Душа моя, игрушечка

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Селенгинская средняя общеобразовательная школа»

Одобрена Методическим Советом школы:

Председатель МС школы

_____________ /О.Д.Ербатхаева/

Протокол № ____ от «___» ___________ 20____ г.

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МБОУ «Селенгинская СОШ»

____________ /И.Т.Трифанова/

Приказ №_____ «___» ___________ 20___ г.









ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ



НАЗВАНИЕ ___ДУША МОЯ, ИГРУШЕЧКА!_______________

ВОЗРАСТ___9-10________________________________________

НАПРАВЛЕННОСТЬ___ХУДОЖЕСТВЕННО - ЭСТЕТИЧЕСКОЕ

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ__34________________________________

СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ____2014-2015 УЧ.ГОД_______________

СОСТАВИТЕЛЬ _СИНЯКОВА ЕЛЕНА ЯКОВЛЕВНА

УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ, СТАЖ РАБОТЫ 1 ГОД__

(ФИО, ученая степень, звание, должность)










с. Солонцы

2014



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Декоративное творчество является составной частью художественно-эстетического образования федеральных образовательных стандартов. Курс «Душа моя, игрушечка!» реализует общекультурное направление во внеурочной деятельности в 1-4 классах в рамках федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения.

Содержание программы «Душа моя, игрушечка!» является продолжением изучения смежных предметных областей (изобразительного искусства, технологии, истории) в освоении различных видов и техник искусства. Программа учит детей работать с различным материалом (природный материал, бумага, тесто, пластилин, нитки, ткань и т.д.). Дети знакомятся с различными техниками выполнения работ (аппликация, лепка, бисероплетение, вязание и т.д.). Все виды искусства готовят обучающихся к пониманию художественных образов, знакомят их с различными средствами выражения. На основе эстетических знаний и художественного опыта у учащихся складывается отношение к собственной художественной деятельности. Оно способствует изменению отношения ребенка к процессу познания, развивает широту интересов и любознательность, что «является базовыми ориентирами предметных областях. Большое внимание уделяется творческим заданиям, в ходе выполнения которых у детей формируется творческая и познавательная активность. Освоение множества технологических приёмов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные способности и возможности, создаёт условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.











Программа способствует:

  • развитию разносторонней личности ребенка, воспитание воли и характера;
  • помощи в его самоопределении, самовоспитании и самоутверждению в жизни - формированию понятия о роли и месте декоративно - прикладного искусства в жизни;
  • освоению современных видов декоративно - прикладного искусства;
  • обучению практическим навыкам художественно - творческой деятельности, пониманию связи художественно - образных задач с идеей и замыслами, умению обобщать свои жизненные представления с учетом возможных художественных средств;
  • созданию творческой атмосферы в группе воспитанников на основе взаимопонимания коллективной работы;
  • знакомству с историей пластилина, бисероплетения, бумагопластики, народными традициями и праздниками в России;
  • проведению внеаудиторных занятий (экскурсии, фестивали, выставки).

Цель программы:

  • развитие творческих способностей, мелкой моторики рук, пространственного воображения, логического мышления, глазомера; способностей ориентироваться в информации;

  • овладение начальными технологическими знаниями, трудовыми умениями и навыками, опытом практической деятельности; способами планирования и организации трудовой деятельности, объективной оценки своей работы;

  • воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям и результатам их труда; практическое применение правил сотрудничества в коллективной деятельности.

Цель может быть достигнута при решении ряда задач:

  • Расширить представления о многообразии видов декоративно - прикладного искусства.
  • Познакомить обучающихся с разными видами искусства, с различными техниками выполнения работ.
  • Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе с декоративно - прикладным искусством.
  • Вооружить детей знаниями в изучаемой области, выработать необходимые практические умения и навыки;
  • Реализовать духовные, эстетические и творческие способности воспитанников, развивать фантазию, воображение, самостоятельное мышление;
  • Воспитывать художественно - эстетический вкус, трудолюбие, аккуратность.
Содержание программы определяется возрастными особенностями младших школьников. Каждое занятие имеет тематическое наполнение, связанное с изготовлением новой поделки. Учащиеся имеют возможность расширить свой кругозор по изготовлению поделок. Проявить фантазию, а также развить творческие способности. Курс занятий построен таким образом, что представляет возможность учащимся тренировать различные виды своих способностей. Программа «Душа моя, игрушечка!» разработана на четыре года занятий с детьми младшего школьного возраста и рассчитана на поэтапное освоение материала на занятиях во внеурочной деятельности. Основной формой работы являются аудиторные и внеаудиторные занятия. На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, коллективное творчество, экскурсии. Занятия включают в себя теоретическую часть и практическую деятельность обучающихся. Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала. Дети учатся аккуратности, экономии материалов, точности исполнения работ, качественной обработке изделия. Особое внимание уделяется технике безопасности при работе с техническими средствами, которые разнообразят деятельность и повышают интерес детей. На реализацию курса «Душа моя, игрушечка» в 4 классе отводится 34 ч в год (1 час в неделю)



Тематическое планирование


Раздел, тема

Общее количество часов

Часы внеаудиторных занятий

Часы аудиторных занятий

Поделки из природного материала.

6

3

3

Сбор природного материала (экскурсия)

2

2

0

Поделка « Ежик» из семечек и пластилина

1

0

1

Поделка « Кораблик» из грецких орехов

1

0

1

Экскурсия « Наблюдение за природой, осенним пейзажем»

1

1

0

Аппликация из листьев «Природа осенью»

1

0

1

Работа с бумагой

8

4

4

Поделка « Цветы» из салфеток

1

0

1

Экскурсия « Наблюдение за природой, зимним пейзажем»

1

1

0

Отрывная аппликация «Природа Зимой»

1

0

1

Поделка «Ёлочка» из салфеток

1

0

1

Поход в музей

3

3

0

Ёлочная игрушка « Ангел»

1

0

1

Лепка из соленого теста

10

5

5

Поделка из теста « Мышка и сыр»

1

0

1

Поделка из теста «Ежик с яблоком»

1

0

1

Посещение выставки

3

3

0

Открытка к 8 марта

3

0

3

Праздник масленицы

2

2

0

«Пасхальное яйцо»

1

0

1

Поделки из коробок

8

4

4

Отрывная аппликация «Весна»

1

0

1

Аквариум из коробки

2

0

2

Экскурсия по городу

3

3

0

Изготовление города из коробок

2

1

1

Подставка под карандаши

1

0

1










Примерное содержание занятий


№ п/п

Дата план

Дата

факт

Тема

Содержание

Деятельность ученика

1-2



Сбор природного материала (экскурсия)

Экскурсия в парк. Сбор различных природных материалов (занятные веточки и корешки различных растений, еловые и сосновые шишки, мох, цветы, семена, листья и т.д.). Правила просушивания и хранения природных материалов, необходимых для поделок.

Сбор природного материала, наблюдение за природой осенью, анализировать и сравнивать объекты природы и природный материал с целью выделения у них существенных признаков.

3



Поделка « Ежик» из семечек и пластилина

Организация рабочего места. Технология выполнения животных из пластилина, приёмы лепки. Правила личной гигиены. Составление плана работы. Выполнение изделия.


Планирование последовательности практических действий. Осуществление самоконтроля, корректировки хода работы и конечного результата. Сравнение изделий.

4



Поделка « Кораблик» из грецких орехов

Организация рабочего места. Анализ деталей будущего изделия. Установление пространственных отношений между деталями изделия. Выполнение изделия.

Исследовать доступные материалы. Планирование последовательности практических действий. Осуществление самоконтроля, корректировки хода работы и конечного результата.

5



Экскурсия «Наблюдение за природой, осенним пейзажем»

Вводная беседа о правилах поведения на экскурсии. Беседа об осенней природе. Выявление характерных признаков для данного времени года. Наблюдение за природой осенью. Проведение игры «Угадай по описанию».

Наблюдение за природой осенью.

Анализировать и сравнивать существенные признаки осени с другим временем года.

6



Аппликация из листьев «Природа осенью»

Понятие «аппликация». Анализ деталей будущего изделия. Подбор материалов для 6изготовления изделия.Выполнение изделия. Выставка работ.


Создание композиции изделия.

Осуществление самоконтроля и корректировки хода работы. Сравнение и анализ изделий.


7




Поделка « Цветы» из салфеток

Знакомство с разными видами бумаги и картона. Приемы работы с бумагой. План изготовления изделий. Выполнение изделия.

Планирование последовательности практических действий. Отрабатывать приемы работы с бумагой.

8




Экскурсия

« Наблюдение за природой, зимним пейзажем»

Вводная беседа о правилах поведения на экскурсии. Беседа о природе зимой. Выявление характерных признаков для данного времени года. Наблюдение за зимним пейзажем. Проведение различных игр.

Наблюдение за природой в зимний период.

Анализировать и сравнивать существенные признаки осени с другим временем года. Находить отличия между осенней и зимней природой.

9




Отрывная аппликация «Природа Зимой»

Описание зимнего пейзажа. Свойства бумаги.

Знакомство с техникой отрывной аппликации. Выполнение изделий. Выставка готовых работ.

Освоение нового вида деятельности. Планировать практическую деятельность: подобрать материалы, сделать детали, расположить их на основе, приклеить детали. Сравнить и оценить результат деятельности.

10




Поделка «Ёлочка» из салфеток или бумаги

Беседа о хвойных деревьях. Выделение характерных признаков елки. План изготовления изделий. Выполнение изделия.

Планирование последовательности практических действий. Осуществление самоконтроля, корректировки хода работы и конечного результата.

11-12




Поход в музей.

Вводная беседа о правилах поведения в музее. Поход в музей. Беседа и анализ увиденного.

Участие в диалоге и анализе по увиденному.

13




Ёлочная игрушка «Ангел»

Беседа на тему « История Нового года». Анализ деталей будущего изделия. Установление пространственных отношений между деталями изделия. Выполнение изделия.

Планирование последовательности практических действий. Осуществление самоконтроля, корректировки хода работы и конечного результата. Сравнение изделий.

14




Поделка из теста «Мышка и сыр»

Знакомство с новым материалом для лепки - соленое тесто. Техника приготовления теста и его окрашивания. Выделение частей изделия. Изготовление изделий. Выставка готовых изделий.

Планирование последовательности практических действий. Вылепливание деталей и их соединение. Сравнение и оценка результат деятельности.

15




Поделка из теста «Ежик с яблоком»

Организация рабочего места. Анализ деталей будущего изделия. Установление пространственных отношений между деталями изделия. Выполнение изделия.

Создание композиции изделия.

Осуществление самоконтроля и корректировки хода работы. Сравнение и анализ изделий.


16-18




Посещение выставки

Вводная беседа о правилах поведения на выставке. Посещение выставки. Беседа и анализ увиденного.

Участие в диалоге и анализе по увиденному

19-21




Открытка к 8 марта

Вводная беседа о празднике 8 марта.

Изготовление деталей. Составление композиции для открытки. Сборка изделия. Выставка готовых изделий.

Планирование последовательности практических действий. Вылепливание деталей и их соединение. Создание композиции изделия.

Осуществление самоконтроля и корректировки хода работы. Сравнение и анализ изделий.

22-23




Праздник масленицы

Знакомство учащихся с праздником «Масленица», традициями своего народа, историей славянских обрядов, развивать творческие способности каждого ребёнка, воспитывать любовь и уважение к традициям, семье.

Коллективная деятельность, взаимопомощь, обобщение нового.

24



Аппликация «пасхальное яйцо» (вырезание из бумаги)

Организация рабочего места. Анализ деталей будущего изделия. Установление пространственных отношений между деталями изделия. Выполнение изделия.

Планирование последовательности практических действий. Вырезание деталей и их соединение. Создание композиции изделия.


25




Отрывная аппликация «Весна»

Вводная беседа о времени года. Особенности весны. Анализ деталей будущего изделия.

Выполнение изделия.

Осуществление самоконтроля, корректировки хода работы и конечного результата.

26-28




Аквариум из коробки

Организация рабочего места. Правила работы с инструментами. Анализ деталей будущего изделия. Установление пространственных отношений между деталями изделия. Выполнение изделия. Выставка готовых изделий.

Планирование последовательности практических действий. Осуществление самоконтроля, корректировки хода работы и конечного результата. Сравнение и анализ изделий.

29-31




Экскурсия по городу

Вводная беседа о правилах поведения на экскурсии. Экскурс об истории города.

Ознакомление с историей возникновения города. Сравнение города в разное время.

32



Изготовление города из коробок

Вводная беседа о Городе и его истории. Составление плана работы. Коллективное выполнение работы. Выставка городов.

Планирование последовательности практических действий. Осуществление самоконтроля, корректировки хода работы и конечного результата.

34



Подставка под карандаши

Анализ деталей будущего изделия. Установление пространственных отношений между деталями изделия. Выполнение изделия.

Планирование последовательности практических действий. Сравнение и анализ изделий.









































Предполагаемые результаты:


  • Развитие интереса к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;

  • Развитие адекватного понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности;

  • Развитие умения планировать свои действия;

  • Возможность осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

  • Умение учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;

  • Умение формулировать собственное мнение и позицию;

  • Умение анализировать объекты, выделять главное;

  • Умение осуществлять синтез (целое из частей);

  • Умение проводить сравнение, классификацию по разным критериям;

  • Умение устанавливать причинно-следственные связи;

  • Расширение кругозора о применении различных поделок.
  • заинтересованность в развитии своих способностей;
  • Возможность попробовать свои силы в различных областях самостоятельной и коллективной деятельности, способность добывать новую информацию из различных источников.

  • Формирование чувства прекрасного и эстетических чувств;

  • Заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.

  • Развивать фантазию, воображения, художественную интуицию, память.


Список использованной литературы

  1. В. Хоменко, Г. Никитюк. Аппликации, картины и панно из природных материалов /Клуб семейного досуга, 2010.

  2. Белякова О.В. Поделки из природных материалов/ACT МОСКВА, 2009.

  3. Рубцова Е.С. Фантазии из соленого теста / ЭКСМО, 2007.

  4. Романовская А.Л. Поделки из соленого теста / АСТ, 2009.

  5. Земцова М. Аппликация из бумаги: орнаменты, фигурки и сюжеты. Творческое, логическое и речевое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста / Феникс, 2010.

  6. Сейш В. Поделки из коробок / Мнемозина, 2006 г.




© 2010-2022