План самообразования учителя начальных классов

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:















План самообразования

учителя начальных классов

Муратовой Оксаны Владимировны



2011-2016 гг.

ЛИЧНАЯ КАРТА УЧИТЕЛЯ

Ф.И.О. учителя:

Муратова Оксана Владимировна

Дата рождения:

08.05.1968

Образование (когда и какое учебное заведение окончил):

Ялтинское педагогическое училище (1989 г.), КГГУ (2005 г.), КРИППО (2007 г.)

Специальность по диплому:

учитель начальных классов

Место работы:

учитель украинского языка и литературы

Октябрьская ОШ I - III ступеней

Ленинского районного совета

Республики Крым

Занимаемая должность:

учитель начальных классов

Дата назначения на должность:

15.08.1989 г.

Педагогический стаж:

25 лет

Квалификационная категория, дата присвоения:

Высшая категория, звание «Старший учитель» (31.03.2006г.)











Тема самообразования: Использование интерактивных методов обучения в условиях внедрения ФГОС НОО.
Цель: совершенствование педагогического мастерства в условиях ФГОС путём внедрения в учебно-воспитательный процесс современных образовательных технологий, в том числе и интерактивных методов обучения

Задачи: 1. Знакомство с современными образовательными технологиями. 2. Внедрение в педагогической деятельности современных образовательных технологий.
Актуальность проблемы «Педагогическая технология» - это такое построение деятельности учителя, в котором входящие в него действия представлены в определенной последовательности и предполагают достижения прогнозируемого результата. Современное информационное общество ставит перед всеми типами учебных заведений и, прежде всего, перед школой задачу подготовки выпускников, способных: -ориентироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, применяя их на практике для решения разнообразных возникающих проблем, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней свое место; - самостоятельно критически мыслить, видеть возникающие проблемы и искать пути рационального их решения, используя современные технологии; четко осознавать, где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены; быть способными генерировать новые идеи, творчески мыслить; - грамотно работать с информацией (собирать необходимые для решения определенной проблемы факты, анализировать их, делать необходимые обобщения, сопоставления с аналогичными или альтернативными вариантами решения, устанавливать статистические и логические закономерности, делать аргументированные выводы, применять полученный опыт для выявления и решения новых проблем); - быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в различных областях, в различных ситуациях, предотвращая или умело выходя из любых конфликтных ситуаций; -самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня. При традиционном подходе к образованию весьма затруднительно воспитать личность, удовлетворяющую этим требованиям. В создавшихся условиях естественным стало появление разнообразных личностно ориентированных технологий. Личностно ориентированное обучение призвано обеспечить необходимые условия для развития индивидуальных способностей обучаемого. Следует заметить, что на настоящий момент применяются различные виды личностно ориентированных технологий. Личностно ориентированное обучение предполагает использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности. При этом перед учителем встают новые задачи: -Создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса -Стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ и т.п. Использование в ходе урока дидактического материала, позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания Оценка деятельности ученика не только по конечному результату (правильно-неправильно), но и по процессу его достижения Поощрение стремления ученика находить свой способ работы (решения задачи), анализировать способы работы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные Создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения ученика Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий наиболее адекватными поставленным целям и наиболее универсальными являются: интерактивные технологии метод проектов игровые технологии дифференцированный подход к обучению. Интерактивные технологии Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс происходит в условиях постоянного, активного взаимодействия всех учащихся. Это совместное обучение, взаимообучение (коллективное, групповое, обучение в сотрудничестве), где учение и учитель являются равноправными, равнозначными субъектами обучения. В технологиях, основанных на коллективном способе обучения, обучение осуществляется путем общения в динамических или статических парах, динамических или вариационных группах, когда каждый учит каждого, особое внимание обращается на варианты организации рабочих мест учащихся и используемые при этом средства обучения. Организация интерактивного обучения предполагает моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, общее решение проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей ситуации. Преимущества такой технологии заключаются в следующем: Развиваются навыки мыследеятельности, включается работа памяти; Актуализируются полученные опыт и знания; Каждый ученик имеет возможность работать в индивидуальном темпе; Повышается ответственность за результат коллективной работы; Совершенствуются навыки логического мышления, последовательного изложения материала Дифференцированный подход к обучению Принцип дифференцированного образовательного процесса как нельзя лучше способствует осуществлению личностного развития учащихся и подтверждает сущность и цели общего среднего образования. Основная задача дифференцированной организации учебной деятельности - раскрыть индивидуальность, помочь ей развиться, устояться, проявиться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям. Дифференцированное обучение сводится к выявлению и к максимальному развитию способностей каждого учащегося. Существенно, что применение дифференцированного подхода на различных этапах учебного процесса в конечном итоге направлено на овладение всеми учащимися определенным программным минимумом знаний, умений и навыков. Дифференцированная организация учебной деятельности с одной стороны учитывает уровень умственного развития, психологические особенности учащихся, абстрактно-логический тип мышления. С другой стороны - во внимание принимается индивидуальные запросы личности, ее возможности и интересы в конкретной образовательной области. Игровые технологии Игра является, пожалуй, самым древним приемом обучения. В отличие от игры вообще педагогические игры обладают существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, учебно-познавательной направленностью. Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся. При планировании игры дидактическая цель превращается в игровую задачу. Учебная деятельность подчиняется правилам игры. Учебный материал используется как средства для игры. В учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую. Успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом. Метод проектов Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник в самом начале XX века. Но суть ее остается прежней - стимулировать интерес ребят к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний и умение практически применять полученные знания, развитие критического мышления. Это комплексный метод обучения, позволяющий строить учебный процесс исходя из интересов учащихся, дающий возможность учащемуся проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей учебно-познавательной деятельности, результаты которой должны быть "осязаемыми". Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с интерактивными методами обучения, проблемным и исследовательским методом обучения. Таким образом, вышеозначенные технологии позволяют добиться решения основной задачи: развития познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развития критического и творческого мышления.

План работы



Этапы работы

Мероприятия

Установочный

2011 г. 1. Анализ профессиональных затруднений, формирование педагогической проблемы в контексте разработки индивидуальной темы. 2. Определение целей и задач темы, содержания самообразования опираясь на научно-методическую тему школы, ШМО. 3. Составление плана работы по выбранной теме самообразования, осмысление последовательности своих действий, прогнозирование результатов. 4. Изучение методической, педагогической и психологической литературы.

Учебный

2011-2012 г. 1. Ознакомление с положением исследуемой проблемы в современной педагогической науке. 2. Изучение опыта работы педагогов по выбранной теме. 3. Систематизация материалов методической, педагогической и психологической литературы по теме. 4 .Корректировка работы

Практический

2013-2014 г. 1.Накопление педагогических фактов: подбор, анализ, проверка новых методов работы, постановка эксперимента. 2.Практическая работа с систематическим изучением литературы. 3.Посещение уроков у учителей начальных классов школы, района, работающих над такой же проблемой. 4.Посещение семинаров. 5.Внедрение опыта работы, формирование методического комплекса. 6.Апробация разработанной модели на практике. Внесение необходимых корректив.

Теоретическое осмысление

2014-2015 г. 1.Анализ и обобщение накопленных фактов: усвоение психолого-педагогической, научно-методической и специальной литературы. Коллективные обсуждения педагогической литературы. 2.Открытые уроки на школьном уровне с последующим обсуждением открытых уроков по проблеме. Самоанализ и самооценка своих уроков. 3. Выступление на заседании МО учителей начальных классов, на педсоветах по теме самообразование. 4.Участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях. 5.Курсы повышения квалификации. 6.Участие в работе школьного сайта (периодическое обновление персональной страницы).



Итогово-контрольный

2016 г. 1.Подведение итогов самообразования, обобщение наблюдения, оформление результатов. 2.Описание проведенной работы и установленных фактов, их анализ, теоретическое подтверждение результатов, общие выводы и определение перспектив в работе. 3.Открытые уроки на школьном и районном уровнях. 4.Участие и результаты на районных олимпиадах, конкурсах, конференциях. 5.Консультативная помощь учителям и учащимся. 6. Творческий отчет о ходе работы по самообразованию. 7.Распространение опыта работы. Публикации на сайтах «Педсовет» и «Открытый класс»









Самообразование педагога Самообразование педагога есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Для того, чтобы учить других нужно знать больше, чем все остальные. Педагог должен знать не только свой предмет, и владеть методикой его преподавания, но и иметь знания в близлежащих научных областях, различных сферах общественной жизни, ориентироваться в современной политике, экономике и др.. Педагог должен учиться всему постоянно, потому что в лицах его учеников перед ним каждый год сменяются временные этапы, углубляются и даже меняются представления об окружающем мире. Способность к самообразованию не формируется у педагога вместе с дипломом педагогического ВУЗа. Эта способность определяется психологическими и интеллектуальными показателями каждого отдельного педагога, но не в меньшей степени эта способность вырабатывается в процессе работы с источниками информации, анализа и самоанализа, мониторинга своей деятельности и деятельности коллег. Однако, как бы ни были высоки способности педагога к самообразованию, не всегда этот процесс реализуется на практике. Причины, которые чаще всего называют учителя - это отсутствие времени, нехватка источников информации, отсутствие стимулов и др. Это всего лишь проявление инертности мышления и ленности ума, так как самосовершенствование должно быть неотъемлемой потребностью каждого педагога. Определим составляющие этой потребности, мотивы, побуждающие учителя к самообразованию: • Ежедневная работа с информацией. Готовясь к занятию, выступлению, родительскому собранию, воспитательному мероприятию, соревнованию и др. у педагога возникает необходимость поиска и анализа новой информации • Желание творчества. Учитель - профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же пожелтевшему поурочному плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появиться желание большего. Работа должна быть интересной и доставлять удовольствие • Стремительный рост современной науки. Особенно психологии и педагогики. В эпоху автомобилей негоже пользоваться телегой • Изменения, происходящие в жизни общества. Эти изменения в первую очередь отражаются на учениках, формируют их мировоззрение, и соответственно, очень часто, формируют образ педагога как «несовременного человека» • Конкуренция. • Общественное мнение. Педагогу не безразлично, считают его «хорошим» или «плохим». Плохим педагогом быть обидно. • Материальное стимулирование. Категория учителя, мнение аттестационной комиссии, премии, надбавки, а может быть даже звания и правительственные награды - все это зависит от квалификации и мастерства педагога. Без постоянного усвоения новых знаний этого не добиться. • Интерес. Учиться просто интересно. Говорят: «Врачу - исцелись сам!» Как человек, который ежедневно учит, не будет постоянно учиться. Вправе ли он тогда преподавать?

Направления самообразования педагога Специфика педагогической деятельности такова, что для эффективной деятельности педагог должен владеть знанием собственного предмета, методиками его преподавания, психологией и педагогикой, иметь общий высокий уровень культуры, знать приемы риторики, основы мониторинга, обладать большой эрудицией. Этот перечень далеко не полон. Но без этих навыков учитель не может эффективно учить и воспитывать. Попробуем перечислить основные направления, в которых учитель должен совершенствоваться и заниматься самообразованием. • Профессиональное (предмет преподавания) • психолого-педагогическое (ориентированное на учеников и родителей) • психологическое (имидж, общение, искусство влияния, лидерские качества и др.) • методическое (педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения) • правовое • эстетическое (гуманитарное) • историческое • иностранные языки • политическое • информационно-компьютерные технологии • охрана здоровья • интересы и хобби • ... Оставим в конце списка многоточие, потому, что эти направления есть обязательный перечень, составленный на основании тех должностных функций, которые педагог выполняет в ОУ. Креативный педагог дополнит этот список собственными направлениями.

Источники самообразования В чем заключается суть процесса самообразования? Учитель самостоятельно добывает знания из различных источников, использует эти знания в профессиональной деятельности, развитии личности и собственной жизнедеятельности. Каковы же эти источники знаний, и где их искать? • Телевидение • Газеты, журналы • Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.) • Интернет • Видео, аудио информация на различных носителях • Платные курсы • Семинары и конференции • Мастер-классы • Мероприятия по обмену опытом • Экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты • Курсы повышения квалификации • Путешествия В общем случае, все источники делятся на источники знаний, способствующие личностному росту, и источники, способствующие профессиональному росту. Однако они могут способствовать и тому и другому одновременно.

Формы самообразования педагога Все формы самообразования можно условно поделить на две группы: индивидуальная и групповая. В индивидуальной форме инициатором является сам педагог, однако руководители методических и административных структур могут инициировать и стимулировать этот процесс. Групповая форма в виде деятельности методического объединения, семинаров, практикумов, курсов повышения квалификации обеспечивает обратную связь между результатами индивидуального самообразования и самим учителем. Организовывается чаще всего руководством отделов образования и, к сожалению, в современной школе часто является единственным стимулом к самообразованию педагога.

Составляющие процесса самообразования педагога Если представить деятельность педагога в области самообразования списком глаголов, то получится: читать, изучать, апробировать, анализировать, наблюдать и писать. Какова же предметная область приложения этих глаголов? Изучать и внедрять новые педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения • Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом • Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности • Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики • Систематически интересоваться событиями современной экономической, политической и культурной жизни • Повышать уровень своей эрудиции , правовой и общей культуры Теперь сформулируем конкретные виды деятельности, составляющие процесс самообразования, напрямую или косвенно способствующие профессиональному росту педагога: • Систематический просмотр определенных телепередач • Чтение конкретных педагогических периодических изданий • Чтение методической, педагогической и предметной литературы • Обзор в Интернете информации по преподаваемому предмету, педагогике, психологии, педагогических технологий • Решение задач, упражнений, тестов, кроссвордов и других заданий по своему предмету повышенной сложности, или нестандартной формы • Посещение семинаров, тренингов, конференций, уроков коллег • Дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами • Изучение современных психологических методик в процессе интерактивных тренингов • Изучение иностранных языков, для чтения информации о достижениях мировой педагогики • Систематическое прохождение курсов повышения квалификации • Проведение открытых уроков для анализа со стороны коллег • Организация кружковой и внеклассной деятельности по предмету • Изучение информационно-компьютерных технологий • Посещение предметных выставок и тематические экскурсии по предмету • Общение с коллегами в школе, районе, городе и в Интернете. • Ведение здорового образа жизни, занятия спортом, физическими упражнениями. Болезни - большое препятствие для профессионального роста.

Результат самообразования Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений. И в личном плане самообразования учителя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок. Каковы могут быть результаты самообразования учителя на некотором этапе? (самообразование непрерывно, но планировать его нужно поэтапно) • повышение качества преподавания предмета (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество ) • разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования • разработка новых форм, методов и приемов обучения • доклады, выступления • разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей • выработка методических рекомендаций по применению новой информационной технологии • разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям • создание комплектов педагогических разработок • проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме)

Продуктивность процесса самообразования Самообразование педагога будет продуктивным, если: • В процессе самообразования реализуется потребность педагога к собственному развитию и саморазвитию. • Педагог владеет способами самопознания и самоанализа педагогического опыта. Педагогический опыт учителя является фактором изменения образовательной ситуации. Учитель понимает как позитивные, так и негативные моменты своей профессиональной деятельности, признает свое несовершенство, а следовательно, является открытым для изменений. • Педагог обладает развитой способностью к рефлексии. Педагогическая рефлексия является необходимым атрибутом учителя-профессионала (под рефлексией понимается деятельность человека, направленная на осмысление собственных действий, своих внутренних чувств, состояний, переживаний, анализ этой деятельности и формулирование выводов). При анализе педагогической деятельности возникает необходимость получения теоретических знаний, необходимость овладения диагностикой - самодиагностикой и диагностикой учащихся, необходимость приобретения практических умений анализа педагогического опыта. • Программа профессионального развития учителя включает в себя возможность исследовательской, поисковой деятельности. • Педагог обладает готовностью к педагогическому творчеству. • Осуществляется взаимосвязь личностного и профессионального развития и саморазвития.




Организация процесса самообразования Участниками административного процесса контроля за самообразованием являются: директор, завучи по учебно-воспитательному процессу, методист, руководители школ молодого педагога, педагогический коллектив школы и конечно, самое главное лицо - сам педагог. Администрация школы и методисты контролируют своевременный выбор темы работы, личного плана самообразования учителя, наблюдают за этапами их выполнения. Они же организовывают отчетные работы в форме обобщения опыта, докладов, сбор и анализ отчетной документации, презентации результатов работ перед педагогическим коллективом. Педагогический коллектив может рекомендовать методистам города показать лучшие результаты самообразования учителей за рамками педагогического коллектива школы. На основании гласного обсуждения работы педагога будут решаться вопросы повышения категории, надбавок, премий и других способов поощрения творческих педагогов. .

Личный план самообразования педагога


На основании выбранной темы учитель разрабатывает личный план работы над поставленной перед собой проблемой. В плане указываются: • название темы • цели • задачи • предполагаемый результат • этапы работы • сроки выполнения каждого этапа • действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой • способ демонстрации результата проделанной работы • форма отчета по проделанной работе По окончании работы над темой каждый учитель должен написать отчет с анализом, выводами и рекомендациями для других учителей.











© 2010-2022