- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока по математике
Конспект урока по математике
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Шутова Е.А. |
Дата | 20.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
КОНСПЕКТ УРОКА
Тема: «Что такое задача»
Цели:
-
Познакомить учеников с частями задачи: условием, вопросом, решением и ответом.
-
Закрепить изученные приёмы сложения и вычитания, повторить состав чисел в пределах 10.
-
Совершенствовать навыки устного счёта.
-
Воспитывать активность, прилежание, доброжелательное отношение к друг другу.
ХОД УРОКА
I. Организационные моменты (мотивация)
Ребята, сядьте поудобнее и закройте глаза. Сделайте глубокий вдох и медленный выдох. Вспомните о вещах, которые когда-либо дарили Вам радость и хорошее настроение. Выберите что-нибудь, что Вам кажется в эту минуту особенно приятным. Возможно это будет капля дождя на лепестках розы, возможно освежающий прыжок в прохладу реки жарким днём: Припомните свои чувства и мгновения счастья (пауза) Теперь образ этого события и предмета, подарившего Вам радость, начнёт постепенно бледнеть, пока не растает. Но не забудьте своё ощущение радости, храни его. Теперь потянулись, выпрямились и открыли глаза.
А девиз нашего урока:
«На уроке не молчим, а всё время говорим:
Я пишу, я докажу, расскажу и покажу»
Включаю песенку «Незнайки»
- Послушайте и определите из какой сказки песенка?
II. Актуализация знаний.
Сегодня на уроке мы отправимся в необычное путешествие за новыми знаниями, с героями-коротышками, из книги Николая Носова «Приключения Незнайки». И вместе с Незнайкой и его друзьями мы будем открывать новые знания.
Вы готовы?
Посмотрите на доску, какое сегодня число?
- назовите предыдущее (10)
- дайте характеристику этого числа.
(число 10 - двузначное, записывается с помощью цифр 1 и 0, это число чётное, соседи числа 9 и 11, число 10 состоит из 9 и 1
8 и 2
7 и 3
6 и 4
5 и 5 и т. д.)
Коротышки как и вы тоже ходят в школу, им учитель предложил вот такие задания, а вы справитесь?
Устный счёт
Начинаем путешествие. Приготовили цифры.
-
У оленя 2 правые ноги, 2 левые ноги, 2 передние, 2 задние. Сколько ног у оленя?
-
Один медвежонок нёс 10 кг сахара, а другой 10 кг ваты. У кого ноша была тяжелее?
-
Из дупла выглядывает 8 беличьих хвостиков. Сколько бельчат в дупле?
-
Жуки устроили соревнования по бегу. В первом забеге участвовало три жука и столько же во втором. Сколько жуков бегало на перегонки?
-
Сколько лап у двух медвежат?
-
Утка стояла на одной лапке и весила 2 кг. Сколько она будет весить, когда встанет на две лапки?
Молодцы!
С первым заданием вы справились, а умеете ли вы решать примеры. Если решите правильно примеры, то узнаете тему урока.
Отгадайте мои загадки и по первым буквам узнаете тему урока.
2-«З»; 4-«А»; 3-«Д»; 1-«Ч»
3-1=2 2+2=4 4-1=3 3+1=4 3-2=1 5-1=4
Кто догадался, какая тема урока?
Верно. Тема урока «Задача»
Чему мы должны научиться?
Верно. Решать задачи.
Но прежде чем научиться решать задачи - нам надо разобраться - что такое ЗАДАЧА и чем она отличается от текста?
На доске два текста:
1 текст: Малыши собирали одуванчики для постройки воздушного шара. Они приготовили 4 корзины с пушинками и 11 корзин со стеблями одуванчиков. Было очень весело.
2 текст: Малыши собирали одуванчики для постройки воздушного шара. Они приготовили 4 корзины с пушинками и 11 корзин со стеблями одуванчиков. Сколько всего корзин приготовили малыши?
У меня на доске записаны два текста, прочитайте их и сравните. Чем эти тексты похожи и чем отличаются?
Первый текст - повествование;
Второй текст - задача, потому, что здесь есть числовые данные и вопрос.
Открываем учебник, сверим наш вывод с выводами учебника, стр. 62 №1
ФИЗМИНУТКА
Мы в проходах встали ровно,
Дружно делаем наклоны.
То вперёд, а то назад -
И по восемь раз подряд.
(Наклоны вперёд-назад)
А теперь мы будем делать
Шесть наклонов вправо-влево.
Руки в боки - раз, два, три.
Упражнение повтори.
(Наклоны вправо-влево)
Мы попрыгаем немного
(Прыжки на месте)
И пройдёмся по дороге.
(Ходьба на месте.)
За столы садимся дружно -
Нам теперь учиться нужно.
(Дети садятся за парты)
-
Работа по теме урока
На каждой парте - листы с текстом. Открываем учебник стр. 62 № 2
Вам уже приходилось решать задачи. Попробуйте сейчас найти задачу из предложенных текстов.
-
Авоська: Я принёс 2 корзины, а потом ещё 3. Как же я устал!
(Вывод - в словах Авоськи отсутствует вопрос, другими словами отсутствует то, что требуется найти)
-
Незнайка: Я собрал 5 корзин. Сколько же корзин я собрал?
(Вывод - Незнайка спрашивает о том, что и так известно. Для этого не нужно решать задачу)
-
Торопыжка: Я принёс 2 корзины, а потом ещё неcколько. Интересно, сколько всего?
(Вывод - в словах Торопыжки не достаточно данных, поэтому ответить на вопрос задачи не возможно)
-
Знайка: Нужно 20 корзин одуванчиков. Мы собрали 15. Сколько же корзин нужно наполнить одуванчиками?
(Вывод - слова Знайки можно назвать задачей. Есть данные, есть вопрос)
Чьи слова можно назвать задачей?
(Дети приходят к выводу, что задачей является только четвёртый из представленных текстов. Обсуждение 4 задачи)
- Что в данной задаче известно? (Собрали 15 корзин одуванчиков, нужно собрать 20 корзин)
То, что в задаче известно - это условие (вывешиваю «условие»)
Что в задаче надо найти? (сколько ещё корзин нужно наполнить одуванчиками).
То, что надо найти - это вопрос задачи (вывести табл. «вопрос»)
- Составим выражение к данной задаче и найдём его значение.
20 - 15 = 5
- Полученное равенство называют решением задачи, а значение выражения
(5 корзин) - ответом задачи РЕШЕНИЕ ОТВЕТ
Рядом с выражением, его ответом, должно быть обязательно наименование. Вот так должна выглядеть запись задачи
Решение: 20 - 15 = 5 (К.)
Ответ: 5 корзин
Вывод - из каких частей состоит задача?
УСЛОВИЕ ВОПРОС РЕШЕНИЕ ОТВЕТ
Кто сможет без подсказки назвать составные части задачи?
Проверим, так ли мы хорошо разобрались? Дополните высказывания героев.
Слова Авоськи - сколько всего корзин?
Слова Незнайки - дополнить так, чтобы появились другие данные. Например вчера я собрал 5 корзин, а сегодня 3, затем вопросы из учебника.
Слова Торопыжки - дополнить данными о том, сколько ещё он принёс корзин.
Дополнив высказывания героев, мы получили задачи (условие, вопрос, решение, ответ).
Работа в группах
1,4 группа (слабые дети):
Подчеркни условие (то, что мы уже знаем) зелёным карандашом, а вопрос красным карандашом. Маркером запишите решение.
Знайка прочитал сегодня 7 книжек, а Торопыжка 2 книжки. Сколько книжек прочитали коротышки вместе?
2,5 группа (средние дети):
Знайка прочитал сегодня 7 книжек, а Торопыжка 2 книжки. Придумать вопрос к задаче. Маркером запишите решение.
3 группа (сильные дети):
Сколько книжек прочитали Знайка и Торопышка вместе. Придумайте условие задачи. Маркером запишите решение.
Проверка.
Самостоятельная работа (первичное закрепление)
Стекляшкин придумывал задачи, но это у него получалось не всегда правильно. Найдите здесь задачи и раскрасьте только те кружочки, на которых задачи составлены правильно.
-
Пчёлы подарили медвежонку 5 банок вкусного мёда. Косолапый прыгал от радости.
-
Зайчик сгрыз 3 репки за завтраком и 4 за обедом.
-
У кабана в букете 6 ромашек и 3 колокольчика. На сколько ромашек больше чем колокольчиков?
-
Сколько мешков с зерном собрала осенью полевая мышь.
-
Лягушонок сделал 2 игрушечных кораблика, а бобрёнок - 4. Сколько всего корабликов у лягушонка и бобрёнка?
Проверка на слайде
ФИЗМИНУТКА
Математику мы учим, (закрываем, открываем глаза)
Много знаний мы получим. (круговое вращение зрачком глаз)
Думай, думай голова, (массажные движения у виска)
Решаем мы задачки (гладим по голове)
Руки вверх, и раз, два, три,
Выше, выше полетим.
А теперь наклоним вниз,
Ну-ка, рыбка, покажись.
Повороты вправо-влево,
Сели и взялись за дело.
РАБОТА В ПАРАХ
Каждой паре выдаётся листочек с заданием, на котором написан текст. Из текста необходимо составить задачу (приложение 1).
-
Итог урока (рефлексия)
- Что узнали нового? Какие части задачи запомнили?
Сегодня на уроке мы познакомились с понятием …. ЗАДАЧА
Сигнальным значком покажите кто понял из чего состоит задача?
У кого возникли затруднения?
Кому помогли соседи по парте?
Будьте справедливы.
Покажите какое у вас сейчас настроение
(смайликами)
Мне хочется отметить работу следующих учеников:
…..
Окончен урок и вас ждёт перемена
И шум в коридорах опять
Но хочется мне успеть непременно
Вам доброе слово сказать!
Спасибо за работу.
Включить музыку из сказки «Незнайка в солнечном городе». Проводить детей под музыку.
Приложение 1
Однажды на рассвете в ясное июльское утро Маша с папой взяли большие плетёные корзины и отправились в лес по грибы… В лесу было тихо и сумрачно, только кое-где солнечные лучи прорывались сквозь листву… Долго Маша с папой бродили по лесу… срезали найденные грибы… Набрали полные корзины. Стала Маша перебирать грибы, раскладывать их по сортам. «Смотри папа, у меня в корзине 4 больших гриба и 3 маленьких». Отгадай, сколько всего грибов собрала Маша?
7