Конспект урока грамоты на тему: Буква ь

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Грамота. 1 класс. Тема: Буква «ь» «Лось» Цель: Формировать понятие букве ь. Задачи: - познакомить с буквой «Ь»; - продолжить обучение работе с текстом, - формировать навыки чтения слов с Ь - показателем мягкости согласных звуков, - добиться осознания того, что Ь не обозначает звука; - развитие фонематического слуха, памяти, внимания, мышления; - воспитывать бережное отношение к животным. Ход урока: 1.Орг. момент. Быть должны у нас в порядке Книжки, ручки и тетрадки. А девиз, у нас какой? Все что надо под рукой. (вместе )

2. Артикуляционная гимнастика

3 Постановка цели урока

- Мы продолжаем наше путешествие по стране волшебных букв. Живёт в Букваре известный фокусник.

Как его зовут? Догадайтесь.

Доскажите словечки и узнаете тему нашего урока:

Мягкий голос,
Мягкий шаг,
Это буква… (мягкий знак)

- Правильно, тема нашего урока «Буква ь (мягкий знак) - показатель мягкости согласных звуков».

- Учитывая тему нашего урока, поставим перед собой цели нашей работы:

  • познакомиться с новой буквой;

  • учиться читать буквосочетания, слова с новой буквой;

  • учиться писать буквосочетания, слова с новой буквой.

4. Изучение нового материала
  • Различение звуков. Игра «Твёрдый-мягкий».

- Давайте потренируемся в различении звуков, поиграем в игру «Твёрдый-мягкий». На столах у вас карточки с синим кружком и зелёным кружком. Напомните, пожалуйста, что они обозначают. (Синий цвет - твёрдый звук, зелёный цвет - мягкий звук). Итак, внимание, я называю звуки, а вы показываете его обозначение.

[м] - [м,]

[п,] - [п]

[з] - [з,]

[т] - [т,]

- Молодцы. А какую букву надо поставить на письме, чтобы согласные звуки произносились мягко? (Мягкий знак)

  • Знакомство с новой буквой.

- Вот она буква ь (мягкий знак) На доску вывешивается буква ь.

- Вот для этого и служит буква ь, которая сама разговаривать не умеет, не читается никак, но помогает всем согласным буквам, которые в ней нуждаются. Вместе с ней согласные читаются мягко.

- На что похожа буква мягкий знак? (Предположения детей.)

Буква Р перевернулась -
Мягким знаком обернулась.
Букву Р перевернули И уселись как на стуле. А назвали букву так: «Мягкий знак».

  • Чтение с доски.

- Сейчас мы будем учиться читать буквосочетания с новой буквой по заданиям.

На доске буквосочетания.

Задание 1: прочитать буквосочетания тихо.

Задание 2: прочитать буквосочетания громко.

- Да, мягкий знак - настоящий фокусник. В чём же заключался его фокус? Как произносили буквосочетания? (Мягко)

Вывод: Мягкий знак обозначает мягкость согласных звуков на письме.

Слого- звуковой анализ слов «мел» - «мель».

- Но это ещё не все фокусы мягкого знака. Внимание на доску.

- На доске схемы двух слов.

- На доске схемы двух слов.

Конспект урока грамоты на тему: Буква ь

- Чем отличаются эти схемы? (Последними звуками: один твёрдый, другой мягкий).

- Послушайте загадку и догадайтесь, какое слово спряталось в первой схеме.

Белый камешек растаял
На доске следы оставил. (мел)

(На доске над схемой учитель выставляет буквы.)

Конспект урока грамоты на тему: Буква ь

- Какую букву надо поставить во втором слове, чтобы последний звук произносился мягко?

(Поставить букву мягкий знак).

Конспект урока грамоты на тему: Буква ь

- Какие фокусы и превращения вы заметили?

(Заменили твёрдый на мягкий изменилось звучание слова и смысл).

- Что обозначает слово «мел»?

Мел - мягкий белый известняк (осадочная горная порода), употребляется в промышленности, для окраски, писания.

Придумайте предложение. Я пишу мелом на доске.

Что обозначает слово «мель»?

Мель - мелководное место в реке, водоёме.

Придумайте предложение. Мы плыли по реке на лодке и попали на мель.

- Что ещё заметили? Обратите внимание на количество букв и звуков в слове «мель». (Мягкий знак не обозначает звука).

5. Физминутка.

6.Работа в прописи.

- Давайте научимся писать нашего фокусника в прописи. Откройте прописи на странице 10. Проговорим стихотворение.

Я тетрадь свою открою,
И наклонно положу,
Я друзья скрывать не стану,
Ручку я вот так держу.
Сяду ровно, не согнусь,
За работу я возьмусь.

а) Сравнение написания буквы ь с буквой ы: общие элементы, разные.

б) Учитель показывает на доске, дети в воздухе прописывают:

Я рисую мягкий знак нежной капелькой вот так…

- Начинаем на верхней линейке рабочей строки. Вниз опускаем наклонную прямую, не доходя до нижней линии, делаем закругление вправо, касаемся нижней линии, ведём полуовальную линию вверх, закругляем влево до середины строки и закрываем овал прямой. 7. Работа по учебнику с.72 8. Пальчиковая гимнастика. 9. Письмо в тетради. Конь, гусь, огонь, окунь, лебедь, медведь. 10. Итог урока. -Что нового узнали на уроке? Чем интересна буква Ь?


Дополнительно. г)Кроссворд.


н ь


н ь


н ь


н ь


н ь


н ь 1.Часть суток (день) 2.Летний месяц (июнь) 3.Домашнее животное (конь) 4.Дикое животное (олень) 5.Рыба (окунь) 6.Время года (осень) д)Сколько букв и сколько звуков? ноль гусь бить рысь лить боль пить моль
е)Измените слово с помощью Ь. угол - уголь был - быль брат - брать банка - банька


© 2010-2022