МЕТОД ПРОЕКТОВ И ПРОЕКТИРОВАНИЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МЕТОД ПРОЕКТОВ И ПРОЕКТИРОВАНИЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ. В современном российском образовании активно проявляется стремление педагогов к внедрению продуктивных методов обучения. Отечественные педагогика и педагогическая психология разрабатывают новые образовательные технологии, построенные на исследовательском поиске ребенка в процессе обучения. Современные специалисты проявляют повышенный интерес к изысканиям своих коллег в плане исследовательского обучения и обучения по «методу проектов» начала XX века, разработкам педагогов и психологов ряда западных стран, сохранивших и развивших традиции активного использования продуктивных методов обучения. Проектная деятельность успешно сочетает в себе информационно-посковую и исследовательскую работу детей. Проект - слово иноязычное, происходит оно от латинского - projectus. Уже его прямой, буквальный перевод объясняет многое - «брошенный вперед». В современном русском языке слово «проект» имеет несколько весьма близких по смыслу значений. Так называют, во-первых - совокупность документов (расчетов, чертежей и др.), необходимых для создания какого-либо сооружения или изделия; во-вторых - это может быть предварительный текст какого-либо документа и, наконец, третье значение - какой-либо замысел или план. В свою очередь проектирование, в наиболее упрощенном виде, можно рассматривать как процесс разработки и создания проекта (прототипа, прообраза, предполагаемого или возможного объекта или состояния). Проектирование как один из видов человеческой деятельности связано с выполнением заданий на воспроизведение по образцу, включая: 1) поисковые задания, связанные, как правило, с усовершенствованием конструкции уже известных объектов; 2) творческие задания, направленные на создание новых объектов. Для России актуальными проблемами образования на современном этапе
являются:

  • гуманизация;

  • интеграция;

  • дифференциация;

  • индивидуализация.

Эти принципы позволяют осуществить на практике метод проектов. Обновление содержания образования, поиск новых эффективных методов обучения и внедрение их в учебно-воспитательный процесс способствуют возрождению метода проектов применительно к различным предметам. Е.А. Фураева, проанализировав применение проектных заданий в отечественной и зарубежной педагогике, выделяет следующие положительные черты метода проектов, которые позволяют использовать его в отечественных школах. Метод проектов обеспечивает активизацию процесса обучения на основе:
  • мотивации деятельности;

  • поэтапной организации труда;

  • анализа хода практических работ, их диагностики и метода исправления недостатков;

  • экспертной оценки проделанной работы;

  • формирования социально значимых качеств личности;

  • реализации дифференцированного и индивидуального подхода в обучении (на основе учета уровней сформированности знаний и способностей учащихся).

Этапы работы методом проектов В самом общем виде при осуществлении проекта можно выделить следующие этапы: 1-й - погружение в проект; 2-й - организация деятельности; 3-й - осуществление деятельности; 4-й - презентация результатов.

УЧИТЕЛЬ

УЧАЩИЕСЯ

1-й этап - погружение в проект Формулирует: Осуществляют:

  • проблему проекта;
  • сюжетную ситуацию;
  • цель и задачи.
  • личностное присвоение проблемы;
  • вживание в ситуацию;
  • принятие, уточнение и конкретизация цели и задач.

2-й этап - организация деятельности Организует деятельность - предлагает: Осуществляют:

  • организовать группы;
  • распределить амплуа в группах;
  • спланировать деятельность по решению задач;
  • продумать возможные формы презентации результатов.

  • разбивку на группы;
  • распределение ролей в группе;
  • планирование работы;
  • выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов.

3-й этап - осуществление деятельности Не участвует, но: Работают активно и самостоятельно:

  • консультирует учащихся по необходимости;
  • ненавязчиво контролирует;
  • дает новые знания, когда у учащихся возникает в этом необходимость;
  • репетирует с учениками предстоящую презентацию результатов.

  • каждый в соответствии со своими амплуа и сообща;
  • консультируются по необходимости;
  • «добывают» недостающие знания;
  • подготавливают презентацию результатов.

4-й этап - презентация результатов Принимает отчет: Демонстрируют:

  • обобщает и резюмирует полученные результаты;

  • подводит итоги обучения;
  • оценивает умения: общаться, слушать, обосновывать свое мнение, толерантность и др.;
акцентирует внимание на воспитательном моменте: умении работать в группе на общий результат и др.
  • понимание проблемы, цели и задач;
  • умение планировать и осуществлять работу;
  • найденный способ решения проблемы;
  • рефлексию деятельности и результата;
  • дают взаимооценку деятельности и ее результативности.


Итак, метод учебного проекта характеризуется как: - личностно ориентированный; - деятельностный; - обучающий взаимодействию в группе и групповой деятельности; - построенный на принципах проблемного обучения; - развивающий умения самовыражения, самопроявления, самопрезентации и рефлексии; - формирующий навыки самостоятельности в мыслительной, практической и волевой сферах; - воспитывающий целеустремленность, толерантность, индивидуализм и коллективизм, ответственность, инициативность и творческое отношение к делу; - здоровьесберегающий.

В первом классе в рамках урока с учащимися были подготовлены индивидуальные и коллективные исследовательские проекты: «Времена года», «Наш герои»(к празднованию 70летия победы в ВОВ), «Азбука в сказочных героях», «Математика вокруг». В рамках внеурочной деятельности «Моя малая Родина-Ростов-на-Дону».

Учитель: Зайцева Анна Александровна.

© 2010-2022