Урок литературного чтения 2 класс Тема: Стихи Ф. И. Тютчева о весне

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ «Емецкая средняя общеобразовательная

школа имени Н.М. Рубцова»

Учитель начальных классов

Полякова Светлана Дмитриевна

Урок литературного чтения 2 класс Тема: Стихи Ф.И. Тютчева о весне.


Урок литературного чтения

2 класс


Тема: Стихи Ф.И. Тютчева о весне.

Цели: 1. Познакомить учащихся со стихотворениями Ф.И. Тютчева о весне.

2. Учить анализировать поэтические произведения, воспринимать выраженные в них чувства, настроения.

3. Развивать речь учащихся, образное и логическое мышление, внимание к слову.

4. Воспринимать любовь к природе и русской словесности.

Планируемые результаты:

Учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения;

читать стихотворения и загадки выразительно;

соотносить загадки и отгадки;

представлять картины весенней природы и находить в стихотворении те слова, которые помогают представить эти картины;

объяснять отдельные выражения в лирическом тексте.

Оборудование:

  1. Портрет Ф.И. Тютчева Урок литературного чтения 2 класс Тема: Стихи Ф.И. Тютчева о весне.

  2. Выставка книг Ф.И. Тютчева

  3. Аудиозапись П.И. Чайковского «Времена года» «Весна».

Ход урока.

  1. Организационный момент. Тема урока. Постановка целей.
Чтение стихотворения.
Речка голубая Под небом голубым, И туман растаял, Голубой, как дым. Будто бы кивая Круглой головой, Пьет сойка голубая Из лужи голубой.
Почему урок начали с этого стихотворения? Чем мы будем заниматься на уроке? Учитель: На сегодняшнем уроке мы поговорим о весне. Вернее, о том, как отражают в своих произведениях весну поэты. Давайте послушаем стихи А. Пушкина, С. Маршака, А. Блинова, М. Плецковского, Я. Акима в исполнении ребят.
Мы продолжим изучать тему «Люблю природу русскую. Весна». (Стр. 107) . Познакомимся с жизнью и творчеством Фёдора Ивановича Тютчева.
  1. Проверка домашнего задания. Чтение учащимися стихов (загадок) о весне.
  2. Знакомство с жизнью Ф.И. Тютчева. Доска - портрет.
Рассказ учителя: Родился в семье помещика и получил домашнее образование. С детства изучал французский язык и писал на нем стихотворения. 22 года прожил за границей, работал дипломатом. Написал много стихотворений о русской природе. Фёдор Иванович Тютчев - человек пушкинского поколения. Он младше Александра Сергеевича Пушкина на четыре с половиной года. Однако Ф.И. Тютчев при жизни А.С. Пушкина как поэт был совершенно неизвестен даже петербургским литературным критикам. Только в 1836 году в журнале «Современник» были помещены «Стихотворения, присланные из Германии» с подписью «Ф.Т. «Весенние воды» - всего 24 стихотворения. Говорят, А.С. Пушкин пришёл в восторг и изумление, прочитав рукопись.
  1. Работа с учебником. (стр.110)
  • Звучит музыка П.И. Чайковского
  • Чтение стихотворения учителем.
Понравилось ли стихотворение? Почему? Грустное или веселое настроение вызывает стихотворение?
  • Чтение учащимися по строке.
  • Словарная работа:
«И всё засуетилось» - объяснение стр.2015 «Нудит» - гонит «Пустила, убегая» - бросила «Наперекор» - против его воли.
  • Ответы на вопросы 1 - 4 стр. 111.
Олицетворение - поэтический приём, когда предметы неживой природы изображены как живые существа.
  • Работа над выразительным чтением.
- чтение молча - чтение по четверостишию - чтение одним учащимся. Физминутка. Ветер клён качает. Раз - наклон, Два - наклон. Зашумел листвою клён.
  1. Продолжение работы по теме урока.
Стихотворение Ф.И. Тютчева «Весенние воды».
  • Прослушивание аудиозаписи стихотворения.
  • Беседа по вопросам:
- О чём это стихотворение? - Понравилось ли вам? Почему?
  • Чтение стихотворения по строке.
  • Словарная работа. Стр. 215.
  • Вопросы стр.112 (с [Ш] - [Щ] - использована звукопись).
  • Чтение молча.
  • Выразительное чтение стихотворения учащимся.

  1. Составление рассказа «Я рад весне» (стр.111 задание5)
/Рабочая тетрадь или работа в группах 4-6 уч-ся/ Пришла весна. Стало тепло. Снег растаял. Побежали весёлые ручейки. Дети радуются весне. Я люблю весну за то, что день стал длинный. Чтение учащихся.
  1. Рефлексия.
Какова тема урока? Какие цели ставили? Выполнили мы задание? /Читали выразительно. Думали над значением слов/ Как можно применить это в жизни? /Более внимательно относиться к окружающему миру. Видеть и ценить красоту окружающей природы.












Вы уже много узнали о весне, прослушали музыкальное произведение, познакомились со стихотворением, а что вы можете сами рассказать об этом времени года. Какие весенние слова вы уже знаете?
Опорные слова на доске: сосульки, проталины, ручьи, ледоход, подснежники, первоцветы, скворечник.
Посмотрите на иллюстрации, они помогут вам описать весенние изменения в природе. (Пригревает солнышко, дует тёплый ветер. Снег становится рыхлым, тает. На земле появляются проталины. С крыш свисают длинные сосульки. Бегут ручьи. На реках начался ледоход. Прилетают перелетные птицы: грачи, скворцы. Пробивается первая травка, появляются первые весенние первоцветы: подснежники, тюльпаны. Животные просыпаются от зимней спячки. Природа радуется первым теплым дням.)
Вы очень много знаете о весне, а интересно, сможете ли вы отгадать те весенние слова, которые я загадала. Я буду вам называть группу слов, а вы будете отгадывать, какое весеннее слово я загадала. VI. Игра «Отгадайка».
Бегут - текут - мчатся. (Ручьи.)
Пробивается - вылезает - подрастает. (Трава.)
Освещает - сверкает - искрится. (Солнце.)
- Скажите слова, которые я называла, похожи по смыслу или противоположны? Как они называются? (Синонимы.)
Вы, конечно, знаете, что весной на полянах появляются первые цветы. У вас на партах тоже появились первоцветы. Они не простые. Эти цветочки хранят какое-то задание. А это задание тексты со словами-перевертышами. VII. Чтение деформированных текстов.
(Чтение текста по одному предложению.) У кого на парте выросли тюльпаны, возьмут задание из первого конверта, у кого подснежники - из второго.
1 вариант. Светит ЕНЕСЕНВЕ солнышко. Журчат ЧЬИРУ. На деревьях набухли КИПОЧ. В рощах ЧАТКРИ грачи. 2 вариант. Вот и пришла НАВЕС. Появились первые КИСНЕЖПОДНИ. Сошёл с ЛЕЙПО снег. ЧАТЖУР ручейки. Дети пускают ЛИКОБКИРА. Вот и подходит к концу наш урок. Мы сегодня выполнили много разных заданий, познакомились со стихотворением Ф.И. Тютчева о весне. А как вы думаете, другие писатели и поэты писали о весне? Вот на этом плакате вы можете посмотреть, какие книги о весне и какими писателями написаны. На перемене вы можете изучить его.




© 2010-2022