Научно-исследовательская работа

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«ПОСПЕЛИХИНСКАЯ СЕЛЬСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

Поспелихинский район

Алтайский край





Направление: искусство


Секреты бумажного листа

Научно-исследовательская работа


Научный руководитель: Красикова Наталья Владимировна,

учитель начальных классов МКОУ «Поспелихинсая ССОШ»

Участники проекта: ученики 2 класса

МКОУ «Поспелихинская ССОШ»

Поспелихинский район

2013 год

Оглавление


Этапы работы над проектом …………...3

Введение…………………………………5

Глава 1. История вопроса.……………...6

Глава 2. Исследование свойств бума…..7

Глава 3. Практическая часть………........

3.1.Изготовление бумаги……….....8

Заключение ………………………..…….9

Список источников и литературы….….10

Приложение…………..…..……………..11


Этапы работы над проектом

Содержание работы на этапе

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

1 ЭТАП. Подготовка

Проведение вводной беседы с целью формирования первичного представления об изучаемом объекте;

формирования интереса к данной теме;

создания условий и возможностей для дальнейшей исследовательской деятельности.

Актуализация знаний

Создание проблемной ситуации:


Предположения детей

На уроках технологии и окружающего мира, начиная с 1 класса, мы знакомились с бумагой, ее видами. К тому же дети занимаются в кружке «Волшебная бумага» и делают много поделок - оригами, аппликации, из папье-маше и другие красивые изделия.

-А почему для изготовления различных изделий мы используем разного вида бумагу?

-А как вы думаете, можно ли самим изготовить бумагу, что для этого нужно знать?

Выслушать детей и систематизировать догадки в форме плана исследования: - история возникновения бумаги,

- как люди раньше обходились без нее и на чем писали, -какие виды бумаги существуют, -из чего делают бумагу?

2 ЭТАП. Организация проектной и исследовательской работы

Плановые работы

Выбор темы и цели проекта (через проблемную ситуацию), определение количества участников проекта

Обсуждение темы с учителем, постановка цели, формулировка задач, выдвижение гипотезы

Предъявление заранее подготовленных памяток о порядке выполнения работы для каждого ученика. Помощь в постановке цели, задач, формулировке гипотезы

Определение источников информации.

Планирование способов её сбора.

Планирование итогового продукта (формы представления результата)

Выдвижение идей, высказывание предположений, определение сроков работы (поэтапно), распределение обязанностей среди членов команды

Выработка плана действий (как сделать?)

Определение основных методов

Исследовательская деятельность

Сбор информации, проведение исследований, доказательство гипотезы.

Основные методы исследования: поиск информации, анализ литературы, наблюдение, сравнение, эксперимент и обобщение результатов.

Сбор информации об истории возникновения бумаги, способах её изготовления.

Исследование бумаги, фиксирование результатов в виде таблиц, фотографий, записей.

Проектная работа - изготовление бумаги в домашних условиях.

Наблюдение, советы, косвенное руководство деятельностью, организация и координирование отдельных этапов проекта.

Результаты и выводы

Анализ информации. Формулировка выводов. Оформление результатов

Анализ информации. Оформление результатов в виде презентации

Наблюдения, советы, помощь в оформлении работы

3 ЭТАП. Представление готового продукта (презентация)

Представление результата работы на школьной и районной конференции научно-исследовательских работ.

Отчет, ответы на вопросы слушателей, полемика. Отстаивание своей точки зрения, формулировка окончательных выводов

Корректировка готовой работой, формулировка вопросов как от рядового участника

4 ЭТАП. Оценка процессов и результатов работы

Оценка работы

Участие в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок

Оценивание усилий учащихся, креативности мышления, качества использования источников, потенциал продолжения работы по выбранному направлению

















Введение.
Актуальность: Бумага играет огромную роль в жизни людей. Её открытие - чудо, одно из величайших изобретений человечества. Появившись однажды, бумага прочно утвердилась на Земле и, не зная конкурентов, победно идёт через столетия. Мы все в той или иной степени повседневно сталкиваемся с бумагой и изделиями из неё. Дружба, начавшаяся с ней в детстве, не прекращается всю жизнь. Дома, на улице, в магазине, в школе мы рады этой встрече. С бумагой связаны многие наши действия. Она нужна и для бытовых надобностей, и для того, чтобы написать письмо, и для творческой работы. На уроках технологии и окружающего мира, начиная с 1 класса, мы знакомились с бумагой, ее видами. К тому же дети занимаются в кружке «Волшебная бумага» и делают много поделок - оригами, аппликации, из папье-маше и другие красивые изделия. Ребята задались вопросом, а почему для изготовление различных изделий используется разная бумага? И тогда дети заинтересовались, а из чего вообще её делают, кто придумал бумагу, какие виды бумаги существуют, как люди раньше обходились без нее и на чем писали? Мы стали искать информацию в энциклопедиях, познавательных книгах, интернете, побывали с ребятами в нашей библиотеке, где нам предложили книги, в которых очень интересно рассказывается о бумаге, ее происхождении. Для ребят открылся целый бумажный мир. Из источников литературы, интернета дети узнали, что бумагой называют материалы, изготовленные преимущественно из специально обработанных растительных волокон, связанных между собой силами поверхностного сцепления в листовую форму. Объектом нашего исследования стала бумага. Предмет исследования: свойства бумаги Цель: попытаться изготовить бумагу в домашних условиях Задачи: 1. Изучить историю возникновения бумаги. 2. Исследовать и проанализировать свойства бумаги. 3. Изготовить бумагу в домашних условиях. Гипотеза: При изготовлении творческих работ мы используем яркую, цветную, гладкую, новую бумагу. Интересно, а можно ли самому сделать бумагу в домашних условиях? Методы исследования: поиск информации, анализ литературы, наблюдение, сравнение, эксперимент и обобщение результатов.





Глава 1.


История вопроса
В древние времена люди редко ездили из одной страны в другую, и каждому народу приходилось выдумывать разные вещи. Так было и с материалом для письма. Писать люди научились гораздо раньше, чем изобрели бумагу. Писали на сырых глиняных плитах. На дощечках, залитых воском. Египтяне придумали писать на папирусе. Другие приспособились писать на коже животных - пергаменте. На Руси писали на бересте. Бумагу изобрел в Китае примерно в 105 году Цай Лунь. Он нашел способ делать её из волокнистой внутренней части коры тутового дерева. Изготавливали её тогда так: долго растирали кору деревьев, обрывки шелковой ваты, ветошь, старые рыболовные сети размельчали и кидали в чан с водой, взбалтывали, пока не выходила однородная, водянистая, кашеобразная масса, которую черпали бамбуковой сеткой. Осадок, оставшийся лежать гладким слоем на сетке, просушивали. Позднее кто-то догадался, как улучшить качество бумаги, добавив в нее крахмал. Торговые караваны из дальних стран приезжали в Китай за товарами и как самую большую ценность покупали бумагу. Китайцы строго хранили свою тайну и 800 лет никто не смог её выведать. Но однажды арабы разбили китайское войско и захватили пленников. У пленных китайцев они выпытали способ изготовления бумаги. Делали бумагу вручную с применением самой примитивной техники. За день получали не более 100-120 килограммов. С развитием книгопечатания бумаги требовалось все больше. Тряпья, сбором которого занимались тысячи людей, не хватало. И тут решили испробовать дерево. Опыт удался - древесину расщепили на отдельные волокна и превратили их в бумажную массу. С тех пор и производят бумагу из дерева. Сейчас бумагу делают примерно также, только всё это выполняют машины. Бумагоделательные машины выпускают бумажную ленту шириной в несколько метров со скоростью 600-750 метров в минуту. И вот появилась бумага - простой, доступный для письма материал, приготовленный из сырья растительного происхождения.




Глава 2.


Исследование свойств бумаги


Мы попробовали исследовать бумагу, чтобы выяснить, какие свойства определяют ее внешний вид, качество и предназначение. А для этого провели следующие опыты:

Опыт №1. Влагостойкость бумаги ( см. Приложение )

Вывод: из проделанного опыта видно, что разная бумага имеет разные свойства. Одна хорошо впитывает воду (салфетка, писчая бумага, газетная бумага), а другая более влагостойкая (калька, обойная бумага, картон).

Опыт №2. Горючесть бумаги

Вывод: вся бумага горит. Но у разной бумаги разная скорость горения. Картон за отведённое время сгорел не полностью, обойная бумага выделяла много едкого дыма и не сгорела, бумажная салфетка, писчая бумага, калька, газетная бумага сгорели дотла.

Опыт №3. Мягкость бумаги

Вывод: картон, писчая бумага, обойная бумага, калька, газетная бумага не мягкие, а салфетка мягкая приятная на ощупь.

Опыт №4. Прочность бумаги

Вывод: разная бумага имеет разную прочность. Картон прочный, обойная бумага менее прочная, писчая и газетная бумага хорошо рвётся, санитарно-гигиеническая не прочная.

Результаты исследовательской работы представлены в виде таблицы.

(см. Приложение)











Глава 3.


Практическая часть


3.1 Изготовление бумаги Вооружившись полученными знаниями и необходимыми материалами, мы вместе сдетьми попробовали провести опыт, в результате которого у нас должна была получиться бумага собственного производства, но разного качества. Наша работа проходила в несколько этапов (Приложение):

1этап: В качестве основы для первого листа бумаги мы взяли цветные салфетки, а для изготовления второго листа использовали газетную бумагу. Измельчили их (можно порвать на мелкие кусочки руками или порезать ножницами, чем мельче, тем лучше)

2этап: Мы залили эти обрезки водой (кол-во значения не имеет), лучше, если вода будет тёплой.

3этап: Добавляем в нашу смесь чайную ложку клея ПВА, а в первую смесь ещё и столовую ложку крахмала, чтобы лист был эластичным и мог гнуться.

4этап: Мы перемешали эту смесь блендером, получилась жидкая кашица.

5 этап: Выкладываем кашицу на сетку (выкладываем тонким ровным слоем). Для этого лучше всего в ёмкость, на которой стоит экран (поднос, противень и т.п.) налить воды, так, чтобы она покрывала сетку с массой. Мы разровняли кашицу и потом слили всю воду.

6 этап: После этого промакиваем наш «лист» бумаги тканью до тех пор, пока он не станет почти сухой.

7 этап: Пришло время для окончательной сушки. Мы оставили лист для естественной сушки.


После окончательной сушки у нас получилась очень красивая и эластичная (за счет крахмала) бумага ручной работы, сделанная из салфеток, и бумага - менее привлекательная, но более твёрдая (без крахмала), изготовленная из газетных обрезков.






Заключение


Таким образом, цель, поставленная нами в самом начале работы, была достигнута: ребятам удалось изготовить бумагу в домашних условиях. Да, приятно почувствовать себя одним из создателей бумажного листа. "Рукотворная" бумага не похожа на бумагу машинной выделки: неравномерная по толщине, менее гладкая, слишком хрупкая - такая бумага не подойдет для печати. Но бумага ручного изготовления обладает одним неоспоримым достоинством - она эксклюзивна. За долгие века человек, опираясь на различные свойства бумаги, придумал множество способов её применения: во многих отраслях промышленности, медицине, а также в быту:

  • Бумага для печати - широко используемый вид бумаги, отличается высокой гладкостью, белизной; хорошо впитывает печатную краску (газетная, типографская, обложечная, этикеточная и др.).
  • Декоративная - бумага, имеющая окрашенную гладкую поверхность, или поверхность, внешне похожую на бархат, мрамор, кожу. Эта бумага применяется для отделки книжных переплетов, оформления книжно-журнальной продукции.
  • Бумага для письма, рисования - отличается малой впитывающей способностью и вы­сокой гладкостью(писчая, тетрадная, почтовая, копировальная, чертежная, ватман, бумажная калька, рисовальная и др.)
  • Упаковочная и оберточная бумага - бумага для упаковки продуктов.
  • Светочувствительная бумага - фотографическая бумага.
  • Впитывающая бумага - промокательная и др.
Но помимо бытовых, хозяйственных и производственных нужд бумага активно используется в творчестве. Изучая литературу, дети столкнулись с необычными возможностями обычной бумаги. С помощью такого привычного для них листа бумаги люди создают настоящие произведения искусства. И тогда дети заинтересовались, а можно ли из бумаги, собственного производства создать творческую работу, используя различные техники? Найти ответ на поставленный вопрос мы запланировали в своём дальнейшем исследовании в рамках кружка «Волшебная бумага».








Список используемой литературы


  1. Глен Веччионе. Сделай сам! 100 самых интересных самостоятельных научных проектов. - М.: «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2004
  2. Даль В. И «Толковый словарь живого великорусского языка».- М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002.
  3. Стивен У. Мойе «Занимательные опыты с бумагой» - М.:АСТ: Астрель, 2007
  4. calculate.ru/book/bumaga/klassifikaciya_i_vidi_bumagi/ Калкулэйт
  5. nkj.ru/archive/articles/16858/ Наука и жизнь

  6. koshkindom.com.ua/html/produkt/bumaga.html Кошкин дом




Приложения

  1. Таблица свойств бумаги
  2. Фотоотчет исследовательской работы
  3. Фотоотчет практической работы
  4. Компьютерная презентация


11


© 2010-2022