Урок русского языка 3 класс Склонение существительных

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Определение склонения имен существительных

Плаксина И. В.

Класс: 3 класс

УМК: Система Л.В.Занкова

Учебник: Н.В. Нечаева, С.Г. Яковлева

Тип урока - открытие новых знаний.

Цель: познакомить учащихся с грамматической категорией имени существительного - склонение.

Обучающие цели:

- ввести понятие о трёх типах склонения имён существительных в единственном числе;

-установить отличительные признаки имён существительных 1-го, 2-го и 3-го склонения;

-научить определять типы склонения имен существительных .

Развивающие цели:

- формирование учебно-познавательной деятельности;

- формирование готовности учащихся к разным видам интеллектуальной деятельности;

- развитие речи, умения слушать.

-развитие внимания и орфографической зоркости;

- развитие умения на основе наблюдений делать выводы, формулировать правил;

- развитие интереса к предмету

Воспитательные цели:

- воспитание самостоятельности, аккуратности, целеустремленности.

Учебные задачи: Личностные: интерес к познанию русского языка; предпосылки для готовности самостоятельно оценить успешность своей деятельности на основе предложенных критериев; ориентация в поведении на принятые моральные нормы; понимание чувств одноклассников, учителей; ориентация на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;

Метапредметные: Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; формирование умения понимать причины успеха /неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Предметные: определять тип склонения имен существительных в зависимости от рода и окончания в начальной форме; строить рассуждения, развивать устную, письменную речь учащихся.

Учебные материалы: Учебник Русский язык 3 класс, проектор, экран, компьютер, презентация, карточки со словами, карточки с правилом.

ХОД УРОКА





Этапы урока.

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся.

ууд

1 этап.

Мотивация к учебной деятельности.

-Ребята, над какой частью речи мы с вами будем сегодня работать?

-Что вы уже знаете о существительных?

- Как вы думаете, есть ли еще что-то, что вам неизвестно?

Учащиеся отвечают на заданные вопросы, настраиваются на учебный процесс.

Л: Создание эмоционального настроя на совместную коллективную деятельность.

2 этап.

Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности

Давайте же вспомним то, с чем мы уже знакомы.

Использую слайд 1-2Презентации.

Тест (учащиеся выполняют его устно).

- В чем затруднения? Что вам неясно?

После теста использую слайд 2Презентации:

• Мы уже всё знаем!
• Мы ещё не всё знаем!
• Мы ничего не знаем!
• Мы уже кое-что знаем!

- Скажите, какой из вариантов вам больше подходит на данный момент? Что надо делать, чтобы выбрать первый вариант?

Использую слайд 3 Презентации

- Посмотрите на экран.
Спиши предложение:

Мальчик радовался распустившейся сирени, зеленой травинке, каждому пробудившемуся кузнечику.

Найдите имена существительные. Определи падеж и окончание у существительных сирени, травинке, кузнечику.

- Почему существительные в одинаковом падеже, числе с одинаковым предлогом имеют разные окончания?

Работают над чистописанием.

Объясняют орфограммы.

Отвечают на вопрос.

Работают устно

Выбирают подходящий вариант.

Отвечают на вопрос.

- Сирени - имя существительное, стоит в Дательном падеже, единственном числе, имеет окончание -и. Травинке - имя существительное, стоит в Дательном падеже, единственном числе, имеет окончание -е. Кузнечику - сущ. Стоит в Д.П. ед.ч. окончание -у.

Учащиеся затрудняются с ответом, так как дети не знакомы со склонением.

М: пределение общей цели и путей их достижения.

П: использование опыта и знаний.
Выделение проблемы. Принятие и сохранение учебной задачи.

3 этап. Постановка учебной задачи

- Постарайтесь сформулировать цель.

- Определить от чего зависит правописание окончаний имен существительных в различных падежах.

Л: умение ставить цель и планировать свои действия.

4 этап. «Открытие» нового знания.

- На доске висят карточки со словами. Скажите, что общего в этих словах? Можем мы их разделить на группы?

- По каким признакам мы могли бы разделить эти слова на разные группы?
- У вас получилось три группы слов, ровно столько, сколько существует типов склонений в русском языке.

- У вас на столах лежат карточки-подсказки. Пользуясь ими и словами на доске, постарайтесь определить признаки существительных 1,2, 3 склонения.





- Разбейтесь на группы по 5 человек и создайте свою схему.

Слайд Презентации

- Давайте проверим правильно ли мы рассуждали. Чтение правила в учебнике с. 84-87
- Как вы думаете, чему будет посвящен наш урок?

- Это имена существительные в единственном числе, Именительном падеже.

- Род, окончания имен существительных, орфограммы, цвет.
Ребята прикрепляют магнитиками карточки к доске в три столбика.

Определяют признаки 1, 2, 3 склонения имен существительных по группам (1 ряд-1 скл. и т.д.).
Группы отмечают признаки.

- К 1 склонению относятся имена существительные женского и мужского рода с окончаниями -а, -я в И.п.
Ко 2 склонению относятся имена существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончанием -о, -е в И.п.
К 3 склонению относятся имена существительные женского рода с нулевым окончанием в И.п.


Вывод появляется на слайде 3.


- Читают правило в учебнике.

Л: умение работать в группе, слушать окружающих.

П: использование опыта и знаний.

М: умение обобщать, делать выводы.

5 этап. Первичное закрепление.

Работа в парах (группах)

С. 77 № 411

Прочитайте задание.

- Почему у слов второй группы разные окончания?

Слайд 4 Презентации.

- Давайте составим алгоритм действий при определении типа склонения имен существительных.

- Что надо сделать, если слово стоит в косвенном падеже?


Слайд 5 Презентации.

Выполняют задание



- Нужно поставить слово в начальную форму.

Л: развитие навыков сотрудничества со сверстниками, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

М: анализ, синтез, обобщение, умозаключение, формулирование вывода.

6 этап.Физкультминутка.

Разминка (учащийся проводит разминку)

Ребята выполняют упражнения.

Л: Формирование установки на здоровый образ жизни.

7 этап.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Слайд 6.

Восстановите деформированный текст:

пришла, в, наш, весна, тихий, край, Волшебная. оживила, лес, Она, замерзший. саду, В, дерево, расцвело. задышало, грудью, Всё, полной.

Слайд 7Презентации

- Можем ли мы сказать, что перед нами текст?

- Подчеркните грамматическую основу предложений.

- Найдите в предложениях словосочетания с главным словом существительным.

- Выпишите их. Обозначьте главное и зависимое слово. Укажите все грамматические признаки существительных (какой признак добавится у нас?)

- Фонетический разбор слов грудью, весна.

Самостоятельная работа, затем проверка.
Ситуация успеха и ее самоощущение.

П: выделение проблемы. Принятие и сохранение учебной задачи.

9 этап.Рефлексия. Итог деятельности.

- Подведем итоги нашего урока. Так почему в именах существительных в одном и том же падеже мы наблюдали разные окончания?
- С какой целью необходимо научиться определять склонение имен существительных?

- Перед вами зеленая лужайка. Посадите на нее цветочек (белый- плохо понял, плохо работал, было не интересно; серый- не до конца понял, не был слишком активен на уроке; цветной- все понятно, хорошо работал, очень интересно)

- Посмотрите на нашу весеннюю полянку! Чтобы на следующем уроке она стала еще ярче и красивей, вам необходимо и дома работать над новой темой.

Д.З. Создать 3 столбика по 5 слов.

- У них разные склонения.

- Чтобы правильно писать окончания имен существительных в разных падежах.

Л:
умение принимать причины успеха (неуспеха) учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха.
Анализ, синтез, обобщение, умозаключение, формулирование вывода.

П: опора на опыт и знания, полученные на уроке.

СПАСИБО ЗА УРОК!

© 2010-2022