- Преподавателю
- Начальные классы
- Разработка урока по чтению
Разработка урока по чтению
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Селезнёва О.В. |
Дата | 06.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Урок чтения.
Тема: Страна Детства
Цель: дать представление о жизни С.В. Михалкова;
обобщить и систематизировать знания учащихся о творчестве С.В.
Михалкова;
расширить круг чтения детей;
развивать речь, выразительное чтение;
воспитывать положительные качества: дружелюбие, товарищество .
Задачи: выявить уровень читательской активности детей;
способствовать пополнению словарного запаса, расширению их
кругозора;
развивать актерское мастерство, творческие способности через
представление инсценировки стихотворения С.В. Михалкова.
Оборудование: портрет С.В. Михалкова; выставка книг, записи: Гимн
России, «Песенка друзей, папки со стихотворениями С.В. Михалкова.
Ход урока
Учитель: Сегодня мы отправляемся в страну Детства вместе с удивительным поэтом, который более 50 лет оставался добрым наставником юных читателей. А чтобы отгадать о ком идёт речь, мы обратимся к отрывку из самого известного произведения этого автора.
В доме восемь дробь один
У заставы Ильича
Жил высокий гражданин,
По прозванью Каланча.
По фамилии Степанов
И по имени Степан,
Из районных великанов
Самый главный великан.
Лихо мерили шаги
Две огромные ноги:
Сорок пятого размера
Покупал он сапоги.
Сидя книги брал со шкапа.
И не раз ему в кино
Говорили: - Сядьте на пол
Вам, товарищ, все равно!
Дяде Степе две минуты
Остается до прыжка.
Он стоит под парашютом
И волнуется слегка.
А внизу народ хохочет:
Вышка с вышки прыгать хочет!
- Кто автор этого произведения?
- Показать портрет С.В. Михалкова.
Учитель: С.В. Михалков так писал о своем творчестве:
Пером - оружием своим,
Что я в руках держу -
Всем честным людям трудовым
Я, как солдат служу.
Способность к поэзии обнаружилась у Сергея Владимировича уже в 9 лет. Его отец послал несколько стихотворений своего сына известному писателю Александру Безыменскому, которому стихи очень понравились. И уже в 15 лет у Михалкова вышли первые публикации.
- Как называется стихотворение, отрывки из которого вы слышали?
Учитель: Наверное, нет у нас в стране ни одного человека, который бы не знал творчество этого поэта. За свою долгую жизнь Сергей Владимирович создал много произведений для взрослых и детей. Ваши папы, мамы, бабушки и дедушки до сих пор помнят его «Дядю Степу» - большого человека по прозванию «Каланча». В 1935 году в редакцию журнала «Пионер» пришел худощавый молодой человек и, волнуясь, сказал: «Я принес стихи». Редактор начал читать:
В доме восемь
Дробь одни
Жил высокий гражданин
По фамилии Степанов
И по имени Степан.
Учитель: Редактор, оторвавшись от листка, посмотрел на автора, а так как перед ним стоял высокий юноша, то редактор решил, что он написал стихи про самого себя. «Ваша фамилия Степанов?» - спросил редактор. Но автор ответил: «Михалков Сережа». Дочитав, редактор сказал: «Отлично, будем печатать в следующем номере, но боюсь, художник не успеет сделать иллюстрации». Подумал и добавил: «Нам не нужен художник, нужен фотограф. Мы сделаем фотоиллюстрации. А снимать будем вас, вы вылитый Дядя Степа». И потом многие думали, что дядя Степа и Михалков - это одно и то же лицо.
В своем произведении Михалков рассказывает о мужестве и благородстве людей. Это сказка-быль с продолжением:
«Дядя Степа - милиционер»
«Дядя Степа и Егор»
«Дядя Степа - ветеран»
Сегодня м отправимся в путешествие в поэтический мир Сергея Михалкова. Вспомним стихотворения, которые уже читали.
Первая остановка «Дворик»
Учитель: Наше детство проходит во дворах, где часто слышны смех, споры.
- Когда дети хотят сыграть в игру, что они часто используют, чтобы выбрать водящего?
- Какую считалку С. Михалкова мы уже знаем.
- Т. к. эту считалку мы знаем наизусть, то я предлагаю ее вспомнить таким образом: 1 ряд (все вместе) рассказывает первую строфу, 2 ряд - вторую, 3 ряд - третью, а четвертую все вместе.( Котята)
Учитель: А теперь вспомним стихотворение «А что у вас?» В нем Михалков точно подметил, как дети умеют помечтать, повздорить, при случае и прихвастнуть.
- Читать это стихотворение будем по ролям.
Вопросы для беседы:
- Чем хвастались ребята, сидевшие без дела?
- А какие профессии мам упоминались в стихотворении?
- Когда вы бегаете во дворе, каких животных вы встречаете чаще всего?
- Какие стихотворения Михалкова про животных вы знаете?
- А теперь вспомним о проказнике щенке. Как называется стихотворение?
- Как звали щенка?
- Выразительное чтение стихотворения «Мой щенок».
Задание после прочтения.
- На доске у меня картинками с проделками Трезора, нужно эти картинки расположить в том порядке, как Трезор их совершал.
Учитель: Продолжим наше путешествие. Следующая остановка «Школьная»
Михалков написал много стихов о ваших сверстниках.
- Какие стихотворения о ребятах вашего возраста вы знаете?
- Какой кабинет в школе больше всего боятся многие дети? Почему?
- Откроем нашу книжку на стр. 8. Выразительное чтение стихотворения «Прививка».
Беседа после прочтения.
- Что можно сказать о герое этого стихотворения? Почему вы так решили?
- Когда вы слышите выражение «36, 5» - что вы себе представляете?
- Следующее стихотворение тоже касается нашего здоровья.
- Открываем наши книжки на стр. 10. Выразительное чтение стих. «Тридцать шесть и пять».
МОЛОДЦЫ!
Следующая остановка «Мультипликационная»
Учитель: С.В. Михалков тесно связан с отечественным телевидением. По его сценариям было поставлено более 30 мультфильмов. Мультфильмы мы
Беседа после сценки.
- Продал старик корову? Почему?(Приложение №6)
Следующая остановка «Фронтовая».
В годы ВОВ Сергей Владимирович был военным корреспондентом. Он писал очерки и заметки, стихи и рассказы, тексты к листовкам. В годы войны Михалков писал не для детей, а о детях взрослым. Послушайте такое стихотворение. (Учитель читает стихотворение «Десятилетний человек»
Учитель: Закончилась война, и Михалков вернулся к творчеству для детей. Поэт любил природу и желал пробудить это чувство и в маленьких читателях.
Следующая остановка «Лесная», но сначала нужно войти в лес.
ФИЗМИНУТКА
Мы с вами входим в лес.
Сколько здесь вокруг чудес!
Руки подняли и покачали,
Словно деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули -
Ветер сбивает росу.
В стороны руки,
Плавно помашем -
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся, покажем -
Крылья сложили назад.
Наклонились и присели,
Заниматься тихо сели.
- Перед вами лист с цифрами. Вам нужно соединить по порядку цифры и определить, что это и за предмет и какому стихотворению он принадлежит.
- Выразительно прочитаем стихотворение «Прогулка» и узнаем какая история произошла с ребятами на отдыхе в лесу.
- Так как нужно вести себя в лесу?
Учитель: В своих стихах поэт высмеивает различные недостатки: лень, зазнайство, глупость, жадность и др.
- Какие вы знаете стихотворения, где он высмеивает негативные качества людей?
Инсценировка стихотворения «Бараны». (Один ученик с места читает за автора, а двое других, надев «шапочки с рогами, как у баранов» рассказывают стихотворение, сопровождая это действиями из стих. Один рассказывает за черного барана, а другой за белого
- Какое отрицательное качество высмеивает автор?
Учитель: Все дети любят отгадывать загадки. Зная, это, Михалков сочинил для детей загадки. Остановка «Загадкино»
С.Михалков
Что вы знаете, ребятки,
Про мои стихи-загадки?
Где отгадка, там конец.
Кто подскажет - молодец!
Важно по двору ходил
С острым клювом крокодил,
Головой весь день мотал,
Что-то грозно бормотал.
Только это, верно, был
Никакой не крокодил,
А индюшке лучший друг...
Угадайте, кто?..
(индюк)
Да, индюк, признайтесь братцы,
Трудно было догадаться!
С индюком случилось чудо -
Превратился он в верблюда!
Стал он лаять и рычать,
По земле хвостом стучать.
Я запутался, однако,
Он верблюд или ...
(собака)
Верно, верно! Угадали,
Будто где ее видали!
А теперь давайте с вами
В лес поедем за грибами.
Посмотрите-ка, ребята,
Тут - лисички, там - опята.
Ну, а это, на полянке,
Ядовитые ...
(поганки)
Что? Поганки? Неужели?
Но поганки захотели
Стать полезными грибами
И пришли на кухню сами
И сказали: - Как хотите,
Хоть зажарьте, хоть сварите,-
Обожаем поваров!
Ненавидим … Кого? (Докторов)
То, что я сказал ва, - тайна!
Догадались вы случайно,
Это был большой секрет…
Но от вас секретов нет!
Не зовут собаку Шавкой,
И не спит она под лавкой,
А глядит она в окошко
И мяукает... кто?..
(кошка)
Учитель: За свою долгую жизнь Михалков был награжден множеством наград. Так в 2003 году, в свое 90-летие, поэт был награжден орденом «За заслуги перед Отечеством 2 степени». В честь Сергея Владимировича названа малая планета, открытая астрономами, выдано свидетельство о присвоении планете его имени. В 2008 году поэту исполнилось 95 лет. Михалков был награжден Орденом Святого Апостола Андрея Первозванного за выдающийся вклад в развитие отечественной литературы. К сожалению в 2009 году С.В. Михалкова не стало, но его произведения живы…
Учитель: Следующая остановка «Музыкальная».
На стихи поэта часто разные композиторы сочиняли песни. Послушайте, что это за музыкальное произведение? (Звучит музыка Гимна России)
Учитель: Михалков автор всех 3 гимнов, которые были в нашей стране за последние годы. Проводился конкурс, где были представлены стихи многих поэтов, но трижды выбирали стихи Михалкова.
Также на стихи Михалкова сочинили много детских песен. И закончить наше путешествие мне бы хотелось «Песенкой друзей». (Звучит музыка, дети поют песню)
Подведение итогов урока.
Учитель: Закончилось наше путешествие, но не закончилась дружба с Сергеем Владимировичем Михалковым, с его книгами, которые согреты добырм проникновенным юмором. (Показать книги).
- Какие произведения мы сегодня вспоминали?
Я думаю вы с удовольствием прочтете и другие произведения этого автора. Их много, для разных возрастов. Количество книг Михалкова, изданных на разных языках, насчитывает более 300 млн.
Желаю вам больше читать и получать радость от прочитанного.