- Преподавателю
- Начальные классы
- Программа по здоровьесбережению обучающихся с глубокой умственной отсталостью
Программа по здоровьесбережению обучающихся с глубокой умственной отсталостью
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Киселева Н.Т. |
Дата | 26.10.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
МБС(к)ОУ « Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат»
Принята Утверждена
Протокол заседаний
педсоветов № Директор школы
От 10.01.2014г Маст А.Р_____________
«Я выбираю здоровье»
Программа по здоровьесбережению
Учащихся с ГУО
Автор:
Киселева Надежда Тимофеевна
Учитель начальных классов «Особый ребенок»
Г.Оса 2013г
Пояснительная записка. Обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства, - актуальная задача современного образования. В современных условиях проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей. Может быть предложено много объяснений складывающейся ситуации. Это и неблагоприятная экологическая обстановка, и снижение уровня жизни, и нервно-психические нагрузки и т.д. У детей с умственной отсталостью нарушение интеллекта почти всегда сопряжено с аномальным развитием двигательной сферы. Коррекция двигательных нарушений, сохранение здоровья средствами здоровьесберегающих технологий является важным направлением учебно- воспитательной работы. Весьма существенным фактором «школьного нездоровья» является неумение самих детей быть здоровыми, незнание ими элементарных законов здоровой жизни, основных навыков сохранении здоровья. Отсутствие личных приоритетов здоровья способствует значительному распространению в детской среде и различных форм разрушительного поведения, в том числе курения, алкоголизма и наркомании. Очень важно, чтобы профилактика асоциальных явлений взяла своё начало в младших классах. Хотелось бы обратить особое внимание на воспитание полезных привычек как альтернативы привычкам вредным и формирование установок на ведение здорового образа жизни. Не нужно делать большой акцент на сами вредные привычки. Главное - приобщить детей к здоровому образу жизни. Дети младшего школьного возраста наиболее восприимчивы к обучающемуся воздействию, поэтому целесообразно использовать школу для обучения детей здоровому образу жизни, а «знакомство» с вредными привычками ограничить на основании рекомендаций педагога-психолога. Программа помогает создать поведенческую модель, направленную на развитие коммуникабельности, умение делать самостоятельный выбор, принимать решения, ориентироваться в информационном пространстве.
Программа построена на основе принципов: системности. Только через системный подход к организации жизнедеятельности класса возможно обеспечить целостность становления личности воспитанника. - успешности. Учитель должен видеть участие каждого ребёнка во внеклассной работе и по достоинству оценить. -ценностных ориентаций. Они задают смысл и содержание деятельности обучающегося. Принцип предполагает ориентацию на здоровый образ жизни. -принцип субъектности задаёт диалогический характер воспитания, так как взаимодействие с педагогом способствует осознанию ребёнком себя как субъекта в каждый момент жизни. Программа включает в себя вопросы физического и духовного здоровья. Занятия в классе проводятся как на уроках, так и на внеклассных занятиях. Данная программа может рассматриваться как одна из ступеней к здоровому образу жизни и неотъемлемой частью всего воспитательного процесса в классе. Цель программы: Формирование у детей представления о ценности здоровья и необходимости бережного отношения к нему, приобщение к здоровому стилю жизни. Задачи: - проводить мероприятия по профилактике заболеваний, укреплению здоровья, поддержанию работоспособности ученика; -формирование умений и навыков поведения в окружающей среде; - включать двигательные упражнения в различные виды деятельности обучающихся; - развивать навыки физической культуры и личной гигиены, как жизненной необходимости; - организовать мониторинг физического развития; -корректировать содержание программы по результатам мониторинга Сроки реализации программы-2014-15уч.год, 2015-16уч.год Ответственные за реализацию программы- классный руководитель, воспитатели. Ожидаемые результаты:
- положительная динамика состояния здоровья школьников, снижение заболеваемости;
-
повышение уровня самостоятельности и активности школьников в двигательной деятельности
-
повышение мотивации к двигательной деятельности, здоровому образу жизни;
- повышение приоритета здорового образа жизни;
- Интегрированный подход к обучению, фантазирование, аудио сопровождение, просмотр презентаций и видеофильмов.
- Основные формы занятий: двигательные игры, тренинги, уроки здоровья,
- Определения динамики роста и развития всех показателей.
- Определения индивидуальной оценки достигнутого уровня физического развития
- Изучения влияния на ребенка факторов окружающей среды, учебно-воспитательной и двигательной деятельности.
- Определения оценки эффективности дифференциации учебного процесса, коррекционно-профилактических и оздоровительных мероприятий.
- На основании полученной информации и повторной диагностики можно определить направление работы на следующий учебный год в целом по учебно-воспитательному процессу.
Содержание программы 1-4 год обучения Планирование разделов программы Разделы 1класс 2класс 3класс 4класс Самопознание и саморегуляция 2ч 3ч 4ч 4ч Личная безопасность и профилактика травматизма 10ч 12ч 15ч 15ч Организм человека и охрана его здоровья 3ч 3ч 4ч 4ч Мой здоровый образ жизни и моя программа здоровья 4ч 5ч 8ч 8ч
Разделы программы тематика содержание 1.Я не похож на других.
2.Мои друзья и одноклассники.
3. Путешествие в страну здоровья.
4. Мои эмоции, чувства и здоровье.
5. Режим дня.
6. Учёба и здоровье
7. .Отдых для здоровья.
8. Зачем и как я одеваюсь?
Кл.часы: *«Я как индивидуальность.» *Внешние сходства и различия людей. *«Я как член коллектива.» * «Учусь взаимодействовать» Тест: определение ведущего глаза, уха.
Кл. часы:
*Правила знакомства.
*Здоровье зависит от микроклимата в классе.
*«Вкусы и увлечения»
Беседа «Учусь находить новых друзей и интересные занятия»
Тесты:
«Школа зверей»,
«Я в классе»
Кл.часы:
*Что такое здоровье и что такое болезнь? *Чтобы сохранить здоровье, нужно хорошо узнать себя.
*Здоровье человека связано с его образом жизни.
*Анализируем свой образ жизни.
*Правила и нормы здорового образа жизни.
Практические работы:
«Какие уроки дают нам сказки»
«Собери пословицу».
Кл.часы:
*Элементарные эмоции в раннем детстве.
*Чувства человека: любовь, радость, грусть, страх. Выражение чувств: мимика, слово, слезы, смех.
*Индивидуальные способы проявления эмоций и выражения чувств. *Смех продлевает жизнь. Музыка лечит, музыка учит.
Практическая работа:
Организация шумового оркестра.
Кл.часы: *Есть ли режим в природе? *Необходим ли режим дня человеку? Индивидуальность построения режима дня. *Значение режима дня для сохранения здоровья ученика и успешной работы в школе. Примерный режим дня для учащихся.. Практическая работа: Составление режима дня. Тест: «Правильно ли я веду себя за столом» Фотовыставка «Мы в школьной столовой»
Кл.часы:
*Правила рациональной организации учебной деятельности ученика: чередование видов деятельности, учебы и отдыха, чистота рабочего помещения, проветривание.
* Назначение и выполнение физкультминуток и минуток движения. Как нужно отдыхать на перемене и почему.
Практическая работа: Разучивание физминуток в стихотворной форме.
Кл.часы:
*Значение активного отдыха после классных занятий для снятия утомления. *Виды активного отдыха (подвижные игры, спортивные игры, прогулки) *Рациональный отдых во время школьных каникул и в выходные дни.
Кл.часы:
*Для чего человеку нужна одежда? Национальная русская одежда. *Гигиенические требования к одежде. *Соответствие одежды разным видам деятельности (прогулка, учебные занятия, выход в театр, спортивные занятия.)
Практическая работа:
Оформление раскладушки «Одевайся по погоде»
Самопознание и саморегуляция Личная безопасность и профилактика травматизма
Я и опасность.
Кл.часы:
*Факторы, влияющие на здоровье человека. Зависимость здоровья человека от здоровья природы в целом.
*Правила личной безопасности и профилактики травматизма при взаимодействии с окружающей средой.
Проект «Может ли Земля болеть?» Практическая работа: «Улица полна неожиданностей» Организм человека и охрана его здоровья
С чего все началось?
Удивительные превращения.
Кл.часы:
*Меню из трех блюд на всю жизнь. Белки, жиры и углеводы - основа для роста и развития одной клетки и целого организма.
*Значение витаминов и микроэлементов для строительства организма человека.
Кл.часы:
*Все живое в природе растет и изменяется.
*Части тела человека. Органы и их роль в организме человека.
*Основные части скелета и их назначение. Первая помощь при переломах.
* От чего зависит красивая осанка человека. Способы формирования правильной осанки.
*Индивидуальность роста и развития человека.
*Отличие ребенка от взрослого. Бережное отношение к пожилым людям. Как сохранить свое здоровье до самой старости?
* Я и моя физическая культура.
Практическая работа:
«Правила здорового образа жизни».
Оформление раскладушки:
«Здоровый образ жизни».
Оформление слайд - фильма:
«Всё начинается со школьного звонка»
Освоение комплекса упражнений для формирования правильной осанки;
Праздник «Наш класс выбирает спорт»", Мой здоровый образ жизни и моя программа здоровья
Мой здоровый образ жизни
Оформление стенда:
«Правила здорового образа жизни».
Кл.час: «Привычки»
«Учусь сопротивляться давлению»
«Программа здоровья и ее роль»
Конкурс рабочих тетрадей.
Практическая работа:
работа над проектом «Я и здоровье»
Оформление рабочих тетрадей
Содержание программы. 5-9 год обучения
Планирование разделов программы
Разделы программы
5 класс
6 класс
7 класс
8 класс
9 класс
Гигиена школьника
5 часов.
5 часов.
4 часов.
3 часа.
3 часа.
Основы безопасности жизнедеятельности
12 часов.
12 часов.
14часов.
15 часов.
15 часов.
Физическая рекреация
6 часов.
6 часов.
6 часов.
6 часов.
6 часов.
Мой здоровый образ жизни и моя программа здоровья
5 часов
6 часов
6 часов
6 часов
6 часов
Раздел программы
тематика
Содержание программы
Гигиена школьника Классный час: *«Дружи с водой» *«Чистая вода для хвори беда» *«Чистота и здоровье». Викторина -«Советы доктора Воды» Игра- «Мои друзья-Вода и Мыло». Беседа мед. Работника: «Соблюдение личной гигиены» Практикум «Если мама заболела» Игра-путешествие: «Откуда берутся грязнули» Защита проекта «Полезные привычки и я»
Основы безопасности жизнедеятельности Правила безопасности Классный час: *«Учимся думать и действовать» * «Опасные и безопасные ситуации» Беседа «Серъезный разговор» Конкурс рассказов «Безопасность в доме» Выпуск плаката «Безопасность на улице» КВН «Безопасность в общественном транспорте» Экскурсия в пожарную часть. «Мои действия при пожаре» Защита проекта: «Улица полна неожиданностей» «Правила общения с животными» «Мы - пешеходы»
Видеофильм «Перекрёстки и их виды. Правила перехода перекрёстка» Конкурс рисунка «Безопасность на воде» Практикум: «Компьютер и здоровье» ПДД. Безопасный путь на экскурсии.
Физическая рекреация Двигательная деятельность; Активный отдых; Содержательные физкультурные развлечения. Осенний кросс. Прогулка в парк «В гости к осени». Спортивный праздник «Мои рекорды-маме!» Зимние веселые старты. «Лыжня детского дома!» Спортивное развлечение «Вперед,мальчишки!» КВН «Я здоровье берегу-сам себе я помогу!»
Мой здоровый образ жизни и моя программа здоровья Формирование негативного отношения к факторам риска здоровью - курение, алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества. Проведение бесед: «Умей себя сдерживать!», «Умей сказать «нет», «Учусь оценивать себя сам» «Когда на меня оказывают давление» «Я становлюсь увереннее» Кл.час «Вкусы и увлечения» КВН «Если хочешь быть здоров» Выпуск плаката «Я расту здоровым!» Конкурс «Мои достижения в спорте» Выработка правил «Мои хорошие привычки»
Литература
Л.А.Обухова «Новые 135 уроков здоровья» ,мастерская учителя ,Москва «Вако» 2007г
Н.И. Дереклеева «Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья», мастерская учителя, Москва, «Вако», 2007г
Л. В .Шапкова «Средства адаптивной физической культуры» , методические рекомендации, Москва, «Советский спорт» 2001г
Л. И. Гайдина «Группа продленного дня», мастерская учителя, Москва.2007г
Т.Н.Максимова «Классные часы», методические разработки, Москва, 2012г
Приложение 1
Карта оценки уровня развития основных движений
Ф.И____________________________________ г. р. класс
Виды движений
2014г
май
2014
сентябрь
2015
май
2015
сентябрь
2016
май
2016
сентябрь
Ходьба
Бег
прыжки
Лазанье, подлезание
отжимание
расслабление
моторика
1-не выполняет
2-выполняет недостаточно
3-выполняет хорошо
Приложение 2 Двигательные упражнения без предметов Цель выполнения упражнений: Формирование интереса к собственной двигательной активности, культуры понимания собственного тела. Психологическое назначение упражнений: Развитие наблюдательности, внимания, памяти, умения слушать и слышать, смотреть и видеть, понимать себя и других людей. Особенностью этих упражнений является то, что каждое из них имеет определенное название. Это название упражнений ребятам необходимо в обязательном порядке сообщать. Дети чрезвычайно подражательны, и «вхождение» в ту или иную роль помощью названия позволит им играть с удовольствием и выполнять упражнения с максимальной отдачей. Зеркало Ребята стоят на своих местах и выполняют те движения, которые им показывает взрослый, четко копируя их. Учитель играет роль зеркала, в которое смотрят учащиеся. Они должны:
- замереть на месте;
- повернуться вправо, влево;
- постоять на пальчиках;
- постоять на пальчиках с закрытыми глазами;
- постоять на пальчиках и поморгать глазами;
- покивать головой, как будто соглашаются или не соглашаются с чем-то;
- постоять, попеременно поднимая над головой левую и правую руку с разомкнутыми пальцами;
- брови свести и развести;
- глаза сильно прищурить и широко открыть;
- губы максимально растянуть в импровизированной улыбке, а затем поджать их;
- шею максимально вытянуть, а затем опустить ее;
- плечи максимально свести и развести;
- руками обнять себя, погладить, пожелать себе успехов и улыбнуться.
- стоя на правой ноге, максимально вытянуть вперед левую ногу, затем максимально отвести ее назад, сделать круг в воздухе левой ногой и принять исходное положение;
- то же самое повторить, стоя на левой ноге.
- на двух ногах одновременно;
- на левой и правой ноге попеременно;
- сделать перекрестные прыжки.
- максимально свести пятки вместе;
- максимально свести носки обуви вместе;
- поставить ноги крест накрест, поочередно меняя их положение;
- «нарисовать» попеременно каждой ногой знак «SOS» и свое имя;
- максимально пальцы ног сжать и расслабить;
- обеими стопами себе поаплодировать.
- поочередно «покатать» карандаш каждой ступней;
- пальцами каждой ноги попеременно поднять карандаш с пола;
- положить на пол газету и пальцами обеих ног смять и разгладить ее;
- под партой поднять ноги как можно выше и несколько минут подержать их на весу;
- поставить ноги на пальчики и максимально прогнуть
- поставить ноги на пятки и максимально подтянут себе,
- пальцами левой ноги пощекотать себе ступню правой и наоборот.
- присесть;
- встать;
- встать на цыпочки;
- наклониться влево;
- наклониться вправо;
- прогнуться назад;
- постоять на правой ноге, согнув левую ногу в колене;
- постоять на левой ноге, согнув правую ногу в колене.
- поезда;
- самолета;
- трактора;
- гусеницы;
- черепахи;
- змеи;
- медведя;
- пингвина;
- езду человека на американских горках.
К солнышку Учащиеся выходят из-за парт, поднимают высоко руки ,становятся на носочки и тянутся как можно больше вверх. Они закрывают глаза, мысленно говорят себе хорошие слова и стараются простоять в таком положении как можно дольше. Мы растём Учащиеся выходят из-за парт, приседают и поднимают руки высоко над головой. Затем они медленно поднимаются, держа руки над головой. Ласка Ребята выходят из-за парт, приседают и стараются обнять себя руками как можно плотнее. В таком положении они должны продержаться как можно дольше.
Игровые двигательные упражнения с предметами Игровые двигательные упражнения с предметами можно пpоводить как во время урока, так и после уроков, во время тренингов, внеклассных мероприятий и спортивных праздников . Многие упражнения с предметами можно использовать во время двигательной минутки. Они позволят подготовить учащихся к усвоению трудных тем урока, разнообразят школьную перемену. Все остальные упражнения можно выполнять на уроках фзической культуры в качестве игровых разминок и творческих заданий в ходе различных соревнований, конкурсов, спортивных праздников.
Игровые двигательные упражнения со стульями Упражнения со стульями можно использовать как вариант двигательной минутки на перемене или на уроках. Цель упражнения Развитие интереса и мотивации к участию в игровых двигательных переменах. Формирование культуры понимания двигательной активности в жизни человека. Психологическое назначение упражнений: Развитие наблюдательности, памяти, внимания, умения общаться с самим собой и другими людьми; преодоление негативных эмоций. Преодоление препятствия Учащиеся выходят из-за парт, отодвигают свои стулья в сторону и выполняют со стульями следующие задания: -обежать свой стул сначала слева, а затем справа; -проползти под своим стулом как можно тише; - сесть на стул, подтянуть ноги, коленки прижать к животу, согнуть голову, закрыть глаза и продержаться в таком положении как можно дольше. Учащиеся мысленно желают себе и другим людям успехов. Эстафета со стульями Эго упражнение нужно выполнять в специальном помещении или даже в классе, но после уроков. Оно очень эффективно после различных тренингов и конкурсов. Стулья ставятся в ряд на небольшом расстоянии друг от друга. Учащиеся выполняют упражнения по цепочке.
- на первый стул нужно встать с ногами и ровно минутку простоять, не шелохнувшись;
- на второй стул нужно сесть;
- на третий стул лечь животом на сиденье;
- на четвертый стул нужно лечь спиной на сиденье и прогнуться;
- на пятый стул нужно забраться только коленями;
- на шестой стул нужно сесть лицом к спинке стула, опустить голову на спинку стула и «подремать»;
- седьмой стул поднять вверх и тихонько поставить на место;
- под восьмой стул нужно забраться и посидеть там;
- девятый стул нужно поднять вверх за ножки;
- десятый стул нужно оббежать и сесть на него.
Игровые двигательные упражнения с газетой Упражнения с газетой можно выполнять во время урока в качестве игровой двигательной минутки, во время конкурсов, спортивных состязаний, тренингов. Цель упражнений: Демонстрация широких возможностей развития собственной двигательной активности с помощью самых обычных предметов. Психологическое назначение упражнений: Развитие внимания, умения сосредотачиваться, ловкости, партнерских дружеских отношений. Во время выполнения заданий с газетой постоянно звучит музыкальные произведения которые используются в цирковых представлениях. Для выполнения упражнений газета должна быть свернута в трубку. Эти упражнения имеют большое значение для учащихся, так как стимулируют двигательную активность мелких мышц. Балансировка Ребята балансируют с газетой в положении сидя или стоя. При этом:
- они держат газету на вытянутых руках
- на левой и правой руке попеременно стоя на обеих ногах;
- Hа левой и правой руке попеременно стоя на одной ноге;
- держат газету на голове;
- на плечах;
- на затылке;
- попеременно на правой и левой ноге.
- не потеряв газету, встать и сесть за парту;
- взять газету между ног и пройти с ней по классу, не потеряв ее при ходьбе;
- Собрать все свернутые газеты и разложить их через небольшие промежутки по классу. Участники выполняют задание по цепочке. Они должны каждую свернутую газету перепрыгнуть.
- Волшебная палочка
- перед собой;
- за спиной;
- стоя на одной ноге;
- зажимая палочку коленями.
Тренировка ног Участники сидят в круге. Они находятся в положении «ноги врозь» друг возле друга и передают палочку внутренней и наружной стороной стопы. Затем они зажимают трубочку из газеты ступнями и передают ее по кругу. Снежки Учащиеся получают в руки газету. Они должны в течение нескольких секунд смять её и превратить в «снежный ком». Каждый снежный ком передаётся из рук в руки от одного игрока другому, пока все снежки не передают по цепочке. Швейная мастерская Учащиеся должны порезать или порвать газету, получив при этом как можно больше кусочков. Задание выполняется на время. Ребята считают количество частей и объявляют его вслух.
Игровые двигательные упражнения с книгой Цель упражнений: Стимулирование интереса к собственным физическим возможностям. Мотивации развития собственной двигательной активное Психологическое назначение упражнений: Развитие внимания, памяти, координации движений. Формирование культуры общения, умения быть партнером. Тяжелый груз Держа книгу на вытянутой руке: -перекладывать ее из правой руки в левую, поворачивая при этом книгу; -приседать, держа книгу попеременно в правой и левой руке, с закрытыми глазами. Борьба с трудностями Участники упражнения встают из-за стола и выполняют следующие варианты упражнения с книгой:
- стоят с книгой на голове;
- приседают с книгой на голове;
- осторожно двигаются налево и направо с книгой на голове;
- вращаются с книгой на голове;
- осторожно двигаются вперед с книгой на голове.
Оркестр Участники упражнения тихонько отбивают ритм с помощью книги в такт музыке. Они стучат: -по столу, стулу, спинке стула, по полу; - по разным частям тела: коленям, рукам, плечам; -все отбивают одинаковый ритм, который задает учитель; -все вместе пробуют создать оркестр, отбивая один и тот же ритм. Прятки с книгой Учитель договаривается с участниками игры о том, что они по его команде будут прятать книгу под стол, стул, в портфель, в стол, но при этом место, в которое будет прятаться книга, не будет называться, а будет соответствовать определенному ритму. Например, «положить под стол» - 3 удара, «положить на стул» - 5 ударов, «положить в портфель» - 1 удар, «положить в стол» - 6 ударов. Учащиеся выполняют задание по заданному ритму. Волшебники Упражнение выполняется во время перемены. Участники игры пытаются переносить книгу с помощью различных частей тела. Например, дети переносят книгу: - в ладонях, на ладонях, между рук, при этом ладони остаются свободными; - на локтях; - на плечах, прижимая головой слева и справа; - под подбородком; -защемляя между бедер. Игра с пальцами Участники игры сидят спокойно столом. Перед ними лежат книги. По команде учителя они закрывают глаза, и выполняют следующие команды:
- ощупывают контуры книги с от крытыми (закрытыми) глазами;
Игровые двигательные упражнения с ластиком Эти двигательные упражнения можно проводить как на уроке Во время разминки, так и после уроков, используя их в различных видах внеклассной работы. Цель упражнений: Стимулирование двигательной активности учащихся во время учебных действий. Развитие интереса к собственной двигательной активности. Психологическое назначение упражнений: Осознание необходимости двигательной активности в жизни человека, Развитие памяти, внимания и внимательности, умение преодолевать трудности. Препятствие У учащихся на парте лежит ластик. Они должны удержать его в равновесии на различных частях тела:
- на запястьях;
- на носу;
- на голове;
- на кончиках пальцев рук;
- на локтях.
- ходить вокруг стола по комнате;
- делать стойку на носках;
- ходить на пятках;
- маршировать налево и направо.
- сидя;
- стоя;
- при ходьбе;
- держа руки над головой;
- передавать ластик, заложив руки за спину.
- Каждый по очереди бросает ластик в отмеченный на доске (стене) круг. Для того, чтобы избежать несчастных случаев, ребята должны быстро поднимать ластик и становиться в конец шеренги.
- одной и той же ногой прыгать и одновременно толкать ластик;
- повторить то же самое, но только с закрытыми глазами;
- скрестить с партнером руки и таким образом толкать стирку по классу, уступая при этом другим парам дорогу.
Игровые двигательные упражнения со стаканчиком из-под йогурта Очень интересно и необычно можно построить игровые двигательные упражнения, используя стаканчики из-под йогурта. Они очень легкие, никакого физического вреда ребенку они причинить не могут. Игровые двигательные упражнения со стаканчиками можно использовать как на уроках, в том числе и физической культуры. как игровую паузу, так и в ходе различных конкурсов и тренингов. Эти упражнения развивают наблюдательность, внимательно ловкость, отточенность движений. Цель двигательных упражнений: Развитие интереса учащихся разного возраста к занятиям физкультурой и спортом. Психологическое назначение упражнений: Формирование у учащихся понимания необходимости занятий спортом, развитие памяти, внимания, способности к имитации, ловкости. Магия Сидя или стоя за партой, участники игры должны удержать стаканчик:
- на ладони;
- на запястье обеих рук;
- на двух пальцах;
- на локте,
- на плече (правом и левом), при этом вытягивать руки в стороны;
- на ключице;'
- на затылке,
- при этом наклонять туловище вперёд и назад;
- на голове (лбу, ушах, глазах).
- поднимать стаканчик на колене, при этом наклоняя его (в стороны, вперед и назад);
- на ноге, при этом сгибать и разгибать голени;
- качать на затылке вправо и влево, нагибая голову вперед и назад;
- держать стаканчик на голове, при этом верхнюю часть туловища нагибать вправо и влево, вперед и назад, вращать его, смотреть назад.
.
Рыбаки Участники игры должны ловить шарик или ластик, который выкатывается из стаканчика партнера. Его можно ловить стаканчиком или рукой. Футболисты Участники игры играют друг с другом за партой. Каждый на своей части стола делает импровизированные ворота. Участники пытаются забить гол ластиком друг другу, при этом ластик забивается в ворота стаканчиком. Счет ведется до пяти голов, забитых в ворота подряд. На лету Участники игры стоят за столом напротив друг друга. Они должны катить шарик или ластик через стол и ловить тогда, когда он будет перекатываться через край с помощью свого стаканчика. Участники не имеют права помогать или ловить шарик или ластик руками. Броуновское движение Игра с партнером или в группе. Участники игры располагаются в помещении свободно. Они выполняют следующие задания: -перебрасывают шарик стаканчиками; -один бросает шарик или ластик на пол, а другой должен его поймать; -участники перебрасывают шарик друг другу с помощью стаканчика в группах по 3-4 человека.
Игровые двигательные упражнения с карандашом Цель упражнений: Развитие интереса к выполнению упражнений, формирование двигательной культуры участников игр. Психологическое назначение упражнений: Развитие любознательности, внимания, ловкости, умения общаться и выполнять совместные действия в группе, в паре. Воображение Участники игры держат карандаш на весу на ладони, на одном пальце, на двух пальцах. Сидя за столом, они учатся удерживать карандаш:
- на голове; на лбу; на переносице; подбородком; на ухе.
- поворачиваться вокруг своей оси;
- ходить вокруг стола (стула);
- ходить по классу;
- водить партнера спиной вперед;
- удерживать в равновесии два карандаша одновременно.
- прыгать вперед и назад со сведенными вместе стопами;
- прыгать через карандаш налево и направо( вперед и назад);
- прыгать вокруг карандаша.
- под высоко поднятыми левым( правым) коленями;
- вокруг туловища, при этом темп выполнения упражнения все время должен увеличиваться.
- держа ноги на ширине плеч, передавать карандаш между ног спереди назад (левой и правой рукой( попеременно);
- передавать карандаш правой рукой через правое плечо в левую руку, потом провести карандаш через широко расставленные ноги
- поставив ноги на ширину плеч;
- стоя на цыпочках с высоко поднятыми руками;
- присев с высоко поднятыми руками;
- наклонив корпус вперед (карандаш передавать на уровне бедер).
Игровые двигательные упражнения с полиэтиленовым мешком Упражнения с полиэтиленовым мешком вызывают у ребят удовольствие. Возможность мять мешок, превращать его в маленький комочек помогает преодолевать детскую агрессию, выплескивать отрицательную энергию, активно расслабляться. Эти упражнения не требуют большой подготовки, их можно выполнять как на уроках, так и после уроков. Хороший эффект имеют эти упражнения во время череды трудных уроков, которые требуют большого эмоционального и духовного напряжения. Цель упражнений: Снятие эмоционального и интеллектуального напряжения, развитие интереса к двигательным упражнениям. Психологическое назначение упражнений: Формирование двигательной культуры, способности к самосовершенствованию. Волшебное превращение У каждого участника в руках полиэтиленовый мешок. Все мешки должны быть одинакового размера. После выполнения каждого задания мешки нужно распрямлять, разглаживать руками. Ребята должны:
- скомкать мешок в руках так, чтобы не было видно;
- комкать мешок правой (левой) рукой переменно;
- передавать мешок-мяч друг другу через спинку стула, за спиной, под высоко поднятыми коленями, стоя, через лодыжки.
- высоко подбросить и поймать импровизированный мяч двумя руками (одной рукой);
Игровые двигательные упражнения с бумажным мячом Для выполнения упражнений с мячом из бумаги можно предложить ребятам проявить творчество и сделать этот бумажный мяч. Для этого берется несколько листов плотной бумаги, мнется, заворачивается сверху в еще один бумажный лист и склеивается или перевязывается. Бумажный мяч можно раскрасить, дать ему имя, можно придумать историю о том, как бумажный мяч оказался в школе и стал чьим-то другом и т. д Игры с бумажным мячом развивают не только двигательную активность, но и фантазию, творчество, помогают преодолевать одиночество и закрытость характера, агрессивность и озлобление. Цель упражнений: Развитие двигательной активности, воспитание умения жить в согласии и мире с самим собой и окружающими людьми. Психологическое назначение упражнений Формирование культуры двигательной активности, осмысления значения движения в жизни человека. .Эксперимент Участники игры демонстрируют свои бумажные мячи. Им предлагается рассказать историю рождения своего мяча. С помощью мяча они должны: -легонько бить мячик над столом правой рукой, левой рукой, попеременно; -подбивать мячик щелчком так, чтобы он перелетел через весь стол; -так дуть на мячик, чтобы он не падал на пол. Единение Участники игры должны научиться во время игры выполнять следующие движения: -подбрасывать бумажный мяч вверх обеими руками (дощечкой, книгой); -ловить мячик близко над землей и снова подбрасывать вверх; - не давать ему упасть, удерживая мяч в воздухе ногой, рукой, ладонью, плечом, коленом. Выдержка Участники игры должны как можно дольше удержать мяч в равновесии:
- на руке (голове, колене, дощечке или книге);
- при этом ходить по комнате (прыгать на одной ноге, обеих ногах, вперед, назад);
- ходить по комнате и поворачиваться в разные стороны, по команде учителя петь песенки.
+