«С. Есенин «Поёт зима – аукает…», «Берёза»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Класс: 2 Тема урока: «С. Есенин «Поёт зима - аукает…», «Берёза». Цели: Обучающие: - познакомить с творчеством С.А. Есенина и со стихотворением "Берёза"; - работать над навыком выразительного чтения стихотворения, учить видеть художественные приёмы; - обогащать словарный запас учащихся; Развивающие: - развивать образное мышление, речь при работе с лирическим произведением, творческое мышление; - развивать интерес к русской поэзии, умение оценивать красоту прекрасных пейзажных описаний; Воспитывающие: - воспитывать чувство прекрасного, умение работать в группе, любовь к родной природе, интерес к живописи, музыке; - воспитывать самостоятельную творческую активность. Оборудование: - мультимедийный проектор, компьютер; - фонограмма песни "Берёза"; раздаточный материал для рефлексии и творческого задания; - учебник Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В.Голованова "Литературное чтение" (1-я часть), 2 класс; - клей пва, цветной картон, соль; - презентация; Microsoft Power Point 2003 "С.А. Есенин "Берёза" - литературная выставка(портреты писателей, книги с произведениями этих писателей: Л.Н. Толстой, Б.С. Житков, В.В. Бианки, С.А. Есенин). Ход урока 1.Организационный момент Милые берёзовые чащи! Ты, земля! И вы, равнин пески! Перед этим сонмом уходящих Я не в силах скрыть моей тоски. Слишком я люблю на этом свете Всё, что душу облекает в плоть. Мир осинам, что раскинув ветви, Загляделись в розовую водь. Много дум я в тишине продумал, Много песен про себя сложил И на этой на земле угрюмой Счастлив тем, что я дышал и жил…. (С. Есенин) Ребята, у вас на столах лежат карточки с изображением настроений: радости и грусти. Поднимите ту карточку, которая соответствует вашему настроению.
2. Речевая разминка а) Урок начинаем со звуковой разминки. На выдохе читаем звукоряд: И А Э О У Ы И - мы эхо; - читаем с убыстрением; - напугал "У"; - спроси "О"; - похвастайся "А"; - удивись "У". б) Проверка домашнего задания: « Ф. Тютчев « Чародейкою зимою….» выразительное чтение. в) Назовите фамилии тех людей, которых вы видите на экране. Л.Н. Толстой, Б. С. Житков, В.В. Бианки, С. А. Есенин. Из перечисленных авторов назовите фамилию человека, который писал стихотворения. А для этого решите ребус: 6, 19, 6, 15, 10, 15. (Есенин) 3. Изучение нового материала. а) сообщения детей об авторе . 1-й ученик. Сергей Александрович Есенин родился 3 октября 1895 года в селе Константиново, что привольно раскинулось на зелёном холмистом берегу реки Оки. 2-й ученик. Родители его были бедными крестьянами. Маму звали - Татьяна Федоровна. Отца - Александр Никитич. 3-й ученик . С двух лет был отдан на воспитание дедушке и бабушке по матери, и рос в этой семье до 9 лет. Дед знал множество песен и частушек. Бабушка очень сильно любила Есенина. Она хорошо пела русские песни, знала много сказок и рассказывала их маленькому Серёже. 4-й ученик. Целые дни летом мальчик Серёжа вместе с другими ребятами проводил на воле. Он любил поля, и луга своего родного села, радовался белой берёзке и душистой черёмухе, любил цветы, животных. 5-й ученик. Стихи он начал писать в 10 лет, но сознательное творчество началось в 16-17 лет. В творчестве Сергея Есенина много стихов о природе. б) Чтение стихотворений С. Есенина учениками наизусть . (учебники у детей закрыты). Сегодня мы познакомимся с одним из стихотворений С. Есенина, которое называется"Берёза". В 1914 году оно, стало первым опубликованным произведением Есенина и, было напечатано в детском журнале "Мирок". Тогда поэту было 19 лет. В этом же журнале были напечатаны и другие стихотворения, которые мы с вами будем читать позже. Послушайте, пожалуйста, стихотворение"Берёза", а потом ответьте на вопрос. Что вы почувствовали? Какое настроение возникло у вас, слушая стихотворение? в) лексическая работа (толкование даётся по словарю Ожегова) кайма - отличающаяся по цвету или рисунку полоса по краю ткани, изделия. бахрома - тесьма для обшивки чего-нибудь с рядом свободно свисающих нитей, а также ряд таких свисающих нитей, кистей. кисти - украшение в виде стянутого вверху и расходящегося книзу пучка ниток, шнурков. 4. Физкультминутка « Зимняя зарядка». 5. Работа над стихотворением "Берёза" а) первичное чтение уч-ся - прочитайте стихотворение тихо, "жужжащим чтением"; - чтение уч-ся вслух по четверостишьям; б) беседа после чтения - какие вы знаете эпические приёмы? (метафоры, эпитеты, олицетворение, сравнение). - с чем сравнивает поэт снег в первой строфе? (с серебром) - с чем сравнивает Есенин опушенные снегом кисточки берёзовых веток? (с белой бахромой) - как называется этот приём? (сравнение) - прочитайте последнее четверостишье хором; Обратите внимание, что поэт дважды сравнивает снег с серебром, но при этом использует разные приёмы. В первой строфе он использует сравнение.В последних строках стихотворения, когда заря обсыпает ветки новым серебром, тоже есть сравнение, но оно как бы скрыто. - как называется такое сравнение? (скрытое сравнение называется метафорой) - найдите в стихотворении ещё метафоры? (распустились кисти, горят снежинки, золотой огонь, новым серебром) Зачем поэт употребляет метафоры? (для создания образа берёзы) Поэты часто изображают неживые предметы, как живые. Такой приём называется олицетворением. Найдите в тексте олицетворения? (принакрылась снегом, сонная тишина, лениво обходя, обсыпает ветки) А сейчас я хочу проверить вашу догадливость. Поэт пишет, что снежинки горят в золотом огне. В каком значении - прямом или переносном -употреблено слово горят? (в переносном, снежинки не могут гореть, как дрова) Подберите синоним к слову "огонь"? (жар, пламя) Что такое "заря"? (Яркое освещение горизонта перед восходом или заходом солнца. Зимой небо озаряется не так ярко, как летом). А почему поэт считает зимнюю зарю ленивой? Прочитайте эти строки. (Зимой заря начинается позже, чем летом, как будто лениться встать пораньше. И горит она не так ярко, как летом, как будто ей лень озарять небо. Ребята, закройте глаза и ещё раз представьте эту чудесную снежную берёзу. Какой художественный приём раскрывает красоту берёзы? (метафора) 6. Физкультминутка для глаз « Снежинки». - быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть, спокойно считая до 10; - вытянуть правую руку вперёд, следить глазами, не поворачивая головы, за медленным движением указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз (повторить 4-5 раз); 7. Упражнения в выразительном, правильном чтении. Используя средства выразительной речи - темп, тон, правильность, попробуйте выразительно прочитать это стихотворение так, чтобы вы все увидели нарядную, тихую, сияющую берёзу. - чтение уч-ся (2-3 уч-ся вслух); 8. Закрепление полученных знаний. .а) Комплексное применение знаний А хотели бы вы узнать, какой предстаёт берёза в музыке, живописи? Сегодня я приготовила для вас сюрприз. На доске появляются репродукции картин, начинает звучать музыкальное произведение «Времена года» декабрь, Чайковского. Какие чувства при чтении стихотворения, слушая музыку, рассматривая картину, возникли у вас в вашей душе? б) Заполнение таблицы с пропусками «Есенинское определение». 9. Творческая работа. Сегодня на уроке мы познакомились с творчеством С. Есенина и его стихотворением"Берёза". Мне бы хотелось посмотреть, через ваши творческие работы, на сколько вы поняли и прочувствовали это стихотворение. Выполняем творческую работу «Рисуем берёзу» используя клей ПВА, соль, цветной картон. Выставка работ 10. Итог урока. Рефлексия. Наш урок подходит к концу. Подведём итог: начните свои ответы со слов: я запомнил (а), узнал(а), повторил (а) удивил (ась) ся… Вы все хорошо поработали. Ребята, если вам урок понравился, то солнышко выполненное в вашей работе будет улыбаться, а если не понравился, то солнышко будет печалиться. 11. Домашнее задание на выбор : - выучить стихотворение наизусть; - сочинить свое стихотворение о берёзе и прочитать наизусть. Спасибо за работу. Молодцы!

© 2010-2022