Конспект урока обучения грамоте на тему Правила правописания ча-ща, чу-щу

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:





Ставропольский край

Новоалександровский р-н

Ст. Григорополисская

МОУСОШ №2



















Урок письма по теме: «Правила правописания ча-ща, чу-щу»

Цели:

- Работать над развитием познавательных способностей учащихся; над формированием навыков грамотного письма;

- Упражнять детей в написании со всеми изученными буквами;

- Повторять знания детей о звуках и буквах, правил оформления на письме предложений;

-Развивать наблюдательность и речь;

- Воспитывать положительное отношение к чувствам скромности и отрицательное - к хвастливости и зазнайству;

Оборудование:

Рисунки - портреты Незнайки и Мальвины, демонстрационные карточки (Рисунки 1-2), плакаты с заданиями (Рисунки 5-6-7), д/игра «Поезд» (Рисунок 4), папка почёта «Красиво писать - красоту творить».

Этапы

Содержание

Организационный момент




Актуализация знаний




Создание проблемной ситуации


Поиск решения





Первичное усвоение новых знаний


Конспект урока обучения грамоте на тему Правила правописания ча-ща, чу-щу.Конспект урока обучения грамоте на тему Правила правописания ча-ща, чу-щу.Конспект урока обучения грамоте на тему Правила правописания ча-ща, чу-щу.Конспект урока обучения грамоте на тему Правила правописания ча-ща, чу-щу.














Итог урока


- Ребята, обозначим в тетрадях дату на середине строки

(В это время должны поднять руки те дети, которые не получили тетради)

-И верно, ваши тетради очень понравились Мальвине. (Открывает её портрет). Она их положила в папку почёта, которая называется «Красиво писать - красоту творить».

- Писать нужно всегда аккуратно, красиво, а главное - разборчиво: выполняя верно написание букв и их соединений, соблюдая единое расстояние между буквами и словами. Писать всегда нужно с уважением к тем, кто будет читать ваше письмо.

- А кто читает то, что вы написали ( мамы, папы, бабушки, учительница, товарищи по классу.)

- А главное: уважать самих себя и свой труд. Значит, как будем писать? (Красиво, аккуратно, разборчиво). И будем учиться писать грамотно, без ошибок.

-Спасибо вам, ребята, за красоту и порядок в ваших тетрадях.

(Вручает под аплодисменты товарищей лучшие тетради ученикам)

Все дети записывают в тетрадях дату


Задание 1. Нужно преобразовать буквы, написанные на доске мелом в другие буквы с помощью цветного мелка и мокрой тряпочки.

У доски работают два ученика. (Рисунок на доске).


Задание 2. А в это время (фронтально) проводится игра «Угадайка».

Дети узнают букву и называют её ( например, «Это буква «А» прописная, «Это буква «в» строчная» (рисунок 1).

Конспект урока обучения грамоте на тему Правила правописания ча-ща, чу-щу.Конспект урока обучения грамоте на тему Правила правописания ча-ща, чу-щу.Конспект урока обучения грамоте на тему Правила правописания ча-ща, чу-щу.Конспект урока обучения грамоте на тему Правила правописания ча-ща, чу-щу.Конспект урока обучения грамоте на тему Правила правописания ча-ща, чу-щу.

Конспект урока обучения грамоте на тему Правила правописания ча-ща, чу-щу.Конспект урока обучения грамоте на тему Правила правописания ча-ща, чу-щу.

Задание 3. Что лишние? (записать на доске).

а) е, ё, и, ю, я; (Лишняя буква «и» - она не обозначает два звука.)

б) д, м, п, щ, х; (Лишняя буква «щ» - она обозначает всегда мягкий согласный звук.)

- А какие буквы ещё обозначают мягкие согласные звуки? (Буквы «ч» и «й».)

Загадка

Он не знает ничего!

Вы все знаете его.

Мне ответьте без утайки.

Как зовут его?


(Дети хором: Незнайка!)

Открывается портрет Незнайки.

-Незнайка записал буквы: Ч, Щ, Й. Он говорит, что они обозначают всегда мягкие согласные звуки и глухие. Вы с ним согласны? В чём он ошибся? ( Буква «й» обозначает не глухой согласный звук.)

Учитель стирает букву «й».

На доске написаны слова с пропущенной буквой (дач_, задач__, ч­__лок , уч__, щ__вель).

Фронтальная работа ( у детей карточки гласных букв). Мнение детей в выборе букв разделились.

- Чтобы узнать кто прав: «Послушаете сказку».

Жили-были на свете шипящие Ч и Щ, а неподалёку жили гласные У, Ю, А, Я, Жили дружно, и вот однажды решили буквы поиграть в прятки. Выпало водит шипящим. Остальные побежали прятаться. Сидят буквы в потайных местах, ждут, кода их искать будут. Шипящие во все щели заглянули, хорошо ищут, шуршат кругом - нашли уже некоторых. Вот только не как не могут найти гласные Ю и Я. Искали-искали, с ног сбились, - до вечера проискали. И вот спотыкаясь, обиженные, усталые, решили пойти домой. Проходят мимо соседнего домика и видят, что Ю и Я, как ни в чём не бывало сидят чай пьют с пряниками. Обиделись шипящие, с тех по у них и дружба врозь. Никогда не стоят они вместе, а только так: чу-щу, ча-ща.

- Так об этом говорится в сказке. А вы, ребята, как думаете, почему не нужно после букв Ч и Щ ставить буквы Ю и Я? (Буква Ч и Щ обозначают всегда мягкие согласные звуки. И нет необходимости их смягчат гласными Я и Ю).

На наборное полотно выставляются пары слогов:

ЧА - ЩА, ЧУ-ЩУ

Дети проговаривают хором правило:

«ЧА-ЩА - пиши с буквой А.

ЧУ-ЩУ -пиши с буквой У.»

ФИЗМИНУТКА.

Упражнение №1

На доске слова с пропущенными буквами.

Дач __ Задач__

Ч__лок Щ__вель

Дети объясняют, какую букву нужно вставить, при это проговаривается правило.

(Учитель вписывает цветным мелом нужную букву).

- Проговорим слова ещё раз и спишем их в тетрадь. Подчеркнём сочетания.

Упражнение №2

Работа над деформированным предложением.

Загадка.

Я хожу во все заливы,

Ищу какой-нибудь поживы.

(Щука)

-Какое ошибкоопасное место встретилось в слове щука?

(Рисунок 2).

Конспект урока обучения грамоте на тему Правила правописания ча-ща, чу-щу.

В

щука

леща

ловит

пруду

Конспект урока обучения грамоте на тему Правила правописания ча-ща, чу-щу.Конспект урока обучения грамоте на тему Правила правописания ча-ща, чу-щу.Конспект урока обучения грамоте на тему Правила правописания ча-ща, чу-щу.Конспект урока обучения грамоте на тему Правила правописания ча-ща, чу-щу.

-Слово щука приехало к нам на поезде и просит составить предложение.(В пруду щука ловит леща)

Учитель ставит вагончики в нужном порядке.

-Какие правила нужно вспомнить прежде чем записать это предложение?

(Дети повторяют правила заглавной буквы в начале предложения, раздельного написания слов друг от друга в предложении и правило написания щу и ща.)

-Проговорим предложение и запишем его на следующей строчке в тетрадь.

Упражнение №3

Д/игра «Отремонтируй слово» (Рисунок 3).

Слова спокойно жили в книжке,

Но книжку вдруг погрызли мышки.

Из слов буквы откусили

К себе в норку утащили.

-Спишите, вставляя пропущенные буквы.

а) Работают с комментированием у доски.

б) Индивидуальная проверка написанного в тетрадях.


Конспект урока обучения грамоте на тему Правила правописания ча-ща, чу-щу.

Физминутка.

Отгадайте, кто это?

В огороде Тит стоит,

Ничего не говорит,

Сам с грядок не берёт

И воронам не даёт.

(Чучело)


-Встанем дружно, ребята, и изобразим огородное чучело-пугало. (Дети импровизируют. Интересные образы чучел у ребят отметить)

Упражнение №4

-Ребята, тише- тише! Незнайка что-то хочет нам сказать

-О! Я всё запомнил! Я всё теперь знаю! Я грамотнее вас стал! Я вам написал записку:


Яхочуугоститьвасчаем

(ребята смеются)

-Дети какое правило не запомнил Незнайка?

(Слова в предложении пишутся отдельно друг от друга.)

-Прочитаем. Сколько здесь слов? Произнесём это предложение, отхлопывая каждое слово. Какое слов первое? Какое второе? Последнее?

-Составим схему этого предложения.

Один из учеников выполняет на доске схему.

-Запишите предложение, сверяя его со схемой.

Упражнение №5

-Незнайке очень стыдно а хвастовство и зазнайство. Он извиняется перед вами, пригласил нас на чаепитие. (Рисунок 4)

Конспект урока обучения грамоте на тему Правила правописания ча-ща, чу-щу.

-Какие слова приготовил он вам? Составим и запишем, проговаривая. О чём будем помнить, записывая эти слова? (ЧА пиши с буквой А).

Упражнение №6 на внимание

Учитель произносит предложение: Черепаха, не скучая, час сидит за чашкой чая.

-Какие слова с ЧА услышали? Назовите их. Какое правило нужно употребить, чтобы грамотно написать эти слова?

Упражнение №7 Самостоятельная работа

-Составьте по плакату (Рисунок 5) слова и запишите их.

-Проверим друг друга в парах.

Конспект урока обучения грамоте на тему Правила правописания ча-ща, чу-щу.

-Что нового узнали сегодня на уроке? (Дети повторяют хором изученные правила)

-А что, ребята вы положили в сердце? (Стыдно хвастаться и зазнаваться. А также нужно быть благодарными за помощь).


















© 2010-2022