- Преподавателю
- Начальные классы
- Внеурочное занятие Тема «Русская матрешка»
Внеурочное занятие Тема «Русская матрешка»
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Султанова О.В. |
Дата | 12.07.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
МБОУ «Прогимназия «Сообщество»
Султанова О.В.
Внеурочное занятие
Тема «Русская матрешка» № 1
Цель: Углубить знания о русской народной деревянной игрушке, познакомить с характерными особенностями формы и росписи матрёшек из Семёнова, Полховского.
Задачи:
-
Познакомить с декоративно-прикладным искусством - русской матрешкой.
-
Дать представление детям о русской матрешке, как об одном из старинных народных промыслов. Привить интерес к народному творчеству.
-
Обратить внимание детей на ее яркость, нарядность, составные элементы, композицию, цветовой гамме. Развивать эстетическое восприятие предметов народного творчества.
-
Обучить умению выделять характерные средства художественной выразительности в работах народных мастеров, анализировать и сравнивать матрёшек из Семёнова, Полховского Майдана. Научить расписывать матрёшек в традициях семёновских мастеров.
Примечание: копилка матрешек собирается за 3 недели до занятия
Ход занятия - Добрый день, ребята! Я рада снова приветствовать вас на занятиях. Надеюсь, что настроение у вас отличное и, вы, несомненно, готовы к новым открытиям и творческим начинаниям. 1. Игра «Да/нет» - Ребята, сегодня мы будет изучать новую тему, а какую вам необходимо отгадать. Я вам дам небольшую подсказку. Я загадала слово, отгадав которое вы сможете назвать тему нашего занятия. Для этого вам необходимо будет задавать вопросы, на которые можно ответить «да» или «нет». - это объект живой природы? (нет) - этот объект большой? (нет) - этот объект можно употреблять в пищу? (нет) - этот объект рукотворный? (Да) - этот объект - транспорт? (нет) - этот объект имеет отношение к искусству? (да) - этот объект - музыкальный инструмент? (нет) - этот объект расписывают? (да) - этот объект - картина (нет) - этот объект - игрушка? (да) - этот объект - состоит из нескольких частей? (да) - этот объект - матрёшка? (да)
- Правильно, ребята, это матрешка. Сегодня мы с вами поговорим про эту удивительную деревянную игрушку. 2. Копилка Ребята, подскажите, что мы с вами собирали 3 недели назад. -Правильно, матрёшек. Ребята, на какие группы мы можем с вами разделить матрешки, подумайте. - На три, почему? - в первой группе матрешки, женщина в сарафане, в росписи которых используют только желтый, красный и зеленые цвета; - во второй группе матрешки, женщина в сарафане, но другой, более вытянутой формы, с обводкой деталей черным цветом, вытянутой формой лица; - в третьей группе матрешки изображены в виде животных, женщин с фруктами, самоварами, на сарафанах которых изображены времена года, герои сказок. - Ребята, вы правильно заметили различия и разложили матрешек по группам, и первая группа матрешек называется - Семёновская, вторая - Полховская, третья - авторская матрешка.
3. Паспорт объекта - Сейчас я предлагаю вам познакомиться поближе с матрешками. Первая группа будет составлять интеллект карту Семеновкой матрешки, а вторая - Полховской. Но перед началом работы, давайте с вами определимся с именами признаков, которые мы будем рассматривать? (Ребята предлагают)
- Из чего сделана матрешка? (материал)
- Во что одета?
- Какой формы матрешка?
- Из каких частей состоит?
- Какие цвета для росписи использовали?
- Какое количество матрешек внутри?
- Для чего использовалась?
- Какой размер матрешки?
- Какие этапы росписи матрешки?
- Сейчас я вам раздам листочки с информацией о матрешках, который я надеюсь, поможет вам найти ответы. - Ну, а сейчас преступайте к работе в группах (работа в группе)
- Ребята, давайте составим общий паспорт. Для этого запишем, ваши имена и значения признаков в одну таблицу.
Объект
Имена признаков (вопросы)
Значение признаков (ответы)
матрешка
Полховская
Семеновская
Из чего сделана? (материал)
дерево
дерево
Во что одета?
Сарафан, платок
Сарафан, платок, кофта
Какой формы?
более вытянутая с жестко очерченной головкой.
Обычно они имеют форму в виде яйца с плоским донцем
Из каких частей состоит?
из двух частей: верхней и нижней
из двух частей: верхней и нижней
Какие цвета для росписи использовали?
сочетании малиново-красного, зеленого и черного цветов
Красный, зеленый, желтый, фиолетовый
Какое количество матрешек внутри?
от 3 и больше
до18
Какие особенности?
Лицо обрамляют "кудри"
крупная цветовая роспись, заполняющая весь центр фигурки.
Для чего использовалась?
Для игры, для подарка, в качестве украшения, сувенира
Для игры, для подарка, в качестве украшения, сувенира
Какой размер матрешки?
средние (15-20 см)
Какие этапы росписи матрешки?
-
Сначала обмазывают фигурки крахмалом
-
сушат, и они становятся белее снега (повторяют до 3 раз)
-
пёрышками или кисточками разрисовывают.
-
расписываются по предварительно нанесенному контуру, без предварительного рисунка
-
лакируются
-
Шлифовка заготовки
-
Обводка контура узора
-
Прорисовывание фона
-
Прорисовывание деталей
-
Окончательная обводка
-Так эти две матрешки одинаковые? Чем же они отличаются? (ребята отвечают)
- Спасибо вам большое ребята, на следующем занятии мы с вами продолжим знакомство с матрешкой: составим загадки про матрешку и сможем сделать матрешку своими руками. До свидания!