Конспект урока Окончание имён существительных

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Конспект урока

Предмет: русский язык

Программа: Рамзаева Т. Г. Русский язык (Школа России)

Тема: Правописание безударных окончаний имён существительных.

Тип урока: обобщение и систематизация.

Класс: 4

Цель:закрепление и обобщение знаний

Задачи:

  • развивать умение видеть и анализировать имена существительные с безударным окончанием, формировать умение безошибочно писать безударные окончания имен существительных;

  • развивать речь, мышление, внимательность, орфографическую зоркость; коммуникативно-речевые способности

  • воспитывать интерес к родному языку


  • Учебная задача: применение способа правописания безударных окончаний имён существительных на письме.

Оборудоване: (для учителя) компьютер, мультимедийный проектор, экран; (для

учащихся) учебник «Рамзаева Т. Г. Русский язык. 4 класс», карточки с

дифференцированными заданиями, карточки - шаблоны «Окончания

имен существительных».

Ход: Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД Мотивация

(Слайд 2)

-Как вы понимаете пословицу «Умным никто не родился, а научился»

-Продолжим и мы свое обучение. Просмотрите видеофрагмент и сформулируйте тему урока. (Слайд 3)

-Мы вспомним и обобщимвсе, что знаем о правописании окончаний имён существительных.Это новый материал?

- Какие задачи поставим на уроке? Что нужно будет повторить?

-Сегодня на уроке мы должны повторить, какие действия нам необходимо выполнить для решения орфографических задач в безударных окончаниях имён существительных

-Для чего нам это нужно?

-Кроме того, нам сегодня предстоит познакомиться с ковым словарным словом.

-Человек не рождается со знаниями, он получает их в процессе обучения.

-Правописание безударных окончаний имен существительных.

-Нет

-1) Падежи и падежные вопросы. Склонения.

2) Способы проверки безударных окончаний имён существительных

3) Повторить и закрепить какие окончания бывают у существительных 1-го, 2-го и 3-го склонений

-Чтобы применять способправописания безударных окончаний имён существительных на письме. Чтобы не оказаться в ситуации мальчика (из видеофрагмента)

Личностные УУД (интерес к изучаемому материалу через игровой материал, установление значения результатов для удовлетворения своих потребностей, интересов, установление связи между целью и мотивом)

Коммуникативные УУД (умение вступать в диалог)

Регулятивные УУД (постановка учебной задачи, определение деятельности на урок) Актуализация знаний

-Начнем со словарной работы. (Слайд 4) Измените порядок букв, чтобы получилось слово.

-Назовите лексическое значение слова.

-Запишите слово, разделите его на слоги, поставьте ударение, разберите по составу.

-Составим синквейн со словом АДРЕС. Для этого объединимся в группы по 4 человека.

-Просклоняем слово адрес и заполним таблицу.(Слайд 5)

-АДРЕС

-Адрес - местожительство определенного лица или местонахождение учреждения, предприятия, организации и т.д.

ад-рес

окончание нулевое

корень-адрес

-Местонахождение; почтовый, домашний (электронный); написать, найти, сказать;

Я назвал свой адрес.

-(Заполняют таблицу на доске и в тетради)

Познавательные УУД (анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков) Фиксация индивидуального затруднения

-От чего зависит правописание окончаний?

-От части речи, к которой относится слово с безударным окончанием.

Познавательные УУД (умение ориентироваться в познавательном пространстве)

Выявление места и причины затруднения

-Как нужно действовать,
чтобы не допустить ошибку в правописании окончания имени существительного?

-Определить склонение и падеж существительного.

Познавательные УУД (умение ориентироваться в познавательном пространстве)


Построение проекта

- Назовите по порядку действия, которые следует выполнять, чтобы правильно решать орфографические задачи в безударных окончаниях имён существительных.(Слайд 6)

(Учащиеся заполняют алгоритм)

1. Поставить слово с безударным окончанием в начальную форму для того, чтобы определить склонение.

2. Определить падеж слова с безударным окончанием.

3. Вспомнить окончание существительного этого склонения в нужном падеже.

4. Для проверки: подобрать слово того же склонения, но с ударным окончанием.

5. Поставить в форму того же падежа, что и проверяемое слово, слово с ударным окончанием.

6. Записать то же окончание в безударную позицию.

Коммуникативные УУД (сотрудничество в поиске и сборе информации, умение участвовать в коллективном обсуждении, договариваться, приходить к общему решению) Познавательные УУД (информационный поиск, умение ориентироваться в познавательном пространстве, выделять необходимую информацию, перерабатывать и преобразовывать её, структурировать знания) Реализация проекта

-Проверим, как работает наш алгоритм.(Слайд 7)

Выполните нужные действия. Выбрав букву, вписывайте её в «окошко».

- Есть ли слова, стоящие в одном падеже?

- Сравните их окончания: всегда ли они одинаковы?

- Чем это можно объяснить?

- В каком падеже стоит последнее имя существительное?

- О какой особенности правописания окончаний имён существительных в творительном падеже после шипящих и «ц» мы должны помнить?

(В ходе работы для комментирования у доски на каждое слово вызывается отдельный ученик)

-Да. Это слова к кровати и по кроватке, стоящие в дательном падеже.)

-Нет

- У слов разные склонения -В творительном



-В именах существительных творительного падежа после шипящих и Ц пишется под ударением О, а без ударения Е

Коммуникативные УУД (умение слушать и слышать участвовать в коллективном обсуждении)

Познавательные УУД (произвольное и осознанное построение речевого высказывания)

Самостоятельная работа с самопроверкой

- Потренируемся, проверим усвоение материала, выполним упр. 236. (Слайд 8)Вставьте пропущенные окончания, над именами существительными укажите склонение и падеж.

(Один учащийся работает на оценку у доски, остальные - в тетради.)

(Несколько учеников, хорошо усвоивших тему, получают дифференцированное задание на карточках на оценку.)

Регулятивные УУД (умение контролировать результат своей деятельности)

Включение в систему знаний

-А теперь заполним таблицу «Окончания имен существительных», которая станет нашим верным помощником.(Слайд 9)

(Составляют сводную таблицу на карточках)

Познавательные УУД (умение делать выводы, обобщать и систематизировать, моделировать) Коммуникативные УУД (слушать и слышать другого)

Рефлексия

- Какое важное задание сегодня выполняли?

- Как проверить безударное окончание в именах существительных?

- Выполнение каких заданий вызвало трудности?

-Дома потренируйтесь в написании окончаний существительных, выполните упр. 239

- Отрабатывали умение писать безударные окончания имен существительных.

(Повторяют действий по алгоритму)

Регулятивные УУД (выделение и осознание того, что усвоено, осознание качества и уровня усвоения)

Коммуникативные УУД (оформление мыслей в устной форме) Познавательные УУД (осознанное построение речевого высказывания)

Литература:

  1. Гаряева Я. Ш. Поурочные разработки по русскому языку к учебному комплекту Т. Г. Рамзаевой (М.: Дрофа). 4 класс. М.: ВАКО, 2013

  2. Рамзаева Т. Г. Русский язык. В 2-х частях: учеб. для 4 кл. - М.: Дрофа, 2013

  3. school-collection.edu.ru/

© 2010-2022