Окончание слова и его основа. (3 класс) (Перспектива)

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Урок по русскому языку в 3 классе.
Тема: Окончание слова его основе.
Цель: развивать умение находить в слове основу и окончание.
Задачи:
  • образовательная - развивать умение находить в слове основу и окончание;
  • развивающая - продолжить развитие умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, развитие внимания, памяти, мышления, речи; расширять кругозор и словарный запас учащихся.
  • воспитательная -воспитывать любовь к родному языку, интерес к учению, дружбу.

Формирования следующих универсальных учебных действий:
Личностные: положительное отношение к уроку, понимание необходимости выполнения правил поведения на уроке, осознание учебной деятельности как работы.
Регулятивные: формулирование учебной задачи вместе с учителем и одноклассниками, оценивание своей работы по образцу, соотнесение своей оценки с оценкой учителя, адекватное оценивание своего знания и незнания.
Познавательные: умение получать информацию (текстовую и графическую).
Коммуникативные: учет разных мнений при определении последовательности, использование терминологии в устной речи, умение слушать одноклассников, выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

Оборудование урока:
1. Учебник Л.Ф.Климанова, Т.В. Бабушкина «Русский язык» 3 класс, часть1. 2.Компьютер, телевизор. 3. Презентация к уроку, снежинки, карточки с заданиями.



Ход урока:

I. Организация класса. - Здравствуйте, ребята! Давайте поздороваемся с нашими гостями. Здравствуйте, уважаемые гости! -Ребята, давайте, улыбнемся друг другу, я рада видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесёт нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач! Пусть вам помогут ваши сообразительность, смекалка и те знания, которые вы уже приобрели.

II. Подготовительная работа, введение в тему.
- Откройте тетради, подпишите число, классная работа. - Какое сейчас время года? (зима) - Но на улице чего-то не хватает. Чего? (снега) - А давайте мы с вами устроим снегопад……в классе. - А как это сделать? - За каждое верно выполненное задание вы будете ставить себе бал на полях. А в конце урока мы наши балы превратим в снежинки.

III. Чистописание.
- Какое сейчас время года? (зима) - Первый звук в слове зима. (з") Что вы можете рассказать об этом звуке? (согл., мягк., зв., парн.) - Какой буквой обозначается на письме? (з) - На следующей строке запишем узор из данной буквы. (Зз ззз) - Достаточно. Простым карандашом подчеркните самое красивое соединение. Если получилось красиво написать, поставьте на полях 1 балл.
IV. Актуализация знаний.
- Запишем слово зима на следующей строке. Какая орфограмма есть в данном слове? (1 ребенок у доски) - Подберите однокоренные слова к данному слову? (зимний, зимушка, зимовка, перезимовать, зазимовать). - Запишем их, объясняя написание встреченных орфограмм. - Выделим корень. -С помощью каких частей слова мы смогли образовать однокоренные слова? (приставки и суффикса). Дайте определение. VI. Сообщение темы и цели урока.
- С помощью какого суффикса образовалось слово зимушка? (-ушк-) - Какие части слова мы уже выделили в слове зимушка? (корень, суффикс) - Буква «а» является частью слова? (да, это окончание) Выделите его. - А как называется часть слова без окончания? (основа) Выделите ее.
- Какова тема урока? ( окончание слова, его основа) - Это новая для нас информация? (нет) - Значит, каковы наши цели и задачи? (вспомнить все, что мы знаем об основе слова и окончании)
VII. Работа по теме урока.
- А что вы помните, мы узнаем поиграв. Да - хлопаем, нет - тишина.
А). Устный опрос. Игра «да» или «нет»
-Окончание- часть слова? (да) - Окончание- изменяемая часть слова ? (да) - Окончание - часть основы? (нет) - Окончание - служит для связи слов в предложении? (да) - У одного же слова могут быть разные окончания? (да) - С помощью окончания образуются новые слова? (нет) - Основа слова - неизменяемая часть слова? (да) - Основа слова составляют приставка, корень и суффикс? (да)
- Кто не ошибался, поставьте 1 балл.
- Дайте определение окончанию слова. - Дайте определение основе слова.
- Кто не ошибся, поставьте 1 балл.
- Проверим себя, правильно ли мы дали определение окончанию и основе слова. Откроем страницу 113, прочитаем узелки на память; с. 114 - сообщение профессора Самоварова. - Ваши выводы.
Б) Работа по учебнику.

  1. Упражнение 203 с. 115.
- О зиме написано много стихотворений. И с одним четверостишьем мы сейчас познакомимся. Прочитайте его. Кто автор этих строк? Какое задание нам надо выполнить? - Как будем искать окончание и основу? - Подписали упражнение. (самостоятельно, проверка по образцу) Выделяют основу слова и окончание по алгоритму. (план на доске)
- Проверьте себя. Кто не ошибся, поставьте 1 балл.

В) Индивидуальные задания

На парте лежат листы разного цвета (разноуровневое задание).

-Выберите то задание, с которым вы справитесь.

1-й уровень

Запиши, устранив в каждом ряду "лишнее" слово. Разбери подчеркнутые слова по составу.

А) снежный, снег, снести, снежок

Б) подарок, подряд, дарить, подарочный

2-й уровень

Суффиксы и приставки перепутали свои места и получились неизвестные слова. Помоги всем частям слова найти свои места. Подбери каждому слово однокоренное.

клеспрои, прискморий, ушкизба
(Проверка задания учителем, выставление оценок. Если справились верно, 2 балла.)

VIII. Физкультминутка.
- Вспомним, чем отличаются однокоренные слова от формы слова? - А теперь проверим вашу внимательность. Я буду называть пары слов. Если это однокоренные слова, вы присядьте, если форма одного слова, то тянемся руками вверх. Дом - дома, дом - домашний, зима - зимовать, снеговик - Снегурочка, снежный - снежная, мороз - заморозит, снежинка - снежок, зима - зимы.
- Самые внимательные, поставьте 1 балл.
IX. Работа по теме урока.
1)Работа в парах. - Следующее задание очень интересное. Возьмите цветную карточку. - Попробуем прочитать текст. Что случилось? (в словах потерялись окончания) - Какое задание предложите? - Это задание мы будем выполнять в парах. Одна голова хорошо, а две еще лучше.

- Но давайте вспомним, для чего служит окончание.

Зим… . Она явилась закутанной, бел… , холодн… .
- Кто ты? - спросили дет... .
- Я - врем… год… - зим... . Я принесл… с собою снег и скоро набросаю его на земл... . Он все закро… бел… пушист… одеял… . Тогда прид… мой брат - дедушк… Мороз и замороз... поля , луг… и рек... . А если ребят... стан... шалить, то отмороз... им рук… , ног... , щек… и нос… .
- Ой, ой, ой! Какая нехорош… зим... ! Какой страшн… дедушк… Мороз! - сказал… дет… . - Подождите, дет… . Но зато я подарю Вам катанье с гор, коньки и салазки. А после придет любим… Рождество с весел… елк.. и дедушк… Мороз с подарк… . Разве Вы не любите зиму? К.В. Лукашевич
-Покажите готовность своей пары. - Прочитайте, что у вас получилось? (сл. ) - Какая пара не допустила ошибок? - Кто не ошибся, поставьте 1 балл.
- Какой вывод можно сделать?

- Спишите 1 предложение, выделите пропущенные окончания, разберите слово холодной по составу. (отвечают с места)



  1. Работа в группах.
- Зима, Новый год - это время чудес, волшебства. - Вот и нам досталось немного. - Последнее задание очень сложное и интересное. Поэтому, что бы с ним справиться вы будете работать в группах. Но давайте вспомним, для чего служит окончание. - Определите часть речи по окончанию: -а, -о, - ый, -ая.

Пуськи бятые Сяпала Калуша по напушке и увазила бутявку. И волит: - Калушата, калушаточки! Бутявочка! Калушата присяпали и бутявочку стямкали. И подудонились. И Калуша волит: -Оее, оее! Бутявка-то некузявая! Калушата бутявку вычучили. Бутявка вздребезнулась, сопритюкнулась и усяпала с напушки. А Калуша волит: - Бутявок не трямкают. Бутявки дюбые и зюмо-эюмо некузявые. От бутявок дудонятся. А бутявка волит за напушкой: - Калушата подудонились! Калушата подудонились! Зюмо некузявые! Пуськи бятые!
(Л.Петрушевская)

- "Переведите" на русский язык текст этой необычной сказки. - О чем она? - Найдите в тексте 2 прилагательных, выделите основу и окончание. Объясните, почему вы смогли справиться с этой задачей. - Выпишите из текста первое предложение и выделите в нем грамматическую основу. Объясните, почему можно провести такой анализ искусственного предложения.
X. Рефлексия.
- Молодцы, вы сегодня хорошо поработали. А что скажите вы? - Выберите предложение и закончите его.
  • Было интересно….
  • Я сумел….
  • Сегодня мне удалось….
  • Было трудно….

- Как будете работать, чтобы не испытывать трудностей в определение окончания и основы?
XI.Итог урока.
- Давайте сделаем вывод: - Что такое окончание? - Что такое основа слова?
- А что нас ждет после урока, вы узнаете отгадав слово. - Составьте и запишите слово по подсказкам:
А) В слове есть окончание и основа. Основа состоит из трех частей. Каких? Б) Корень тот же, что и в слове обмен, в приставке есть два звука Э, которые обозначены буквой е, два мягких согласных звука; суффикс тот же, что в слове травка. В) Окончание - 1-ая буква алфавита. Что это за слово? Запишите его и разберите по составу. - Молодцы! - Ну вот, мы и добрались до заветной цели.

И.Бурсов

Легкие, крылатые,
Как ночные бабочки,
Кружатся, кружатся
Над столом у лампочки.
Собрались на огонек.
А куда им деться?
Им ведь тоже, ледяным,
Хочется погреться. (Снежинки)

- Но прежде, чем устроить снегопад, запишите дом. задание.

Посчитаем баллы. Кто набрал больше 4 баллов, молодцы, вы хорошо поняли тему, возьмите синюю снежинку и украсьте доску. А кто меньше 4 баллов, нам надо еще поработать, возьмите белую снежинку.

XII. Домашнее задание.

Стр. 116 № 206
© 2010-2022