Статья на тему Уроки общения

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Статья на тему Уроки общенияМУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ТАЗОВСКИЙ РАЙОН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ТАЗОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА








«Уроки общения»


Фильцова Раиса Алексеевна учитель начальных классов













2015 год



Тезисы Сущность обучения родному языку состоит в формировании навыков активного осознанного и правильного использования языковых средств в речи. В период обучения грамоте особое внимание уделяется осознанию детьми средств устного общения. Для этого необходимо, прежде всего, «разговорить» детей. В целях развития и адаптации ребенка к новым условиям жизни с первых уроков обучения грамоте мы с ребятами «открываем театр». Основное его назначение - освоение средств устного общения, накопление опыта чтения, подготовка к выразительному чтению, показ понимания прочитанного через инсценирование литературных произведений. «Наш первоклассный театр» начинает работу с разыгрывания пантомим. Эта форма доступна всем детям. В сценках разыгрываем ситуации, которые происходят в повседневной жизни ребят. Наблюдая за игрой «актеров», зрители дают оценку, как играли роли участники, учатся использовать средства устного общения, рассказывают, как они понимают и оценивают поступки литературных героев. На этом этапе учащиеся еще не владеют чтением, поэтому в работе используем, предложения с пиктограммами, учимся выражать определенные мысли в рисуночном письме. При этом обязательно обсуждаем возможные варианты чтения, передаем свое отношение к происходящему и разыгрываем ситуации. В «Азбуке» встречаются все пунктуационные знаки. «Зачем они? Как их читать? Как они влияют на смысл прочитанного?», - все это интересует ребят, поэтому, мы рано начинаем работать с разными по интонации и цели высказывания предложениями. По мере того, как развивается речетворческая система ребенка, расширяются и его знания о театре. На уроке-празднике, посвященном театру, ребята узнают о видах театра: драматический; опера, балет, оперетта, театр зверей, настольный театр, театр кукол-марионеток, театр теней, кукольный театр. На празднике в драматическом театре инсценируются сказки. Герои сказок используют в игре маски. Празднику предшествует подготовительная работа. Она идет поэтапно: сначала дети слушают сказку, затем идет анализ ее содержания, отрабатываются приемы разночтения, фрагменты сказки и только потом ставим весь спектакль. В театре изучаем культуру общения. В беседе учителя красной нитью проходит мысль: «Даже в древности на Руси внушали детям: «Не дорого ничто, дорого вежество. Учися вежеству». Изучаем слова приветствия, прощания, благодарности, используем их в разных ситуациях, с разными людьми. На последнем этапе углубляется работа по развитию речи, осознанности и выразительности чтения. Дети фантазируют и инсценируют речевые ситуации, придумывают продолжения знакомых сказок. А проникновению в текст помогает сохранение особенностей героев и жанра, приемы разночтения. Хорошим подспорьем для нас является классная тетрадь Волшебницы Речи «Речь. Речь. Речь», в которую мы с ребятами вписываем веселые стихи, считалки, скороговорки, загадки, потешки, небылицы и прочую «стихотворную шумиху», которая помогает играть нам «в стихи и со стихами». Как научиться играть со стихами? Очень просто. Их надо читать и знать. Веселое, смешное, дразнящее или устрашающее стихотворение - это и есть своеобразная «словесная игрушка». А без этих веселых и смешных стишков, без словесной игры, которая в них содержится, ребенок никогда не овладеет своим родным языком в совершенстве, никогда не станет его достойным хозяином, способным выразить любые мысли. Так постепенно у ребят накапливается опыт осознанного и правильного использования языковых средств в речи. Урок 1. Тема: Пантомимы, пиктограммы - средства общения Цель: развитие речи и культуры общения учащихся средствами устного общения пантомимой, пиктограммами; ознакомление со средствами устного общения - пантомимой, пиктограммой; формирование умений в разыгрывании ситуаций, которые происходят в повседневной жизни ребят с помощью пантомим и пиктограмм. Ход урока: 1. Организационный момент и эмоциональный настрой - Сегодня у нас важное событие. Мы открываем «Наш первоклассный театр», который поможет нам правильно общаться, успешно овладеть чтением и понимать прочитанное. Главной нашей помощницей в театре будет «Волшебница Речь». Обратите внимание на ее необыкновенное платье, сколько на нем новых интересных слов и знаков, с которыми нам предстоит познакомиться. Думаю, что мы подружимся с этой доброй волшебницей, и узнаем много нового, а главное, научимся правильно общаться, понимать и уважать друг друга. 2. Введение понятий «пантомима», «пиктограмма» - А сегодня на уроке мы с вами узнаем, что такое пантомимы и пиктограммы, и как их можно использовать в речи для общения. 1. На доске - серия сюжетных картинок, на которых изображены: 1)Девочка с куклой, 2) Девочка дает брату 3) Сестра приносит брату а мальчик без игрушки. куклу, а он ее не берет. машинку, и он восклицает Мальчик плачет: Мальчик куклу не берет, радостно: «О-о-о!» «А-а-а». но уже не плачет: «Э-э-э». (Рассматривание картинок, анализ каждой ситуации). - Посмотрите на первую картинку. Почему малыш плачет? - Он обижен, у него нет игрушки. - Как он плачет? Покажите. - Плачет горько, обиженно. Вот так: «А-а-а». ( Показывают: трет руками глаза). - Что происходит на второй картинке? - Девочка дает брату куклу, а он ее не берет, но уже не плачет. - Как вы думаете, почему мальчик не берет куклу? - Потому, что не нужна ему кукла, не хочет он играть с куклой. - Тогда почему он уже не плачет. - Потому, что на него обратили внимание, значит, дадут то, что он хочет. - Посмотрите на третью картинку. Что вы можете сказать? - Сестра принесла брату машинку, и он радуется: «О-о-о!». - Покажите, как он радуется. (Дети показывают). - А теперь разыграем каждую маленькую сценку пантомимой. Это игра без слов, но с помощью мимики и жестов. Давайте выберем актеров, которые будут играть в сценках, а мы с вами будем зрителями… (Разыгрывание ситуаций в сценках). 2). На доске - предложение пиктограмма (рисуночное письмо). На рисунке предметы: сова, глаза, мышь. - Посмотрите на картинку, это пиктограмма - письмо в рисунках. Их придумали древние люди, чтобы выражать свои мысли. Какие предметы на ней здесь изображены? - Сова, глаза, мышь. - Как вы думаете, что хотел сказать древний человек, изобразив такие предметы? - Сова смотрит на мышь. - Сова видит мышь. - Представьте, как сова смотрит на мышь. - Сова смотрит на мышь со злом. - Нет, она смотрит на мышь строго, ей хочется поймать мышь. А я думаю, что сова смотрит на мышь внимательно, чтобы не упустить мышь. - Правильно, ребята, сова следит за мышью внимательно и напряженно, ей хочется поймать мышь. Ну-ка, покажите, как она зорко смотрит на мышь. (Дети показывают). А как мышь ведет себя, когда чувствует опасность? - Она боится сову. - Она испугалась и скоро убежит. - Она съежилась. - Мышка затаилась от страха и думает, что, может быть, сова ее не заметит. - Хорошо, покажите теперь, что мышке очень страшно: она съежилась, затаила дыхание. (Дети показывают). - Какой конец в этой ситуации, по- вашему, должен быть: мышка убежит от совы или сова ее поймает? - Пусть будет так, что мышка убежит. - Хорошо, а теперь, давайте покажем, как это произойдет на сцене. У Кати роль мышки, у Юли - совы. Это актеры. А я - режиссер. В каждом театре спектакль ставит режиссер. Он решает, кто из актеров будет ставить роль. Тот, кто будет хорошо играть свою роль, потом сможет быть режиссером и ставить спектакль. А теперь расскажу, как будем играть. Сова смотрит на мышь зорко, напряженно. Мышь притаилась, замерла. По моему хлопку мышь убегает, а сова ее ловит. Внимание! Начали! ( Идет разыгрывание сценки). 3.Физкультминутка «Гуси - гуси…» 4. Продолжение работы по теме. 3). Разыгрывание «Истории о лисе и зайце»). Даны четыре пиктограммы, содержание которых такое: Лиса увидела зайца. Заяц убежал от лисы. Лиса плачет, а заяц смеется. У лисы горе, а у зайца радость. (Обсуждение возможных вариантов чтения). - Как думаете, правильнее: Заяц бежит от лисы. Или: Заяц убежал от лисы. - Заяц убежал от лисы. Потому что в следующем предложении говорится о том, что лиса плачет. А если он бежит от лисы, то плакать ей еще рано, лиса может догнать зайца. - Правильно, вы молодцы. А теперь можно разыграть эту историю. ( Аналогично разыгрывается сценка о лисе и зайце). 5. Итог урока. Рефлексия. - Чему мы учились на уроке? - Мы учились играть роли в сценках, как актеры в спектаклях. - Что новое вы узнали? - Что такое пантомима и пиктограмма. Как можно их играть на сцене.
Урок 2. Тема: Предложения разные по цели высказывания и по интонации. Цель: развитие речи и культуры общения учащихся; формирование понятий о разных предложениях по цели высказывания и интонации; разыгрывание речевых ситуаций. Ход урока: 1.Организация класса. Актуализация темы - Сегодня на уроке мы узнаем, что предложения бывают разные и содержат разные знаки препинания. От того, какие знаки есть в предложениях, зависит их смысл. От того, какие слова мы выделяем в предложении голосом, тоже меняется их смысл. Будем учиться, внимательно следить за знаками препинания, наблюдать, как они влияют на интонацию и смысл в предложении. Будем учиться, выразительно читать и говорить. 2. Наблюдение и размышление о работе знаков препинания. Работа в парах 1. Беседа учителя: В сказках, стихах, рассказах, которые состоят их предложений, встречается очень много знаков препинания. Многие ребята обратили на них внимание и интересуются: зачем эти знаки, как их читать, как они влияют на смысл написанного? Может быть, кто-то из вас знает, какие-либо знаки препинания? - Точка, запятая, вопросительный знак… - Правильно, ребята. Но знаки живут в книгах и наших учебниках не просто так, у них очень важная и ответственная работа. Вот об этом сейчас и пойдет речь. 2. Выполнение заданий на интонирование логического ударения. - Прочитай так как читают артисты: Алла. Алла? Алла! Инна. Инна? Инна! Мама! Мама!! Мама!!! (Рассматривается постановка знаков препинания в конце каждого предложения и определяется, как знак препинания влияет на интонацию и смысл предложения.) - Ответь на вопросы: Нина мыла лимон. Нина мыла лимон? Мыла Нина лимон? Лимон мыла Нина? (Интонирование логического ударения). 3. Разыгрывание ситуации. На сцене актеры: Мальчик, сидя на подоконнике и глядя в окно: «Дождь идет.» Девочка, снимая зонт с вешалки: «Дождь идет?» Дети с зонтиками на улице по лужам: «Дождь идет!» (Дети учатся различать интонацию говорящего и сами учатся соблюдать ее). (Разыгрывание ситуаций и оценка игры актеров). 3. Физкультминутка «Наша поездка» 4. Упражнение «С какой интонацией надо произнести?». Работа в группах 4. Задание на определение законченной мысли. - Послушайте и скажите в каких высказываниях выражена законченная мысль, а в каких незаконченная: Осы… Осы!!! (Дети затрудняются ответить). - Слово вы произносите без интонации: осы. Вы просто назвали предмет и ничего не сообщили. А предложение говорится с интонацией конца: Осы!!! Сразу все стало понятно: на вас напали осы. Идет дождь. Все понятно, значит, мысль закончена. А теперь: дождь, снег. Так и хочется спросить: «Что дождь? Что снег? Продолжите ребята свою мысль, договорите… - Дождь идет. Снег тает. - Верно. А теперь давайте сами придумаем слово и предложение и разыграем ситуацию, например: Мама… Мама! (Позвать маму). (Разыгрывание ситуаций и оценка игры актеров). 5. Задания на различение интонации. - Подумайте и скажите, с какой интонацией нужно произнести предложения: Ой-ой. Рой ос! Ай-ай. Лай собак! Ой-ой. Мыло! Ай! Нырнул! (Интонация паническая, взывающая о помощи, плачущая). (Разыгрывание ситуаций и оценка игры актеров). Ура! Мыло! Ой! Луна! Ура! Нырнул! О-о! Орлы! (Интонация радостная, романтическая, восторженная. Чтение данных предложений. Дети вслушиваются в оттенки голоса и пытаются их передать). (Разыгрывание ситуаций и оценка игры актеров). 5.Итог урока: - Что новое узнали вы на уроке? - Чему мы учились на уроке?. - Что вам понравилось? Что запомнилось? Что вы новое открыли для себя?
Урок 3. Тема: Культура общения. Цель: развитие речи, логического мышления, внимания, воображения; формирование знаний о культуре общения, правилах поведения, воспитание уважительного отношения к взрослым и детям, потребности в вежливом общении; разыгрывание речевых ситуаций. Ход урока: 1. Организация класса. Сообщение темы, постановка учебных задач. - Тема сегодняшнего урока общения: «Культура общения». На уроке мы будем учиться общаться правильно, культурно и вежливо. Это уметь должен уметь каждый воспитанный человек. 2. Основная часть: 1. Беседа учителя: Давно-давно, еще в древности на Руси внушали детям: «Не дорого ничто, дорого вежество. Учися вежеству». Вот так ценили вежливость, культурное общение и поведение. Человек живет в обществе, а значит, потребность в общении ему необходима. Мы постоянно общаемся друг с другом. К сожалению, наше общение соответствует нормам правильного культурного поведения и общения. И этому мы должны учиться, чтобы уважать людей и себя. Будем разыгрывать речевые ситуации, анализировать их, накапливать знания правильного общения. 2. Разыгрывание речевых ситуаций. - Мы с вами уже знаем слова приветствия, прощания, слова благодарности. Сейчас попробуем их использовать в разных ситуациях, с разными людьми. Как вы приветствуете соседа, друга, свою бабушку? (Дети рассказывают). А вот сейчас давайте понаблюдаем инсценировки, которые можно назвать «Так, да не так». Будьте внимательны, и вы сможете ответить, что же не так в этих ситуациях. Саша соседке: «Привет, тетя Вера!» Вика подруге: «Здравствуйте, Рита!» - Что же, по-вашему, не так в этих речевых ситуациях. - Думаю, что соседке тете Вере нельзя говорить «Привет». - А почему? - Она не подруга, не ровесница. - И не родственница. А вот Вике можно сказать «Привет». - Верно, ребята. Здесь явно нарушены правила общения: взрослым людям, тем кто вас старше принято говорить «Здравствуйте», а вот сверстников, одноклассников, друзей можно приветствовать так, как вы сказали. А теперь давайте эти ситуации разыграем правильно. (Определение ролей, разыгрывание ситуаций). -Вы едете в автобусе. Попросите кого либо из пассажиров передать деньги на билет. (Будьте добры… пожалуйста…). -Вы пришли в библиотеку. Попросите у библиотекаря нужную вам книгу. (Здравствуйте. Прошу вас, дайте пожалуйста…) -Вы пришли в школьный буфет позавтракать. На вашем столе не оказалось чая. Попросите его у дежурного. (Коля, принеси мне, пожалуйста…) 3. Игра в магазин. - А теперь поиграем в магазин. Вы любите ходить в магазин за покупками? Какие бывают магазины? В каких из них можно купить булки, конфеты, книги, диван, обувь? (Дети отвечают). Сейчас мы отправимся в магазин «Одежда» и разыграем такую ситуацию: Мама: Будьте любезны, покажите нам кофточку для девочки шести лет. Продавец: Вот, пожалуйста. Девочка: А нет ли у вас брюк на размер меньше? Продавец: Конечно, есть! Пожалуйста. (Сценка разыгрывается 2-3 раза, дети сравнивают игру и устанавливают, кто играл лучше определенную роль и делают выбор, кому какая роль больше подходит). 3.Физкультминутка «Загудела дудочка». 4. Размышления, рассуждения детей 4.Чтение сказки Э. Мошковской «Вежливое слово». Театр открывается! К началу все готово! Билеты предлагаются За вежливое слово. В три часа открылась касса, Собралась народу масса, Даже Ёжик пожилой Притащился чуть живой… - Подходите, Ёжик, Ёжик! Вам билет в каком ряду? - Мне - поближе: Плохо вижу. Вот спасибо! Ну, пойду. Говорит Овечка: - Мне - одно местечко! Вот мое «благодарю» - Доброе словечко. Утка: - Кряк! Целый ряд Для меня и для ребят!- И достала Утка «Доброе утро». А Олень: - Добрый день! Если только вам не лень, Уважаемый кассир, Я бы очень попросил Мне, жене и дочке Дайте лучшие места, Вот мое «пожалуйста». И вдруг, отпихнув Старух, Стариков, Петухов, Барсуков… Вдруг ворвался Косолапый, Отдавил хвосты и лапы, Стукнул Зайца пожилого… - Касса, выдай мне билет! - Ваше вежливое слово? - У меня такого нет. - Ах, у вас такого нет? Не получите билет! - Мне - билет. - Нет и нет. Ничего кассир не дал! Косолапый зарыдал, И ушел он со слезами…
- Какими словами «платили» за билет в театр звери? - Почему заплакал Мишка? - Вы хотите ему помочь попасть в театр? - Что для этого надо сделать, как вы думаете? (Научим Мишку вежливым словам: спасибо, благодарю, пожалуйста, будьте добры, будьте любезны, скажите, пожалуйста, приятного аппетита, извините, пожалуйста,…) 5. Чтение отрывков из стихотворений. А потом позвонили мартышки: Пришлите, пожалуйста, книжки! ( К. Чуковский, «Телефон») Сказали Волу: - Уважаемый, Вол! Отвезите, пожалуйста, В школу стол. (Б.Заходер, «Муравей») - Чьи это стихи? - Чем похожи все эти отрывки? - С чем обращаются к Волу? (С просьбой). - Какое волшебное слово они употребляют? - Какие еще слова помогают им выть вежливыми? - А какие слова употребляете вы, когда обращаетесь с просьбой? (Дети отвечают). 5. Итог урока. Игра «Копилка вежливых слов» - Много вежливых слов собралось у вас в «Копилке вежливых слов». Но хранить их про черный день не надо. Пользуйтесь ими смело. Чем чаще их употребляете, тем больше их у вас становится. 6. Подведение итога урока и мини-рефлексия (вывод, хлопки в ладоши)


Литература: 1. Л.Л. Андрюхова, Н.А. Шевердина «Уроки развития речи в начальной школе», Ростов -на-Дону, Феникс, 2003 2. Н.Н.Максимук «Игры по обучению грамоте и чтению», Москва, «ВАКО», 2006 3. Н.А. Касаткина «Занимательные материалы к урокам обучения грамоте русского языка в начальной школе», Волгоград, «Учитель», 2004 4.»Добро творящий творит Жизнь», сборник уроков доброты. -М. : Амрита: Общероссийская общественная организация «Центр Гуманной педагогики», 2012





© 2010-2022