- Преподавателю
- Начальные классы
- План - конспект урока
План - конспект урока
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Туленова К.У. |
Дата | 16.01.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Урок русского языка 4 класс
Тема: Имя числительное
Цель: дать представление о числительном как части речи.
Задачи:
-научить различать количественные и порядковые числительные, правильно писать числительные.
-развивать воображение, память, речь, наблюдательность, умение анализировать и сопоставлять факты.
-воспитывать интерес к русскому языку, желание пополнять свой запас знаний.
Х О Д У Р О К А
Постановка целей и задач урока.
- Сегодня у нас урок занимательной грамматики, и поэтому нашим девизом станет фраза, указанная на маршрутном листе. Приготовьтесь прочитать ее хором:
Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться.
- Чтобы учиться хорошо, мы будем двигаться по маршрутному листу; задачи урока определены в пунктах 2 и 3.
-Прочитайте, что для нас станет главным.
- Чтобы учиться было весело и интересно, урок начнем с разгадывания ребусов.
ПО 2 Л
С 3 Ж
100 Л
Запишите слова-отгадки на рабочем столе. Кто разгадал все слова? Два слова? Проверяем.(подвал, стриж, стол)
-Как вам удалось разгадать ребусы? Что вы сделали для разгадки ребусов?
На доске 2 ДВА
3 ТРИ
100 СТО
( мы заменили цифру (число) словом)
-Приведите примеры слов, называющих числа.
- Кто может сформулировать тему урока?
На доске ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ
Глядя на наш девиз мы, конечно же мы поиграем: Игра «Пять слов»
В этой увлекательной игре должно участвовать несколько человек или же учащиеся всего класса. Вначале нужно выбрать любое словарное слово. По сигналу каждый игрок должен записать 5 разных слов, начинающихся с каждой буквы выбранного слова. Нужно только постараться, чтобы придуманные слова состояли из как можно большего количества букв. Например, выбранное слово «Пять». Записи игроков могут выглядеть так:
Жандос- природа, яблоко, традиция.-21 слово.
Ирина- понедельник, ягода, товарищ.-23 слова
Андрей-профессия, ящерица, троллейбус.-26 слов.
Андрей победил.
2. Работа по теме урока.
- Имена числительные образуют в русском языке самостоятельную часть речи, обладающую своими грамматическими признаками и рядом особенностей, о которых мы будем узнавать постепенно на нескольких уроках.
По частоте использования в речи числительные занимают всего восьмое место. Вспомните, где чаще всего встречаются числительные? (загадки, пословицы, поговорки, урок математики). Приведите примеры.
- Как записываются слова - числа на уроке математики? А как можно записать число на уроке русского языка?
На доске ЦИФРА - СЛОВО
-Это одна из особенностей имени числительного. Что еще мы знаем об имени числительном? На маршрутном листе и на доске у нас пустая схема, нам надо заполнить ее. Начнем узнавать новое?
3. Работа по пункту 2 маршрутного листа
Чтение текста по ролям.
- Определите жанр текста (считалка)
- Многие считалки начинаются со слова «Раз». Какому числу оно соответствует? (один)
-Подчеркните имена числительные. Какие слова подчеркнули?
4. Работа по пункту 3 маршрутного листа
А) -Подумайте, какой вопрос можно задать к числительным «два», «три», « четыре»? Этот вопрос часто звучит на уроке математики. Запишем вопрос в схему (одновременно заполняем схемы в маршрутном листе и на доске)
- Задайте вопрос к числительным «пятый», «шестой», «седьмой». ( заполнение схемы)
-Числительные считают. Они могут называть точное количество предметов при счете: один, два,…-продолжите. Повторите, что обозначают такие числительные? (количество предметов при счете) - запись в схему
Б) - Вспомним урок физкультуры. Выходят мальчики. Звучит команда: «По порядку рассчитайсь!»
-Первый, второй, третий…
- Кто может продолжить счет по порядку дальше? Как сказать, что обозначают такие числительные?(порядок при счете)
-А как можно назвать такие числительные?
-Обобщим по схеме то, что мы узнали о числительных.
5. Работа по 5 пункту маршрутного листа.
- Проверим, как вы поняли разряды числительных.
а) чтение отрывка
в) выполнение задания с устным комментированием
- Каким днем названо воскресенье?
- Слово «последний» к какой части речи относится? А каким числительным его можно заменить?
-Попробуйте зарифмовать строчку. (И седьмой день - вписываем, определяем разряд числительного)
6. Физминутка
7. Самостоятельная работа по карточкам.
а) запись
в) проверка
8. Обобщение
-Наш урок подходит к концу. Мы многое узнали об имени числительном. А что было бы, если бы имена числительные исчезли из нашей речи? Представьте это.
- Чтобы знания о числительных остались в нашей памяти, давайте еще раз повторим по схеме, что же это за часть речи - имя числительное.
- Оцените свое состояние на уроке (комфортность, интерес) и раскрасьте рисунок (рефлексия)
Задания на карточках
Вспомни (догадайся по смыслу), какие числительные пропущены
Запиши, подчеркни числительные
Объясни, когда так говорят. (задание можно обсудить в паре)
….. раз примерь, ….. раз отрежь. Знать, как свои ….. пальцев. Идти на все …… стороны.
Наговорить с ….. короба.
Попробуй правильно составить словосочетания.
Запиши, подчеркни числительные.
Пять, пятеро ( сестер); четыре, четверо (дом); два, двое (ребята); шесть, шестеро (апельсинов)
Подумай, какие числительные живут в скороговорках.
Запиши, подчеркни числительные.
Сидели, свистели ……. свиристелей.
Прилетали к ним утки по …… раза в сутки
(если тебе трудно выполнить задание, вспомни счет от 1 до 10)
Маршрутный лист
Девиз урока: «Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться»
3. Делаю выводы, заполняю схему:
Имена числительные
Отвечают на вопросы
…………………………… …………………………………………………………
Обозначают
………………………….. ………………………………
………………………….. …………………………….
Называются
……………………………. ………………………………
Я умею ( подчеркните количественные числительные синим цветом, порядковые - зеленым)
Вот неделя. В ней семь дней.
Поскорей знакомься с ней.
Первый день по всем неделькам
Назовется понедельник…
И последний - воскресенье-
Назначаем для веселья.
Домашнее задание : напишите Синквейн на тему «Числительное»
( Например:
1 Числительное
2 Порядковое, количественное
3 Считает, распределяет, обозначает
4 Числительное -обозначает количество и порядок предметов
5 Часть речи)
Рефлексия.
- ЧЕМУ НАУЧИЛИСЬ НА УРОКЕ?
- Что вам особенно понравилось?
Самооценка.
Ребята, попробуйте сами оценить свою работу.
Если вы считаете, что тему усвоили на "отлично" и "хорошо", покажите улыбающегося человечка. Если вы где-то не уверены, то покажите задумчивого человечка