План-конспект урока литературного чтения 2 кл. Джежелей Сестрица Аленушка и братец Иванушка

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Открытый урок литературного чтения во 2 классе.

УМК «РИТМ». Тема урока: русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Цель: познакомить детей с русской народной сказкой «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Задачи: - формировать у детей представление о традиционных зачинах и концовках как неотъемлемой части художественного построения волшебной сказки; .- развивать у учащихся познавательный интерес, творческие способности; - продолжать знакомить детей с устным народным творчеством; - учить находить нужный отрывок в тексте по вопросу; - развивать память, внимание, речь учащихся; - формировать навыки беглого, осознанного чтения; - воспитывать любовь к устному народному творчеству; - прививать любовь к живописи. Тип урока : Комбинированный Формы работы учащихся : фронтальная ,индивидуальная , работа в парах , групповая работа. Необходимое техническое оборудование : компьютер, проектор, экран Оборудование: Учебник "Литературное чтение" (2 часть), 2 класс, авт.О.В.Джежелей , карточки с пословицами , рисунки детей к русским народным сказкам , презентация «Поиграем со сказками», музыкальный фрагмент «Русские народные сказки», аудио чтение текста сказки, картинки со сказочными героями, портрет В. Васнецова, репродукция « Алёнушка».



Ход урока

  1. Эмоциональный настрой
Прозвенел и смолк звонок Начинаем наш урок Друг на друга посмотрели, Улыбнулись, тихо сели ! - С каким настроением , ребята, вы пришли на урок? Давайте постараемся сохранить это настроение до конца наших уроков .С улыбки всегда приятно начинать любое дело . - Думаю , что сегодня мы хорошо поработаем, узнаем много интересного и наше хорошее настроение нас не покинет. 2. Речевая разминка. - Чтобы урок у нас был полезным, плодотворным, интересным, достиг цели , мы должны всегда помнить золотые правила школьника. На уроке будь старательным Будь спокойным и …………….( внимательным) Работай не отставая , Слушай ….( не перебивая) Говори всё чётко , внятно , Чтобы было всё ……..( понятно) Если хочешь отвечать Надо руку ……( поднимать), Если друг стал отвечать , Не спеши …………( перебивать), А помочь захочешь другу, Подними спокойно ……( руку ). 3. Актуализация знаний. Кем занимаемся на уроках чтения? - Для чего учимся читать? Вспомните рассказ «О себе» В.Осеевой На уроках чтения « Мало уметь читать , надо уметь……….» - Что мы сейчас с вами произнесли?( пословицу ) - К какому виду творчества относятся пословицы? -Как вы думаете, почему я вас об этом спрашиваю? - С какими произведениями устного народного творчества мы уже знакомы? - Как вы понимаете слово « фольклор»? - Почему творчество , с которым мы сейчас знакомимся, называют « устным народным творчеством»? 4 . Работа со сказками. К какому жанру относятся сказки? 5.Опрос пройденной темы по плану: А)Уход из дома. Б) Испытания. В) Встреча с купцом 6.Презентация «Поиграем с картинками».

5. Сообщение темы и цели урока.

-Сегодня мы продолжаем работать со сказкой « Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». - Дома вы её читали , понравилась вам сказка? А) Прослушивание аудио чтение текста Б) Групповая работа со словарями 6.Первичное закрепление. Анализ произведения - Какие виды русских народных сказок мы знаем ? -К какому виду относится сказка « Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»? - Докажите. 8. Физкультминутка. Мы похлопаем в ладоши Дружно, веселее. Наши ножки постучали Дружно и сильнее. По коленочкам ударили Тише, тише, тише. Наши ручки, поднимайтесь Выше, выше, выше. Наши ручки закружились, Ниже опустились, Завертелись, завертелись и остановились.

6.Работа над сказкой «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». - Ребята , попробуйте задать друг другу вопросы по содержанию сказки. - А теперь ответьте на мои вопросы : . - Как случилось, что Иванушка стал козлёночком? - Что ему говорила сестра? - Что предложил Алёнушке купец? - Согласилась ли Алёнушка выйти за него замуж? - Что произошло, пока купца не было дома? - Что злая ведьма хотела сделать с козлёночком. - Удалось ли осуществить задуманное? Кто ей помешал? - Стал ли козлёнок снова мальчиком? Как? - Как поступили с ведьмой? -Чему учит нас эта сказка? - В какой момент вы особенно переживали? - В сказке нет описания Алёнушки ,а какой вы себе её представляете? -Художник Васнецов поможет нам сегодня увидеть Аленушку. 9.. Беседа по репродукции картины В.М.Васнецова "Алёнушка" А почему всё-таки Виктор Васнецов изобразил Алёнушку у воды: кто самый догадливый? (именно с водой связаны все грустные события сказки) Какие грустные моменты в сказке связаны с водой? (найдите эти строчки и прочитайте) Иванушка обернулся козлёночком как раз потому, что очень хотел воды испить и не мог дождаться, пока они с Алёнушкой дойдут до колодца. Именно в воду бросила ведьма Алёнушку. Именно с водой связан поэтический диалог козлёночка-Иванушки и лежащей на дне реки Алёнушки ( Сестрица Алёнушка, мочи нет: напьюсь я из копытца: .Напился и стал козлёночком. Привела ведьма Алёнушку на реку : и бросила её в воду. .Побежал козлёночек на речку, стал на берегу и жалобнёхонько закричал: : .). Таким образом, - вода главный источник несчастий в этой сказке: с ней связаны основные опасности. Вода - волшебный мир в этой сказке и волшебный предмет (вода из копытца определённого животного способна превратить человека именно в это животное; Ключевая вода оживляет Алёнушку). -Как вы думаете, почему она грустит? -А при помощи каких средств художник показал, что девочка сирота? - - по - Что характерно для сказки, как русской народной?. - 8.Работа над содержанием сказки. Выборочное чтение. Прочитайте : -Как козленок звал свою сестру? Как нужно читать эти слова? -Что отвечала ему сестра? а) Словарная работа Проведём работу по уточнению предложений, словосочетаний. Шли- шли:стоит коровье копытце; :::::::.лошадиное копытце; :::::::козье копытце полно водицы. Как вы себе это представляете? Есть такое предложение: "ШЛИ-ШЛИ - солнце высоко, колодец далеко, жар донимает, пот выступает". Как вы понимаете эти слова? А кто такой купец? Богатый торговец, тот, кто торговал. Найдите в тексте абзац, где купец встретил Алёнушку. Дети читают отрывок вслух. - Одному козлёночку было ведомо: Как вы понимаете эти слова? б) Почему никто "ведьму не распознал", только Иванушке "всё было ведомо"? (Ведьму, представителя волшебного мира, может видеть только тот, кто сам находится в волшебном мире. Если бы Иванушка оставался мальчиком, он бы тоже ведьму не распознал. Но как только он обернулся козлёночком, произошло его превращение из земного существа в представителя волшебного мира Что значит котлы чугунные:( КОТЁЛ - большой сосуд для варки, обычно с круглым дном. Чугун - первая выплавка из железной руды) Ножи булатные? (Булать - узорочная сталь, витое железо, нож из стали с узорчатой ручкой.) Сколько раз Иванушка просил сестрицу разрешить ему напиться? А выплыть на бережок? Сколько раз понадобилось козлёночку перевернуться через голову, чтобы обернуться мальчиком Иванушкой? 10. Закрепление новых знаний- С какой сказкой познакомились ? - К какому виду сказок она относится? -Если бы Иванушка послушался сестрицу,- не выпил бы из копытца, то не превратился бы он в козленочка. -А в нашей жизни можно ли пить из луж воду? (нет) -Чем это может закончиться? (болезнью, вредом для здоровья) -Ну, а если, все-таки очень хочется пить, может можно выпить грязную воду? _Давайте все вместе составим синквейн про сестрицу Аленушку. Аленушка Плачет, переживает. Грустная, задумчивая, печальная. Села под стожок с козленочком Одна- одинешенька. 11.Рефлексия Зеленый круг- кто работал с желанием, ответил на все вопросы , все удалось легко Красный круг- работал с желанием, но встретил трудности. Встаньте пожалуйста, мысленно положите на правую ладошку знания с которыми пришли на урок, а на левую знания которые открыли на нашем уроке сегодня, объедините их. Давайте похлопаем друг другу. До новых увлекательных встреч!
© 2010-2022