- Преподавателю
- Начальные классы
- МЕТОД ПРОЕКТОВ И ПРОЕКТИРОВАНИЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
МЕТОД ПРОЕКТОВ И ПРОЕКТИРОВАНИЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Зайцева А.А. |
Дата | 06.04.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
МЕТОД ПРОЕКТОВ И ПРОЕКТИРОВАНИЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ. В современном российском образовании активно проявляется стремление педагогов к внедрению продуктивных методов обучения. Отечественные педагогика и педагогическая психология разрабатывают новые образовательные технологии, построенные на исследовательском поиске ребенка в процессе обучения. Современные специалисты проявляют повышенный интерес к изысканиям своих коллег в плане исследовательского обучения и обучения по «методу проектов» начала XX века, разработкам педагогов и психологов ряда западных стран, сохранивших и развивших традиции активного использования продуктивных методов обучения. Проектная деятельность успешно сочетает в себе информационно-посковую и исследовательскую работу детей. Проект - слово иноязычное, происходит оно от латинского - projectus. Уже его прямой, буквальный перевод объясняет многое - «брошенный вперед». В современном русском языке слово «проект» имеет несколько весьма близких по смыслу значений. Так называют, во-первых - совокупность документов (расчетов, чертежей и др.), необходимых для создания какого-либо сооружения или изделия; во-вторых - это может быть предварительный текст какого-либо документа и, наконец, третье значение - какой-либо замысел или план. В свою очередь проектирование, в наиболее упрощенном виде, можно рассматривать как процесс разработки и создания проекта (прототипа, прообраза, предполагаемого или возможного объекта или состояния). Проектирование как один из видов человеческой деятельности связано с выполнением заданий на воспроизведение по образцу, включая: 1) поисковые задания, связанные, как правило, с усовершенствованием конструкции уже известных объектов; 2) творческие задания, направленные на создание новых объектов. Для России актуальными проблемами образования на современном этапе
являются:
-
гуманизация;
-
интеграция;
-
дифференциация;
-
индивидуализация.
-
мотивации деятельности;
-
поэтапной организации труда;
-
анализа хода практических работ, их диагностики и метода исправления недостатков;
-
экспертной оценки проделанной работы;
-
формирования социально значимых качеств личности;
-
реализации дифференцированного и индивидуального подхода в обучении (на основе учета уровней сформированности знаний и способностей учащихся).
УЧИТЕЛЬ
УЧАЩИЕСЯ
1-й этап - погружение в проект Формулирует: Осуществляют:
- проблему проекта;
- сюжетную ситуацию;
- цель и задачи.
- личностное присвоение проблемы;
- вживание в ситуацию;
- принятие, уточнение и конкретизация цели и задач.
2-й этап - организация деятельности Организует деятельность - предлагает: Осуществляют:
- организовать группы;
- распределить амплуа в группах;
- спланировать деятельность по решению задач;
- продумать возможные формы презентации результатов.
- разбивку на группы;
- распределение ролей в группе;
- планирование работы;
- выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов.
3-й этап - осуществление деятельности Не участвует, но: Работают активно и самостоятельно:
- консультирует учащихся по необходимости;
- ненавязчиво контролирует;
- дает новые знания, когда у учащихся возникает в этом необходимость;
- репетирует с учениками предстоящую презентацию результатов.
- каждый в соответствии со своими амплуа и сообща;
- консультируются по необходимости;
- «добывают» недостающие знания;
- подготавливают презентацию результатов.
4-й этап - презентация результатов Принимает отчет: Демонстрируют:
-
обобщает и резюмирует полученные результаты;
- подводит итоги обучения;
- оценивает умения: общаться, слушать, обосновывать свое мнение, толерантность и др.;
- понимание проблемы, цели и задач;
- умение планировать и осуществлять работу;
- найденный способ решения проблемы;
- рефлексию деятельности и результата;
- дают взаимооценку деятельности и ее результативности.
Итак, метод учебного проекта характеризуется как: - личностно ориентированный; - деятельностный; - обучающий взаимодействию в группе и групповой деятельности; - построенный на принципах проблемного обучения; - развивающий умения самовыражения, самопроявления, самопрезентации и рефлексии; - формирующий навыки самостоятельности в мыслительной, практической и волевой сферах; - воспитывающий целеустремленность, толерантность, индивидуализм и коллективизм, ответственность, инициативность и творческое отношение к делу; - здоровьесберегающий.
В первом классе в рамках урока с учащимися были подготовлены индивидуальные и коллективные исследовательские проекты: «Времена года», «Наш герои»(к празднованию 70летия победы в ВОВ), «Азбука в сказочных героях», «Математика вокруг». В рамках внеурочной деятельности «Моя малая Родина-Ростов-на-Дону».
Учитель: Зайцева Анна Александровна.