• Преподавателю
  • Начальные классы
  • Открытый урок по окружающему миру в 3 классе Достижения культуры России в XVIII-XIX веках. Как Россия у Европы училась» на Региональном семинаре 03. 04. 2015

Открытый урок по окружающему миру в 3 классе Достижения культуры России в XVIII-XIX веках. Как Россия у Европы училась» на Региональном семинаре 03. 04. 2015

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Учитель: Филиппова Елена Александровна

МОУ СШ пос.Ярославка Ярославский МР

Учитель начальных классов

Урок окружающего мира в 3 классе по теме

"Достижения культуры России в XVIII-XIX веках. Как Россия у Европы училась»"

Учитель: Филиппова Елена Александровна МОУ СШ пос.Ярославка Ярославский МР Ярославская обл

Тип урока: изучение нового материала.

Цель: ознакомить учеников с культурой России и Европы XVIII-XIX веков, сравнить достижения культуры России и Европы.

Задачи: -воспитательная

1) Вызвать у школьников устойчивый интерес к истории;
2) Способствовать появлению и упрочению таких качеств как коллективизм, чувство сплочённости, ответственности и единства;
3) Способствовать воспитанию патриотических чувств, гордости за свою страну и предков;

- развивающая

  1. Развитие аналитико-синтетического мышления - развитие умений классифицировать факты, делать обобщающие выводы. Формирование умения выделять существенные признаки и свойства явлений;

  2. Формирование оценочных умений

Ход урока

Этапы урока, изучаемый материал

Формирование УУД и технология оценивания учебных успехов

1

6 мин

Организационный момент
-Здравствуйте, ребята и уважаемые гости! Сегодня нам предстоит снова побывать в Российской империи. Наша река делает резкий поворот, а значит многое меняется.

-О ком же написал А.С. Пушкин эти слова:

То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник -
Он всеобъемлющей душой
На троне вечный был работник. (о Петре I) (РОЛИК)

-Каковы главные черты характера Петра?(неутомимый, волевой, хотел всё постичь сам, учился всю жизнь, трудолюбивый, настойчивый)

-Какое же прозвание получил Пётр I? (Великий)

Познавательные:

выявление сущности и особенностей объектов, находить ответы на вопросы по отрывку документального фильма

2

3 мин

Повторение и обобщение изученного ранее. Следствия реформ Петра I

-Почему же Петра прозвали Великим?(Прорубил окно в Европу)

-Давайте же перечислим деяния этого выдающегося человека( СХЕМА-РИСУНОК ОКНА с выводами детей)

Что нового появилось? (Новый календарь, первая газета «Ведомости»январь 1703 года, музей Кунсткамера, библиотека в 1714 году, появился морской флот, открылись новые заводы, строились новые города, храмы, развивались ремёсла, началось тесное общение со странами Европы)

Познавательные:

на основе анализа объектов делать выводы

Коммуникативные:

развитие умения слушать и понимать других

3

4 мин

Постановка целей и задач. Формулировка темы урока. Мотивация учебной деятельности

На прошлом уроке мы мало времени уделили вопросу о начале тесного общения России со странами Европы(Англия, Финляндия, Италия, Швеция, Голландия).

У нас возникли три предположения, над которыми нам предстоит сегодня поработать:

  1. Россия отказалась от своей культуры и переняла европейскую.

  2. Россия не отказалась от своей культуры и не приняла европейскую.

  3. Россия частично отказалась от своей культуры и частично приняла европейскую.

-Давайте попробуем сформулировать тему урока:

«Культура России и Европы в XVIII-XIX веках»

Коммуникативные:

оформление своих мыслей в устной форме

Регулятивные:

развитие умения выражать своё предположение на основе работы с высказываниями, прогнозировать предстоящую работу

4

3 мин

Физминутка

-Ребята , а хотели бы вы оказаться в то далёкое время? В те века?

Давайте закроем глазки и представим , что мы на машине времени отправились в то историческое время. (музыка, входит герой, это будет Михайло Ломоносов)

Личностные:

Развитие умения высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции

5

10 мин

Поиск решения проблемы

Михайло Ломоносов:

-Здоровонько, робятки! Зовут меня Михайло.Прибыл я из деревеньки Денисовка, Холмогорского уезда. Перечитал все книжки, которые у меня были, особливо изучил «Грамматику» Смотрицкого да «Арифметику» Магницкого. Школы-то у нас в округе нетутки, а уж больно мне науки познавать хочется. Слыхивал, что такие школы в больших городах есть, да тятька не пущает меня, рыбу, говорит, с ним ловить, особливой науки не надобно. Подсобите , братцы, что делать мне? (ехать учиться)-Всё равно отправлюсь учиться, а вам оставлю этот свёрточек, может вы разберёте, родненькие, шо за письмена такиё?-Прощайте!

-Что же за задания оставил нам Михайло?

Давайте понаблюдаем и сделаем вывод, изменилось ли что-либо в культуре России после реформ Петра I в XVIII -XIX веках?

( работа трёх групп)

1)сходство и отличие архитектурных памятников (Европы и России)

2)сходство и отличие в изобразительном искусстве (Европы и России)

3)сходство и отличие в одежде и обычаях (Европы и России)

(На карточках иллюстрации памятников XIII-XVIIв России и Европы, а также памятников России XVIII-XIXв. В центре даны окошечки, в которые дети наклеивают разрезные карточки- понятия данной эпохи, затем стрелочками сопоставляют, что же заимствовала Россия из этих эпох)

Вывод:

-Так давайте же снова вернёмся к нашим предположениям и сделаем вывод.

-Как вы думаете, что произошло с культурой России после 18 века?

После XVIII века Россия частично отказалась от своей культуры и частично приняла европейскую. (Действительно, после Петровских преобразований культура России во многом изменилась, но не отказалась от своих корней)

Познавательные:

развитие умения извлекать информацию из иллюстраций, представлять её в виде схем, на основе анализа объектов делать выводы, обобщать и классифицировать по признакам.

Регулятивные:

развитие умения работать по плану, оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Личностные:

развитие умения высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции

Коммуникативные:

умение работать в группе

6

2 мин

Физминутка

-и вот мы снова в машине времени отправились в 18 век. Закрываем глазки. (Музыка)

7

8 мин

Открытие нового знания. Рассказ о Ломоносове. Ученик:

Лишь к середине XVIII века нашёлся человек, который первым из россиян смог быть с европейскими «учителями» на равных. Вспомните того мальчика , который страстно хотел учиться. Что же с ним произошло?

(рассказ подготовленного ученика и презентация)

-В маленькой деревне близ Холмогор , в Архангельской губернии в крестьянской семье родился Михаил Васильевич Ломоносов. Отец его построил небольшой корабль и ловил рыбу. С 10 лет он брал мальчика с собой в море. Ранний труд сделал его сильным и выносливым: Михаил умел управлять кораблём, предвидеть штормы и бури, но больше всего на свете он хотел учиться. В 10-12 лет выучился грамоте у местного священника по учебникам «Арифметики» и «Грамматики».Вскоре у него умерла мама, и мачеха ругала Михайло за то, что он всё читает и мало помогает отцу. Только в 19 лет Ломоносов уходит из дома. Пешком, с рыбным обозом добирается до Москвы, поступает в Славяно-греко-латинскую академию.

- Он садится за парту с малыми ребятами, в самый низший класс, так как не знает латинского языка. Над ним смеялись одноклассники. Жил он впроголодь: одну копейку в день тратил на хлеб, одну- на квас и одну- на бумагу и перья для занятий. За 3 года Ломоносов изучил всё, чему учили 9 лет. Затем талантливого юношу направили на обучение в Санкт-Петербург, а потом в Германию. Всей жизнью Ломоносов доказал, что российские поэты и учёные не хуже европейских. Он занимался физикой ,историей, горным делом, писал стихи, организовал производство цветного стекла и изучал звёзды. Михаил Васильевич Ломоносов- первый русский академик.. В 1755 году он основал в Москве первый в России университет.

Заходит наш герой и произносит слова:

О вы, которых ожидает
Отечество от недр своих
И видеть таковых желает,
Каких зовет от стран чужих,
О, ваши дни благословенны!
Дерзайте ныне ободренны
Раченьем вашим показать,
Что может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать.

(и герой открывает листочки на макете дерева, на этих листочках, расположенных на кроне дерева ,-портреты выдающихся людей того времени)

На ствол дерева помещаем ПОРТРЕТ ЛОМОНОСОВА

Коммуникативные:

развитие умения слушать и понимать других, строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Личностные :

формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

8

5 мин

Контроль усвоения. Выражение решения проблемы.

Действительно, в России появились новые талантливые имена.

Посмотрите на это дерево. - Что было у истоков,у корней?.

( Русь жила по православным законам, соблюдала обычаи и традиции. Издревле люди украшали свои дома, строили храмы и города вокруг них. Развивались ремесла, появилось книгопечатание…) Появляется табличка на корнях дерева «Традиции, обряды, достижения русской культуры. Самобытность.» - Что повлияло на развитие русской культуры? (Европейская культура, хорошее европейское образование) На лейке появляется табличка «Европейская образованность, культура» -Россия взяла лучшие из традиций Европы и дополнила ими свою самобытную культуру. Век 19 по праву можно назвать ЗОЛОТЫМ веком русской культуры.(табличка на кроне дерева «Золотой век русской культуры»)

Люди, чьи имена сегодня звучали, свои необычайные способности использовали на благо своей родины, их достижения до сих пор поражают своим размахом и неповтори­мостью.

Коммуникативные:

оформление своих мыслей в устной форме

Личностные :

формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

Регулятивные:

осознание качества и уровня усвоения материала

9

4 мин

Итог урока. Домашнее задание.

Параграф 15 по рабочей тетради, индивидуальное задание: «Представьте, что Пётр I попал в наше время. Что бы вы ему рассказали о жизни России после его реформ. Напишите сочинение-миниатюру (до 10 предложений)»

Рефлексия

-Как вы чувствуете себя после нашего урока? (звёздочки на клеить на звёздное небо)

(Восхищённо- оранжевый, удивлённо- розовый, безразлично- жёлтый)

Регулятивные:

Осуществление познавательной и личностной рефлексии

Используемая литература.

  1. Е.В.Сизова, Д.Д.Данилина, М.Е.Турчина Методические рекомендации к урокам окружающего мира в 3 классе "Окружающий мир.Мое Отечество"; Москва, БАЛАСС, 2014.

  2. Ворожейкина Н.И., Виноградова Н.Ф.Беседы по истории россии «Наша Родина в прошлом», учебник для 3 класса,«Ассоциация XXI век»,Смоленск 2001

  3. Моя первая русская история. Составитель Головин Н.Н. Москва, Терра, 1999.

  4. Твоя Россия. Учебник-хрестоматия по истории 3 класс. Составители Чутко Н.Я., Родионова Л.Е. Ассоциация "Духовное возрождение", 2

Приложения к уроку

Россия до XVIII века

Россия в XVIII- XIX веках

Европа до XVIII века

Головной убор у женщин

Купола

Длинное мужское пальто

Духовность (православные кресты)

Парик у мужчин

Колонны

Корсет и пышность платья

Шпиль (острое возвышение)

Модные шляпы у мужчин(цилиндры, треуголки)

Обилие украшений на фасаде здания (лепнина, литьё)

Открытость частей тела у женщин (плечи, руки)

Деревянные постройки

Узкие мужские брюки (лосины)

Геометрическая абстракция (неразборчивость сюжета из геометрических форм)

Многолюдность

Нимб (сияние вокруг головы, символ святости)

Жанры (пейзаж)

Жанры (портрет)

Инструкция по выполнению задания в группе

1)Рассмотрите рисунки

2) Сравните их

3)Найдите то, что пришло в моду(архитектуру, живопись) России в XVIII-XIX веках из предыдущих веков.

4)Наклейте соответствующие таблички в среднюю колонку листа.(можно соединить стрелочками табличку и соответствующую ей картинку)

5)Сделайте вывод (наклейте его внизу листа).

Выводы:

Россия отказалась от своей культуры и переняла европейскую.

Россия не отказалась от своей культуры и не приняла европейскую.

Россия частично отказалась от своей культуры и частично приняла европейскую.



© 2010-2022