Доклад Элементы тьюторской деятельности в работе воспитателя ГПД

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Содержание тьюторской деятельности

Что такое тьюторская деятельность? Это деятельность, направленная на создание условий для становления субъектной позиции учащегося (умение организовать самостоятельный поиск знания, способность рефлексировать способы обучения); на помощь в оформлении, анализе и презентации учащимися своих учебных и образовательных достижений. Тьютор помогает в определении эффективности обучения через развернутое оценивание, консультирует по вопросам образовательного движения, осуществляет сопровождение индивидуальных образовательных программ, организует обратную связь, помогает оформлению образовательной инициативы. Он оказывает помощь в самоопределении относительно дальнейшего обучения, организует опыт построения программ образования.

Что непосредственно делает тьютор? Организует события, нацеленные на выявление и поддержку образовательных интересов учащихся, социальную идентификацию подростков и их конфликтную компетентность, организует включение ребенка в проектную, игровую, авторскую виды деятельности: выбор темы, роли, ответственности, продукта. Тьютор организует индивидуальную и групповую самоподготовку учащихся; проводит тьюториалы, индивидуальные консультации по анализу учащимися образовательных успехов и трудностей.

Каков результат тьюторской работы? Благодаря участию тьютора во взрослении ребенка тот сможет: анализировать эффективность своих проб, осуществляемых в разных местах и разных видах деятельности, и продуктивность переходов от пробного действия к результативному; осуществлять рефлексию своего образовательного движении.

КТО ТАКОЙ ТЬЮТОР?

Тьютор - "tutor" в переводе с английского - педагог-наставник. Этимология этого слова (лат. tueor - заботиться, оберегать) связана с понятиями - «защитник», «покровитель», «страж».

«Современный Оксфордский словарь английского языка определяет тьютора в качестве лица, имеющего ученую степень, которому вверен надзор за студентом (undergraduate). Последний называется его подопечным (pupil)».

«…педагог-тьютор в современной ситуации классического европейского университета проводит еженедельные индивидуальные консультации - тьюторские часы и регулярные тьюториалы - занятия в мини-группах, состоящих из 5-7 обучающихся. По данным современных исследователей, большая часть учебного времени (от 75 % до 90%) в Оксфордском и Кембриджском университетах отводится на занятия с тьютором».

Тьютор - педагог-наставник, способный обеспечить социально-педагогическое сопровождение учащихся при выборе и прохождении ими индивидуальных образовательных траекторий (в российской системе образования, из глоссария ФГОС, макет ИОП «Эврика»)

Тьютор - это тот, кто сопровождает процесс освоения новой деятельности (из книги «Тьюторство как новая профессия в образовании» Школы «Эврика - развитие»)

Тьютор - это педагог, который действует по принципу индивидуализации и сопровождает построение учащимся своей индивидуальной образовательной программы (Т.М.Ковалева, д-р педагогических наук, разработчик квалификационной характеристики, президент Межрегиональной общественной организации «Межрегиональная тьюторская Ассоциация»).

ГДЕ, КОГДА И ПОЧЕМУ ВОЗНИКАЕТ ТЬЮТОРСТВО?

Тьюторство возникает там и тогда, где и когда появляются потребность и необходимые условия перехода к вариативности и индивидуализацииобразовательных программ. Это могут быть массовая общеобразовательная школа, лицей, гимназия, учреждение дополнительного образования, детский сад, колледж, вуз, система повышения квалификации, семья и т.д.

ТЬЮТОРСТВО В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Наличие в современной педагогике огромного количества технологий и их применение предполагают, что только взаимодействие, сотрудничество обучающего и обучающегося приносит результат. Во все времена великие достижения педагогики появлялись при личной встрече учителя и ученика. Только тогда возникает интерес к другому человеку, происходит познание и изменение себя и окружающего мира. Построение отношений «учитель - ученик»» может рассматриваться как человеческое общение, путешествие по «океану знаний» в поисках выхода, «погружения» в проблемы и творчество другого человека. Главное - искоренение равнодушия в отношениях между учителем и учеником, построение взаимодействия, сотрудничество в образовании ребенка. Эти основания лежат в основе тьюторства в начальной школе. Взросление ребенка наполнено трудностями, успехами и болезненными моментами, непониманиями и озарениями, победами и поражениями. Все эти закономерные этапы развития (нельзя построить новое в себе, не разрушив старое хотя бы в какой-то мере) не укладываются в привычные дидактические принципы воспитания, берущие начало в средние века. Ребенок в своем развитии не объект воспитательных усилий, а субъект, претерпевающий изменение. Это значит, что тьютор не управляет ребенком как механизмом или даже как подчиненным, а сотрудничает с ним. Тьютор или наставник призван не исправлять, а направлять; не указывать на ошибки, а дать состояться ошибкам (например - в неправильном планировании, в неумении себя организовать в коллективе, в предмете и т.п.) под присмотром взрослого. Ребенок сам делает выводы о тех ошибках, которые он проанализировал с тьютором. Деятельность, организуемая тьютором, отличается от простой организации череды мероприятий. Важно, чтоидет совместная работа взрослого и ребенка, любое событие проектируется совместно с детьми. Обсуждая с детьми проблемы, на которые это действие или событие может быть направлено, тьютор формирует активную позицию ребенка по отношению к себе и внешнему пространству. Обсуждая цели и задачи работы, способы достижения цели, ресурсы и результаты ее, тьютор как бы дает ребенку (пока в наиболее безопасном режиме) потренироваться в том, что ждет ребенка в его пути по жизни. Ребенок или дети, прошедшие тьюторскую школу, отличаются, как это ни странно, большей самостоятельностью, так как событийность (насыщенная, целевая, рефлексируемая) ставит ребенка в состояние преодолеваемой неопределенности, осмысленности действий. Опыт неотделим от деятельностного подхода в педагогике. С другой стороны, важна преемственность: тьюторство должно стать частью жизни ребенка с первого класса, тогда у тьюторства в старшей школе и в сопровождении молодежи в их социальных инициативах будет та логика и та коммуникативная направленность, которая позволит добиваться высоких образовательных результатов.









© 2010-2022