- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа кружка Друзья природы
Рабочая программа кружка Друзья природы
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Рычина И.А. |
Дата | 14.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Управление образования Администрации г.Ижевска
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Центр детского творчества
Устиновского района г. Ижевска
СОГЛАСОВАНО
Протокол методического
совета ЦДТ
от______________№_____
УТВЕРЖДАЮ
Директор ЦДТ
___________В.А. Лобанова
«____»__________20__г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
1-го года обучения
к образовательной программе
«ДРУЗЬЯ ПРИРОДЫ»
(группа № 1, 2 года обучения )
Рычина И.А.
(на базе МБОУ СОШ№50)
Ижевск 2014
ПАСПОРТ ПРОГРАММНОГО ДОКУМЕНТА ПЕДАГОГА СОВМЕСТИТЕЛЯ
1
Ф.И.О., руководителя детского объединения: контактный тел.
Рычина Ирина Александровна
руководитель объединения "Друзья природы" 8-9090572433
2
Наименование детского объединения с указанием организационной формы (кружок, секция, отряд и т.д.)
Объединение «Друзья природы»
3
Вид программного документа
Рабочая программа к образовательной программе "Друзья природы"
4
Год обучения
2-й
5
Группа №
№1г.о.
6
Возраст детей
№ 9-10 лет
7
Направление деятельности (отметить нужное направление)
Социально-педагогическая
8
Предметная область
экология
9
На базе образовательного учреждения
МБОУ СОШ№50
10
Место проведения занятий: кабинет №
Кабинет № 315
11
Расписание занятий группы
№1- пн.-16.00-17.40
вт.- 15.00-16.40
сб. -11.50-13.30
Пояснительная записка
Краткую характеристику группы, возраст детей, особенности организации деятельности.
Рабочая программа для обучающихся 2-го года обучения предназначена для детей младшего школьного возраста. Возраст детей - 9-10 лет. Организация и проведение занятий строятся с учетом возрастных и индивидуальных особенностей развития каждого ребенка младшего школьного возраста. Основными возрастными особенностями младшего школьника, влияющими на его интерес и активность являются:
- высокая эмоциональность;
- любознательность;
- легкое переключение с одного вида деятельности на другой;
- быстрая утомляемость от однообразия работы;
- конкретно-образное мышление и др.
Цель, задачи данного года обучения
Формирование осознанного правильного отношения к объектам природы, находящимся рядом (формирование экологической культуры). Задачи. Образовательные:
-
Учить детей быть ответственными за свои поступки.
-
Формировать культуру поведения в природе.
-
Обогащать представления об окружающем мире.
-
Воспитывать бережное отношение к окружающей среде, необходимость рационально относиться к компонентам неживой природы.
-
Прививать любовь к природе, желание о ней заботиться.
- Способствовать развитию основных процессов мышления (анализ, синтез, сравнение).
- Развивать творческое воображение, познавательные возможности детей
Количество человек в группе - 15, группа №1.
Режим и продолжительность занятий - занятия проводятся 3 раза в неделю по 2 академических часа в понедельник с 13.00 до14.40, вторник с 14.00 до15.40.
Ожидаемые результаты 2-го года обучения. К концу обучения учащиеся должны знать:
-
Основы экологической культуры.
-
Некоторые особенности природы своего края.
-
Основные признаки времен года.
-
Значение природы для человека.
-
Группы растений и животных.
-
Некоторые охраняемые растения и животные своего края, страны.
-
Правила поведения в природе.
-
Особенности труда людей наиболее распространенных профессий.
должны уметь:
-
Различать объекты природы и объекты, не относящиеся к природе.
-
Выполнять правила личной гигиены.
-
Различать изученные растения, животных.
-
Вести наблюдения в природе под руководством руководителя кружка.
-
Подкармливать птиц в простейших кормушках.
-
Ухаживать за комнатными растениями и домашними животными.
-
Проводить поисково-исследовательскую деятельность под руководством руководителя кружка
- педагогическая диагностика;
- наблюдение педагога за деятельностью учащихся;
- тестирование по темам разделов программы;
- результаты соревнований, конкурсов, викторин;
- учет и фиксация личных достижений учащихся.
Учебно - тематический план 1-года обучения
Темы занятий
Всего
часов
Из них
Содержание
разделов
образов. программы
Часы
образов
программы
Форма
проведения
занятий
Форма подведение итогов
Дидактич.
материал и наглядные пособия
Технич.
средства
обучения
Тео-
рия
Прак-
тика
1. Введение в экологию
8
1
7
Введение
18
1.1.Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с наукой экологией.
2
1
1
Вводное занятие
2
Рассказ
1.2. Природа наш общий дом
2
-
2
Законы, охрана природы
2
Театрализованное мероприятие
методическое пособие
1.3. Природа наш общий дом
2
-
2
2
методическое пособие
1.4 Природа и мы
2
-
2
2
Игра «звездный час»
методическое пособие
2. Растения
66
22
44
Растения
66
2.1 Травянистые растения
2
1
1
Разнообразие растений. Строение растений. Виды растений. Растения-хищники. Значение растений в жизни людей.
2
Кинолекторий
методическое пособие, Видеофильм «Растения-хищники»
Проектор
2.2 Травянистые растения
2
1
1
2
Экскурсия в парк около школы.
методическое пособие
2.3 Травянистые растения
2
1
1
6
Беседа, практикум
2.4 Трава у нашего дома
2
1
1
2
Беседа по сказке
методическое пособие
Сказка «История оного цветника»
2.5 Трава у нашего дома
2
-
2
2
2.6 Первые цветы встречающие весну
2
1
1
Первые цветы встречающие весну
2
Ответы на вопросы по тексту. Рисунок.
Сказка «Весна в лесу».
2.7 Первые цветы встречающие весну
2
-
2
Первые цветы встречающие весну
2
2.8 Садовые растения
2
1
1
Разнообразие кустарниковых и ягодных садовых растений. Способы размножения садовых растений. Витамины и их польза.
2
Беседа, игра «Угадай, чей плод?»
методическое пособие
2.9 Комнатные растения
2
1
1
Разнообразие комнатных растений. Родина комнатных растений. Необходимые условия жизни комнатных растений в нашем климате. Особенности ухода за комнатными растениями.
2
Практикум
методическое пособие
2.10 Комнатные растения. Проект.
2
-
2
Влияние солнечного света на рост комнатных растений
2
Проект
методическое пособие, энциклопедии, справочная литература, интернет
2.11 Комнатные растения. Проект.
2
-
2
2
Проект
2.12 Комнатные растения. Проект.
2
-
2
2
Презентация
Проектор
2.13 Энергетика комнатных растений
2
1
1
Энергетические «доноры» и «вампиры». Изучение воздействия отдельных комнатных растений на организм человека (традесканция, герань, алоэ, фикус, золотой ус, фиалка, толстянка и др.). Фитонциды.
2
Беседа, практикум
Методическое пособие
2.14 Энергетика комнатных растений
2
1
1
2
Экскурсия: в цветочный магазин.
Методическое пособие
2.15 Деревья.
2
1
1
Хвойные и лиственные деревья. «Съедобные» деревья. Роль деревьев в жизни людей и животных.
2
Экскурсия в парк около школы.
Методическое пособие
2.16 Деревья.
2
1
1
2
Методическое пособие
2.17 Деревья, которые не могут жить без животных
2
1
1
Деревья тропиков. Осиные деревья. Деревья, опыляемые летучими мышами. «Крысиное» дерево. Муравьиные деревья.
2
Беседа, Игра «Кто больше?»
Методическое пособие
2.18 Лесные растения
2
-
2
Разнообразие растений леса. Особенности произрастания и цветения. Исчезающие виды растений. Охрана растений. Красная книга Удмуртии.
2
Беседа, практикум
Методическое пособие
2.19 Экологические проблемы и охрана природы в зоне лесов
2
-
2
Экологические проблемы леса. Причины экологических проблем. Что зависит от каждого из нас.
2
Кинолекторий
Видеофильм «Лесной пожар».
Проектор
2.20 Экологические проблемы и охрана природы в зоне лесов
2
1
1
Разновидности деревьев, игра «Угадай чей листочек»
2
Беседа, практикум
Методическое пособие
2.21 Лекарственные растения
2
1
1
Лекарственные растения. Места произрастания лекарственных растений. Способы приготовления отваров при различных заболеваниях (при простуде, витаминный чай). Правила сбора лекарственных растений.
2
Беседа, практикум
Методическое пособие
2.22 Тайны заветных трав
2
-
2
2
Кинолекторий
Методическое пособие, видеофильмы
Проектор
2.23 Первые цветы встречающие весну
2
1
1
Первые цветы встречающие весну
2
Пальчиковая гимнастика «Первоцветы в саду». Вопросы викторины
2.24 Первые цветы встречающие весну
2
-
2
Первые цветы встречающие весну
2
Пальчиковая гимнастика «Первоцветы в лесу»
2.25 Первоцветы
2
1
1
2
Игра «Поле чудес»
Методическое пособие
2.26 Необычные растения
Демонстрации: Практическая деятельность: Сочинение-загадка о любом интересном растении.
2
1
1
«Знаете ли вы…». Самые большие и самые маленькие растения, ядовитые растения, опасные растения и т.д. (Сведения энциклопедий и книги «Рекорды животных»)
2
Кинолекторий
Методическое пособие, видеофильм «Удивительные растения».
Проектор
2.27 Необычные растения
2
1
1
2
Беседа, практикум
Методическое пособие
2.28 Грибы.
2
1
1
Разнообразие грибов. Значение грибов в жизни леса. Ядовитые грибы. Первая помощь при отравлении грибами
2
Беседа, игра «Съедобный - несъедобный».
Тест
Методическое пособие
2.29 Грибы
2
1
1
Грибы
2
Кинолекторий
2.30 Мхи
2
1
1
Мхи
2
Обсуждение, составление кроссвордов
2.31 Мхи
2
1
1
Мхи
2
Сочинение сказки
2.32 Охрана растений
2
-
2
Бережное отношение к природе, правила поведения в лесу, на лугу.
2
Беседа, практикум
Методическое пособие
2.33 Обобщающее занятие о растениях
2
-
2
Итоговое занятие
2
Викторина
3. Животные
54
16
38
Животные
54
3.1 Пернатые друзья
2
-
2
Отряд птицы. Особенности строения птиц. Птицы самые маленькие и самые большие, летающие и нелетающие. Особенности питания птиц (растениеядные, насекомоядные, хищники). Птицы перелетные, оседлые, кочующие. Птицы наших лесов. Пищевые цепи. Охрана птиц.
2
Экскурсия
Методическое пособие
3.2 Пернатые друзья
2
1
1
2
Беседа, практикум
Методическое пособие
3.3 Пернатые друзья
2
-
2
2
Проект
Методическое пособие
3.4 Пернатые друзья
2
-
2
2
Проект
Методическое пособие
3.5 Пернатые друзья
2
1
1
2
Презентация
Проектор
3.6 Домашние животные»
2
-
2
Домашние животные. Отрасли животноводства. Породы домашних животных. Особенности жизни и содержания домашних животных.
Участие детей в выращивании домашних животных.
2
Экскурсия на ипподром
3.7 Домашние животные
2
1
1
2
Беседа, практикум
Методическое пособие
3.8 Животные живого уголка
2
1
1
Кошки, собаки, рыбки, попугайчики, морские свинки и др. Условия содержания. Правила ухода, кормления.
2
Составление памятки
Методическое пособие
3.9 Дикие животные
2
2
Дикие животные. Условия жизни и выживания. Дикие животные зоны лесов. Особенности размножения и питания. Значение диких животных в природе и жизни человека. Браконьерство. Защита диких животных.
2
Экскурсия в Ижевский зоопарк
3.10 Дикие животные
2
1
1
2
Беседа, практикум
Методическое пособие
3.11 Земноводные
2
-
2
Земноводные. Особенности строения земноводных. Приспособленность к условиям обитания. Польза и вред земноводных. Животные, занесены в Красную книгу.
2
Кинолекторий
Методическое пособие, видеофильм «Земноводные».
Проектор
3.12 Земноводные
2
2
2
Экскурсия в террариум или на передвижную выставку.
3.13 Земноводные
2
1
1
2
Беседа, практикум
Методическое пособие
3.14 Пресмыкающиеся
2
-
2
Пресмыкающиеся. Особенности строения тела пресмыкающихся. Места обитания. Приспособленность к условиям обитания. Отличие пресмыкающихся от земноводных. Самые большие, кровожадные, полезные пресмыкающиеся.
2
Кинолекторий
Методическое пособие, видеофильм «Пресмыкающиеся»
Проектор
3.15 Пресмыкающиеся
2
-
2
2
Экскурсия в террариум или на передвижную выставку.
3.16 Пресмыкающиеся
2
1
1
2
Беседа, практикум
Методическое пособие
3.17 Паутинное царство
2
1
1
Знакомство с видами пауков
2
Беседа по рассказу
3.18 Стрекозы
2
1
1
Разновидности стрекоз, размножение
2
Бесеа о стрекозах
3.19 О жуках
2
1
1
Жуки
2
Кинолекторий, игра «Звездный час», блиц-турнир
3.20 О жуках
2
1
1
Жуки
2
3.21 Преступник среди насекомых
2
1
1
Знакомство с колорадским жуком
2
3.22 О необыкновенной жизни обыкновенной божьей коровки
2
1
1
Знакомство с божьей коровкой
2
3.23 Бабочки
2
1
1
Бабочки
2
Посещение выставки. Рисунок
3.24 Бабочки
2
1
1
2
3.25 Необычные животные.
2
2
«Знаете ли вы…». Самые большие и самые маленькие животные, самые быстрые, самые прожорливые и т.д. (Сведения энциклопедий и «Книги рекордов Гиннеса»).
2
Кинолекторий
Методическое пособие, Видеофильм «Удивительные животные».
Проектор
3.26 Необычные животные.
2
1
1
2
Беседа, практикум
Тест
3.27 Обобщающее занятие о животных
2
-
2
Итоговое занятие
2
Викторина, коллаж
Зачет
4. Природа и человек
44
15
29
Природа и человек
44
4.1 Природа. Значение природы для людей
2
1
1
Природа живая и неживая. Значение природы для людей. Охрана природы.
2
Беседа, практикум
Методическое пособие
4.2 Природное равновесие
2
1
1
Природное равновесие
2
4.3 Природное равновесие
2
-
2
2
4.4 Знай и люби свой край
2
1
1
Знай и люби свой край
2
Беседа, командная игра
4.5 Воздух и Вода
2
-
2
Свойства воздуха и воды. Температура воздуха и воды. Три состояния воды, условия перехода из одного состояния в другое. Значение воды в жизни человека. Охрана воздуха и воды.
2
Экскурсия во двор школы, определение температуры воздуха
Методическое пособие
4.6 Воздух и Вода
2
-
2
2
Экскурсия на родник
Методическое пособие
4.7 Воздух и Вода
2
1
1
2
Беседа, практикум
Методическое пособие
4.8 Подземные сокровища
2
1
1
Драгоценные камни. Что такое драгоценные камни. Какие драгоценные камни существуют, как они выглядят в природе. Органические драгоценные камни.
2
Беседа, практикум
Методическое пособие
4.9 Подземные сокровища
2
-
2
2
Практикум
Методическое пособие
4.10 Человек - часть природы
2
1
1
Человек - часть природы
2
4.11 Взаимосвязи в природе
2
1
1
Взаимосвязи в природе
2
Составление кроссвордов, беседа
4.12 Взаимосвязи в природе
2
-
2
2
Рисунки
4.13 Организм человека. Органы и системы.
2
-
2
Организм человека. Органы чувств. Пищеварительная система. Наша пища и витамины. Первая помощь при отравлении
2
Кинолекторий
Методическое пособие, видеофильм «Органы пищеварения».
Проектор
4.14 Организм человека. Органы и системы.
2
-
2
2
Экскурсия в продуктовый магазин
4.15 Организм человека. Органы и системы.
2
1
1
2
Беседа, практикум
Методическое пособие
4.16 Организм человека. Кровеносная система
2
1
1
Значение и функции кровеносной системы. Болезни сердца современного человека. Тренировка сердца.
2
Кинолекторий
Методическое пособие, видеофильм «Циркуляция крови в организме человека».
Проектор
4.17 Организм человека. Кровеносная система
2
1
1
2
Беседа, практикум
Методическое пособие
Проектор
4.18 Организм человека. Опора тела и движение
2
1
1
Организм человека. Опора тела и движение. Значение скелета и мышц в организме. Здоровый образ жизни.
2
Составление схем
Методическое пособие
4.19 Организм человека. Опора тела и движение
2
1
1
Организм человека. Опора тела и движение
2
Практикум
Тест
Методическое пособие
4.20 Как человек воспринимает окружающий мир
2
1
1
Как человек воспринимает окружающий мир
2
Кинолекторий
4.21 Как человек воспринимает окружающий мир
2
1
1
2
Составление вопросов
4.22 Обобщающее занятие
2
1
1
Итоговое занятие
2
Викторина
Зачет
5 Охрана природы
26 44
9
35
Основные проблемы экологии, охрана окружающей среды
35
5.1 Спектакль «Экология и охрана окружающей среды»
2
2
2
Практикум
Методическое пособие
5.2 Спектакль «Экология и охрана окружающей среды»
2
2
2
Практикум
Методическое пособие
5.3 Спектакль «Экология и охрана окружающей среды»
2
2
2
Практикум
Методическое пособие
5.4 Спектакль «Экология и охрана окружающей среды»
2
2
2
Практикум
Методическое пособие
5.5 Спектакль «Экология и охрана окружающей среды»
2
2
2
Практикум
Методическое пособие
5.6 Тайны лесной тропинки
2
2
Экология родного края
2
Викторина
Методическое пособие
5.7 Давайте думать вместе
2
2
Основные проблемы экологии, охрана окружающей среды
Экскурсия в библиотеку. Работа с экологическими изданиями.
2
Кинолекторий
Методическое пособие
5.8 Экология и мы
2
2
Экология и мы
2
Игра
Методическое пособие
5.9 Экология и здоровье
2
Экология и здоровье
2
5.10 Влияние звуков на человека.
2
Влияние звуков на человека.
2
5.11 Питание и здоровье человека.
2
Питание и здоровье человека.
2
5.12 Основные сведения об экологии окружающей среды.
2
Основные сведения об экологии
2
5.13 Экологические проблемы.
2
Экологические проблемы.
2
5.14 Современные проблемы охраны природы
2
Современные проблемы охраны природы
2
5.15 Проект "Цветочный калейдоскоп"
2
Цветы подходящие для выращивания на школьной клумбе
2
Разбивка, оформление цветочных клумб на территории школы);
5. 16 Проект "Цветочный калейдоскоп"
2
2
5.17 Проект "Цветочный калейдоскоп"
2
2
5.18 Что мы знаем об отходах
2
2
Что мы знаем об отходах
2
Викторина
Методическое пособие
5.19 Экологическая сказка «В сказке Чудомира»
2
2
2
Практикум
Методическое пособие
5.20 Экологическая сказка «В сказке Чудомира»
2
2
2
Практикум
Методическое пособие
5.21 Экологическая сказка «В сказке Чудомира»
2
2
2
Практикум
Методическое пособие
5.22 Мы подводим итоги
2
2
2
Практикум
Тест
Методическое пособие
Итого
144
27
117
144
Таблица соотнесения часов образовательной программы «Друзья природы» и рабочей программы первого года обучения
№
п/п
Раздел образоват программы
Часы
Образоват.прог. (час)
Рабоч.прог
(часы)
% изменения и обоснование
1.
Введение в экологию
Всего
8
8
Изменений нет
Теория
1
1
Практика
7
7
2.
Растения
Всего
48
48
Изменений нет
Теория
13
13
Практика
35
35
3.
Животные
Всего
36
36
Изменений нет
Теория
7
7
Практика
29
29
4.
Природа и человек
Всего
26
26
Изменений нет
Теория
6
6
Практика
2
20
5.
Охрана природы
Всего
26
26
Изменений нет
Теория
-
-
Практика
26
26
ИТОГО
Всего
144
144
Теория
27
27
Практика
117
117