Урок
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Серкова Е.А. |
Дата | 01.04.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Тема: «Семья и семейные ценности».
Класс: 3 класс, обучающийся по адаптированной образовательной программе.
Цель: Раскрыть роль семьи в жизни каждого человека
Задачи:
Образовательные:
-
Раскрыть значение понятий «семья», «счастливая семья», «семейные ценности»;
-
Формировать понятие «счастливая семья»;
Воспитательные:
-
Воспитывать уважительное отношение к родным и близким;
-
Способствовать сплочению и развитию классного коллектива.
-
Способствовать осознанию ценности семейных отношений.
Развивающие:
-
Развитие стремления проявлять ответственность в семейных отношениях;
-
Развитие словесно-логического мышления;
-
Развитие связной речи.
Оборудование: компьютер; презентация; магнитофон с записью песни «Родительский дом» (сл. М. Рябинина, муз. В. Шаинского); эскиз дома, «кирпичики» - карточки для выполнения заданий; карточки с заданиями; колокольчик; стихи о школе; пословицы; загадки; высказывания В. Сухомлинского о семье.
Этап занятия
Деятельность педагога
Деятельность учащихся
УУД
Организационный момент
Вначале занятия звучит песня «Родительский дом» (сл. М. Рябинина, муз. В. Шаинского)
Слушают песню.
- Личностные (мотивация на дальнейшую деятельность, положительный эмоциональный настрой)
Актуализация знаний
Сегодня мы с вами поговорим на очень интересную и важную тему. По загадкам вам предстоит угадать, тему нашего сегодняшнего занятия. (слайды)
1. Кто на кухне с поварёшкой
У плиты всегда стоит,
Кто нам штопает одёжку,
Пылесосом кто гудит?
Кто на свете всех вкуснее
Пирожки всегда печёт,
Даже папы кто главнее
И кому в семье почёт? (бабушка)
2. С кем же я ходил на пруд?
Там у нас рыбалка,
Только рыбы не клюют,
Что, конечно, жалко!
Дня четыре или пять
Не приносим рыбы…
Скажет бабушка опять:
«И на том спасибо»! (дедушка)
3. Кто любовью согревает,
Всё на свете успевает,
Даже поиграть чуток?
Кто тебя всегда утешет,
И умоет, и причешет,
Кто заботится о вас,
Hе смыкая ночью глаз? (мама)
4. Он всё может, всё умеет,
Всех храбрее и сильнее,
Штанга для него как вата,
Ну, конечно, это - … (папа)
5. Это маленькое, пищащее, доставляющее много хлопот существо, но его очень любят… (ребёнок).
Смотрят на слайды, угадываю загадки.
-Познавательные (формулирование познавательной цели)
-Коммуникативные (адекватное использование речевых средств)
Целеполагание
Кто догадался: о чём пойдёт речь? Кто сможет сформулировать тему нашего урока?
«Семья и семейные ценности». (слайд)
на слайде появляются слова В.А.Сухомлинского «Семья - это та среда, где человек должен учиться творить добро» Прочитайте слова великого педагога В. Сухомлинского.
- Как вы понимаете смысл данного высказывания?
Вы все правильно сказали, и нам сегодня предстоит решить ряд задач: (слайд)
- Что такое семья?
- Какая семья называется счастливой?
- Что такое семейные ценности?
Тема урока «Семья»
Высказывают свое мнение.
-Познавательные (анализ, синтез, обобщение)
-Регулятивные (формулирование учебной цели и задач; способность принимать и сохранять учебную задачу; планирование предстоящей работы)
-Коммуникативные (адекватное использование речевых средств)
Основной этап
Расскажите, как вы провели каникулы: как отдохнули, где побывали и с кем? По вашим рассказам каникулы вы провели замечательно, отлично отдохнули, окрепли.
Кто из вас был самым внимательным во время рассказов детей о своём отдыхе и сможет ответить на вопрос: какие слова вы употребляли чаще других?
А кто это?
Так что же такое семья?
Из толкового словаря С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой (слайд)
«Семья - группа живущих вместе близких родственников».
Совершенно верно, люди, с которыми мы вместе живём, отдыхаем, которые рядом и в праздники, и в трудные минуты - это члены семьи. Они самые близкие, родные люди, самые надёжные друзья. В семье мы приобретаем представление о жизни, о нравственности, о морали: «Что хорошо»? «Что плохо»? «Что можно»? «Что нельзя»?, приобретаем хозяйствен ные навыки; совершаем первые самостоятельные поступки и получаем их оценку; учимся сами оценивать поступки других и свои собственные.
Ребята, как же появилась дружная семья?
Я вам расскажу одну легенду:
«Давным-давно жила семья, в которой было 100 человек, но не было между ними согласия. Устали они от ссор и раздоров. И вот решили члены семьи обратиться к мудрецу, чтобы он научил их жить дружно. Мудрец внимательно выслушал просителей и сказал: «Никто не научит вас жить счастливо, вы должны сами понять, что вам нужно для счастья, напишите, какой вы хотите видеть свою семью». Собралась эта огромная семья на семейный совет и решили они, чтобы семья была дружной, надо относиться друг к другу, придерживаясь этих качеств…».
Ребята, каких качеств надо придерживаться, чтобы семья была дружной, счастливой; на чём же должна строиться семья? И почему некоторые семьи крепкие, дружные, сплоченные, и просто счастливые, а другие словно случайно образовались из абсолютно незнакомых друг другу людей?
Совершенно верно, семья строится на доверии и любви, на взаимоува жении и взаимопонимании. Всё это - составляющие крепкого фундамента для семьи - семейные ценности. Это общие интересы всей семьи. Мы не рождаемся с ними, семейные ценности не передаются по наследству, их нельзя купить, а можно их только привнести и беречь всю жизнь, беречь как зеницу ока. (слайд)
Хорошо, когда семья большая, однако, семья может быть и маленькая: например, мама и сын, мама и дочь. Но если они любят друг друга, внимательны и заботливы, то это хорошая, настоящая семья.
Я вам предлагаю заглянуть в гости в одну семью.
Хотелось ли вам жить в такой семье? Почему?
Выберите слова, которые «живут» в такой семье? (слайд)
(на слайде слова: уют, спокойствие, вражда, здоровье, болезнь, любовь, ненависть, чистота, добро, счастье, ссора, дружба, согласие, грубость).
Ребята как вы думаете, можно наш класс назвать семьёй?
Верно, наш класс можно назвать семьёй. Конечно, мы не родственники, но видимся каждый день в школе и во дворе, вместе узнаём что-то новое, радуемся вместе победам и огорчаемся из-за неудач. И мне бы хотелось, чтобы наш класс стал ещё дружнее и остался такой дружной семьёй до окончания школы.
Что может быть важнее уютного дома, где тебя всегда поймут, поддержат, посочувствуют. Как же построить такой дом «счастья»? С чего начать?
Я предлагаю вам поиграть в «Строителей». Для этого нужно распределиться на 4 бригады (на партах разложены цветные круги, по цвету, определяются в группы).
Задание для 1 бригады: на «кирпичиках», предложенных вам, записать как можно больше слов, которые можно связать со словом «Дом». «Дом» - это… .
Задание для 2 бригады: написать слова, которые ассоциируются со словом «Семья». «Семья - это…
Задание для 3 бригады: записать на «кирпичиках» несколько этических понятий, которые вы можете предложить для крепости семейных отношений.
Задание для 4 бригады: создайте «Технику безопасности» в конфликтных ситуациях, которые неизбежны в семье: «Что можно»…, «Что нельзя»… .
(на подготовку 5 - 10 минут)
Все бригады готовы, осталось только построить дом. ( слайд)
Строительство дома начинается с фундамента. I бригада готова. (слайд). Стены дома - 2 бригада (слайд), крыша - 3 бригада (слайд),
IV бригада расскажет нам «Технику безопасности» в конфликтных ситуациях, которые неизбежны в семье: «Что можно»…, «Что нельзя»…
Наш дом построен. Молодцы ребята! Вы выбрали прочный строительный материал. Каждый из вас отдал частичку души.
Рассказы 2-3 детей.
мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра, тётя, дядя.
Это члены семьи.
Дети высказывают свое мнение: «Семья - это дом, где тепло и уютно, где тебя любят ». «Семья - это родные друг другу люди». «Семья - это близкие друг другу люди, которых объединяют общие интересы».
Заслушиваются мнения детей.
Заслушиваются мнения детей.
Ученик рассказывает стихотворение «Какой хороший вечер» (Золтана Зелка): Какой хороший вечер! Как хорошо быть вместе! С газетой папа дремлет. Готовит мама ужин. Под крышкой пар в кастрюле Насвистывает песню. Глаза мои закрылись Раскрыть бы их пошире. Глядеть бы удивлённо. Да открывать мне лень их. Весь мир исчез. Лишь мама Посередине мира. И я уже уснувший У мамы на коленях.
Высказывания детей.
ученики высказывают свои мнения.
Дети делятся на бригады и выполняют задание согласно инструкции.
Ответы детей
Можно быть: быть внимательным, заботливым; помогать, ласковым, добрым, уверенным в себе, любить свою семью.
Нельзя: огорчать; ругаться; предавать; грубить; повышать голос; быть агрессивным; выплёскивать на других свой гнев, обиду; бездельничать, когда взрослые трудятся.
-Познавательные (поиск информации; анализ, синтез, обобщение; использование знаково-символических средств; использование полученных знаний)
-Регулятивные (сохранение цели занятия; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; оценка и самооценка; использование знаково-символьных средств; использование полученных знаний)
-Коммуникативные (способность строить понятные для собеседника высказывания; умение слушать собеседника; принятие другого мнения; взаимопомощь)
-Личностные (формирование интереса к новому; ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности)
Контрольно-оценочный этап
Наше занятие подходит к концу и мне бы хотелось узнать ваше мнение:
- Интересно вам было строить дом?
- Работать в строительной бригаде?
-Что самое интересное было для вас?
- Что было сложным и непонятным?
- Что же такое семья?
В конце диалог 2х детей. (слайд)
Ребенок (заранее подготовленный):
Жизнь - это дорога, полная испытаний,
будь готов с честью пройти их.
Заслушиваются ответы детей.
Что на свете всего дороже?
Семья.
А что значит семья?
Это - семь я.
Без чего не может быть она?
Без папы, мамы и меня.
А чем же скреплена она?
Любовью, заботой и теплом.
Ведь все мы связаны семьёй.
Пусть всё это только игра,
Но ею сказать мы хотели:
Великое чудо семья!
Нет в жизни важнее цели!
Храните её! Берегите!
Регулятивные (оценка и самооценка)
-Коммуникативные (адекватное использование речевых средств)