Час общения Давать радостнее, чем брать? (1 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
МБОУ СОШ № 12 г. Ельца









Час общения

«Давать радостнее, чем брать?»















Разработала и провела:

учитель начальных классов

Иванцова Ирина Анатольевна.

















2015 г.



Цель часа общения: создание благоприятных условий для успешной социально-психологической адаптации учащихся 1-х классов. Задачи:

  • воспитывать культуру взаимоотношений между ровесниками, уважение к старшим и младшим, потребности приносить радость другим людям;
  • формировать умение правильно общаться с окружающими, анализировать речевую ситуацию;
  • способствовать усвоению норм нравственного поведения, правил этикета;
  • формировать умение общаться в коллективе.
Оборудование: мультимидийный проектор, карточки-«солнышки», карточки с заданиями «животные», сувениры-подарки для детей. Презентация: «Дарить радостнее, чем брать?».































I. Организационный момент. (Сл.1). II. Постановка темы. (Игра-активатор). Учитель. - Ребята, поднимите руку те, кто сегодня утром посмотрел на себя в зеркало? - А теперь, поднимите руку те, кто себе с утра улыбнулся? -У вас у всех сегодня есть уникальная возможность подарить свою улыбку всем нашим гостям, своим товарищам и мне. - Ребята, поднимите руку те, кто любит, когда к вам приходят гости? - Почему? (ответы детей) - Какие подарки вам больше всего нравятся? (ответы детей) -Я тоже люблю дарить подарки, даже не существующие. Начнем. Разрешите сделать подарок ___________. Я дарю тебе каникулы, чтобы ты могла погулять на улице, насладиться сиянием теплого солнышка, полюбоваться распускающейся сиренью. У тебя есть возможность тоже сделать подарок, кому из класса ты его даришь? - Скажи, тебе было приятнее получать или дарить подарок? -Давайте, вместе попробуем в этом разобраться. III. Основная часть. - Дарить - это радость. Строит - строитель, учит - учитель, а дарит - даритель. -Молодцы! - В русском языке есть такое, непривычное для нас, слово «даритель». Так называют человека, который даром даёт другому человеку что-нибудь хорошее. А как вы думаете, что означает слово «дарить»? (Ответы учеников) - Мы сейчас узнаем, как Владимир Иванович Даль трактует значение слова «дарить» - отдавать навсегда безвозмездно, отдать даром, приносить в дар, дать подарок. (Сл.2.) Учитель. А какие слова, родственные слову «подарок», вы знаете? (Дети называют.) Дар, дарить, дарение, даровитый, дарственная, дармовщина, даритель, задаривать, даром. (Сл. 3) Учитель. - Интересно, кто и когда сделал первый подарок? Вряд ли найдётся учёный, который бы ответил на этот вопрос. Наверное, это случилось очень давно, в трудное и суровое время, когда человек начинал заслуживать свое имя «человек». (Сл. 4). 1. Русские традиции. - Может, кто знает, как на бытовом уровне, дома многие называют подарок? (Гостинец.) - От какого слова оно произошло? (Гость.) - Так часто говорят бабушки и дедушки: «Внучата, мы вам гостинцы принесли». На Руси, по обычаю, человек должен был входить в дом с подарком, и его готовы были в этом доме ответно «отдарить». (Сл. 5.) Русский народ всегда славился своим гостеприимством. Совсем недавно мы праздновали замечательный православный праздник, на котором обязательно люди дарят друг другу «крашенки» - крашенные яйца. Что это за праздник? Правильно, Пасха ( Сл. 6.) Этот праздник помогает нам сохранить традиции русского народа - быть гостеприимными и добрыми. Сейчас мы с вами посмотрим, а какие же пословицы нам помогают узнать об умении дарить подарки русского народа? 1 задание для команд. «Найди и продолжи свою пословицу». (Каждая команда получает карточки с началом пословицы, надо найти продолжение. Объясни значение пословицы.) (Сл.7) Продолжи пословицу. Кого люблю, … дорога любовь. Не дорог подарок, … того и дарю. Дарят - … да после не кори. Лучше не дари, …. не берут назад. (Дети выполняют задание). - Ребята, проверьте все ли пословицы вы собрали правильно? (Сл.8) - Дети, а что же можно подарить друг другу? (ответы детей). - Так какие бывают подарки? А вот какой случай произошёл в одной русской деревеньке. Послушайте и подумайте, умел ли мальчик выбирать подарки? (Сл. 9.) 2. Анализ ситуации.

Песня-шутка «Семечки». Исполняют девочка и мальчик.

Семечки

То не утки крякают,
Не лягушки квакают.
Это с миленьким вдвоём
Дружно семечки грызём.
Семечки, семечки
В мешке принёс их Сенечка.
Нынче ночка коротка,
Съели только пол мешка.

Вот и солнышко встаёт,
Я грызу, и он грызёт.
Подоить пора козу,
Он грызёт, и я грызу.
Семечки, семечки,
Зачем теряю времечко.
От такого жениха
В сердце только шелуха.

Наши парни молодцы,
Дарят милым леденцы
Я ж, несчастная, одна
Лузгать семечки должна.
Семечки, семечки
Мету с крылечка веничком.
Вижу, Сеня из ворот
Снова семечки несёт.

А недавно Сеня мне
Сделал предложение:
«Приходи хозяйкой в дом,
Мы на пару погрызём»
Семечки?!! Семечки.
А я сказала: Сенечка,
Лучше буду век одна,
Но без мужа-грызуна. Учитель. Почему же девочка решила остаться одна? (Ответы детей - ей не понравилось то, что мальчик дарил только то, что сам любил - семечки.) 3. «Живые подарки». Учитель. Ребята, а какие бывают подарки. (Разные.) (Сл.10.) - Подарки могут быть и живые: котёнок, щенок, попугай и т.д. А вот подарки у наших ребят. (Сл.11.) Учитель. Кто хотел бы щенка в подарок? А давно ли ты мечтаешь об этом? Почему же родители не сделали тебе такой подарок? (Сл.12.) - У вас есть возможность попробовать убедить маму в том, что вам просто необходимо получить такой подарок. (На столах карточки с названиями животных: кошка, щенок, хомячок, кролик. Дети совещаются и стараются убедить гостей в необходимости этого подарка.) - Учитель. Я сегодня вам уже делала подарки, как вы думаете почему? (Подарки можно дарить просто так, от души, не по какому-то случаю, а просто потому, что захотелось сделать приятное.) -А когда вы делали последний свой подарок? - Кому? (Маме.) 4. Подарки маме. Сценка. (Музыкальное сопровождение). (Сл.13.)
Учитель. За день до своего рождения ребёнок спросил у Бога: Девочка. - Я не знаю, зачем я иду в этот мир. Что я должна делать? Учитель. Бог ответил: Мальчик.- Я подарю тебе ангела, который всегда будет рядом с тобой. Он всё тебе объяснит. Девочка. - Но как я пойму его, ведь я не знаю его язык? Бог - Ангел будет учить тебя своему языку. Он будет охранять тебя от всех бед. Девочка - Как и когда я должна вернуться к тебе? Бог. - Твой ангел скажет тебе всё. Девочка. - А как зовут моего ангела? Бог - Неважно как его зовут, у него много имён. Ты будешь называть его «Мама». Учитель. Мы всем классом на День матери и на 8 марта делали подарки нашим мамам. (Сл.14.), (Сл. 15.) -Как вы считаете, какой из подарков, купленный в магазине или сделанный вашими руками будет более дорог вашим родным? (Ответы детей.) -А почему? (Ответы детей). Учитель. Ребята, прикоснитесь своими ладошками к ладошкам своих соседей. Что вы почувствовали? (Тепло рук). -А нас людей, что согревает? (Солнышко.) Правильно тепло солнечных лучей. 5. Они подарили нам жизнь. Учитель. Ребята, посмотрите на эти фотографии. Скажите, а они как-то относятся к нашей теме? (Фотографии солдат Великой Отечественной войны). (Сл.16.) Ученик. Да, эти солдаты в годы Великой Отечественной войны подарили нам жизнь. Погибая, они защищали наших бабушек и дедушек, наших родителей и нас от фашизма. Они подарили нам радость жизни, а свои отдали за нас. Вечная им память. (Сл. 17.) Учитель - 9 мая мы празднуем 70- летие великой Победы в ВОВ и каждый из нас поздравляя наших ветеранов войны, бабушек, дедушек, тех, кто ещё помнит те страшные годы, должны помнить, что "Давать радостнее, чем брать!" 6. Подарок однокласснику. 2 задание командам. Учитель. У каждого из вас есть солнышко, на нём написано ваше имя. Каждое солнышко покатится по кругу, и на лучике напишите название подарка, который бы вы хотели сделать человеку. Как только «Солнышко» вернулось к хозяину, игра останавливается. - Посмотрите, какие подарки вы все сегодня получили. Вы довольны? Давайте скажем друг другу спасибо. (Дети отвечают). 4. Рефлексия. -Я очень люблю радоваться своими подарками с близкими. Давайте, все вместе порадуемся вашими подарками. Прикрепите солнышки на доску. (Сл.18.) ( Дети подходят и крепят свои солнышки). Учитель. Вот подошла наша встреча к концу. Когда человек дарит подарок другому и видит на лице его благодарность, он делает величайшее открытие, что (ответы детей): давать, может быть, даже радостнее, чем брать. Это в подарке главное. Значит, какой знак препинания мы можем поставить в конце нашей темы? (Восклицательный!) Давать радостнее, чем брать! (Сл. 19.) Прочитайте все вместе эти слова. (Дети читают.) Хорошо. А теперь я прошу вас подумать и решить для себя, что же важнее для вас дарить подарки или получать их. А, может быть, кто-то считает, что хорошо и уметь дарить подарки, и уметь их получать. Сделайте свой выбор. Но не забывайте, что в наших силах сделать друг другу приятное и доброе. Может поэтому, даже в самый хмурый день нам будут светить эти солнышки добра и тепла. Спасибо за внимание.








































Литература

  1. Козлов, Э. Азбука нравственности : [метод. разработки занятий] / Э. Козлов, Петрова, И. Хомякова // Воспитание школьников. - 2005. - № 8. - С. 40-42. - Нач.: № 6-10, 2004 ; № 1-4,6-7, 2005.

  1. Ленной, Т. Давать радостнее, чем брать : [тема "Как дарить подарки"] / Т. Ленной // Нач. шк. : еженед. газ. Изд. дома "Первое сент." - 2002. - № 36. - С. 2.

Интернет ресурсы:

  1. festival.1september.ru/articles/564372/

  2. sc0011.astrahanka.akmoedu.kz/documents/view/F6CCD2D4AA7B9545/?s=927DD206BBD1C5CA&p=3





Анализ часа общения «Давать радостнее, чем брать?»

Мероприятие состоялось 23 апреля 2015 года в МБОУ СОШ № 12 г. Ельца.

Разработала и провела мероприятие: Иванцова Ирина Анатольевна, учитель 1 категории начальных классов.

Час общения был проведён в 1 «Б» классе, участвовало _____ обучающихся.

Такая форма проведения часа общения является традиционной. Но учитывая возрастные особенности обучающихся, в час общения были включены элементы классного часа. Цель часа общения: создание благоприятных условий для успешной социально-психологической адаптации учащихся 1-х классов. Задачи:

  • воспитывать культуру взаимоотношений между ровесниками, уважение к старшим и младшим, потребности приносить радость другим людям;
  • формировать умение правильно общаться с окружающими, анализировать речевую ситуацию;
  • способствовать усвоению норм нравственного поведения, правил этикета;
  • формировать умение общаться в коллективе.
Считаю, это занятие соответствует общим воспитательным задачам, уровню развития классного коллектива (хотя о коллективе говорить ещё рано), уровню возрастных особенностей обучающихся.

Инициатором проведения мероприятия был учитель, но дети участвовали очень активно в подготовке: выполнили проект «Мои домашние животные» (фотографии использованы в презентации), готовили сценку, оформляли кабинет к приходу гостей. Я считаю, что удалось в подготовительный период вызвать понимание необходимости и значимости предстоящего мероприятия.

Этот час общения соответствовал традиционным стадиям проведения часов общения: игра активатор, основная часть (с элементами классного часа), завершающие упражнения (рефлексия).

Считаю, что были убедительно, четко, эмоционально раскрыты перед учащимися цели и задачи предстоящей деятельности. Была поставлена проблема, над которой предполагалось работать в дальнейшем.

Час общения был содержательным, интересным, работа проходила организованно, дети были активны и внимательны.

В процессе проведения мероприятия, дети познакомились со значением слова «дарить» (Словарь Даля), с традициями русского народа, учились анализировать речевые ситуации, в процессе тренинга - учились делать людям приятное - дарить подарки. Говорили о Великой отечественной войне, о подвиге русского народа.

В оформлении презентации и самого мероприятия старалась придерживаться единой эстетической линии. Учитывала возрастные особенности детей и их эмоциональный уровень развития.

В своей работе использовала следующие методы воспитания:

  1. Традиционные - убеждение, упражнение, поощрение, пример.
  2. Инновационнодеятельностные - моделирование, творческая инвариантность.
  3. Неформальные - межличностные - воспитание через личностно значимых людей (отношение учителя и ученика)
  4. Тренинговоигровые - социально психологические тренинги.
  5. Рефлексивные - через осознание собственного «Я».
Считаю, что характер отношений с детьми на часе общения сложился доброжелательный и доверительный, соответствовал возрастным особенностям, уровню развития коллектива.

Думаю, что мне удалось достигнуть поставленных перед собой воспитательных целей и задач в данном часе общения.

Надеюсь, что это мероприятие положительно повлияет на формирование добрых отношений в классном коллективе. Научит ребят оценивать не стоимость подарков, а их душевную ценность, любовь и дружбу родных и близких.





© 2010-2022