- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок математики во 2 классе по теме: «Данные и искомое»
Урок математики во 2 классе по теме: «Данные и искомое»
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Сапега О.А. |
Дата | 16.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Урок математики во 2 классе по теме:
«Данные и искомое»
(УМК «Перспективная начальная школа»)
Целевое назначение урока: применение усваиваемых знаний или способов учебных действий в условиях решения учебных задач и упражнений Тип урока: урок овладения новыми умениями или формирования первоначальных навыков
Планируемые результаты: Предметные Ученик научится: устанавливать связь между данными и искомым. Метапредметные Ученик получит возможность научиться: Познавательные - Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. - Воспроизведение своими словами алгоритмов; выполнение действий по образцу, алгоритму. - Выполнение задания с использованием материальных объектов (указатели), рисунков, схем. Регулятивные - Формулировать и удерживать учебную задачу. - Оценивать правильность выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке. - Составлять план и последовательность действий. - Контроль собственной деятельности по результатам выполнения задания. Коммуникативные - Определять общую цель и пути её достижения. - Взаимодействовать (сотрудничать) с соседом по парте, в группе. - Обращаться за помощью, формулировать свои затруднения. - Строить понятное для слушателей высказывание, задавать уточняющие вопросы, формулировать простые выводы. - Соблюдать грамматические нормы речи.
Дидактическая цель: создать условия для формирования умения устанавливать связь между данными и искомым.
Учебные задачи: 1. Создать ситуацию, при которой возникает необходимость формулировать проблему, предлагать пути ее решения для получения новых знаний.
2. Обеспечить развитие у школьников умение выделять узловые моменты своей деятельности как части целого.
3. Создать условия для развития у учащихся умения структурировать информацию. 4.Формировать умение решать задачи, устанавливать связь между данными и искомым, составлять задачи. 5. Обучать контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки, при составлении задач. 6. Формировать навыки составления схем к задачам.
Формы деятельности учащихся: фронтальная, коллективная, групповая, в парах, индивидуальная.
Учебно-методическое обеспечение - Математика. 2 класс: Учебник: в 2ч. / А. Л. Чекин; под ред. Р. Г. Чураковой.- М. : Академкнига/Учебник, 2013. - Ч. 2. - Математика в вопросах и заданиях: 2 кл. : Тетрадь для самостоятельной работы № 2 / О. А. Захарова, Е. П. Юдина; под ред. Р. Г. Чураковой.- 2-е изд. - Академкнига/Учебник, 2013. - Математика: Методическое пособие для учителя. 2ч. - М.: Академкнига/Учебник, 2011. - Карточки для групповой работы, маркеры, закладки - стикеры, информационные знаки, листы оценивания.
Ход урока
I.Организационно - мотивационный этап. Цель: организовать направленное внимание на начало урока.
У: - Ребята, займите свои места. Прошу дежурного ученика показать организацию рабочего места. Что понадобится сегодня на уроке?
Д:- Учебник, рабочая тетрадь, ручка, карандаш, маркеры. Лист оценивания. У: - У вас на столах лежат листики самооценки. Не забывайте оценить свою работу на уроке. II. Целеполагание. Цель: сформировать представления детей о том, что нового они узнают на уроке, чему научатся. «ЗЗ» (зелёный цвет) У.: - Найдите зрительную зону, на которой написана тема урока. Д.: - Данные и искомое. У.: - Ребята, откройте учебник на странице Содержание, найдите тему и страницу, на которой будем работать. Д.: - Страница 140. Тема: Данные и искомое. У.: - Какую страницу рабочей тетради нужно открыть? Д.: -Страницу 66. У.: - Как доказать, что вы правы? Д.: - У них общая тема. У.: - Прочитаем тему урока еще раз вместе: «Данные и искомое». Отметьте страницу тетради стикером. У.: - Рассмотрите задания на странице учебника и тетради. Посоветуйтесь с соседом по парте. Какую цель мы поставим на урок? Д.: - Мы думаем, что цель урока научиться устанавливать связь между данными и искомым. «ГГ» (голубой цвет) У.: - Найдите зрительную зону, на которой написана цель урока. Д.: - Связь между данными и искомым. У.: - Что поможет нам достичь цели? Д.: - План урока. У.: - Посмотрите на план урока на листах самооценки. Рассмотрите задания учебника и рабочей тетради. План. Узнаем новое Уч. № 1, № 2, № 3 (в парах). Выполняем Уч. № 5 - в тройках. Применяем Уч. № 6, РТ № 2 - групповая работа (по вариантам). Применяем Уч. № 7 - групповая работа (в тройках). Самостоятельная работа РТ № 1. Итог урока III. Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала. Цель:привлечь внимание детей к новым сведениям.
У.: - Что такое задача?
Д.: - Это высказывание, в котором есть условие и вопрос, чтобы ответить на этот вопрос, надо выполнить математические действия.
«ЖЖ» (жёлтый цвет)
У.: - Что всегда есть в задаче? Найдите жёлтую зону. По опорным словам составьте высказывание.
Д.: - В задаче всегда есть условие, из которого мы узнаём, какие даны числа и что они обозначают, и требование, из которого мы узнаём, что надо найти.
У.: - Откройте тетради в клеточку, запишите число, классная работа. У.: - Какой первый пункт плана? Д.: - Узнаем новое Уч. № 1, № 2, № 3 (в парах). У.: - Прочитайте задания № 1. У.: - Перепишите данные из условия следующей задачи в тетрадь. У.: - Что является искомым в этой задаче? Как обозначить вопрос? У.: - Вычислите искомое по двум данным. Чему равно искомое? Д.: - На 7 лет дедушка старше бабушки. Учитель проверяет правильность выполнения задания.
У.: - Прочитайте задания № 2. У.: - Перепишите данные из условия следующей задачи в тетрадь. У.: - Что является искомым в этой задаче? Вычислите искомое по двум данным. Чему равно искомое? Д.: -62 года дедушке. Учитель проверяет правильность выполнения задания.
У.: - Прочитайте задания № 3. Д.: - Составьте две задачи так, чтобы данное из первой задачи стало искомым во второй. У.: - Какой знак навигации появился? Д.: - Выскажи предположение. У.: - Можно ли для выполнения этого задания использовать задачи из заданий 1 и 2? У.: - Работаем в паре. Посовещайтесь друг с другом и ответьте на вопрос. Д.: - Да, так как, решив задачи № 1 и №2, мы увидели, что данное первой задачи стало искомым во второй.
Д.: - Мы выполнили первый пункт плана. У.: - Какова цель урока? Д.: - Научиться устанавливать связь между данными и искомым. У.: - Чему мы учились, выполняя первый пункт плана? Д.: - Учились находить данные и искомое в задаче, устанавливать связь между данными и искомым; составлять задачи так, чтобы данное из первой задачи стало искомым во второй. У: - Как вы думаете, выполнив эти задания, достигли ли мы цели нашего урока? Д: - Цели не достигли, т.к. не все задания выполнили. У: - Оцените свою работу в карточке самоконтроля. Кто проверял? Д.: - Учитель.
Динамическая пауза Цель: смена вида деятельности «Мозговая гимнастика» (комплекс упражнений, направленный на улучшение мозговой деятельности).
- «Качания головой». (Упражнение стимулирует мыслительные процессы).
- «Ленивые восьмёрки». (Упражнение активизирует структуры мозга, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания).
- «Шапка для размышлений». (Улучшает внимание, ясность восприятия и речь).
IV. Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения УЗ. Цель: формирование способа деятельности. У.: - Какой следующий пункт нашего плана? Д: - Выполняем Уч. № 5. У.: - Читаем текст задачи номера 5 в учебнике. У.: - Перепишите данные из условия этой задачи. Все ли данные нужны для того, чтобы ответить на требование задачи? Д: - Данное о том, что в третьем мешке 33 кг моркови, нам не потребовалось - это данное является лишним. У.: - Какой перед вами вид задачи? Д: - Задача с «лишними данными». У.: - Решите задачу. Вычислите и запишите искомое.
«ББ» (белый цвет) У.: - Проверьте работу, сверив с образцом на белой зрительной зоне. У.: - Поставьте отметку в листе оценивания. Кто проверял работу? Д.: - Сам.
У.: - Какую цель мы с вами ставили в начале урока? Д.: - Научиться устанавливать связь между данными и искомым. У.: - Чему мы учились, выполняя второй пункт плана? Д.: - Учились находить данные и искомое в задаче, определять «лишние» данные. У.: - Помогло ли выполнение задания достичь цель урока?
Динамическая пауза
Цель: смена вида деятельности
«Гимнастика для глаз».
1.«Палец двоится» (облегчает зрительную работу на близком расстоянии).
У.: - Вытянуть руку вперёд, смотреть на кончик пальца вытянутой руки, расположенной по средней линии лица, медленно приближать палец, не сводя с него глаз до тех пор, пока палец не начнёт двоиться. Повторить 6-8 раз.
2.«Зоркие глазки»
У.: - Глазами нарисуйте 6 кругов по часовой стрелке и 6 кругов против часовой стрелки.
3.«Стрельба глазами»
У.: - Двигайте глазами из стороны в сторону, смотря как можно дальше влево, затем - вправо, затем - вверх и вниз. Повторить 5-6 раз не спеша.
4.«Письмо носом» (снижает напряжение в области глаз).
У.: - Закройте глаза. Используя нос, как длинную ручку, пишите слово задача.
V. Самостоятельное, творческое использование сформированных умений и навыков. Цель: развивать самостоятельность, творческие способности обучающихся. У.: - Посмотрите на доску. Какой знак навигации появился? Д: - Групповая работа. У.: - Какой следующий пункт плана? Д: - Применяем Уч. № 6, РТ № 2 - групповая работа (по вариантам).
У.: - Помните о правилах, которые надо соблюдать, работая в группах. Правила работы в группах: 1.Говори в полголоса. Не кричи! 2.Поделись своим мнением. 3.Дай возможность высказаться каждому товарищу в группе. Сотрудничай, уважай всех членов группы. 4.Выбери консультанта.
У.: - Разбейтесь на группы по 4 человека.
(Работу выполняют по вариантам. Вариант №1 (РТ №2) для детей с низким и средним уровнем развития познавательных способностей, вариант №2 (Уч.№6) - с высоким уровнем. Варианты распечатаны на разных цветах, при этом заранее аналогичные цвета приклеены на партах.)
У.: - Работу выполняем по вариантам. Варианты распечатаны на разных цветах, на партах приклеены такие же цвета. У: - Представители команд подойдите к предметному столику и выберите работу нужного цвета. У: - У кого задания на листе жёлтого цвета (вариант 1) выполняют № 2 в рабочей тетради. У кого задания на листе голубого цвета (вариант 2) выполняют № 6 в учебнике. У.: - Послушайте инструкцию к заданию. Перед вами листы со схемами. Вам надо прочитать текст, составить задачи, заменяя по очереди одно из данных искомым. Заполнить схему к каждой из них. Решить каждую составленную задачу, вычислить и записать ответ. У.: - Группа, справившаяся с заданием, прикрепляет лист на доску. У.: - Выполняем задание.
Обратная связь
Презентация ответов на основе работы в группах, самоконтроль, анализ проделанной работы.
У: - Оцените работу на листе планирования и оценивания. Кто проверял работу? Д.: - Учитель.
У.: - Какую цель мы с вами ставили в начале урока? Д.: - Научиться устанавливать связь между данными и искомым. У.: - Чему мы учились, выполняя третий пункт плана? Д.: - Учились составлять задачи так, чтобы данное из первой задачи стало искомым во второй. У.: - Помогло ли выполнение задания достичь цель урока?
Динамическая пауза Цель: смена вида деятельности. У.: - Найди и посмотри на жёлтый круг (зелёный квадрат, голубой треугольник, красный прямоугольник).
У.: - Какой следующий пункт плана? Д.: - Применяем Уч. № 7 - групповая работа (в тройках). У.: - Работаем в тройках. У.: - Договоритесь между собой, кто читает задание, кто рассуждает, а кто будет его записывать.
Презентация выполненных работ. У.: - Один человек от группы выйдет к доске и расскажет, как работала их группа. Д.: - Мы посовещались и решили, что в задаче такие данные: брату - 15 лет, сестре - 9 лет, а искомое - на сколько лет брат старше сестры. Ксюша читала задание, Артём рассуждал, а Анжелика записывала. «РР» (розовый цвет) У.: - Проверьте работу, сверив с образцом на розовой зрительной зоне. У.: - Поставьте отметку в листе оценивания. Кто проверял работу? Д.: - Сам.
У.: - Какую цель мы с вами ставили в начале урока? Д.: - Научиться устанавливать связь между данными и искомым. У.: - Чему мы учились, выполняя четвёртый пункт плана? Д.: - Учились находить данные и искомое в задаче, устанавливать связь между данными и искомым. У.: - Помогло ли выполнение задания достичь цель урока?
VI. Рефлексия деятельности. У.: - Какой следующий пункт плана? Д.: - Самостоятельная работа РТ № 1. У.: - Выполним самостоятельно номер 1 в рабочей тетради. У.: - Прочитайте требование. Выполняем задание.
«ОО» (оранжевый цвет) У.: -Поменяйтесь тетрадями. Проведём взаимопроверку. Проверьте работу друг друга, сверив с образцом на оранжевой зрительной зоне. У.: - Поставьте отметку в листе оценивания. Кто проверял работу? Д.: - Сосед. У.: - Почему, не решая задач, вам удалось записать ответ каждой из них? Д.: - Потому что в задачах по очереди заменяли одно из данных искомым.
У.: - Какую цель мы с вами ставили в начале урока? Д.: - Научиться устанавливать связь между данными и искомым. У.: - Чему мы учились, выполняя четвёртый пункт плана? Д.: - Учились находить данные и искомое в задаче, устанавливать связь между данными и искомым. У.: - Помогло ли выполнение задания достичь цель урока?
VII. Итог урока. Цель: контроль за результатами деятельности. У.: - Посмотрите на листы планирования и оценивания. Какой шаг для достижения цели урока нам еще нужно выполнить? Д.: - Нам нужно подвести итог урока. У.: - Вспомните цель нашего урока. Она достигнута? Д.: - Да. У.: - Что делали для достижения поставленной цели? Д.: - Решали задачи, учились находить данные и искомое в задаче, устанавливали связь между данными и искомым, составляли задачи, работали со схемами. У.: - Оцените свою работу на уроке в листах самооценки. У.:- На следующем уроке у нас будет возможность закрепить изученный материал и узнать что-то новое. У.:- Записываем домашнее задание. Уч. № 4 или № 6 (последнее задание).
У: - Оцените работу на листе планирования и оценивания. Ф.И. _____________________________________________________ План работы
Выполнил без ошибок Допустил 1 ошибку Допустил 2 ошибки Допустил более 3-х ошибок Не выполнил Я С. Уч. Я С. Уч. Я С. Уч. Я С. Уч. Я С. Уч. Узнаём новое Уч.№1, №2, №3 (в парах).
Выполняем Уч. №5.
Применяем Уч.№6, РТ№2 (гр. работа. по вариантам ).
Применяем Уч.№7 (в тройках)
Сам. работа РТ №1
Итог
( В листе планирования и оценивания урока учащиеся выставляют V в нужную колонку, в соответствии с количеством допущенных ошибок. «Я» - если ребенок проверяет себя сам, «С» - если работу проверяет сосед (при работе в парах или группах), «Уч.» - если выполнение работы проверяется учителем)