- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока кубановедения на тему Труд моих земляков
Конспект урока кубановедения на тему Труд моих земляков
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Панченко И.А. |
Дата | 25.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Тема урока: Труд моих земляков.
Класс: 2
Учитель: Панченко Ирина Александровна
Цели:
Познавательная. Познакомить с видами ремесел на Кубани.
Способствовать привитию интереса к урокам кубановедения.
Развивающая. Развивать любознательность, расширять кругозор, знания
старины, творчество, трудовые навыки и умения.
Воспитательная. Воспитывать чувство гордости и патриотизма за свой край,
уважение к людям различных профессий. Учить жить с верой в Бога.
«Если у Вас Бог будет на первом месте, всё остальное будет на своих местах.»
Оборудование:
Компьютер, мультимедийный проектор, экран, магнитная доска, презентация " Ремёсла Кубани», музыкальное оформление, аудиофайлы песен Кубанского народного хора, миска сделанная в стиле папье-маше, окрашенная в коричневый цвет. Кисть, гуашь.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Учитель: «Всякое дело казаки начинали с молитвы»
Молитва «Царю небесный» , настрой на урок.
II. Повторение изученого
Учитель:
Помолись, потрудись,
Только знай не ленись:
Без нужды проживёшь,
Да добра наживёшь.
-Ребята давайте вспомним, как называется наш край? Выберите правильный ответ.
а) Красноярский
б)Приморский
в) Краснодарский Слайд2
Ответ: Краснодарский Слайд 3
Стихотворение о Краснодарском крае читает ученик:
Земля моя приметная
Зоря моя рассветная
Дороженька заветная
Пшеничные поля
Отцы, чья стать не старится,
Сыны, что делом славятся
Ты все - Кубань моя.
-Звучит отрывок «Гимн Кубани» Слайд 4
-Друзья мои, какой образ казака вы слышите в словах гимна?
О тебе здесь вспоминаючи,
Как о матери родной,
На врага на басурманина
Мы идем на смертный бой.
О тебе здесь вспоминаючи,
За тебя ль не постоять,
За твою ли славу старую
Жизнь свою ли не отдать?
Ответы детей ( казак воин, он защищал свою землю, семью)
Учитель:
-А чем же казаки занимались в мирное время?
Ответы детей
Коренные жители станиц - казаки издавна занимались земледелием и скотоводством. Те, кто знал какое- либо мастерство занимались им
III. Открытие новых знаний.
- Какова же тема нашего урока?
Мы узнаем разгадав кроссворд. Слайд 4
Не летит, не пьет, в воде клюет.(Рыба)
Хлопотун Егорка
Взялся за уборку
В пляс по комнате пошел,
Оглянулся, чистый пол!(Веник)
У реки стеной стоит и все время шелестит. (Камыш)
На стене висит, болтается,
Всяк за него хватается и вытирается.(Полотенце, рушник)
Под крышей четыре ножки
А на крыше суп да ложки. (Стол)
Если встретишь на дороге
То увязнут сильно ноги
А сделать миску или вазу,
Она понадобится сразу. (Глина)
Как написать одним словом « сухая трава»? (Сено)
Ребята, давайте все вместе прочитаем, какое ключевое слово получилось?(ремесло)
И так, тема нашего урока: «Ремесла на Кубани» Слайд 5
-Что такое ремесло? Слайд 6
«Ремесло - профессиональное занятие - изготовление изделий ручным способом.»
Работа в группах:
-Я Вам сейчас раздам пословицы о ремесле, объясните их.
«Всякое ремесло честно, кроме воровства».
«Всякому молодцу ремесло к лицу».
«Не просит ремесло хлеба, а само кормит».
Ответы детей
- Молодцы ребята!
- На Кубани с давних времен люди занимались различными ремёслами.
Давайте кратко рассмотрим основные из них. Слайд 7
Давайте попробуем составить из этой абракадабры слова.( Разгадывание ребуса). Читаем ГОНплевытеЧАРшивНОЕкание. Слайд 8
-( Рассказывают дети)
Наши ребята подготовили сообщения о ремёслах.
Гончарное ремесло. Слайд 9
Никого не может оставить равнодушным работа гончара на гончарном круге.
Гончарное ремесло на Кубани было распространено в местах, где имелась глина, пригодная для изготовления керамики. В основном из глины делали простую посуда, незатейливые игрушки для детей, сувениры. Глину так же использовали для изготовления кирпичей. Из глиняной посуды самым распространенным был «глечик» - горшок с высоким широким горлом. В этой посуде в наши дни хранят молоко, сметану.
Ткачество и вышивка. Слайд 10
Искусство ткачества и вышивания всегда ценилось на Кубани. Сырьем для ткацкого ремесла служили в основном конопля и овечья шерсть. Посмотрите, какой нарядный рушник, украшенныйвышивкой!
Плетение, лозоплетение. Слайд 11
Очень интересный вид народного искусства - плетение из лозы, соломы, листьев початков кукурузы. Значительную часть домашней утвари жители кубанских станиц делали из гибкой ивовой лозы. Из листьев кукурузы плели кошельки, из соломы - большие шляпы /брыль/, из камыша, плелись колыбели, столы и стулья корзины, лукошки.
IV.Физкультминутка.
А вы спортом любите заниматься? Для поддержки спортивной формы проведем зарядку. (Музыкальное сопровождение)
Кузнечное дело. Слайд 12
На Кубани наиболее широкое распространение получила ковань - кузнечное дело. В древности очень ценилось железо и изделия из него. Кузнецы были главными мастерами.Они изготавливали все необходимое для быта - замки, ухваты, ножи, топоры, гвозди, подковы.
Обработка дерева. Слайд 13
Кубанские мастера по обработке дерева изготавливали: бочки, ведра, корыта, чаши, ложки, ступы, игрушки, доски. Особое значение придавали деревянной отделке дома. Мастер, который изготавливал бочкиназывался(бондарь)
V. Практическая работа.
Откроем учебник на стр. 47
Рассматриваем иллюстрации
Мы с вами сейчас представим себя мастерами гончарного дела. Вот миску мы уже изваяли, а теперь украсим ее орнаментом.
Наши кубанские орнаменты, как правило, делят на такие виды:
-
Геометрический
-
Растительный
-
Животный
-
Предметный
-
Смешанный.
Мы с вами будем украшать миску растительным орнаментом.
Итог урока:
- О каких ремёслах мы сегодня узнали?
- Каким ремеслом занимались?
Рефлексия:
Поднимите, смайлик один из трёх.
-Понравилось тебе, как ты работал на уроке.
Учитель:
-Мало гордится искусством своего народа в прошлом, надо быть достойным приемником лучших традиций.Я думаю, что многие из вас захотят стать приемниками народных традиций, и может быть в будущем, своим ремеслом прославят свое имя и свой край.
Спасибо за урок! Счастья вам, здоровья и добра.