- Преподавателю
- Начальные классы
- Доклад Развитие орфографической зоркости
Доклад Развитие орфографической зоркости
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Ефимова Л.Т. |
Дата | 02.11.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Министерство образования и науки Республики Бурятия
Государственное бюджетное образовательное учреждение
«Республиканский центр образования и психолого-медико-социальной помощи»
Развитие орфографической зоркости
Ефимова Л.Т.
Улан-Удэ 2013 «Грамотное письмо - не просто движение пишущей руки, а особая речевая деятельность. Чем развитее ребёнок, чем богаче его словарь и синтаксис, чем правильнее его произношение, тем легче даётся ему правописание». Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка. Многих учителей начальных классов волнует проблема: безграмотного письма учащихся; неумение "видеть" орфограммы. • как помочь учащимся писать грамотно? • как развивать орфографическую зоркость? • как добиться грамотного письма у детей? Цель: повышение грамотности и развитие орфографической зоркости у учащихся на уроках русского языка. Задачи:
- провести теоретический анализ литературы по данной теме;
- изучить степень развития орфографической зоркости учащихся класса;
- изучить приёмы и применять на уроках русского языка формирования орфографической зоркости у учащихся;
- разработать «орфографические разминки» для учащихся, обеспечивающих формирование грамотного письма;
Необходимо учитывать факторы формирования орфографической зоркости, а это:
- Зрительный фактор срабатывает при запоминании непроверяемых написаний.
Ученые-психологи доказали, что стоит ребенку один раз неправильно написать слово, как он запомнит его и зрительно, и рука зафиксирует неверный графический образ слова. Отложится в памяти так крепко, что затем надо будет раз сто написать это слово, чтобы ликвидировать ошибку. - Слуховой фактор. Пишущий человек, как известно, всегда отправляется от слышимого. Поэтому он должен хорошо слушать и слышать то, что говорит учитель или, что он сам себе проговаривает. Поэтому учитель должен развивать фонематический слух.
- Рукодвигательный фактор. Любого орфографического навыка можно достичь только при помощи упражнений, т.е. при ритмичном движении пишущей руки. Вот почему на уроке необходимо как можно больше писать. Сама рука, двигаясь по строке, создает графический образ того или иного слова, «запоминает» и затем пишет его уже автоматически.
- Проговаривание. Большую роль в формировании орфографического навыка играет, орфографическое проговаривание. Проговаривание так как надо писать.
- увидеть орфограмму в слове;
- определить ее вид: проверяемая или нет, если да, то к какой грамматико-орфографической теме относится, вспомнить правило;
- определить способ решения задачи в зависимости от типа (вида) орфограммы;
- определить «шаги», ступени решения и их последовательность, т. е. составить алгоритм решения задачи;
- решить задачу, т. е. выполнить последовательные действия по алгоритму;
- написать слово в соответствии с решением задачи и осуществить в более обобщенном виде те же этапы представляет
- Они «должны быть по возможности, самостоятельными, т.е. действительными упражнениями, а не кажущимися только».
- «Упражнения ...должны быть систематическими», т.е.
- «всякое новое упражнение должно находиться в связи с предыдущим, опираться на них и делать шаг вперёд»
- «пусть дети приобретают понемногу, но не теряют ничего из приобретённого и пользуются им для приобретения нового»;
- «чем больше развивается дар слова в детях, тем меньше должен помогать им учитель, тем самостоятельнее должны быть упражнения».
- «Упражнения должны быть логические...Это даёт возможность находить главную мысль, привязать к ней второстепенную, схватить самую систему изложения, а не заучивать фразы и слова в том порядке, в каком они стоят».
- «Упражнения... должны быть устные и письменные, и при том устные должны предшествовать письменным».
- Внимательно прочитай предложение.
- Повтори его не заглядывая в текст.
- Подчеркни в предложении все орфограммы.
- Прочитай предложение орфографически.
- Повтори еще раз предложение, орфографически проговаривая все звуки.
- Закрой текст. Начинай писать, диктуя себе по слогам (орфографически) и подчеркивая орфограммы.
- Сверь списанное с текстом, особое внимание обрати на орфограммы.
- Выпиши предложения, выражающие основную мысль текста; восклицательные предложения, побудительное, вопросительное, повествовательное; предложение, соответствующее схеме и т.д.
- Выпиши слова-синонимы, антонимы, родственные слова.
- Выпиши слова с определённым видом орфограмм; распредели слова из текста по группам, в зависимости от вида орфограмм.
- Выпиши слова с пропущенными буквами, определи, какая часть слова не дописана, укажи грамматические признаки слов.
- Спиши слова определённой части речи.
- Выпиши словосочетания.
- Чтение текста хором с учителем (орфоэпическое).
- Самостоятельное чтение хором.
- Объяснение орфограмм (коллективно).
- Считают количество предложений в тексте.
- Чтение по предложениям.
- Орфографическое чтение.
- По команде учителя запись текста на время (1-2 мин.).
- Подсчитать количество записанных слов, записать на полях.
- Проверка написанного.
- Чтение (орфоэпическое) текста, работа по содержанию.
- Орфографическое чтение учителя, детьми, орфографический разбор.
- Упражнение в запоминании.
- Орфографическое чтение слов с орфограммами.
- Запись.
- Проверка.
- Предупредительный диктант
- Объяснительный диктант
- Выборочный диктант
- Свободный диктант
- Самодиктант
- Зрительно-слуховые диктанты
- Диктант с постукиванием.
- «Проверяю себя».
- Словарный диктант.
Литература:
- М.Р.Львов «Правописание в начальных классах», М., Пр. 1990.
- Русский язык в начальных классах. Теория и практика обучения. М., Пр. 1993.
- И.В.Борисенко. Обучение младших школьников правописанию. Начальная школа 1998 год №3.
- Г.И.Хотенцева. Работа над орфографическими ошибками. Начальная школа 1995 год №4.
- Фролова Л.А. Структура орфографической зоркости и условия её развития у младших школьников. Начальная школа.- 2001 №5.
- Фролова Л.А. Теоретическое обеспечение орфографической деятельности младших школьников. Начальная школа. - 2005 №3.
- Формирование навыков грамотного письма через разнообразие форм и методов преподавания русского языка.
- Виды работ над словами с непроверяемыми орфограммами.
- Выработка орфографической зоркости на уроках русского языка.
- О.В.Епифанова. «Занимательный русский язык для младших школьников»,Волгоград, Экстремум. 2006.
- Л. И. Тикунова. «Сборник диктантов и творческих работ». М., Пр. 1992