Тригер, Ю.А.Костенкова, И.Н.Волкова, С.Г.Шевченко. Г.М.Капустина, Т.В.Кузьмичева, Е.Б.Новикова, Е.Н.Морсакова, Н.А.Цыпина. Учебник Моро М. И., Бантова М. А., Бельтюкова Г. В., Волкова С. И., Степанова С. В. Математика. Учебник для 2 класса начальной школы, в двух частях. Часть 1. М.: Просвещение, 2012, 80 с. Моро М. И., Бантова М. А., Бельтюкова Г. В., Волкова С. И., Степанова С. В. Математика. Учебник для 2 класса начальной школы, в двух частях. Часть 2. М.: Просвещение, 2012, 96 с.
Дидактические средства для учащихся Моро М. И., Волкова С. И. Математика. Рабочая тетрадь: 2 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений, в двух частях. Часть 1. М.: Просвещение, 2012 (Школа России) Моро М. И., Волкова С. И. Математика. Рабочая тетрадь: 2 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений, в двух частях. Часть 2. М.: Просвещение, 2012 (Школа России) Методическая литература Дмитриева О. И., Мокрушина О. А. Поурочные разработки по математике к учебному комплекту М. И. Моро и др.: 2 класс. М.: ВАКО, 2009, 512 с. (В помощь школьному учителю) Материалы для проведения проверочных работ Контрольно-измерительные материалы
Содержание курса
Нумерация (19 ч) Чтение и запись чисел от 1 до 100 - 6 часов.
Единицы длины. Соотношения между ними - 13 часов
Обучающиеся должны знать:
-
названия и последовательность чисел от 1 до 100;
-
названия компонентов и результатов «+» и «-»;
-
таблицу сложения однозначных чисел и соответствующие случаи вычитания.
Обучающиеся должны уметь:
-
читать, записывать и сравнивать числа в пределах 100;
-
находить сумму и разность чисел в пределах 100;чертить отрезок заданной длины и измерять длину данного отрезка.
Сложение и вычитание - 72 ч
Задачи на нахождение неизвестного уменьшаемого, вычитаемого - 6 часов
Единицы времени-3 часа.
Порядок действий. Скобки - 5часов.
Свойства сложения - 7 часов.
Сложение и вычитание в пределах 100 без перехода через десяток. Устные вычисления-13 часов
Приемы устных вычисления сложения и вычитания в пределах 100 с переходом через десяток - 10 часов.
Уравнения. Проверка сложения и вычитания - 9 часов
Сложение и вычитание в пределах 100. Письменные приемы вычислений - 17 часов.
Прямоугольник. Свойства противоположных сторон прямоугольника. Квадрат - 18ч.
Обучающиеся должны знать:
-
названия компонентов и результатов «+» и «-»;
-
таблицу сложения однозначных чисел и соответствующие случаи вычитания;
-
правила порядка выполнения действий в числовых выражениях в два действия, содержащие «+» и «-» (со скобками и без них).
Обучающиеся должны уметь:
-
находить сумму и разность чисел в пределах 100, в более лёгких случаях устно, в более сложных письменно;
-
находить значения числовых выражений в два действия, содержащие «+» и «-» (со скобками и без них);
-
решать задачи в 1-2 действия на «+» и «-»;
-
находить длину ломаной, состоящей из 3-4 звеньев;
периметр треугольника, четырёхугольника.
Умножение и деление - 46 часа
Конкретный смысл действия умножения. Названия компонентов действия умножения - 14 часов.
Деление. Название компонентов деления. - 9 часов.
Связь между компонентами и результатами умножения и деления - 6 часов
Табличное умножение и деление . умножение и деление на 2 - 6 часов.
Умножение и деление на 3, решение задач на умножение и деление.- 11часов.
Обучающиеся должны знать:
-
название и обозначение действий умножения и деления.
Обучающиеся должны уметь:
решать задачи в одно действие на умножение и деление.
Повторение изученного за год - 12 часов.
Проектная деятельность - 5 ч.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся по предмету.
К концу второго класса дети должны знать: Учащиеся должны знать: · таблицу сложения однозначных чисел и соответствующие случаи вычитания. Учащиеся должны уметь: · читать, записывать и сравнивать числа от 1 до 100; · выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 100, используя приемы устных вычислений, в более сложных случаях - письменно; · решать задачи в одно и два действия на сложение и вычитание.
Учащиеся должны знать:
-
Названия и последовательность чисел от 1 до 100;
-
Названия компонентов и результатов сложения и вычитания;
-
Таблицу сложения однозначных чисел и соответствующие им случаи вычитания;
-
Правила порядка выполнения действий в числовых выражениях в 2 действия, содержащие сложение и вычитание (со скобками и без);
-
Названия и обозначение действий умножения и деления.
Учащиеся должны уметь:
-
Читать и записывать, сравнивать числа в пределах 100;
-
Находить сумму и разность чисел в пределах 100: в более лёгких случаях устно, в более сложных - письменно;
-
Решать задачи в 1 -2 действия на сложение и вычитание и задачи в 1 действие, раскрывающие конкретный смысл умножения и деления;
-
Чертить отрезок заданной длины и измерять длину заданного отрезка;
-
Находить длину ломанной, состоящей из 3 - 4 звеньев, и периметр прямоугольника, треугольника, четырёхугольника.
ЛИТЕРАТУРА
*Дмитриева О. И., Мокрушина О. А. Поурочные разработки по математике к учебному комплекту М. И. Моро и др.: 2 класс. М.: ВАКО, 2009, 512 с. (В помощь школьному учителю)
*Концепция и программы для начальных классов. Комплект учебников «Школа России» в двух частях. М.: Просвещение, 2007, 1 часть, 158 с.
*Лутошкина О. А. Календарно-тематическое планирование уроков для комплекта «Школа России»: 1-4 классы. М.: ВАКО, 2008, 144 с. (Мастерская учителя)
*Моро М. И., Бантова М. А., Бельтюкова Г. В., Волкова С. И., Степанова С. В. Математика. Учебник для 2 класса начальной школы, в двух частях. Часть 1. М.: Просвещение, 2007, 80 с.
*Моро М. И., Бантова М. А., Бельтюкова Г. В., Волкова С. И., Степанова С. В. Математика. Учебник для 2 класса начальной школы, в двух частях. Часть 2. М.: Просвещение, 2007, 96 с.
*Моро М. И., Волкова С. И. Математика. Рабочая тетрадь: 2 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений, в двух частях. Часть 1. М.: Просвещение, 2010 (Школа России)
*Моро М. И., Волкова С. И. Математика. Рабочая тетрадь: 2 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений, в двух частях. Часть 2. М.: Просвещение, 2010 (Школа России)
*Моро М. И., Колягин Ю. М., Бантова М. А., Бельтюкова Г. В., Волкова С. И., Степанова С. В. Программа и планирование учебного курса. 1-4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2009, 64 с. (Школа России) *Обухова Л. А.,. Жиренко О. Е, Кочергина А. В. Тематическое планирование уроков по новому базисному учебному плану: 2 класс. М.: ВАКО, 2010, (Учебный год)