Урок

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: «Семья и семейные ценности».

Класс: 3 класс, обучающийся по адаптированной образовательной программе.

Цель: Раскрыть роль семьи в жизни каждого человека

Задачи:

Образовательные:

  • Раскрыть значение понятий «семья», «счастливая семья», «семейные ценности»;

  • Формировать понятие «счастливая семья»;

Воспитательные:

  • Воспитывать уважительное отношение к родным и близким;

  • Способствовать сплочению и развитию классного коллектива.

  • Способствовать осознанию ценности семейных отношений.

Развивающие:

  • Развитие стремления проявлять ответственность в семейных отношениях;

  • Развитие словесно-логического мышления;

  • Развитие связной речи.

Оборудование: компьютер; презентация; магнитофон с записью песни «Родительский дом» (сл. М. Рябинина, муз. В. Шаинского); эскиз дома, «кирпичики» - карточки для выполнения заданий; карточки с заданиями; колокольчик; стихи о школе; пословицы; загадки; высказывания В. Сухомлинского о семье.

Этап занятия

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

УУД

Организационный момент


Вначале занятия звучит песня «Родительский дом» (сл. М. Рябинина, муз. В. Шаинского)


Слушают песню.


- Личностные (мотивация на дальнейшую деятельность, положительный эмоциональный настрой)


Актуализация знаний


Сегодня мы с вами поговорим на очень интересную и важную тему. По загадкам вам предстоит угадать, тему нашего сегодняшнего занятия. (слайды)

1. Кто на кухне с поварёшкой

У плиты всегда стоит,

Кто нам штопает одёжку,

Пылесосом кто гудит?

Кто на свете всех вкуснее

Пирожки всегда печёт,

Даже папы кто главнее

И кому в семье почёт? (бабушка)

2. С кем же я ходил на пруд?

Там у нас рыбалка,

Только рыбы не клюют,

Что, конечно, жалко!

Дня четыре или пять

Не приносим рыбы…

Скажет бабушка опять:

«И на том спасибо»! (дедушка)

3. Кто любовью согревает,

Всё на свете успевает,

Даже поиграть чуток?

Кто тебя всегда утешет,

И умоет, и причешет,

Кто заботится о вас,

Hе смыкая ночью глаз? (мама)

4. Он всё может, всё умеет,

Всех храбрее и сильнее,

Штанга для него как вата,

Ну, конечно, это - … (папа)

5. Это маленькое, пищащее, доставляющее много хлопот существо, но его очень любят… (ребёнок).

Смотрят на слайды, угадываю загадки.


-Познавательные (формулирование познавательной цели)

-Коммуникативные (адекватное использование речевых средств)


Целеполагание


Кто догадался: о чём пойдёт речь? Кто сможет сформулировать тему нашего урока?

«Семья и семейные ценности». (слайд)

на слайде появляются слова В.А.Сухомлинского «Семья - это та среда, где человек должен учиться творить добро» Прочитайте слова великого педагога В. Сухомлинского.

- Как вы понимаете смысл данного высказывания?

Вы все правильно сказали, и нам сегодня предстоит решить ряд задач: (слайд)

- Что такое семья?

- Какая семья называется счастливой?

- Что такое семейные ценности?

Тема урока «Семья»


Высказывают свое мнение.

-Познавательные (анализ, синтез, обобщение)

-Регулятивные (формулирование учебной цели и задач; способность принимать и сохранять учебную задачу; планирование предстоящей работы)

-Коммуникативные (адекватное использование речевых средств)


Основной этап


Расскажите, как вы провели каникулы: как отдохнули, где побывали и с кем? По вашим рассказам каникулы вы провели замечательно, отлично отдохнули, окрепли.

Кто из вас был самым внимательным во время рассказов детей о своём отдыхе и сможет ответить на вопрос: какие слова вы употребляли чаще других?

А кто это?

Так что же такое семья?

Из толкового словаря С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой (слайд)

«Семья - группа живущих вместе близких родственников».

Совершенно верно, люди, с которыми мы вместе живём, отдыхаем, которые рядом и в праздники, и в трудные минуты - это члены семьи. Они самые близкие, родные люди, самые надёжные друзья. В семье мы приобретаем представление о жизни, о нравственности, о морали: «Что хорошо»? «Что плохо»? «Что можно»? «Что нельзя»?, приобретаем хозяйствен ные навыки; совершаем первые самостоятельные поступки и получаем их оценку; учимся сами оценивать поступки других и свои собственные.

Ребята, как же появилась дружная семья?

Я вам расскажу одну легенду:

«Давным-давно жила семья, в которой было 100 человек, но не было между ними согласия. Устали они от ссор и раздоров. И вот решили члены семьи обратиться к мудрецу, чтобы он научил их жить дружно. Мудрец внимательно выслушал просителей и сказал: «Никто не научит вас жить счастливо, вы должны сами понять, что вам нужно для счастья, напишите, какой вы хотите видеть свою семью». Собралась эта огромная семья на семейный совет и решили они, чтобы семья была дружной, надо относиться друг к другу, придерживаясь этих качеств…».

Ребята, каких качеств надо придерживаться, чтобы семья была дружной, счастливой; на чём же должна строиться семья? И почему некоторые семьи крепкие, дружные, сплоченные, и просто счастливые, а другие словно случайно образовались из абсолютно незнакомых друг другу людей?

Совершенно верно, семья строится на доверии и любви, на взаимоува жении и взаимопонимании. Всё это - составляющие крепкого фундамента для семьи - семейные ценности. Это общие интересы всей семьи. Мы не рождаемся с ними, семейные ценности не передаются по наследству, их нельзя купить, а можно их только привнести и беречь всю жизнь, беречь как зеницу ока. (слайд)

Хорошо, когда семья большая, однако, семья может быть и маленькая: например, мама и сын, мама и дочь. Но если они любят друг друга, внимательны и заботливы, то это хорошая, настоящая семья.

Я вам предлагаю заглянуть в гости в одну семью.



Хотелось ли вам жить в такой семье? Почему?

Выберите слова, которые «живут» в такой семье? (слайд)

(на слайде слова: уют, спокойствие, вражда, здоровье, болезнь, любовь, ненависть, чистота, добро, счастье, ссора, дружба, согласие, грубость).

Ребята как вы думаете, можно наш класс назвать семьёй?

Верно, наш класс можно назвать семьёй. Конечно, мы не родственники, но видимся каждый день в школе и во дворе, вместе узнаём что-то новое, радуемся вместе победам и огорчаемся из-за неудач. И мне бы хотелось, чтобы наш класс стал ещё дружнее и остался такой дружной семьёй до окончания школы.

Что может быть важнее уютного дома, где тебя всегда поймут, поддержат, посочувствуют. Как же построить такой дом «счастья»? С чего начать?

Я предлагаю вам поиграть в «Строителей». Для этого нужно распределиться на 4 бригады (на партах разложены цветные круги, по цвету, определяются в группы).

Задание для 1 бригады: на «кирпичиках», предложенных вам, записать как можно больше слов, которые можно связать со словом «Дом». «Дом» - это… .

Задание для 2 бригады: написать слова, которые ассоциируются со словом «Семья». «Семья - это…

Задание для 3 бригады: записать на «кирпичиках» несколько этических понятий, которые вы можете предложить для крепости семейных отношений.

Задание для 4 бригады: создайте «Технику безопасности» в конфликтных ситуациях, которые неизбежны в семье: «Что можно»…, «Что нельзя»… .

(на подготовку 5 - 10 минут)

Все бригады готовы, осталось только построить дом. ( слайд)

Строительство дома начинается с фундамента. I бригада готова. (слайд). Стены дома - 2 бригада (слайд), крыша - 3 бригада (слайд),

IV бригада расскажет нам «Технику безопасности» в конфликтных ситуациях, которые неизбежны в семье: «Что можно»…, «Что нельзя»…

Наш дом построен. Молодцы ребята! Вы выбрали прочный строительный материал. Каждый из вас отдал частичку души.

Рассказы 2-3 детей.


мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра, тётя, дядя.

Это члены семьи.

Дети высказывают свое мнение: «Семья - это дом, где тепло и уютно, где тебя любят ». «Семья - это родные друг другу люди». «Семья - это близкие друг другу люди, которых объединяют общие интересы».



Заслушиваются мнения детей.



Заслушиваются мнения детей.



Ученик рассказывает стихотворение «Какой хороший вечер» (Золтана Зелка): Какой хороший вечер! Как хорошо быть вместе! С газетой папа дремлет. Готовит мама ужин. Под крышкой пар в кастрюле Насвистывает песню. Глаза мои закрылись Раскрыть бы их пошире. Глядеть бы удивлённо. Да открывать мне лень их. Весь мир исчез. Лишь мама Посередине мира. И я уже уснувший У мамы на коленях.

Высказывания детей.


ученики высказывают свои мнения.



Дети делятся на бригады и выполняют задание согласно инструкции.


Ответы детей

Можно быть: быть внимательным, заботливым; помогать, ласковым, добрым, уверенным в себе, любить свою семью.

Нельзя: огорчать; ругаться; предавать; грубить; повышать голос; быть агрессивным; выплёскивать на других свой гнев, обиду; бездельничать, когда взрослые трудятся.

-Познавательные (поиск информации; анализ, синтез, обобщение; использование знаково-символических средств; использование полученных знаний)

-Регулятивные (сохранение цели занятия; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; оценка и самооценка; использование знаково-символьных средств; использование полученных знаний)

-Коммуникативные (способность строить понятные для собеседника высказывания; умение слушать собеседника; принятие другого мнения; взаимопомощь)

-Личностные (формирование интереса к новому; ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности)


Контрольно-оценочный этап

Наше занятие подходит к концу и мне бы хотелось узнать ваше мнение:

- Интересно вам было строить дом?

- Работать в строительной бригаде?

-Что самое интересное было для вас?

- Что было сложным и непонятным?

- Что же такое семья?

В конце диалог 2х детей. (слайд)

Ребенок (заранее подготовленный):

Жизнь - это дорога, полная испытаний,

будь готов с честью пройти их.


Заслушиваются ответы детей.

Что на свете всего дороже?

Семья.

А что значит семья?

Это - семь я.

Без чего не может быть она?

Без папы, мамы и меня.

А чем же скреплена она?

Любовью, заботой и теплом.

Ведь все мы связаны семьёй.

Пусть всё это только игра,

Но ею сказать мы хотели:

Великое чудо семья!

Нет в жизни важнее цели!

Храните её! Берегите!

Регулятивные (оценка и самооценка)

-Коммуникативные (адекватное использование речевых средств)



© 2010-2022