Урок русского языка Что такое фразеологизмы 3 класс

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Фразеологизмы.

I.Орг. часть. Класс разделён на группы по 7 человек.(слайд1)

II. Актуализация знаний.

1.Чистописание.

Х х

Хватать звезды с небес. Не ударить в грязь лицом.

2.Постановка проблемы, определение целей урока.

- Как вы поняли это высказывание?

-Как называются такие выражения в русском языке? Что это? (кто-то отвечает, кто-то не знает совсем)

- Перед нами проблема: Мы не знаем, что это за сочетания слов. Сегодня на уроке русского языка мы узнаем, как правильно в русском языке называются такие словосочетания, будем учиться отличать их от свободных словосочетаний, объяснять их значение и находить значение таких выражений в специальных словарях. (слайд 2 )

3. Словарная работа, индивид карточки - 3 человека (разноуровневые.)

-Спишите, вставляя пропущенные орфограммы в словах.

А…уратно, шо…е, ко…ектив, Р…ия, су…ота, кил…гра…, к…екция, ру…кий, тракт…р, тр…мвай, с…м…лёт, р…кета. (проверка по инт. доске). -Проверьте, оцените себя с помощью светофора.

- Какие орфограммы вспомнили при записи? Можно ли их проверить? Какие это слова ? (Проверка индивидуальной работы.)

-Можно ли нашу запись назвать словосочетанием или предложением? Почему? Вспомните, что такое предложение ? А словосочетание?

4. самоопределение деятельности.

В начале урока мы уже сказали, что разговор пойдет о необычных словосочетаниях. Цель урока - узнать, как называются такие выражения и научиться их расшифровывать.

А чтобы понять, достигли ли мы цели, выполним по ходу урока маленький проект - составим синквейн по теме урока.

III. Получение новых знаний.

1. Диск «Русский язык. 3класс».

-Послушайте стихотворение. Кто такой тапир?

-Что означает выражение «повесил нос»? В прямом или переносном значении оно употреблено? Это выражение имеет переносное значение «расстраиваться», смысл не зависит от каждого слова в отдельности, а от всего словосочетания в целом.

- Такие сочетания слов называются устойчивыми или фразеологизмами. Какова тема урока? (слайд 2)

2. чтение правила,с.49

-Учебник откроем на с. 49. Читаем правило. Тема нашего проекта -синквейна - фразеологизм.

- А какие прилагательные для второй строчки синквейна вы можете использовать? (устойчивый, неделимый ,загадочный).

-Где искать расшифровку фразеологизмов? (Фразеологический словарь с. 157). «Обратите внимание!»

- С помощью словаря расшифруйте фразеологизмы, записанные на чистописании.

Физминутка.(для глаз)

3. упражнение 85, с. 50 (4 фразеологизма записать в тетрадь, остальные - устно.)

4. Работа в группах (Планшеты)

- Поработайте над карточкой-тестом. Выделите правильные ответы.

О каком человеке так говорят:

1. Он выйдет сухим из воды:

ловкий

робкий

2.У него денег куры не клюют

богатый

бедный

3. У него зимой снега не выпросишь:

щедрый

жадный

4. Он водит всех за нос:

показывает людям дорогу

обманывает людей

Проверка - переворачивают карточки на планшетах и работа с интерактивной доской- подчеркивают верные ответы. Самооценка работы группы с помощью светофора.

5. Работа с текстом группах.

Пригласил нас как-то сын лесника к себе. За грибами, говорит, сходим, рыбу ловить будем. Уху сварим, пальчики оближешь.

Мы обрадовались, уши развесили, слушаем. Мой братишка голову потерял от счастья. В лесу заночуем, палатку разобьем, костер разложим. Потом он мне покою не давал: "Пойдем да пойдем! Говорят, он такой мастер рыбу ловить, собаку на этом деле съел". Не знаю, каких собак он ел, а вот мы попались на удочку. Обманул он нас.

Чтение текста вслух.

-Какие фразеологизмы вам встретились в тексте? Подчеркните их . (Пальчики

оближешь, развесить уши, потерять голову, собаку съесть, попались на удочку.). Проверка по доске.

- Вы прочитали текст. Скажите, а для чего автор использовал фразеологизмы? Какие глаголы вы можете записать в третьей строке синквейна (употребляется, заменяет, выражает, украшает.)

6. Запись предложения с комментированием на доске.

Мы попались на удочку.

-Подчеркните главные и второстепенные члены, укажите части речи. Замените это выражение синонимом .

Какую фразу для 4 строки синквейна вы можете придумать? (делает нашу речь яркой, выразительной; в таких словосочетаниях нельзя пропустить ни одно слово)

-Запишите в тетрадь один любой фразеологический оборот из текста.

( если есть время).

7. работа в группах - составление синквейна на карточках. Защита проектов - чтение синквейна.

IV. Рефлексия.

- Оцените свою работу на уроке, используя фразеологизмы, которые перед вами на слайде…. Запишите в свою тетрадь подходящие утверждения:

1. Я переливал из пустого в порожнее.

2. Я устал и вышел из себя.

3. Я работал, не покладая рук.

4. Я устал, но взял себя в руки.

- Зачитайте. Объясните.

- Что на уроке вызвало больше всего затруднений? Почему? Какие выводы делаем?

V.Домашнее задание.

1) С. 50, упр.86, с.49, выучить правило. - обязательная часть.

2) найти и записать значение фразеологизмов - время истекло, спать без задних ног.

VI. Итог урока.

- Как же называются выражения, которые мы использовали в чистописании?

-Что такое фразеологизмы? Решили мы проблему, которую ставили в начале урока?

Выполнение упражнения с мышкой на диске

- Догадайтесь, что обозначают фразеологизмы на слайдах:

Смотрит как баран на новые ворота (Очень удивлённо)

Сесть в лужу (Оказаться в неловком, смешном положении)

Рубит сук, на котором сидит (Делает то, что может быть опасным для

него же)

Запишите в тетрадь первый фразеологизм.

4. Наблюдения над фразеологизмами.

У. Послушайте выражения и найдите в них фразеологизмы.

У. Повесить картину, повесить портьеры, повесить нос.

Д. Устойчивое словосочетание повесить нос, т.к. можно повесить картину на стену и портьеры на окно, а нос нельзя. Выражение повесить нос означает прийти в уныние, сильно огорчиться из-за чего-либо.

У. Сесть на стул, сесть на землю, сесть в калошу.

Д. Фразеологизм сесть в калошу, т.к. в неё нельзя сесть. На землю и на стул можно сесть, а в калошу нельзя. Сесть в калошу это значит что-то сделать не так.

У. Сесть в калошу - это оказаться в неловком, глупом и смешном положении, потерпеть неудачу.

У. Точить ножницы, точить лясы, точить топор.

Д. Ножницы и топор можно наточить, а лясы нельзя. Непонятное слово

____________________________________________________________________________________

Карточка № 1

Фамилия__________________________________________________


  1. Вставь пропущенные буквы.

Падает пуш__стый сне__. У дома вырос б__льшой сугро__. Гле__, Яко__ и Оле__ надели тёплую обу__ь и поб__жали на пру__. Им не страшен м__ро__. Вес__л__ скол__зит__ по гла__кому л__ду!

  1. Подчеркни главные члены в первом и втором предложениях.

______________________________________________________________

Карточка № 2

Фамилия_________________________________

  1. Вставь пропущенные буквы.

Падает пуш__стый сне__. Он укутал д__рев__я . Ду__ ст__ит в м__хнатой шапке. На ветках б__рё__ леж__т белый шар__. Молодая ёло__ка спряталас__ в сугро__. Им не страшен сил__ный холо__!

  1. Подчеркни главные члены в первом и третьем предложениях.

Карточка № 3


Фамилия_________________________________________________


  1. Подчеркни грамматическую основу предложения.

В зелёной листве появились жёлтые пряди.


  1. Выпиши из предложения словосочетания.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________


Карточка № 3


Фамилия_________________________________________________


  1. Подчеркни грамматическую основу предложения.

В зелёной листве появились жёлтые пряди.


  1. Выпиши из предложения словосочетания.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Пригласил нас как-то сын лесника к себе. За грибами, говорит, сходим, рыбу ловить будем. Уху сварим, пальчики оближешь.

Мы обрадовались, уши развесили, слушаем. Мой братишка голову потерял от счастья. В лесу заночуем, палатку разобьем, костер разложим. Потом он мне покою не давал: "Пойдем да пойдем! Говорят, он такой мастер рыбу ловить, собаку на этом деле съел". Не знаю, каких собак он ел, а вот мы попались на удочку. Обманул он нас.

О каком человеке так говорят:

1. Он выйдет сухим из воды:

ловкий

робкий

2.У него денег куры не клюют

богатый

бедный

3. У него зимой снега не выпросишь:

щедрый

жадный

4. Он водит всех за нос:

показывает людям дорогу

обманывает людей


Выделите правильные ответы.

О каком человеке так говорят:

  1. Он выйдет сухим из воды:

ловкий

робкий

2.У него денег куры не клюют:

богатый

бедный

3. У него зимой снега не выпросишь:

богатый

бедный

4. Он водит всех за нос:

показывает людям дорогу

обманывает людей








Слово «синквейн » происходит от французского слова «пять». Это нерифмованное стихотворение из пяти строк, которые строятся по правилам. Синквейн можно составить на любую тему.

1 строка - одно существительное, выражающее главную мысль синквейна.

2 строка - два прилагательных, выражающих главную мысль синквейна.

3 строка - три глагола, которые описывают действия в рамках темы.

4 строка - фраза, в которой автор высказывает свое отношение.

5 строка - заключение в форме существительного.

© 2010-2022