- Преподавателю
- Начальные классы
- РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по Доноведению в 1 «Б» классе на 2015 -2016 учебный год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по Доноведению в 1 «Б» классе на 2015 -2016 учебный год
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Немченко А.Г. |
Дата | 17.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
с. Пешково Азовского района
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Пешковская средняя общеобразовательная школа Азовского района
«Утверждаю»
Директор МБУ Пешковская СОШ
Приказ от ______________ № _____
____________________ Малик Т. П.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по Доноведению в 1 «Б» классе на 2015 -2016 учебный год
(духовно-нравственное направление внеурочной деятельности)
количество часов 33
Учитель: Немченко Анна Григорьевна
Программа: разработана на основе авторской программы «Доноведение» (авторы: канд. пед. Наук Е.Ю.Сухаревская, М.Н. Бакрева, И.Ю.Величко, М.М. Вюнникова, Е.А. Добреля, Е.А.Зыбина, О.А. Каклюгина, Л.В.Козорезова, Е.А. Никуличева, Т.Г.Степанова, А.Г.Ткаченко), в соответствии с Федеральным образовательным стандартом начального общего образования и реализует духовно-нравственное направление внеурочной деятельности.
Учебники и учебные пособия: Е.Ю. Сухаревская «Доноведение». Рабочая тетрадь к курсу. 1 класс. Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО - ПРЕСС», 2013г
Методические пособия для учителя: Сухаревская Е.Ю., Величко И.Ю., Вюнникова М.М., Добреля Е.Д., Зыбина Е.А., Каклюгина О.А., Козорезова Л.В.Доноведение: Методические разработки уроков и праздничных мероприятий для учителей начальных классов. 1 класс - Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО - ПРЕСС», 2009.
Количество часов в неделю по программе 1
Количество часов в неделю по учебному плану 1
Количество часов в год по учебному плану 33 (33 учебные недели согласно учебному плану
МБУ Пешковская СОШ)
Количество часов в год по календарному плану 33
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1. Роль и место дисциплины Исторически сложилось так, что территорию, на которой расположена Ростовская область и по которой протекает река Дон, называют Донской край. Отсюда название вариативного курса - «Доноведение». Мир, окружающий ребёнка постоянно изменяется, происходит обогащение социального опыта ребёнка (семья, школа, друзья), у него возникает потребность расширить знания о природной и социальной среде, в которой он проживает. Основной целью курса «Доноведение» является формирование у детей младшего школьного возраста целостного представления о малой Родине - Донском крае и адекватного понимания места человека в нём. 2. Адресат Программа по внеурочной деятельности адресованаобучающимся первых классов общеобразовательных школ.
3. Соответствие Государственному образовательному стандарту Рабочая программа разработана на основе авторской программы «Доноведение» (авторы: канд. пед. Наук Е.Ю. Сухаревская, М.Н. Бакрева, И.Ю. Величко, М.М. Вюнникова, Е.А. Добреля, Е.А.Зыбина, О.А. Каклюгина, Л.В.Козорезова, Е.А. Никуличева, Т.Г.Степанова, А.Г.Ткаченко), в соответствии с Федеральным образовательным стандартом начального общего образования и реализует духовно-нравственное направление внеурочной деятельности.
4. Нормативные
документы
Рабочая программа по Доноведению составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
-
Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации от 29.12.12»;
-
ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ»;
-
Федеральный государственный стандарт начального общего образования (приказ МОИН №373 от 06 октября 2009, зарегистрирован Минюст № 17785 от 22.12.2009);
-
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
- СанПин 2.4.2.2821-10 (постановление от 29.12.2010г. № 189);
- Авторской программы для общеобразовательных учреждений . 1-4 классы. Авторы: канд.пед.наук Е .Ю.Сухаревская, М.Н. Бакрева, И.Ю.Величко, М.М. Вюнникова, Е.А. Добреля, Е.А.Зыбина, О.А. Каклюгина, Л.В.Козорезова, Е.А. Никуличева,Т.Г. Степанова, А.Г.Ткаченко
-
Региональное положение об организации внеурочной деятельности обучающихся в общеобразовательных учреждениях РО (приказ Минобразования РО № 668 от 20.07.2012 г.);
-
Приказ об утверждении учебных планов для образовательных учреждений Ростовской области на 2014 - 20145учебный год (приказ № 26 3от 30.04.2014г.)
-
Учебный план МБУ Пешковская СОШ на 2014-2015 уч.год (приказ № 144 от 30.08.2014г.)
Задачи курса. Образовательные: 1. Пробуждение интереса к малой Родине и формирование пропедевтических знаний о природных и социальных объектах и явлениях Донского края; 2. Формирование элементарных представлений о народах, проживающих в Ростовской области, историко-культурном наследии и их традициях; об историческом прошлом, современном состоянии и перспективах культурного развития Донского края. Воспитательные: 1. Воспитание осознания зависимости благополучия среды родного края от поведения человека, формирование умений предвидеть последствия своих и чужих поступков и корректировать свою деятельность в соответствии с нравственным эталоном. 2. Воспитание уважения к национальным традициям своего и других народов, толерантности, культуры межличностного и межнационального общения, бережного отношения к материальным и духовным богатствам родного края, гражданственности и патриотизма. Развивающие: 1. Развитие умения взаимодействовать с различными объектами окружающего мира с учётом их своеобразия и особенностей.
- Формирование и развитие элементарных умений работать с различными источниками информации для локализации фактов региональной истории и культуры во времени, пространстве; для оценочного отношения к фактам, проблемам сохранения и развития историко-культурного потенциала Донского края.
- Окружающий мир есть многообразная система природных объектов и явлений, которые влияют на деятельность человека в Донском крае.
- Человек Донского края имеет свои индивидуальные черты и проявления, исторически развивающиеся в деятельности и во взаимоотношениях с другими.
- История Донского края - часть истории Отечества.
- Я и окружающий мир,
- Природа Донского края,
- Человек и природа,
- Жизнь на Дону,
- Яркие страницы истории земли Донской.
Человек и природа (4ч) Занятия людей Донского края в разные времена года.
Экскурсии (5ч)
«Краски осени», «Зимний узор», «Весна красна», «Летние забавы», «У водоёма».
Обобщающий урок (1 час). 9. Требования к результатам
Требования к уровню подготовки обучающихся 1 класса.
Знать:
-
название области, в которой они живут;
-
символы Ростовской области;
-
какие бывают времена года;
-
как называются все месяца в году;
-
какие сезонные изменения происходят в природе нашего края;
-
чем могут заниматься люди в разные времена года в нашей области;
-
как меняется жизнь животных и птиц в течение года;
-
что растет в саду, огороде, лугах и полях летом и осенью;
-
что растет вдоль водоемов;
-
историю Донского края;
-
обряды и праздники чтимые на Дону;
-
знать правила поведения в школе.
Уметь:
-
раскрашивать картинки;
-
декламировать стихи;
-
разгадывать кроссворд;
-
рисовать животных и птиц;
-
составлять рассказ по теме и картинке;
-
отгадывать загадки;
-
делать поделки из природного материала;
-
выбирать наиболее безопасный путь в школу;
-
ориентироваться по географической карте
могут научиться: 1. личностным универсальным учебным действиям,обеспечивающим ценностно-смысловую ориентацию учащихся в окружающем мире: - анализировать влияние современного человека на природу, приводить примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы родного края;
- объяснять правила поведения в различных ситуациях. Оценивать характер своего поведения в природе, поступки по отношению к природе других людей. Моделировать ситуации по сохранению природы родного края и ее защите;
- находить и пользоваться учебной и справочной литературой для подготовки устных сообщений, выполнения самостоятельных исследований и проектов;в том числе с помощью компьютерных средств; использовать географическую карту Ростовской области как источник информации;
- проводить индивидуальные и групповые наблюдения во время экскурсий; исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности растений, животных и времени года;
- ставить и формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «ДОНОВЕДЕНИЕ»
1 класс
№ п/п
Тема урока
Дата
Кол-во уроков
Тип урока
Форма урока
Элементы содержания
Требования к уровню подготовки учащихся
Вид контроля. Измерители
Информаци
онное сопровожде
ние
по пла
ну
факт
1.
Вводный урок. Мы теперь не просто дети.
08.09
1
Изуче
ние нового материала.
Беседа.
Мы теперь не просто дети … Изменения, произошедшие в жизни ребёнка с приходом в школу. Раскрашивание картинки на с. 3.
Знать: какие изменения произошли в их жизни с приходом в школу.
Уметь: объяснить как изменилась их жизнь с поступлением в 1 класс.
Раскрашивание картинки на с. 3.
Презентация «Первоклассник»
2.
Родимый край.
15.09
1
Изуче
ние нового материала.
Беседа.
Беседа о родном крае. Чтение учителем стихотворений (С. 5) Раскрашивание картинкина с 4.Составление рассказа по картинке.
Знать: где они живут. Чем прекрасен наш край, чем знаменит.
Уметь: объяснять почему наш край так называется.
Раскрашивание картинки.
Просмотр презентации.
3.
Времена года.
22.09
1
Освое
ние новой темы.
Беседа.
Времена года. Разгадывание кроссворда на с 6. Раскрашивание картинки на с. 6.
Знать: времена года.
Уметь: вместе с учителем разгадывать кроссворд.
Кроссворд.
Картинки с временами года.
4.
Осень. Осенние месяцы.
29.09
1
Изуче
ние нового материала.
Беседа.
Разгадывание кроссворда (с. 7). Чтение учителем (с. 8) ( страничка для чтения). Беседа об осенних месяцах. Разучивание одного стихотворения наизусть. Раскрашивание картинки (с. 7).
Знать: осенние месяцы; признаки осени. Уметь: вместе с учителем разгадывать кроссворд.
Кроссворд. Картинки.
Картинки с осенним пейзажем.
5.
Экскурсия «Краски осени».
06.10
1
Закреп
ление материала.
Экскурсия.
Беседа об осенних изменениях в природе родного хутора. Декламированиестихотворений об осени. Сбор природного материала.
Знать: как изменилась местность вокруг с приходом осени.
Экскурсия.
6.
Осенние изменения в природе.
13.10
1
Закреп
ление материала.
Беседа.
Раскрашивание картинки (с. 9). Беседа об осенних изменениях в природе. Осенние месяцы.
Знать: осенние месяцы; признаки осени. Уметь: вместе с учителем правильно называть осенние изменения в природе.
Картинки.
Картинки с осенним пейзажем.
7.
Растения осенью.
20.10
1
Закреп
ление материала.
Комбинированный урок.
Разгадывание загадок о деревьях. Решение проблемы «Почему художник не нарисовал еще одно дерево»? Беседа о дикорастущих и культурных растениях. Раскрашивание картинок. Изготовление поделок из природного материала (плодов деревьев).
Знать: какие изменения происходят в природе в начале осени; какие существуют дикорастущие и культурные растения.
Уметь: объяснить, с чем это связано; отличать дикорастущие растения от культурных.
Раскрашивание картинок. Изготовление поделок.
Картинки, поделки. Презентация «Растения осенью».
8.
Листья желтые летят…
27.10
1
Закреп
ление материала.
Беседа.
Рассказы детей (задание 10). Раскрашивание листьев. Беседа о цветовой гамме осенних листьев. Изготовление аппликации из листьев.
Знать: в какой цветовой гамме бывают листья осенью.
Уметь: раскрашивать листья красками.
Раскрашивание листьев.
Природный материал.
9.
Занятия людей осенью.
10.11
1
Закреп
ление материала.
Беседа.
Беседа по картинкам «Чем могут заниматься люди осенью в нашем крае?». Чтение учителем (с.4) (страничка для чтения). Раскрашивание картинок (с.15). Составление рассказа покартинке.
Знать: чем могут заниматься люди осенью.
Уметь: составлять рассказ по картинке.
Раскрашивание картинок (с.15). Составление рассказа по картинке.
Презентация «Занятия людей осенью».
10.
Что растет в огороде и в саду?
17.11
1
Закреп
ление материала.
Комбинированный урок.
Разгадывание загадок, кроссворда. Беседа об овощах. Решение проблемы «Что не является овощем?». Беседа о фруктах, выращиваемых на Дону. Беседа о съедобных и несъедобных ягодах. Решение проблемы «Чем опасны ядовитые растения?» Раскрашивание картинок. Составление рассказа по картинкам.
Знать: что растет в наших полях.
Уметь: сочинять рассказ по картинкам.
Разгадывание кроссворда.
Презентация «Что растет в огороде и в саду».
11.
Что растет в поле?
24.11
1
Закреп
ление материала.
Комбинированный урок. Беседа о культурных зерновых растениях края. Решение проблемы «Как отличить пшеницу от ржи?». Рисование колосков. Решение проблемы «Что из чего изготавливают?». Беседа о бережном отношении к хлебу.
Беседа «А ещё в нашем крае на полях выращивают …». Изготовление поделок из природного материала (овощей - картошки, огурца, баклажана и т.п.)
Знать: что растет в поле.
Уметь: изготавливать подделки из природного материала.
Изготовление поделок.
Презентация Что растет в поле
12.
Жизнь животных осенью.
01.12
1
Закреп
ление материала.
Комбинированный урок.
Чтение учителем (с.21) (страничка для чтения). Отгадывание загадок и раскрашивание отгадок. Решение проблемы «Кто лишний?» «На какие группы можно разделить животных?». Беседа о перелетных птицах, о насекомых, зверях (домашних и диких).
Знать: какие изменения происходят в жизни животных осенью.
Уметь: отгадывать загадки.
Разгадывание загадок.
Презентация
13.
Осень в моем краю.
08.12
1
Закреп
ление материала.
Беседа.
Обобщающая беседа. Раскрашивание картинки. Декламирование стихотворений. Составление рассказа по картинке.
Знать: какие изменения произошли в нашем краю.
Составление рассказа.
14.
Экскурсия «Зимний узор».
15.12
1
Освое
ние новой темы.
Экскурсия.
Экскурсия по хутору. Что происходит в нашем крае с приходом зимы.
Знать: какие изменения происходят зимой с природой нашего хутора.
Экскурсия.
15.
Зимняя сказка.
22.12
1
ИНМ
Комбинированный урок. Разгадывание кроссворда. Чтение учителем (с.27) (страничка для чтения). Беседа о зимних месяцах. Сочинение рассказа и его запись. Раскрашивание картинок.
Знать: какие есть зимние месяцы.
Уметь: сочинять рассказ.
Фронтальный опрос.
Сказка «12 месяцев».
16.
Зимние изменения в природе.
12.01
1
Закреп
ление материала.
Комбинированный урок.
Представление своих сочинений. Беседа о признаках зимы. Раскрашивание картинок.
Знать: признаки зимы.
Уметь: сочинять рассказы.
Фронтальный опрос.
Презентация «Зимушка, Зима».
17.
Жизнь животных зимой.
19.01
1
Закреп
ление материала.
Комбинированный урок. Чтение учителем (с.30) (страничка для чтения). Решение проблемы «Как помочь птицам и диким животным зимой?». Составление рассказа.
Знать: как меняется жизнь животных с приходом зимы.
Уметь: сочинять рассказы.
Составление рассказа.
Презентация.
18
Живой уголок.
26.01
1
Изуче
ние нового материала
Комбинированный урок. Составление рассказа о своих любимых домашних животных. Разгадывание кроссворда.
Уметь: сочинять рассказ.
Составление рассказа.
19.
Занятия людей зимой.
02.02
1
Закреп
ление материала.
Комбинированный урок. Чтение учителем (с.34) (страничка для чтения). Беседа «Чем могут заниматься люди зимой?»
Раскрашивание картинок. Составление рассказа по картинке.
Знать: чем могут заниматься люди зимой.
Уметь: составлять рассказ по картинке.
Составление рассказа
Презентация.
20.
Весна. Весенние месяцы.
16.02
1
Освое
ние новой темы.
Комбинированный урок.
Разгадывание кроссворда. Беседа о весенних месяцах. Чтение учителем (с.37) (страничка для чтения). Раскрашивание картинок.
Знать: что это за время года - весна.
Уметь: раскрашивать картинки, выразительно читать.
Раскрашивание картинок.
Презентация
21
Весенние изменения в природе.
01.03
1
Закреп
ление материала.
Беседа. Раскрашивание картинок. Беседа о весенних изменениях. Сочинение.
Знать: какие изменения происходят в природе весной.
Уметь: составлять рассказ.
Составление рассказов.
Презентация.
22.
Растения и животные весной.
15.04
1
Закреп
ление материала.
Комбинированный урок.
Беседа «Что происходит с растениями весной?» Раскрашивание картинок.
Беседа «Как изменяется жизнь животных весной?» Чтение учителем (с.41) (страничка для чтения). Учимся рисовать птиц. Раскрашивание картинок.
Знать: что происходит с растениями весной.
Знать: как меняется жизнь животных с приходом весны.
Уметь: рисовать птиц.
Раскрашивание картинок.
Презентация.
23.
Занятия людей весной.
05.04
1
Закреп
ление материала.
Комбинированный урок
Беседа «Чем могут заниматься люди весной?» по картинкам. Чтение учителем (с.44) (страничка для чтения). Раскрашивание картинок. Сочинение.
Знать: чем занимаются люди весной.
Уметь: составлять рассказ.
Составление рассказа.
Презентация.
24
Летние изменения в природе.
12.04
1
1
Закреп
ление материала.
Экскурсия.
Экскурсия.
Беседа о летних изменениях в природе края. Декламирование стихотворений о лете. Сбор природного материала.
Разгадывание кроссворда. Беседа о летних месяцах и сезонных изменениях в природе. Чтение учителем или хорошо читающим ребёнком (с.47) (страничка для чтения). Раскрашивание картинок.
Знать: какие изменения происходят в природе с приходом лета.
Уметь: рассказывать стихи о лете.
Знать: как меняется природа с наступлением лета; знать летние месяцы.
Уметь: раскрашивать картинки.
Конкурс чтецов.
Разгадывание кроссворда и раскрашивание картинки.
Презентация.
25.
Что растет на лугу?
19.05
1
Закреп
ление материала.
Комбинированный урок.
Разгадывание кроссворда, загадок о травянистых растения луга и поля. Раскрашивание картинок.
Знать: что растет в наших полях, огородах и садах летом.
Уметь: разгадывать кроссворд.
Разгадывание кроссворда и раскрашивание картинки.
Презентация.
26
Что растет у водоема?
26.04
1
1
Закреп
ление материала.
Экскурсия.
Беседа.
Беседа водоёмах края. Рисование.
Разгадывание кроссворда, загадок о растениях водоёма. Беседа «Как вести себя на водоёме». Раскрашивание картинок.
Знать: какая река протекает в районе где мы живем. Что примечательного в нашей реке Сал.
Знать: какие растения растут у водоема; как вести себя у водоема.
Уметь: применять полученные знания на практике.
Конкурс рисунков.
Презентация.
27
Жизнь животных летом.
10.05
1
Закреп
ление материала.
Экскурсия.
Беседа «Как изменяется жизнь животных летом?» Чтение учителем (с.52) (страничка для чтения). Раскрашивание картинок. Сочинение.
Знать: как меняется жизнь животных летом.
Уметь: рисовать животных и птиц; сочинять рассказ.
Конкурс рисунков и сочинений.
28
Занятия людей летом.
17.05
1
ИНМ
Комбинированный урок
Беседа «Чем могут заниматься люди летом?» по картинкам. Чтение (с.54) (страничка для чтения). Раскрашивание картинок. Сочинение.
Знать: чем могут заниматься люди летом. Какие сельскохозяйственные работы проводят летом.
Уметь: составлять рассказ, раскрашивать картинку.
Составление рассказа, раскрашивание картинок.
Презентация.
29.
Обобщающий урок.
24.05
1
Закреп
ление материала.
Беседа.
Повторение названий всех месяцев в году. «Перелистываем страницы» - рассказы детей о сезонных изменениях в природе, деятельности людей. Раскрашивание картинок.
Знать: сезонные изменения природы.
Уметь: выделять главное из изученного.
Раскрашивание картинок.
Всего часов:
29
Контроль и оценка результатов обучения по доноведению
1 класс
Контроль и оценка результатов обучения в 1 классе осуществляется на основе методического письма разработанного с учетом современных требований к деятельности учителя начальных классов в четырехлетней начальной школе по контролю и оценке результатов обучения, реализует принципы гуманизации и индивидуализации обучения.
(Письмо Министерства общего и профессионального образования РФ
от 19.11.98 г №1561/14-15)
Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация (прежде всего!) успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться личностных характеристик учащегося ("ленив", "невнимателен", "не старался).
Ресурсы и условия реализации программы
- Сухаревская Е.Ю., БакреваМ.Н.,ЗыбинаЕ.А.,Ткаченко А.Г. Доноведение: Рабочая тетрадь (1класс) - Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО - ПРЕСС», 2013
- Жамгоцева И.А., Стрельцова И.В., Сухаревская Е.Ю. Методические рекомендации по использованию проектной и исследовательской деятельности в курсе «Доноведение». Для учителей начальных классов. - Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО - ПРЕСС», 2009.
-
Сухаревская Е.Ю., Зыбина Е.А.,СтепановаТ.Г.ТкаченкоА.Г.Доноведение: Методические разработки уроков и праздничных мероприятий для учителей начальных классов. 1 класс - Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО - ПРЕСС», 2008.
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования;
-
Примерные программы по внеурочной деятельности федерального базисного учебного плана;
-
Примерные программы по внеурочной деятельности. Начальная школа (Новый стандарт), Москва 2012год.
Печатные пособия. 1.Картины русских живописцев с изображением природы Донского края
2. Картины животного мира Ростовской области 3. Картины растительного мира Ростовской области 4. Гербарий
Учебно - практическое оборудование кабинета 1.аудиторная доска с магнитной поверхностью. 2. Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц. 3. Магнитная доска. 4. Экспозиционный экран. 5. Компьютер. 6. Мультимедийный проектор. 7 Принтер (мфц). 8. Стол учительский. 9. Стол ученический ( 11 шт. )
Экранно - звуковые пособия.
СD
DVD 1. Презентация к курсу Доноведение 2. Детский энциклопедический словарь»
3. «Вокруг света»
«Русские народные сказки». «Времена года». Гимн России
Сайты
№ п\п
Название
Педсовет_su - сайт
Детские презентации viki.rdf.ru/item/395/download/
Фестиваль «Открытый урок» [email protected]
Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. - Режим доступа : school-collection.edu.ru
Презентация уроков «Начальная школа». - Режим доступа : nachalka.info
Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). - Режим доступа : festival.1september.ru
Сайт «Планета знаний». - Режим доступа : planetaznaniy.astrel.ru
Образовательный портал «Ucheba.com». - Режим доступа : uroki.ru
Методическое обеспечение программы
№
Раздел или тема программы
Формы занятий
Приёмы и методы организации учебно-воспитательного (образовательного) процесса (в рамках занятия
Дидактический материал
Техническое оснащение занятий
Формы
подведения итогов
1
Я и окружающий мир
коллективная
объяснительно-иллюстративный;
экскурсия
Презентации,
рабочая тетрадь»Доноведение»
3 класс,
Е.Ю. Сухаревская
Компьютер, мультимедийный проектор, экран
1.Составление коллажа «Прежде и теперь».
2
Природа Донского края
работа в малых группах;
парная работа
экскурсия;
проект
Детские журналы:
«Юный натуралист»,
«Костёр», «Мурзилка»
газета «Домовёнок»
Презентации,
рабочая тетрадь «Доноведение»
3 класс,
Е.Ю. Сухаревская
Компьютер, мультимедийный проектор, экран
1.Тематическая выставка рисунков;
2. Мини- сочинение.
3
Человек и природа
коллективная;
групповая
исследовательская деятельность;
экскурсия
Таблицы, справочники,
Учебная литература «Естествознание»
1-3 кл. !995г.
Н.Я.Дмитриева
Компьютер, мультимедийный проектор, экран
1.Ролевое театрализованное представление
4
Жизнь на Дону
групповая
командные игры;
театрализованные представления
Презентации,
фотографии, статьи из газет
Компьютер, мультимедийный проектор, экран
1.Конкурс рисунков «Прошлое Донского края»
2.Проект «Жизнь и быт казаков»
(изготовление поделок)
СОГЛАСОВАНО: СОГЛАСОВАНО:
Протокол заседания Заместитель директора по УВР
Методического объединения
МБОУ Пешковской СОШ ____________ Петренчук Е.И.
От 19.08. 2015 года №1
_________ КарпенкоТ.И. _____ ____________ 2015 года