Разработка урока по чтению

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок чтения.

Тема: Страна Детства

Цель: дать представление о жизни С.В. Михалкова;

обобщить и систематизировать знания учащихся о творчестве С.В.

Михалкова;

расширить круг чтения детей;

развивать речь, выразительное чтение;

воспитывать положительные качества: дружелюбие, товарищество .

Задачи: выявить уровень читательской активности детей;

способствовать пополнению словарного запаса, расширению их

кругозора;

развивать актерское мастерство, творческие способности через

представление инсценировки стихотворения С.В. Михалкова.

Оборудование: портрет С.В. Михалкова; выставка книг, записи: Гимн

России, «Песенка друзей, папки со стихотворениями С.В. Михалкова.

Ход урока

Учитель: Сегодня мы отправляемся в страну Детства вместе с удивительным поэтом, который более 50 лет оставался добрым наставником юных читателей. А чтобы отгадать о ком идёт речь, мы обратимся к отрывку из самого известного произведения этого автора.

В доме восемь дробь один

У заставы Ильича

Жил высокий гражданин,

По прозванью Каланча.

По фамилии Степанов

И по имени Степан,

Из районных великанов

Самый главный великан.

Лихо мерили шаги

Две огромные ноги:

Сорок пятого размера

Покупал он сапоги.

Сидя книги брал со шкапа.

И не раз ему в кино

Говорили: - Сядьте на пол

Вам, товарищ, все равно!

Дяде Степе две минуты

Остается до прыжка.

Он стоит под парашютом

И волнуется слегка.

А внизу народ хохочет:

Вышка с вышки прыгать хочет!

- Кто автор этого произведения?

- Показать портрет С.В. Михалкова.

Учитель: С.В. Михалков так писал о своем творчестве:

Пером - оружием своим,

Что я в руках держу -

Всем честным людям трудовым

Я, как солдат служу.

Способность к поэзии обнаружилась у Сергея Владимировича уже в 9 лет. Его отец послал несколько стихотворений своего сына известному писателю Александру Безыменскому, которому стихи очень понравились. И уже в 15 лет у Михалкова вышли первые публикации.

- Как называется стихотворение, отрывки из которого вы слышали?

Учитель: Наверное, нет у нас в стране ни одного человека, который бы не знал творчество этого поэта. За свою долгую жизнь Сергей Владимирович создал много произведений для взрослых и детей. Ваши папы, мамы, бабушки и дедушки до сих пор помнят его «Дядю Степу» - большого человека по прозванию «Каланча». В 1935 году в редакцию журнала «Пионер» пришел худощавый молодой человек и, волнуясь, сказал: «Я принес стихи». Редактор начал читать:

В доме восемь

Дробь одни

Жил высокий гражданин

По фамилии Степанов

И по имени Степан.

Учитель: Редактор, оторвавшись от листка, посмотрел на автора, а так как перед ним стоял высокий юноша, то редактор решил, что он написал стихи про самого себя. «Ваша фамилия Степанов?» - спросил редактор. Но автор ответил: «Михалков Сережа». Дочитав, редактор сказал: «Отлично, будем печатать в следующем номере, но боюсь, художник не успеет сделать иллюстрации». Подумал и добавил: «Нам не нужен художник, нужен фотограф. Мы сделаем фотоиллюстрации. А снимать будем вас, вы вылитый Дядя Степа». И потом многие думали, что дядя Степа и Михалков - это одно и то же лицо.

В своем произведении Михалков рассказывает о мужестве и благородстве людей. Это сказка-быль с продолжением:

«Дядя Степа - милиционер»

«Дядя Степа и Егор»

«Дядя Степа - ветеран»

Сегодня м отправимся в путешествие в поэтический мир Сергея Михалкова. Вспомним стихотворения, которые уже читали.

Первая остановка «Дворик»

Учитель: Наше детство проходит во дворах, где часто слышны смех, споры.

- Когда дети хотят сыграть в игру, что они часто используют, чтобы выбрать водящего?

- Какую считалку С. Михалкова мы уже знаем.

- Т. к. эту считалку мы знаем наизусть, то я предлагаю ее вспомнить таким образом: 1 ряд (все вместе) рассказывает первую строфу, 2 ряд - вторую, 3 ряд - третью, а четвертую все вместе.( Котята)

Учитель: А теперь вспомним стихотворение «А что у вас?» В нем Михалков точно подметил, как дети умеют помечтать, повздорить, при случае и прихвастнуть.

- Читать это стихотворение будем по ролям.

Вопросы для беседы:

- Чем хвастались ребята, сидевшие без дела?

- А какие профессии мам упоминались в стихотворении?

- Когда вы бегаете во дворе, каких животных вы встречаете чаще всего?

- Какие стихотворения Михалкова про животных вы знаете?

- А теперь вспомним о проказнике щенке. Как называется стихотворение?

- Как звали щенка?

- Выразительное чтение стихотворения «Мой щенок».

Задание после прочтения.

- На доске у меня картинками с проделками Трезора, нужно эти картинки расположить в том порядке, как Трезор их совершал.

Учитель: Продолжим наше путешествие. Следующая остановка «Школьная»

Михалков написал много стихов о ваших сверстниках.

- Какие стихотворения о ребятах вашего возраста вы знаете?

- Какой кабинет в школе больше всего боятся многие дети? Почему?

- Откроем нашу книжку на стр. 8. Выразительное чтение стихотворения «Прививка».

Беседа после прочтения.

- Что можно сказать о герое этого стихотворения? Почему вы так решили?

- Когда вы слышите выражение «36, 5» - что вы себе представляете?

- Следующее стихотворение тоже касается нашего здоровья.

- Открываем наши книжки на стр. 10. Выразительное чтение стих. «Тридцать шесть и пять».

МОЛОДЦЫ!

Следующая остановка «Мультипликационная»

Учитель: С.В. Михалков тесно связан с отечественным телевидением. По его сценариям было поставлено более 30 мультфильмов. Мультфильмы мы

Беседа после сценки.

- Продал старик корову? Почему?(Приложение №6)

Следующая остановка «Фронтовая».

В годы ВОВ Сергей Владимирович был военным корреспондентом. Он писал очерки и заметки, стихи и рассказы, тексты к листовкам. В годы войны Михалков писал не для детей, а о детях взрослым. Послушайте такое стихотворение. (Учитель читает стихотворение «Десятилетний человек»

Учитель: Закончилась война, и Михалков вернулся к творчеству для детей. Поэт любил природу и желал пробудить это чувство и в маленьких читателях.

Следующая остановка «Лесная», но сначала нужно войти в лес.

ФИЗМИНУТКА

Мы с вами входим в лес.

Сколько здесь вокруг чудес!

Руки подняли и покачали,

Словно деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули -

Ветер сбивает росу.

В стороны руки,

Плавно помашем -

Это к нам птицы летят.

Как они тихо садятся, покажем -

Крылья сложили назад.

Наклонились и присели,

Заниматься тихо сели.

- Перед вами лист с цифрами. Вам нужно соединить по порядку цифры и определить, что это и за предмет и какому стихотворению он принадлежит.

- Выразительно прочитаем стихотворение «Прогулка» и узнаем какая история произошла с ребятами на отдыхе в лесу.

- Так как нужно вести себя в лесу?

Учитель: В своих стихах поэт высмеивает различные недостатки: лень, зазнайство, глупость, жадность и др.

- Какие вы знаете стихотворения, где он высмеивает негативные качества людей?

Инсценировка стихотворения «Бараны». (Один ученик с места читает за автора, а двое других, надев «шапочки с рогами, как у баранов» рассказывают стихотворение, сопровождая это действиями из стих. Один рассказывает за черного барана, а другой за белого

- Какое отрицательное качество высмеивает автор?

Учитель: Все дети любят отгадывать загадки. Зная, это, Михалков сочинил для детей загадки. Остановка «Загадкино»

С.Михалков

Что вы знаете, ребятки,
Про мои стихи-загадки?
Где отгадка, там конец.
Кто подскажет - молодец!

Важно по двору ходил
С острым клювом крокодил,
Головой весь день мотал,
Что-то грозно бормотал.
Только это, верно, был
Никакой не крокодил,
А индюшке лучший друг...
Угадайте, кто?..
(индюк)

Да, индюк, признайтесь братцы,
Трудно было догадаться!
С индюком случилось чудо -
Превратился он в верблюда!
Стал он лаять и рычать,
По земле хвостом стучать.
Я запутался, однако,
Он верблюд или ...
(собака)

Верно, верно! Угадали,
Будто где ее видали!
А теперь давайте с вами
В лес поедем за грибами.

Посмотрите-ка, ребята,
Тут - лисички, там - опята.
Ну, а это, на полянке,
Ядовитые ...
(поганки)

Что? Поганки? Неужели?

Но поганки захотели

Стать полезными грибами

И пришли на кухню сами

И сказали: - Как хотите,

Хоть зажарьте, хоть сварите,-

Обожаем поваров!

Ненавидим … Кого? (Докторов)

То, что я сказал ва, - тайна!

Догадались вы случайно,

Это был большой секрет…

Но от вас секретов нет!


Не зовут собаку Шавкой,
И не спит она под лавкой,
А глядит она в окошко
И мяукает... кто?..
(кошка)

Учитель: За свою долгую жизнь Михалков был награжден множеством наград. Так в 2003 году, в свое 90-летие, поэт был награжден орденом «За заслуги перед Отечеством 2 степени». В честь Сергея Владимировича названа малая планета, открытая астрономами, выдано свидетельство о присвоении планете его имени. В 2008 году поэту исполнилось 95 лет. Михалков был награжден Орденом Святого Апостола Андрея Первозванного за выдающийся вклад в развитие отечественной литературы. К сожалению в 2009 году С.В. Михалкова не стало, но его произведения живы…

Учитель: Следующая остановка «Музыкальная».

На стихи поэта часто разные композиторы сочиняли песни. Послушайте, что это за музыкальное произведение? (Звучит музыка Гимна России)

Учитель: Михалков автор всех 3 гимнов, которые были в нашей стране за последние годы. Проводился конкурс, где были представлены стихи многих поэтов, но трижды выбирали стихи Михалкова.

Также на стихи Михалкова сочинили много детских песен. И закончить наше путешествие мне бы хотелось «Песенкой друзей». (Звучит музыка, дети поют песню)

Подведение итогов урока.

Учитель: Закончилось наше путешествие, но не закончилась дружба с Сергеем Владимировичем Михалковым, с его книгами, которые согреты добырм проникновенным юмором. (Показать книги).

- Какие произведения мы сегодня вспоминали?

Я думаю вы с удовольствием прочтете и другие произведения этого автора. Их много, для разных возрастов. Количество книг Михалкова, изданных на разных языках, насчитывает более 300 млн.

Желаю вам больше читать и получать радость от прочитанного.





© 2010-2022