- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок русского языка 3 класс Склонение существительных
Урок русского языка 3 класс Склонение существительных
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Плаксина И.В. |
Дата | 09.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Определение склонения имен существительных
Плаксина И. В.
Класс: 3 класс
УМК: Система Л.В.Занкова
Учебник: Н.В. Нечаева, С.Г. Яковлева
Тип урока - открытие новых знаний.
Цель: познакомить учащихся с грамматической категорией имени существительного - склонение.
Обучающие цели:
- ввести понятие о трёх типах склонения имён существительных в единственном числе;
-установить отличительные признаки имён существительных 1-го, 2-го и 3-го склонения;
-научить определять типы склонения имен существительных .
Развивающие цели:
- формирование учебно-познавательной деятельности;
- формирование готовности учащихся к разным видам интеллектуальной деятельности;
- развитие речи, умения слушать.
-развитие внимания и орфографической зоркости;
- развитие умения на основе наблюдений делать выводы, формулировать правил;
- развитие интереса к предмету
Воспитательные цели:
- воспитание самостоятельности, аккуратности, целеустремленности.
Учебные задачи: Личностные: интерес к познанию русского языка; предпосылки для готовности самостоятельно оценить успешность своей деятельности на основе предложенных критериев; ориентация в поведении на принятые моральные нормы; понимание чувств одноклассников, учителей; ориентация на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;
Метапредметные: Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; формирование умения понимать причины успеха /неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Предметные: определять тип склонения имен существительных в зависимости от рода и окончания в начальной форме; строить рассуждения, развивать устную, письменную речь учащихся.
Учебные материалы: Учебник Русский язык 3 класс, проектор, экран, компьютер, презентация, карточки со словами, карточки с правилом.
ХОД УРОКА
Этапы урока.
Деятельность учителя.
Деятельность учащихся.
ууд
1 этап.
Мотивация к учебной деятельности.
-Ребята, над какой частью речи мы с вами будем сегодня работать?
-Что вы уже знаете о существительных?
- Как вы думаете, есть ли еще что-то, что вам неизвестно?
Учащиеся отвечают на заданные вопросы, настраиваются на учебный процесс.
Л: Создание эмоционального настроя на совместную коллективную деятельность.
2 этап.
Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности
Давайте же вспомним то, с чем мы уже знакомы.
Использую слайд 1-2Презентации.
Тест (учащиеся выполняют его устно).
- В чем затруднения? Что вам неясно?
После теста использую слайд 2Презентации:
• Мы уже всё знаем!
• Мы ещё не всё знаем!
• Мы ничего не знаем!
• Мы уже кое-что знаем!
- Скажите, какой из вариантов вам больше подходит на данный момент? Что надо делать, чтобы выбрать первый вариант?
Использую слайд 3 Презентации
- Посмотрите на экран.
Спиши предложение:
Мальчик радовался распустившейся сирени, зеленой травинке, каждому пробудившемуся кузнечику.
Найдите имена существительные. Определи падеж и окончание у существительных сирени, травинке, кузнечику.
- Почему существительные в одинаковом падеже, числе с одинаковым предлогом имеют разные окончания?
Работают над чистописанием.
Объясняют орфограммы.
Отвечают на вопрос.
Работают устно
Выбирают подходящий вариант.
Отвечают на вопрос.
- Сирени - имя существительное, стоит в Дательном падеже, единственном числе, имеет окончание -и. Травинке - имя существительное, стоит в Дательном падеже, единственном числе, имеет окончание -е. Кузнечику - сущ. Стоит в Д.П. ед.ч. окончание -у.
Учащиеся затрудняются с ответом, так как дети не знакомы со склонением.
М: пределение общей цели и путей их достижения.
П: использование опыта и знаний.
Выделение проблемы. Принятие и сохранение учебной задачи.
3 этап. Постановка учебной задачи
- Постарайтесь сформулировать цель.
- Определить от чего зависит правописание окончаний имен существительных в различных падежах.
Л: умение ставить цель и планировать свои действия.
4 этап. «Открытие» нового знания.
- На доске висят карточки со словами. Скажите, что общего в этих словах? Можем мы их разделить на группы?
- По каким признакам мы могли бы разделить эти слова на разные группы?
- У вас получилось три группы слов, ровно столько, сколько существует типов склонений в русском языке.
- У вас на столах лежат карточки-подсказки. Пользуясь ими и словами на доске, постарайтесь определить признаки существительных 1,2, 3 склонения.
- Разбейтесь на группы по 5 человек и создайте свою схему.
Слайд Презентации
- Давайте проверим правильно ли мы рассуждали. Чтение правила в учебнике с. 84-87
- Как вы думаете, чему будет посвящен наш урок?
- Это имена существительные в единственном числе, Именительном падеже.
- Род, окончания имен существительных, орфограммы, цвет.
Ребята прикрепляют магнитиками карточки к доске в три столбика.
Определяют признаки 1, 2, 3 склонения имен существительных по группам (1 ряд-1 скл. и т.д.).
Группы отмечают признаки.
- К 1 склонению относятся имена существительные женского и мужского рода с окончаниями -а, -я в И.п.
Ко 2 склонению относятся имена существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончанием -о, -е в И.п.
К 3 склонению относятся имена существительные женского рода с нулевым окончанием в И.п.
Вывод появляется на слайде 3.
- Читают правило в учебнике.
Л: умение работать в группе, слушать окружающих.
П: использование опыта и знаний.
М: умение обобщать, делать выводы.
5 этап. Первичное закрепление.
Работа в парах (группах)
С. 77 № 411
Прочитайте задание.
- Почему у слов второй группы разные окончания?
Слайд 4 Презентации.
- Давайте составим алгоритм действий при определении типа склонения имен существительных.
- Что надо сделать, если слово стоит в косвенном падеже?
Слайд 5 Презентации.
Выполняют задание
- Нужно поставить слово в начальную форму.
Л: развитие навыков сотрудничества со сверстниками, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
М: анализ, синтез, обобщение, умозаключение, формулирование вывода.
6 этап.Физкультминутка.
Разминка (учащийся проводит разминку)
Ребята выполняют упражнения.
Л: Формирование установки на здоровый образ жизни.
7 этап.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Слайд 6.
Восстановите деформированный текст:
пришла, в, наш, весна, тихий, край, Волшебная. оживила, лес, Она, замерзший. саду, В, дерево, расцвело. задышало, грудью, Всё, полной.
Слайд 7Презентации
- Можем ли мы сказать, что перед нами текст?
- Подчеркните грамматическую основу предложений.
- Найдите в предложениях словосочетания с главным словом существительным.
- Выпишите их. Обозначьте главное и зависимое слово. Укажите все грамматические признаки существительных (какой признак добавится у нас?)
- Фонетический разбор слов грудью, весна.
Самостоятельная работа, затем проверка.
Ситуация успеха и ее самоощущение.
П: выделение проблемы. Принятие и сохранение учебной задачи.
9 этап.Рефлексия. Итог деятельности.
- Подведем итоги нашего урока. Так почему в именах существительных в одном и том же падеже мы наблюдали разные окончания?
- С какой целью необходимо научиться определять склонение имен существительных?
- Перед вами зеленая лужайка. Посадите на нее цветочек (белый- плохо понял, плохо работал, было не интересно; серый- не до конца понял, не был слишком активен на уроке; цветной- все понятно, хорошо работал, очень интересно)
- Посмотрите на нашу весеннюю полянку! Чтобы на следующем уроке она стала еще ярче и красивей, вам необходимо и дома работать над новой темой.
Д.З. Создать 3 столбика по 5 слов.
- У них разные склонения.
- Чтобы правильно писать окончания имен существительных в разных падежах.
Л:
умение принимать причины успеха (неуспеха) учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха.
Анализ, синтез, обобщение, умозаключение, формулирование вывода.
П: опора на опыт и знания, полученные на уроке.
СПАСИБО ЗА УРОК!