- Преподавателю
- Начальные классы
- Статья на тему Уроки общения
Статья на тему Уроки общения
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Статьи |
Автор | Фильцова Р.А. |
Дата | 01.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ТАЗОВСКИЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ТАЗОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
«Уроки общения»
Фильцова Раиса Алексеевна учитель начальных классов
2015 год
Тезисы Сущность обучения родному языку состоит в формировании навыков активного осознанного и правильного использования языковых средств в речи. В период обучения грамоте особое внимание уделяется осознанию детьми средств устного общения. Для этого необходимо, прежде всего, «разговорить» детей. В целях развития и адаптации ребенка к новым условиям жизни с первых уроков обучения грамоте мы с ребятами «открываем театр». Основное его назначение - освоение средств устного общения, накопление опыта чтения, подготовка к выразительному чтению, показ понимания прочитанного через инсценирование литературных произведений. «Наш первоклассный театр» начинает работу с разыгрывания пантомим. Эта форма доступна всем детям. В сценках разыгрываем ситуации, которые происходят в повседневной жизни ребят. Наблюдая за игрой «актеров», зрители дают оценку, как играли роли участники, учатся использовать средства устного общения, рассказывают, как они понимают и оценивают поступки литературных героев. На этом этапе учащиеся еще не владеют чтением, поэтому в работе используем, предложения с пиктограммами, учимся выражать определенные мысли в рисуночном письме. При этом обязательно обсуждаем возможные варианты чтения, передаем свое отношение к происходящему и разыгрываем ситуации. В «Азбуке» встречаются все пунктуационные знаки. «Зачем они? Как их читать? Как они влияют на смысл прочитанного?», - все это интересует ребят, поэтому, мы рано начинаем работать с разными по интонации и цели высказывания предложениями. По мере того, как развивается речетворческая система ребенка, расширяются и его знания о театре. На уроке-празднике, посвященном театру, ребята узнают о видах театра: драматический; опера, балет, оперетта, театр зверей, настольный театр, театр кукол-марионеток, театр теней, кукольный театр. На празднике в драматическом театре инсценируются сказки. Герои сказок используют в игре маски. Празднику предшествует подготовительная работа. Она идет поэтапно: сначала дети слушают сказку, затем идет анализ ее содержания, отрабатываются приемы разночтения, фрагменты сказки и только потом ставим весь спектакль. В театре изучаем культуру общения. В беседе учителя красной нитью проходит мысль: «Даже в древности на Руси внушали детям: «Не дорого ничто, дорого вежество. Учися вежеству». Изучаем слова приветствия, прощания, благодарности, используем их в разных ситуациях, с разными людьми. На последнем этапе углубляется работа по развитию речи, осознанности и выразительности чтения. Дети фантазируют и инсценируют речевые ситуации, придумывают продолжения знакомых сказок. А проникновению в текст помогает сохранение особенностей героев и жанра, приемы разночтения. Хорошим подспорьем для нас является классная тетрадь Волшебницы Речи «Речь. Речь. Речь», в которую мы с ребятами вписываем веселые стихи, считалки, скороговорки, загадки, потешки, небылицы и прочую «стихотворную шумиху», которая помогает играть нам «в стихи и со стихами». Как научиться играть со стихами? Очень просто. Их надо читать и знать. Веселое, смешное, дразнящее или устрашающее стихотворение - это и есть своеобразная «словесная игрушка». А без этих веселых и смешных стишков, без словесной игры, которая в них содержится, ребенок никогда не овладеет своим родным языком в совершенстве, никогда не станет его достойным хозяином, способным выразить любые мысли. Так постепенно у ребят накапливается опыт осознанного и правильного использования языковых средств в речи. Урок 1. Тема: Пантомимы, пиктограммы - средства общения Цель: развитие речи и культуры общения учащихся средствами устного общения пантомимой, пиктограммами; ознакомление со средствами устного общения - пантомимой, пиктограммой; формирование умений в разыгрывании ситуаций, которые происходят в повседневной жизни ребят с помощью пантомим и пиктограмм. Ход урока: 1. Организационный момент и эмоциональный настрой - Сегодня у нас важное событие. Мы открываем «Наш первоклассный театр», который поможет нам правильно общаться, успешно овладеть чтением и понимать прочитанное. Главной нашей помощницей в театре будет «Волшебница Речь». Обратите внимание на ее необыкновенное платье, сколько на нем новых интересных слов и знаков, с которыми нам предстоит познакомиться. Думаю, что мы подружимся с этой доброй волшебницей, и узнаем много нового, а главное, научимся правильно общаться, понимать и уважать друг друга. 2. Введение понятий «пантомима», «пиктограмма» - А сегодня на уроке мы с вами узнаем, что такое пантомимы и пиктограммы, и как их можно использовать в речи для общения. 1. На доске - серия сюжетных картинок, на которых изображены: 1)Девочка с куклой, 2) Девочка дает брату 3) Сестра приносит брату а мальчик без игрушки. куклу, а он ее не берет. машинку, и он восклицает Мальчик плачет: Мальчик куклу не берет, радостно: «О-о-о!» «А-а-а». но уже не плачет: «Э-э-э». (Рассматривание картинок, анализ каждой ситуации). - Посмотрите на первую картинку. Почему малыш плачет? - Он обижен, у него нет игрушки. - Как он плачет? Покажите. - Плачет горько, обиженно. Вот так: «А-а-а». ( Показывают: трет руками глаза). - Что происходит на второй картинке? - Девочка дает брату куклу, а он ее не берет, но уже не плачет. - Как вы думаете, почему мальчик не берет куклу? - Потому, что не нужна ему кукла, не хочет он играть с куклой. - Тогда почему он уже не плачет. - Потому, что на него обратили внимание, значит, дадут то, что он хочет. - Посмотрите на третью картинку. Что вы можете сказать? - Сестра принесла брату машинку, и он радуется: «О-о-о!». - Покажите, как он радуется. (Дети показывают). - А теперь разыграем каждую маленькую сценку пантомимой. Это игра без слов, но с помощью мимики и жестов. Давайте выберем актеров, которые будут играть в сценках, а мы с вами будем зрителями… (Разыгрывание ситуаций в сценках). 2). На доске - предложение пиктограмма (рисуночное письмо). На рисунке предметы: сова, глаза, мышь. - Посмотрите на картинку, это пиктограмма - письмо в рисунках. Их придумали древние люди, чтобы выражать свои мысли. Какие предметы на ней здесь изображены? - Сова, глаза, мышь. - Как вы думаете, что хотел сказать древний человек, изобразив такие предметы? - Сова смотрит на мышь. - Сова видит мышь. - Представьте, как сова смотрит на мышь. - Сова смотрит на мышь со злом. - Нет, она смотрит на мышь строго, ей хочется поймать мышь. А я думаю, что сова смотрит на мышь внимательно, чтобы не упустить мышь. - Правильно, ребята, сова следит за мышью внимательно и напряженно, ей хочется поймать мышь. Ну-ка, покажите, как она зорко смотрит на мышь. (Дети показывают). А как мышь ведет себя, когда чувствует опасность? - Она боится сову. - Она испугалась и скоро убежит. - Она съежилась. - Мышка затаилась от страха и думает, что, может быть, сова ее не заметит. - Хорошо, покажите теперь, что мышке очень страшно: она съежилась, затаила дыхание. (Дети показывают). - Какой конец в этой ситуации, по- вашему, должен быть: мышка убежит от совы или сова ее поймает? - Пусть будет так, что мышка убежит. - Хорошо, а теперь, давайте покажем, как это произойдет на сцене. У Кати роль мышки, у Юли - совы. Это актеры. А я - режиссер. В каждом театре спектакль ставит режиссер. Он решает, кто из актеров будет ставить роль. Тот, кто будет хорошо играть свою роль, потом сможет быть режиссером и ставить спектакль. А теперь расскажу, как будем играть. Сова смотрит на мышь зорко, напряженно. Мышь притаилась, замерла. По моему хлопку мышь убегает, а сова ее ловит. Внимание! Начали! ( Идет разыгрывание сценки). 3.Физкультминутка «Гуси - гуси…» 4. Продолжение работы по теме. 3). Разыгрывание «Истории о лисе и зайце»). Даны четыре пиктограммы, содержание которых такое: Лиса увидела зайца. Заяц убежал от лисы. Лиса плачет, а заяц смеется. У лисы горе, а у зайца радость. (Обсуждение возможных вариантов чтения). - Как думаете, правильнее: Заяц бежит от лисы. Или: Заяц убежал от лисы. - Заяц убежал от лисы. Потому что в следующем предложении говорится о том, что лиса плачет. А если он бежит от лисы, то плакать ей еще рано, лиса может догнать зайца. - Правильно, вы молодцы. А теперь можно разыграть эту историю. ( Аналогично разыгрывается сценка о лисе и зайце). 5. Итог урока. Рефлексия. - Чему мы учились на уроке? - Мы учились играть роли в сценках, как актеры в спектаклях. - Что новое вы узнали? - Что такое пантомима и пиктограмма. Как можно их играть на сцене.
Урок 2. Тема: Предложения разные по цели высказывания и по интонации. Цель: развитие речи и культуры общения учащихся; формирование понятий о разных предложениях по цели высказывания и интонации; разыгрывание речевых ситуаций. Ход урока: 1.Организация класса. Актуализация темы - Сегодня на уроке мы узнаем, что предложения бывают разные и содержат разные знаки препинания. От того, какие знаки есть в предложениях, зависит их смысл. От того, какие слова мы выделяем в предложении голосом, тоже меняется их смысл. Будем учиться, внимательно следить за знаками препинания, наблюдать, как они влияют на интонацию и смысл в предложении. Будем учиться, выразительно читать и говорить. 2. Наблюдение и размышление о работе знаков препинания. Работа в парах 1. Беседа учителя: В сказках, стихах, рассказах, которые состоят их предложений, встречается очень много знаков препинания. Многие ребята обратили на них внимание и интересуются: зачем эти знаки, как их читать, как они влияют на смысл написанного? Может быть, кто-то из вас знает, какие-либо знаки препинания? - Точка, запятая, вопросительный знак… - Правильно, ребята. Но знаки живут в книгах и наших учебниках не просто так, у них очень важная и ответственная работа. Вот об этом сейчас и пойдет речь. 2. Выполнение заданий на интонирование логического ударения. - Прочитай так как читают артисты: Алла. Алла? Алла! Инна. Инна? Инна! Мама! Мама!! Мама!!! (Рассматривается постановка знаков препинания в конце каждого предложения и определяется, как знак препинания влияет на интонацию и смысл предложения.) - Ответь на вопросы: Нина мыла лимон. Нина мыла лимон? Мыла Нина лимон? Лимон мыла Нина? (Интонирование логического ударения). 3. Разыгрывание ситуации. На сцене актеры: Мальчик, сидя на подоконнике и глядя в окно: «Дождь идет.» Девочка, снимая зонт с вешалки: «Дождь идет?» Дети с зонтиками на улице по лужам: «Дождь идет!» (Дети учатся различать интонацию говорящего и сами учатся соблюдать ее). (Разыгрывание ситуаций и оценка игры актеров). 3. Физкультминутка «Наша поездка» 4. Упражнение «С какой интонацией надо произнести?». Работа в группах 4. Задание на определение законченной мысли. - Послушайте и скажите в каких высказываниях выражена законченная мысль, а в каких незаконченная: Осы… Осы!!! (Дети затрудняются ответить). - Слово вы произносите без интонации: осы. Вы просто назвали предмет и ничего не сообщили. А предложение говорится с интонацией конца: Осы!!! Сразу все стало понятно: на вас напали осы. Идет дождь. Все понятно, значит, мысль закончена. А теперь: дождь, снег. Так и хочется спросить: «Что дождь? Что снег? Продолжите ребята свою мысль, договорите… - Дождь идет. Снег тает. - Верно. А теперь давайте сами придумаем слово и предложение и разыграем ситуацию, например: Мама… Мама! (Позвать маму). (Разыгрывание ситуаций и оценка игры актеров). 5. Задания на различение интонации. - Подумайте и скажите, с какой интонацией нужно произнести предложения: Ой-ой. Рой ос! Ай-ай. Лай собак! Ой-ой. Мыло! Ай! Нырнул! (Интонация паническая, взывающая о помощи, плачущая). (Разыгрывание ситуаций и оценка игры актеров). Ура! Мыло! Ой! Луна! Ура! Нырнул! О-о! Орлы! (Интонация радостная, романтическая, восторженная. Чтение данных предложений. Дети вслушиваются в оттенки голоса и пытаются их передать). (Разыгрывание ситуаций и оценка игры актеров). 5.Итог урока: - Что новое узнали вы на уроке? - Чему мы учились на уроке?. - Что вам понравилось? Что запомнилось? Что вы новое открыли для себя?
Урок 3. Тема: Культура общения. Цель: развитие речи, логического мышления, внимания, воображения; формирование знаний о культуре общения, правилах поведения, воспитание уважительного отношения к взрослым и детям, потребности в вежливом общении; разыгрывание речевых ситуаций. Ход урока: 1. Организация класса. Сообщение темы, постановка учебных задач. - Тема сегодняшнего урока общения: «Культура общения». На уроке мы будем учиться общаться правильно, культурно и вежливо. Это уметь должен уметь каждый воспитанный человек. 2. Основная часть: 1. Беседа учителя: Давно-давно, еще в древности на Руси внушали детям: «Не дорого ничто, дорого вежество. Учися вежеству». Вот так ценили вежливость, культурное общение и поведение. Человек живет в обществе, а значит, потребность в общении ему необходима. Мы постоянно общаемся друг с другом. К сожалению, наше общение соответствует нормам правильного культурного поведения и общения. И этому мы должны учиться, чтобы уважать людей и себя. Будем разыгрывать речевые ситуации, анализировать их, накапливать знания правильного общения. 2. Разыгрывание речевых ситуаций. - Мы с вами уже знаем слова приветствия, прощания, слова благодарности. Сейчас попробуем их использовать в разных ситуациях, с разными людьми. Как вы приветствуете соседа, друга, свою бабушку? (Дети рассказывают). А вот сейчас давайте понаблюдаем инсценировки, которые можно назвать «Так, да не так». Будьте внимательны, и вы сможете ответить, что же не так в этих ситуациях. Саша соседке: «Привет, тетя Вера!» Вика подруге: «Здравствуйте, Рита!» - Что же, по-вашему, не так в этих речевых ситуациях. - Думаю, что соседке тете Вере нельзя говорить «Привет». - А почему? - Она не подруга, не ровесница. - И не родственница. А вот Вике можно сказать «Привет». - Верно, ребята. Здесь явно нарушены правила общения: взрослым людям, тем кто вас старше принято говорить «Здравствуйте», а вот сверстников, одноклассников, друзей можно приветствовать так, как вы сказали. А теперь давайте эти ситуации разыграем правильно. (Определение ролей, разыгрывание ситуаций). -Вы едете в автобусе. Попросите кого либо из пассажиров передать деньги на билет. (Будьте добры… пожалуйста…). -Вы пришли в библиотеку. Попросите у библиотекаря нужную вам книгу. (Здравствуйте. Прошу вас, дайте пожалуйста…) -Вы пришли в школьный буфет позавтракать. На вашем столе не оказалось чая. Попросите его у дежурного. (Коля, принеси мне, пожалуйста…) 3. Игра в магазин. - А теперь поиграем в магазин. Вы любите ходить в магазин за покупками? Какие бывают магазины? В каких из них можно купить булки, конфеты, книги, диван, обувь? (Дети отвечают). Сейчас мы отправимся в магазин «Одежда» и разыграем такую ситуацию: Мама: Будьте любезны, покажите нам кофточку для девочки шести лет. Продавец: Вот, пожалуйста. Девочка: А нет ли у вас брюк на размер меньше? Продавец: Конечно, есть! Пожалуйста. (Сценка разыгрывается 2-3 раза, дети сравнивают игру и устанавливают, кто играл лучше определенную роль и делают выбор, кому какая роль больше подходит). 3.Физкультминутка «Загудела дудочка». 4. Размышления, рассуждения детей 4.Чтение сказки Э. Мошковской «Вежливое слово». Театр открывается! К началу все готово! Билеты предлагаются За вежливое слово. В три часа открылась касса, Собралась народу масса, Даже Ёжик пожилой Притащился чуть живой… - Подходите, Ёжик, Ёжик! Вам билет в каком ряду? - Мне - поближе: Плохо вижу. Вот спасибо! Ну, пойду. Говорит Овечка: - Мне - одно местечко! Вот мое «благодарю» - Доброе словечко. Утка: - Кряк! Целый ряд Для меня и для ребят!- И достала Утка «Доброе утро». А Олень: - Добрый день! Если только вам не лень, Уважаемый кассир, Я бы очень попросил Мне, жене и дочке Дайте лучшие места, Вот мое «пожалуйста». И вдруг, отпихнув Старух, Стариков, Петухов, Барсуков… Вдруг ворвался Косолапый, Отдавил хвосты и лапы, Стукнул Зайца пожилого… - Касса, выдай мне билет! - Ваше вежливое слово? - У меня такого нет. - Ах, у вас такого нет? Не получите билет! - Мне - билет. - Нет и нет. Ничего кассир не дал! Косолапый зарыдал, И ушел он со слезами…
- Какими словами «платили» за билет в театр звери? - Почему заплакал Мишка? - Вы хотите ему помочь попасть в театр? - Что для этого надо сделать, как вы думаете? (Научим Мишку вежливым словам: спасибо, благодарю, пожалуйста, будьте добры, будьте любезны, скажите, пожалуйста, приятного аппетита, извините, пожалуйста,…) 5. Чтение отрывков из стихотворений. А потом позвонили мартышки: Пришлите, пожалуйста, книжки! ( К. Чуковский, «Телефон») Сказали Волу: - Уважаемый, Вол! Отвезите, пожалуйста, В школу стол. (Б.Заходер, «Муравей») - Чьи это стихи? - Чем похожи все эти отрывки? - С чем обращаются к Волу? (С просьбой). - Какое волшебное слово они употребляют? - Какие еще слова помогают им выть вежливыми? - А какие слова употребляете вы, когда обращаетесь с просьбой? (Дети отвечают). 5. Итог урока. Игра «Копилка вежливых слов» - Много вежливых слов собралось у вас в «Копилке вежливых слов». Но хранить их про черный день не надо. Пользуйтесь ими смело. Чем чаще их употребляете, тем больше их у вас становится. 6. Подведение итога урока и мини-рефлексия (вывод, хлопки в ладоши)
Литература: 1. Л.Л. Андрюхова, Н.А. Шевердина «Уроки развития речи в начальной школе», Ростов -на-Дону, Феникс, 2003 2. Н.Н.Максимук «Игры по обучению грамоте и чтению», Москва, «ВАКО», 2006 3. Н.А. Касаткина «Занимательные материалы к урокам обучения грамоте русского языка в начальной школе», Волгоград, «Учитель», 2004 4.»Добро творящий творит Жизнь», сборник уроков доброты. -М. : Амрита: Общероссийская общественная организация «Центр Гуманной педагогики», 2012