Конспект урока по русскому языку на тему Одушевленные и неодушевленные имена существительные (2 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта

Предмет: русский язык

Класс: 2

Тема урока: «Одушевленные и неодушевленные имена существительные»

Тип урока обобщения и систематизации знаний и способов деятельности

Цели:

1. Образовательная: способствовать совершенствованию умений учащихся классифицировать имена существительные на одушевленные и неодушевленные.

2. Развивающая: развивать познавательный интерес, устную и письменную речь, операции мышления: анализ, сравнение, обобщение

3.Воспитательная: содействовать положительной мотивации учебной деятельности, осознанию обучающимися ценности изучаемого предмета, темы, привитию у воспитанников чувства любви и интереса к русскому языку, культуры общения и поведения, воспитывать бережное отношение к природе и любовь к ней.

4.Здоровьесберегающая: обеспечить необходимые условия для продуктивной познавательной деятельности учащихся, снятию умственного и физического напряжения.

Планируемые образовательные результаты:

Личностные

Метапредметные

Предметные

  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения

  • умение высказывать личные суждения

  • навыки сотрудничества с учителем и сверстниками в различных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить

  • выходы из спорных ситуаций;

  • установка на безопасный, здоровый образ жизни, мотивация к творческому труду, к работе на результат.


  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характер

  • формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в

ситуации неуспеха;

  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

  • активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

  • логические действия, установление аналогий, построения рассуждений;

  • готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; адекватно

  • взаимодействовать с партнёром, находить общее решение при выполнении работы в паре, группе.

  • первичному умению выражать собственное мнение, обосновывать его;

  • распознавать одушевленные и неодушевленные существительные ;

  • находить грамматическую группу слов - имена существительные, отличать от других частей речи;

  • определять у имени существительного значение

Основные понятия, изучаемые на уроке: части речи, имя существительное, одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

№ п/п

Этап

УУД

Деятельность

ЭОР

Время

Учителя

Обучающегося

1.







































2.














































3.











4.






5.








6.



Мотивация







































Актуализация знаний, умений.









Анализ изученного содержания











Выделение главного в изученном






Установление межпредметных и внутрипредметных связей








Рефлексия.

Личностные:

Самоопределение (мотивация учения, формирование основ гражданской идентичности личности).





Познавательные УУД:

Общеучебные:

- поиск и выделение информации;

Логические

- анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных)

- выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

Коммуникативные.

Постановка вопросов

( инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации).

Регулятивные:

Контроль (в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона)






Познавательные:

Общеучебные

- формулирование познавательной цели;

Логические. Анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных)

- синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты;

- выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

- подведение под понятие, выведение следствий;

-установление причинно-следственных связей;

Регулятивные: Целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно).

Коммуникативные:

Планирование (определение цели, функций участников, способов взаимодействия).

Постановка вопросов ( инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации).

Управление поведением партнёра точностью выражать свои мысли (контроль, коррекция, оценка действий партнёра умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли).





Познавательные:

Общеучебные

- формулирование познавательной цели;

Логические

- анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных)

- выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

- построение логической цепи рассуждений;

- доказательство;

Действия постановки и решения проблем:

- формулирование проблемы;

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.


Личностные УУД

Самоопределение (мотивация учения, формирование основ гражданской идентичности личности).

Общеучебные

- знаково-символические

- моделирование

Логические

- синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты;

-установление причинно-следственных связей;

Коммуникативные

Планирование (определение цели, функций участников, способов взаимодействия).

Управление поведением партнёра точностью выражать свои мысли (контроль, коррекция, оценка действий партнёра умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли).

Регулятивные:

Контроль (в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона)

Коррекция (внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта).

Оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения).

Волевая саморегуляция (способность к мобилиза

ции сил и энергии; способ

ность к волевому усилию - к выбору в ситуации мо

тивационного конфликта и к преодолению препятст

вий).

Регулятивные:

Оценка (выделение и осо

знание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осо

знание качества и уровня усвоения).

Личностные:

Нравственно-этического оценивания (оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личност

ный моральный выбор).

Организация начала урока. Долгожданный дан звонок, Начинается урок. Отправляемся сейчас, Зовёт мир путешествий нас!

Ребята, у нас сегодня гости. Повернитесь, улыбнитесь. Давайте поздороваемся


А теперь они хотят посмотреть на вас, как вы отвечаете, пишете, сотрудничаете, справляетесь с проблемами.

Ножки - вместе,

Спинки - ровно

И к уроку все готово!

- Ребята, а вы любите путешествовать

- Сегодня мы с вами отправимся в зимний лес. Хотите? - Но сначала давайте вспомним лесные правила.

- Итак, в путь.

Здесь нас встретят лесные обитатели, которые приготовили для вас задания.

Запишем: число, классная работа

Первое задание в зимнем лесу вам приготовил зайчик.

Минутка чистописания. -Зябко зайчику зимой По земле поземка, Заскользил по льду косой от лисы и волка. -Какой звук вы услышали почти в каждом из слов стихотворения?

- Давайте запишем красиво:

зм зв за зи зя зы

зима, зимний, зимовать …

- Какие задания с этими словами вы могли бы предложить одноклассникам.

- Продолжите ряд слов своими однокоренными словами (зимушка, зимовье).

Вы, наверное, уже догадались, какому времени года мы посвятим наш урок?

-А чего нам больше всего не хватает зимой? (Солнца)

- Правильно, поэтому за самые лучшие ответы вы сегодня будете получать «солнышки». Посмотрите на нашу шкалу для самооценки и запомните условные знаки:

Всё правильно. Молодец!

1 - 2 ошибки. Хорошо.

Повтори пройденный материал и всё получится

Оцените свою работу с помощью смайликов.

Следующее задание в зимнем лесу вам приготовила лиса. Словарная работа. Конспект урока по русскому языку на тему Одушевленные и неодушевленные имена существительные (2 класс)Конспект урока по русскому языку на тему Одушевленные и неодушевленные имена существительные (2 класс)Конспект урока по русскому языку на тему Одушевленные и неодушевленные имена существительные (2 класс)Давайте вспомним и запишем словарные слова на тему «Зима»: - Какие явления погоды можно наблюдать зимой? - Каких птиц можно увидеть сейчас в наших краях? - Каких животных можно увидеть в лесу зимой? - Запишите по порядку зимние месяцы. Самопроверка по слайду. Оцените свою работу.
- Что общего у всех этих слов? - На какие две группы можно их разделить? - Назовите одушевлённые имена существительные.

- Назовите неодушевлённые имена существительные.

Целеполагание. Определите основную тему нашего урока.

- Правильно, сегодня на уроке мы будем говорить об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных. Какие цели вы поставите себе на этот урок? Вспомним ….

Узнаем …


Научимся …

Подготовка к усвоению материала.

-Для успешной работы на уроке нужно повторить известный вам материал об этой части речи: работа в парах (задание совы): Игра «Продолжите фразу».

  • Имя существительное обозначает …
  • Имена существительные отвечают на вопросы … и …
  • Одушевлённые имена существительные отвечают на вопрос …
  • Неодушевлённые имена существительные отвечают на вопрос …

- Кого можно отнести в группу одушевлённых предметов?

- Что отнесём к группе неодушевлённых имён существительных?
Самооценка

Белочка хочет проверить, умеете ли вы отличать одушевлённые имена существительные от неодушевлённых.

ФИЗМИНУТКА

Игра. Если услышите существительное одушевлённое --встаёте, поднимаете руки вверх, неодушевлённое --садитесь на корточки. Белочка приготовила ловушки, слова, которые к существитель

ным не относятся, если их услышите, топаете ногами.

банка девочка мороз ягода котик машина воробей мама летит дождь щука солнышко бабочка врач черепаха берёза белая медвежонок

Следующее задание приготовили лоси.

1.Игра «Поможем лосям спуститься на землю» (проектор и эран).

Сформулируйте задание.

Группировка существительных по признаку одушевлённости.

- Оцените работу товарища.

-Обменяйтесь тетрадями, проверьте. Если нет ошибок, то пусть загорится солнышко, если 1 -2 ошибки, то покажите снежинку, а если больше ошибок, не расстраивайтесь, скоро загорится солнышко.

- Сделайте вывод, что же надо делать, чтобы определить одушевлённое существительное или нет?

2. Проблемная ситуация.

Волка попросили задать вопрос к словам

лисички

мышка

Он затрудняется.

-- Помогите ему.

-- Почему не можете?

(Подсказка: Какие лисички могут быть лисами, а какие нет?)

Приведите свои примеры слов, которые могут отвечать на оба вопроса. Придумайте предложения: 1 вариант - со словом «лисички» в разных значениях, 2 вариант со словом «мышка» в разных значениях. От чего будет зависеть вопрос, который будем задавать?

Групповая работа.

Организует работу в четвёрках по созданию проекта.

Организует проверку.

Организует самооценку.

Если останется время организует работу по индивидуальным разноуровневым карточкам.

1 уровень

Спишите слова. Над существительными надпишите од. или неод.

Синица, лед, снегирь, шарф, шуба, Снегурочка, зима.

Проверка

2 уровень

Спишите предложения. Над существительными надпишите од. или неод.

Наступила зима. Белое пушистое одеяло укрыло землю. Белка приготовила на зиму орехи.

Проверка

3 уровень

Составьте предложения, запишите. Над существительными надпишите од. или неод.

К, прилетели, кормушке, синицы, суетливые.

На, орехи, приготовила, белка, зиму.

Проверка


Наше путешествие подошло к концу. Пора подвести итоги.

Оцените свои успехи на уроке с помощью смайликов.

Спасибо за старание, ведь главное - желание

А навыки и знания с годами к вам придут.
























Если в лес пришёл гулять, Свежим воздухом дышать, Бегай, прыгай и играй, Только чур не забывай, Что в лесу нельзя шуметь, Даже очень громко петь, Испугаются зверюшки, Убегут с лесной опушки. Ты в лесу всего лишь гость. Здесь хозяин - дуб и лось. Их покой побереги,

Ведь они нам не враги!


Отвечают на вопросы.

Прописывают соединения букв и слова в тетради.

Предлагают варианты заданий:

- Определить части речи

- Выделить корень

- Подчеркнуть орфограммы

и т. д.





Осуществляют самооценку

Записывают словарные слова: мороз, метель, воробей, сорока, заяц, лисица, декабрь, январь, февраль,

Осуществляют самопровер

ку и самооценку.

Отвечают на вопросы.

- Это имена существительные.

- Одушевлённые и неодушевлённые.

- Воробей, сорока, заяц, лисица.

- Мороз, метель.

- Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

Ставят цели.

Вспомним, что обозначает имя существительное и на какие вопросы отвечает.

Какие имена существительные можно отнести к одушевлённым и какие к неодушевлённым.

Определять одушевленное имя существительное или неодушевленное.

Писать без ошибок.

Работают в парах.

Проверка:

4 ученика из разных пар читают по 1 предложению, остальные проверяют.


Людей и животных

Все остальные предметы, которые не являются людьми и животными.

Осуществляют самооценку

работы своей пары и своё участие в работе пары.


Выполняют упражнения.


По одному человеку выходят к доске и распределяют слова в две группы - «Одушевлённые» и «Неодушевлённые». Остальные записывают слова в тетрадях в два столбика.


-Задать вопрос.

Обсуждают ситуацию. Высказывают личное мнение. Делают вывод: это многозначные слова. Лисички - животные, лисички - грибы, мышка - животное, компьютерная мышка.


От лексического значения слова.

Работают в группах.

Раскладывают карточки так, чтобы получился пошаговый алгоритм для определения одушевлённости имени существительного.

2 человека работают у доски.

Сравнивают свою работу с тем, что получилось на доске. Высказывают своё мнение.

Командир группы оценивает работу своей группы.

Каждый оценивает своё участие в работе группы.

Работают по индивидуальным карточкам.






Сегодня на уроке мы .…

Мне было трудно …

- Я сомневался…

Мне понравилось…

Слайд 1




















Слайд 2
















Слайд 3













Слайд 4






















Слайд 5





















Слайд 6













Слайд 7













Слайд 8










Слайд 9














Слайд 10































Слайд 11



















Слайд 12



Электрон-

ное прилож. к учебнику «Русский язык»
















Слайд 13



Слайд 14





















Слайд 15








Слайд 16






















Слайд 17










Слайд 18








Слайд 19





Слайд 20









Слайд 21

















3 мин





































5 мин.

















































7 мин














































3 мин.


3 мин.



7 мин.



5 мин.




8 мин.








5 мин.





© 2010-2022