- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока Окончание имён существительных
Конспект урока Окончание имён существительных
Раздел | Начальные классы |
Класс | 4 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Ананьева А.В. |
Дата | 10.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Конспект урока
Предмет: русский язык
Программа: Рамзаева Т. Г. Русский язык (Школа России)
Тема: Правописание безударных окончаний имён существительных.
Тип урока: обобщение и систематизация.
Класс: 4
Цель:закрепление и обобщение знаний
Задачи:
-
развивать умение видеть и анализировать имена существительные с безударным окончанием, формировать умение безошибочно писать безударные окончания имен существительных;
-
развивать речь, мышление, внимательность, орфографическую зоркость; коммуникативно-речевые способности
-
воспитывать интерес к родному языку
-
Учебная задача: применение способа правописания безударных окончаний имён существительных на письме.
Оборудоване: (для учителя) компьютер, мультимедийный проектор, экран; (для
учащихся) учебник «Рамзаева Т. Г. Русский язык. 4 класс», карточки с
дифференцированными заданиями, карточки - шаблоны «Окончания
имен существительных».
Ход: Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД Мотивация
(Слайд 2)
-Как вы понимаете пословицу «Умным никто не родился, а научился»
-Продолжим и мы свое обучение. Просмотрите видеофрагмент и сформулируйте тему урока. (Слайд 3)
-Мы вспомним и обобщимвсе, что знаем о правописании окончаний имён существительных.Это новый материал?
- Какие задачи поставим на уроке? Что нужно будет повторить?
-Сегодня на уроке мы должны повторить, какие действия нам необходимо выполнить для решения орфографических задач в безударных окончаниях имён существительных
-Для чего нам это нужно?
-Кроме того, нам сегодня предстоит познакомиться с ковым словарным словом.
-Человек не рождается со знаниями, он получает их в процессе обучения.
-Правописание безударных окончаний имен существительных.
-Нет
-1) Падежи и падежные вопросы. Склонения.
2) Способы проверки безударных окончаний имён существительных
3) Повторить и закрепить какие окончания бывают у существительных 1-го, 2-го и 3-го склонений
-Чтобы применять способправописания безударных окончаний имён существительных на письме. Чтобы не оказаться в ситуации мальчика (из видеофрагмента)
Личностные УУД (интерес к изучаемому материалу через игровой материал, установление значения результатов для удовлетворения своих потребностей, интересов, установление связи между целью и мотивом)
Коммуникативные УУД (умение вступать в диалог)
Регулятивные УУД (постановка учебной задачи, определение деятельности на урок) Актуализация знаний
-Начнем со словарной работы. (Слайд 4) Измените порядок букв, чтобы получилось слово.
-Назовите лексическое значение слова.
-Запишите слово, разделите его на слоги, поставьте ударение, разберите по составу.
-Составим синквейн со словом АДРЕС. Для этого объединимся в группы по 4 человека.
-Просклоняем слово адрес и заполним таблицу.(Слайд 5)
-АДРЕС
-Адрес - местожительство определенного лица или местонахождение учреждения, предприятия, организации и т.д.
ад-рес
окончание нулевое
корень-адрес
-Местонахождение; почтовый, домашний (электронный); написать, найти, сказать;
Я назвал свой адрес.
-(Заполняют таблицу на доске и в тетради)
Познавательные УУД (анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков) Фиксация индивидуального затруднения
-От чего зависит правописание окончаний?
-От части речи, к которой относится слово с безударным окончанием.
Познавательные УУД (умение ориентироваться в познавательном пространстве)
Выявление места и причины затруднения
-Как нужно действовать,
чтобы не допустить ошибку в правописании окончания имени существительного?
-Определить склонение и падеж существительного.
Познавательные УУД (умение ориентироваться в познавательном пространстве)
Построение проекта
- Назовите по порядку действия, которые следует выполнять, чтобы правильно решать орфографические задачи в безударных окончаниях имён существительных.(Слайд 6)
(Учащиеся заполняют алгоритм)
1. Поставить слово с безударным окончанием в начальную форму для того, чтобы определить склонение.
2. Определить падеж слова с безударным окончанием.
3. Вспомнить окончание существительного этого склонения в нужном падеже.
4. Для проверки: подобрать слово того же склонения, но с ударным окончанием.
5. Поставить в форму того же падежа, что и проверяемое слово, слово с ударным окончанием.
6. Записать то же окончание в безударную позицию.
Коммуникативные УУД (сотрудничество в поиске и сборе информации, умение участвовать в коллективном обсуждении, договариваться, приходить к общему решению) Познавательные УУД (информационный поиск, умение ориентироваться в познавательном пространстве, выделять необходимую информацию, перерабатывать и преобразовывать её, структурировать знания) Реализация проекта
-Проверим, как работает наш алгоритм.(Слайд 7)
Выполните нужные действия. Выбрав букву, вписывайте её в «окошко».
- Есть ли слова, стоящие в одном падеже?
- Сравните их окончания: всегда ли они одинаковы?
- Чем это можно объяснить?
- В каком падеже стоит последнее имя существительное?
- О какой особенности правописания окончаний имён существительных в творительном падеже после шипящих и «ц» мы должны помнить?
(В ходе работы для комментирования у доски на каждое слово вызывается отдельный ученик)
-Да. Это слова к кровати и по кроватке, стоящие в дательном падеже.)
-Нет
- У слов разные склонения -В творительном
-В именах существительных творительного падежа после шипящих и Ц пишется под ударением О, а без ударения Е
Коммуникативные УУД (умение слушать и слышать участвовать в коллективном обсуждении)
Познавательные УУД (произвольное и осознанное построение речевого высказывания)
Самостоятельная работа с самопроверкой
- Потренируемся, проверим усвоение материала, выполним упр. 236. (Слайд 8)Вставьте пропущенные окончания, над именами существительными укажите склонение и падеж.
(Один учащийся работает на оценку у доски, остальные - в тетради.)
(Несколько учеников, хорошо усвоивших тему, получают дифференцированное задание на карточках на оценку.)
Регулятивные УУД (умение контролировать результат своей деятельности)
Включение в систему знаний
-А теперь заполним таблицу «Окончания имен существительных», которая станет нашим верным помощником.(Слайд 9)
(Составляют сводную таблицу на карточках)
Познавательные УУД (умение делать выводы, обобщать и систематизировать, моделировать) Коммуникативные УУД (слушать и слышать другого)
Рефлексия
- Какое важное задание сегодня выполняли?
- Как проверить безударное окончание в именах существительных?
- Выполнение каких заданий вызвало трудности?
-Дома потренируйтесь в написании окончаний существительных, выполните упр. 239
- Отрабатывали умение писать безударные окончания имен существительных.
(Повторяют действий по алгоритму)
Регулятивные УУД (выделение и осознание того, что усвоено, осознание качества и уровня усвоения)
Коммуникативные УУД (оформление мыслей в устной форме) Познавательные УУД (осознанное построение речевого высказывания)
Литература:
-
Гаряева Я. Ш. Поурочные разработки по русскому языку к учебному комплекту Т. Г. Рамзаевой (М.: Дрофа). 4 класс. М.: ВАКО, 2013
-
Рамзаева Т. Г. Русский язык. В 2-х частях: учеб. для 4 кл. - М.: Дрофа, 2013
-
school-collection.edu.ru/