• Преподавателю
  • Начальные классы
  • Конспект урока по русскому языку Правописание безударных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе

Конспект урока по русскому языку Правописание безударных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка в 4 классе по теме

"Правописание безударных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе"

Клёмина Татьяна Семеновна учитель начальных классов I категории

Цели урока:

Личностные УУД:

- Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

- Уметь определять и формулировать цель на уроке; проговаривать последовательность действий на уроке; уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; уметь работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).

- Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; учиться работать в паре, формулировать собственное мнение и позицию. (Коммуникативные УУД).

- Уметь ориентироваться в своей системе знаний: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках. (Познавательные УУД).

Предметные:

- умение определять окончания прилагательных;

- усвоение учащимися правила определения окончаний прилагательных;

- умение определять мягкую и твердую основу прилагательных;

- обеспечение освоения учащимися зависимости имени прилагательного от имени существительного;

- умение составлять блок-схему (зависимости имени прилагательного от имени существительного по правилу определения окончания прилагательного);

- умение формулировать вопросы к прилагательному;

- умение составлять алгоритм для определения написания безударного окончания Оборудование: индивидуальные карточки к уроку; фразеологические словари, ноутбук, мультимедийный проектор, презентация к уроку.



Ход урока

1. Организационный момент

- Здравствуйте, ребята! Я рада вновь приветствовать вас!

Прозвенел звонок.
Начался урок.
Тихо мы за парты встали
И друг другу покивали
Всем гостям сказали «Здравствуйте»
Улыбнулись, поклонились…
И на место повернулись.

2. Введение в тему. (Слайд № 1)

- Ребята, сегодня у нас необычный урок. Мы совершим с вами увлекательное путешествие. Чтобы узнать объект путешествия, нужно пройти испытания. Готовы?

- В пути мы будем делать остановки и для этого нам нужно оформить маршрутные листы.
Открыли тетради, записали число, классная работа.

-В древней Греции в 399 гг. до н. э. жил философ Сократ .Он сказал: «В каждом человеке солнце. Только дайте ему светить»

Я желаю вам сегодня, чтобы день принес вам радость общения друг с другом.

Наш девиз: . (Слайд № 2)

Думать - интенсивно!

Работать - оперативно!

Если спорить - доказательно!

Всем - обязательно!

3. Минутка чистописания . (Слайд № 3)

Фф

Февральский снег весною пахнет.

- орфограммы отметить

- части речи

4. Словарная работа. Игра «Горка» . (Слайд №4)

Ф . враль, д . кабрь, . нварь, пр . красный, кал . ндарь, мес . ц

Выписать слова с непроверяемой безударной гласной е.

Февраль, декабрь, прекрасный, месяц

-Какое лишнее? Почему? . (Слайд №5)

Фе враль, д екабрь, пр екрасный, кале ндарь,

Филворд (по группам)

Имя прилагательное-это часть речи

Что объединяет понятия --род. число. падеж? ( непостоянные признаки имени прилагательного)

Определение- роль прилагательного в предложении

Окончание -изменяемая часть слова, служит для связи слов в предложении, бывает ударное и безударное

Какие прилагательные вызывают сложность? ( С безударными окончаниями)

Физминутка для глаз

- Вот мы и понаблюдаем за снежинками. (Слайд № 6)

- Что вам напомнили эти снежинки? (Падежные окончания имен прилагательных.м.р и ср.р)

5. Сообщение темы и цели урока. (Слайд № 7)

- Вот вы и подошли к теме урока

- Скажите, чему же будет посвящена тема урока? (Имени прилагательному.)

- Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе.

-Какие цели урока мы поставим? . (Слайд № 8)

Цель урока

Учиться определять падеж имён прилагательных.

Работать над безошибочным написанием безударных окончания прилагательных.

Развивать орфографическую зоркость.

Работать над развитием речи.

Развивать умение работать в группах, в парах.

Учиться контролировать свою работу.

6. Загадки о птицах (Слайд № 9)

А)-Ты откуда, ты откуда

Прилетел к нам, красногрудый?

-Облетел я всю Сибирь

И зовут меня …?

Б) Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата.

Чёрненькая шапочка

И полоска шарфика.

В) Он в своей лесной палате

Носит пёстренький халатик.

Он деревья лечит,

Постучит - и, легче.

Г) . Кто там прыгает, шуршит,

Клювом шишки потрошит.

Голоском речистым, чистым

-Клё! клё! клё! -поёт со свистом.

Запись слов: Клёст, воробей, снегирь, дятел

Какая орфограмма? (непроверяемая гласная в корне) Клест -парная согласная

Б) Прочитайте стихотворение об одной из птиц. . (Слайд № 10)

Вставьте пропущенные буквы, определить падеж и окончание имен прилагательных.

Самостоятельно. Взаимопроверка.

Полюбуйтесь-ка клестами -
Клювы сложены крестами.
Щеголи - на загляденье:
В ярко-красн… оперенье!
В тепл… гнездышке уютн…
Вывелись зимой птенцы,
Им мороз не страшен лют…,
Вот какие молодцы!

Взаимопроверка, . (Слайд № 11) оцени--балл

В) Составьте предложение из данных слов, . (Слайд № 12 -13)

-определите окончания прилагательных, определите падеж,

- Для этого будем работать ПО ПАРАМ

Дятел, клюв, семена, выколачивает, пёстрый, острый

(Пёстрый дятел острым клювом выколачивает семена).

-разберите по членам предложения,разберите по частям речи

Морфологический разбор словосочетания острым клювом

Г) Вставить в текст подходящие прилагательные. Самостоятельно. (Слайд № 14)

Снегирь.

В … лесу на сосне сидит … снегирь. На голове у него … берет. На фоне … покрова птица выделяется … оперением.

Красногрудый, тёмный, белый, красивый, еловый

Проверка. . (Слайд № 15) Оценивание баллы

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

7. Исследовательская работа при открытии новых знаний.

-- Составь предложение. (Слайд №16)

ТЁПЛЫЙ ВОРОБЕЙ РАДОВАТЬ СОЛНЦЕ ЛУЧ ШУСТРЫЙ

Диктует ученик

Тёплый луч солнца радует шустрого воробья.

-- Определи падеж прилагательного, выдели окончание.

--Что заметили? (в В.п. окончание -ого, как в Р.п.)

-- От чего зависит? (от существительного одушевленного)

8. Работа над новым материалом

а) Приступаем к реализации второй цели нашего урока. А поможет нам в этом словосочетание шустрый воробей, яркое солнце

Предлагаю просклонять прилагательные вместе с существительными

1 вариант просклоняет прилагательное мужского рода - шустрый воробей

2 вариант просклоняет прилагательное среднего рода - яркое солнце

М.р.

С.р.

Шустрый воробей

Яркое солнце

Шустрого воробья

длинного уха

Шустрому воробью

длинному уху

Шустрого воробья

длинное ухо

Шустрым воробьем

длинным ухом

П.п. хитрой лисе

О шустром воробье

длинном ухе

- Можно ли определить падеж по окончанию? (Нет, т.к. окончания встречаются одинаковые.)

- А как можно определить падеж у прилагательного? ( Прилагательное неразрывно связано с именем существительным, поэтому можно определить падеж по имени существительному.)

г) Давайте составим алгоритм определения падежа у имен прилагательных.

- Какие шаги мы должны сделать?

1 шаг - найти существительное, связанное с именем прилагательным.

(воробья (какого?) шустрого)

2 шаг - определить падеж у имени существительного

(кого? Воробья (лису) -винительный падеж.)

3 шаг - по падежу существительного определить падеж прилагательного, по ударному вопросу прилагательного определить окончание

(Вывод: прилагательное - шустрого - в винительном падеже.)

10. Творческая работа. (Слайд №19)

--Вставь нужные имена прилагательные. Определи падеж прилагательных ,

--Составь и запиши рассказ (предложения) в тетради.

В… день белый

От… солнца еловый

В… лесу яркое

На …снегу морозный

В морозный день хорош зимний день. На снегу можно видеть следы зверей. В еловом лесу много птиц. От яркого солнца сверкает, переливается снег.

12. Итог урока

- Наше путешествие подходит к концу.

- Как вы думаете, мы справились с задачей. Научились определять падежи прилагательных, правильно писать безударные окончания?

- Как это делать? (по вопросу прилагательного)

Пословицы ( Упр 70) или СЛАЙД

13. Рефлексия (СЛАЙД №21)

Сегодня на уроке я понял, узнал, удивился, научился, обрадовал…

Нарисуй смайлик своего цвета.

Д/з : упражнение № 23 с.21 в тетради с печатной основой.

Литература:

  1. Сборник из серии «Я иду на урок в начальную школу: Русский язык: Книга для учителя» - М.:Изд. «Первое сентября»,

  2. О.В. Узорова, Е.А. Нефедова « Справочное пособие по русскому языку»

  3. В.В. Волина «Фразеологический словарь»: Популярное пособие для начальной школы. - М.: АСТ_ПРЕСС, 1997.,

Ранн_м зимн_м утром мы отправились в лыжн_й похо_. За городом мы св_рнули с дорог_ и п_шли быстр_м шагом по твёрд_му насту. Скоро мы п_ дошли к склону горы. С весёл_м криком мы пок_тились под гору. Как хор_шо дышать свеж_м морозн_м воздухом_ Потом мы н_правились вдоль руч_я, покрытого толст_м крепк_м льдом. Кр..сив рус..ск лес з..мой. Бел кружевом украшены б..рёзки. Вот и ласков солнышко загл..нуло в лес. Бл..стит пушист сугроб около в..ков дуба. За..скрилась шапка на т..жел сучке с..сны. Порывы х..лодн ветра тр..пали в..рхушки д..ревьев. Л..тел бел пух зимы.


© 2010-2022