Доклад «Формирование ключевых компетенций у младших школьников»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема моего выступления - «Формирование ключевых компетенций у младших школьников как одно из направлений модернизации Всероссийского образования «

Федеральный государственный образовательный стандарт реализуется посредством современных образовательных технологий, методов, форм обучения, приёмов, способствующих овладению детьми УУД и формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетенции, включая ведущую образовательную компетенцию - умение учиться.

УМК «Школа России» построен таким образом , что его предметное содержание , дидактическое обеспечение, методическое сопровождение и художественно-полиграфическое исполнение направлены на достижение результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования и формирование ключевых компетенций.

К ключевым компетенциям относятся:

-образовательная

-коммуникативная

-информационная

-социальная

-толерантность

В основе образовательной компетенции лежит учебная деятельность, которая имеет следующие компоненты:

  • Познавательные и учебные мотивы

  • Учебная цель

  • Учебная задача

  • Учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).

Ведущая роль методического аппарата УМК «школа России» отводится проблемно-поисковому методу.

Реализация средствами УМК проблемно-поискового метода усиливает мотивацию обучения, способствует развитию способности ребёнка понимать и принимать смысл поставленной задачи, планировать учебную работу , контролировать и оценивать её результат , осуществлять рефлексию, формулировать новую учебную задачу.

На моих уроках в рамках УМК «Школа России» существует такой этап урока как «Самоопределение к учебной деятельности» , на котором дети сами основываясь на уже имеющихся у них знаниях определяют тему урока, указывают задачи урока и планируют учебную работу на уроке. Ничего из выше перечисленного не даётся детям в готовом виде. Таким образом целенаправленно развивается самостоятельность учащихся, их познавательная активность.

В конце урока на этапе «Рефлексия» дети осуществляют самооценку и оценку работы своих товарищей посредством следующих высказываний:

Сегодня я узнал …

-Мне было трудно…

-Я понял что…

-Теперь я могу…

-Я научился…

-У меня получилось… и др.

В конце каждого урока предусмотрены задания для самопроверки. Каждая тема во всех учебниках заканчивается рубриками «Что узнали. Чему научились», «Проверим себя и оценим свои достижения»



Информационная компетентность

  • Свойство личности, проявляющиеся в способности находить, хранить и применять информацию в различных ее видах (вербальном, графическом, символическом, цифровом).

  • Это способность работать с информационными системами.



Для эффективного достижения планируемых результатов большинство учебников «Школа России» обеспечены электронными приложениями: Русский язык, Математика, Окружающий мир и др

Причём для каждого ученика. Жаль , что не созданы условия для того, чтобы каждый ученик мог ими воспользоваться.

Электронные приложения используются мною на каждом уроке русского языка, математики, окружающего мира.

Формирование информационной компетенции через поиск информации в различных источниках для выполнения заданий рубрики «Наши проекты»: проведение анализа собранной информации, её систематизация по требуемому формату признаку и представление в нужном виде.



Коммуникативная компетентность.

  • Свойство личности, проявляющиеся в способности ко взаимодействию с другими людьми, речевым и неречевым способами, устно и письменно.

  • Это способность понимать и быть понятым.

  • Прочитай рассказ соседу по парте.

  • Договоритесь, кто будет читать первым.

  • Узнай, какое название предложил твой товарищ.

  • Выберите одно из названий.

  • Предложите его товарищам в классе.



Выполняя такие задания учащиеся овладеют:

  • способами планирования учебного сотрудничества: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

  • формулировать собственное мнение и позицию.



В учебниках УМК «Школа России» существует большое количество заданий , предусматривающих систематическое проведение работы в паре, в группе. Ученики совместно определяют цель, помогают друг другу сформулировать учебную задачу, контролируя друг друга, поочерёдно выполняют задания оценивают правильность выполнения задания сверстником.



Социальная компетентность.

  • свойство личности, проявляющиеся в способности понимать, принимать и выполнять социальные нормы и правила. Это способность играть разные социальные роли.

Формируя данную компетентность я стараюсь учить своих детей жить и работать в социуме, воспитывать у них чувство ответственности, дружеские отношения, умение сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов, находить выходы из спорных ситуаций.



Толерантность.

  • свойство личности, проявляющиеся в способности понимать, принимать и уважать чужую точку зрения, при этом уметь отстаивать свою .



Ориентация системы образования на новые образовательные результаты, связанные с пониманием развития личности как цели и смысла образования.

Вооружить ребенка умениями, которые помогут ему ориентироваться в новых ситуациях своей профессиональной, личной и общественной жизни, достигая поставленной цели





















© 2010-2022