План - конспект урока

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка 4 класс

Тема: Имя числительное

Цель: дать представление о числительном как части речи.

Задачи:

-научить различать количественные и порядковые числительные, правильно писать числительные.

-развивать воображение, память, речь, наблюдательность, умение анализировать и сопоставлять факты.

-воспитывать интерес к русскому языку, желание пополнять свой запас знаний.

Х О Д У Р О К А

Постановка целей и задач урока.

- Сегодня у нас урок занимательной грамматики, и поэтому нашим девизом станет фраза, указанная на маршрутном листе. Приготовьтесь прочитать ее хором:

Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться.

- Чтобы учиться хорошо, мы будем двигаться по маршрутному листу; задачи урока определены в пунктах 2 и 3.

-Прочитайте, что для нас станет главным.

- Чтобы учиться было весело и интересно, урок начнем с разгадывания ребусов.

ПО 2 Л

С 3 Ж

100 Л

Запишите слова-отгадки на рабочем столе. Кто разгадал все слова? Два слова? Проверяем.(подвал, стриж, стол)

-Как вам удалось разгадать ребусы? Что вы сделали для разгадки ребусов?

На доске 2 ДВА

3 ТРИ

100 СТО

( мы заменили цифру (число) словом)

-Приведите примеры слов, называющих числа.

- Кто может сформулировать тему урока?

На доске ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ

Глядя на наш девиз мы, конечно же мы поиграем: Игра «Пять слов»

В этой увлекательной игре должно участвовать несколько человек или же учащиеся всего класса. Вначале нужно выбрать любое словарное слово. По сигналу каждый игрок должен записать 5 разных слов, начинающихся с каждой буквы выбранного слова. Нужно только постараться, чтобы придуманные слова состояли из как можно большего количества букв. Например, выбранное слово «Пять». Записи игроков могут выглядеть так:

Жандос- природа, яблоко, традиция.-21 слово.

Ирина- понедельник, ягода, товарищ.-23 слова

Андрей-профессия, ящерица, троллейбус.-26 слов.

Андрей победил.

2. Работа по теме урока.

- Имена числительные образуют в русском языке самостоятельную часть речи, обладающую своими грамматическими признаками и рядом особенностей, о которых мы будем узнавать постепенно на нескольких уроках.

По частоте использования в речи числительные занимают всего восьмое место. Вспомните, где чаще всего встречаются числительные? (загадки, пословицы, поговорки, урок математики). Приведите примеры.

- Как записываются слова - числа на уроке математики? А как можно записать число на уроке русского языка?

На доске ЦИФРА - СЛОВО

-Это одна из особенностей имени числительного. Что еще мы знаем об имени числительном? На маршрутном листе и на доске у нас пустая схема, нам надо заполнить ее. Начнем узнавать новое?

3. Работа по пункту 2 маршрутного листа

Чтение текста по ролям.

- Определите жанр текста (считалка)

- Многие считалки начинаются со слова «Раз». Какому числу оно соответствует? (один)

-Подчеркните имена числительные. Какие слова подчеркнули?

4. Работа по пункту 3 маршрутного листа

А) -Подумайте, какой вопрос можно задать к числительным «два», «три», « четыре»? Этот вопрос часто звучит на уроке математики. Запишем вопрос в схему (одновременно заполняем схемы в маршрутном листе и на доске)

- Задайте вопрос к числительным «пятый», «шестой», «седьмой». ( заполнение схемы)

-Числительные считают. Они могут называть точное количество предметов при счете: один, два,…-продолжите. Повторите, что обозначают такие числительные? (количество предметов при счете) - запись в схему

Б) - Вспомним урок физкультуры. Выходят мальчики. Звучит команда: «По порядку рассчитайсь!»

-Первый, второй, третий…

- Кто может продолжить счет по порядку дальше? Как сказать, что обозначают такие числительные?(порядок при счете)

-А как можно назвать такие числительные?

-Обобщим по схеме то, что мы узнали о числительных.

5. Работа по 5 пункту маршрутного листа.

- Проверим, как вы поняли разряды числительных.

а) чтение отрывка

в) выполнение задания с устным комментированием

- Каким днем названо воскресенье?

- Слово «последний» к какой части речи относится? А каким числительным его можно заменить?

-Попробуйте зарифмовать строчку. (И седьмой день - вписываем, определяем разряд числительного)

6. Физминутка

7. Самостоятельная работа по карточкам.

а) запись

в) проверка

8. Обобщение

-Наш урок подходит к концу. Мы многое узнали об имени числительном. А что было бы, если бы имена числительные исчезли из нашей речи? Представьте это.

- Чтобы знания о числительных остались в нашей памяти, давайте еще раз повторим по схеме, что же это за часть речи - имя числительное.

- Оцените свое состояние на уроке (комфортность, интерес) и раскрасьте рисунок (рефлексия)

Задания на карточках

Вспомни (догадайся по смыслу), какие числительные пропущены

Запиши, подчеркни числительные

Объясни, когда так говорят. (задание можно обсудить в паре)

….. раз примерь, ….. раз отрежь. Знать, как свои ….. пальцев. Идти на все …… стороны.

Наговорить с ….. короба.

Попробуй правильно составить словосочетания.

Запиши, подчеркни числительные.

Пять, пятеро ( сестер); четыре, четверо (дом); два, двое (ребята); шесть, шестеро (апельсинов)

Подумай, какие числительные живут в скороговорках.

Запиши, подчеркни числительные.

Сидели, свистели ……. свиристелей.

Прилетали к ним утки по …… раза в сутки

(если тебе трудно выполнить задание, вспомни счет от 1 до 10)

Маршрутный лист

Девиз урока: «Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться»

3. Делаю выводы, заполняю схему:

Имена числительные

Отвечают на вопросы

…………………………… …………………………………………………………

Обозначают

………………………….. ………………………………

………………………….. …………………………….

Называются

……………………………. ………………………………

Я умею ( подчеркните количественные числительные синим цветом, порядковые - зеленым)

Вот неделя. В ней семь дней.

Поскорей знакомься с ней.

Первый день по всем неделькам

Назовется понедельник…

И последний - воскресенье-

Назначаем для веселья.

Домашнее задание : напишите Синквейн на тему «Числительное»

( Например:

1 Числительное

2 Порядковое, количественное

3 Считает, распределяет, обозначает

4 Числительное -обозначает количество и порядок предметов

5 Часть речи)

Рефлексия.

- ЧЕМУ НАУЧИЛИСЬ НА УРОКЕ?

- Что вам особенно понравилось?

Самооценка.

Ребята, попробуйте сами оценить свою работу.

Если вы считаете, что тему усвоили на "отлично" и "хорошо", покажите улыбающегося человечка. Если вы где-то не уверены, то покажите задумчивого человечка



© 2010-2022