• Преподавателю
  • Начальные классы
  • Программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению для 2 класса (1-й год обучения) «Путешествие в страну этикета»

Программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению для 2 класса (1-й год обучения) «Путешествие в страну этикета»

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Товарковская средняя общеобразовательная школа №1»




«Рассмотрено»

Руководитель методического объединения учителей начальных классов

МКОУ «Товарковская

СОШ 1»

__________Р.А.Покровская Протокол №_____ от «___»___________2014г.


«Согласовано»

Заместитель директора

по УВР

МКОУ «Товарковская СОШ 1»

_________ С.А.Шустрова

«___»_________2014г.


«Утверждаю»

Директор МКОУ «Товарковская СОШ 1»

_________Е.А.Абрамова

Приказ №_______

от «___»_________2014г.






Программа

внеурочной деятельности

по духовно-нравственному направлению

для 2а класса(1-й год обучения)

«Путешествие в страну этикета»

на 2014/2015 учебный год







Составители программы:

Петрова Т.Н.,

учитель высшей категории


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа внеурочной деятельности общекультурного направления «Путешествие по стране этикета» разработана на основе программы И.С. Хомякова «Этика: азбука добра» (Сборник программ внеурочной деятельности под ред. Н.Ф. Виноградовой, 2011) и А.И. Шемшуриной «Этическая программа в начальных классах», требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, инструктивно - методического письма БелРИПКППС «Об основных направлениях развития воспитания в образовательных учреждениях области в рамках реализации ФГОС на 2013-2014 учебный год» и учетом образовательного процесса МКОУ «Товарковская СОШ №1и реализуется в рамках раздела учебного плана «Внеурочная деятельность» по духовно-нравственному направлению». Необходимость нравственного образования в школе начиная с начальных классов основывается на потребности общества в нравственно зрелой личности, способной следовать принятым в социуме нормам и правилам общения, нести моральную ответственность за свои действия и поступки. Нравственное взросление младших школьников связано прежде всего с тем, что идеи добра и справедливости, проблемы общения наиболее интересны для детей данного возраста. Актуальность и социальная значимость данного курса состоит в том, что он призван помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений и на их основе искать путь самовоспитания, саморазвития. Курс предполагает активное включение в творческий процесс учащихся, родителей, учителей, классных воспитателей. Практическая значимость данного курса состоит в том, что отношение к окружающей действительности формируется в совместной деятельности учителя и учащихся, а нормы нравственного поведения «выращиваются» с 1 класса. Курс «Путешествие по стране Этикета» является неотъемлемой и необходимой частью целостного образовательного процесса школы, так как соответствует её стратегической цели: «Создание условий для достижения нового качества образования, всестороннего развития личности учащихся». Цель настоящей программы: формирование у детей нравственных ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений, а также основ мировоззрения и самовоспитания. Задачи:

  • развивать духовное единство между детьми и учителем, устанавливать взаимное доверие;
  • предоставить возможности ребёнку проявить себя и своё отношение к окружающему миру;
  • научить детей всматриваться в мир, в людей, которые рядом, учить строить с ними отношения;
  • прививать детям стремление к постоянному познаванию, убеждать, что каждый может объявить войну своему невежеству.
Особенность данной программы - позволяет учащимся познакомиться с основными знаниями в области этики и этикета и закрепить их на практике.




ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА

Нравственное развитие личности учащегося как приоритетная цель начальной школы предполагает организацию нравственного образования младших школьников как в процессе изучения учебных предметов, так и во внеурочной деятельности в форме факультатива.

Принцип гуманизма лежит в основе отбора содержания нравственного образования, методов его реализации в учебно-воспитательном процессе. Он направлено прежде всего на развитие нравственного сознания как основы морального поведения, его мотивации, эмоциональной отзывчивости; на формирование умения осуществлять нравственный выбор.

Содержание курса ориентировано на игровые, творческие формы, работу с фольклорной и художественной литературой. Это позволяет в яркой форме довести до сознания ребёнка представления о внутреннем мире человека: его переживаниях, мотивах, сопровождающих выбор действия и являющихся двигателями поступков. Всё это в реальной жизни скрыто от внимания ребёнка, а использование художественного произведения позволит учителю прибегать к эмоционально-образной форме народных произведений и художественной детской литературы в целях развития личностно значимого поведения. Форма организации деятельности - внеурочное занятие:

  • игра, ролевые игры;
  • проектная деятельность,
  • работа с фольклорной и художественной литературой,
  • конкурсы-кроссворды,
  • уроки-спектакли,
  • экскурсии,
  • беседы,
  • праздничные мероприятия.

МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СТРАНЕ ЭТИКЕТА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Программа курса рассчитана на 1 год обучения:34 часа (1 час в неделю)



ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СТРАНЕ ЭТИКЕТА»



Содержание программы факультатива раскрывает:

- правила нравственного поведения и тот внутренний механизм, который определяет их сущность(потребность выполнять правила на основе понимания их необходимости;мотивация поведения, поступка, т.е. желание, стремление делать людям добро и не причинять зла, неудобства, неприятности);

- развитие способности увидеть нравственную ситуацию. Осознание нравственных правил как ориентира поступка: ситуация -

поведение - правило; от правила - к поведению. Оценка нравственныхпоступков.

- внутреннее принятие правил и норм нравственногоповедения. Стремление к выполнению норм. Переход от социального контроля (учитель, родители, дети) к самоконтролю. Формирование у детей понимания, что их нравственное взросление идёт от поступка к нравственным качествам на основе правил.


ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА


Личностные результаты:

  • начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения;
  • нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
  • неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
  • способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
  • уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к младшим;
  • знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.
Программа ориентирована на достижение 3 уровней метапредметных и предметных результатов: Первый уровень результатов - учащиеся должны знать о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп. Для достижения данного уровня результатов необходимо: сформировать позитивное отношение учащихся к занятиям этической грамматикой и к этическим нормам взаимоотношения с окружающими. Второй уровень результатов - получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества. Для достижения данного уровня результатов необходимо:
  1. Воспитать взаимоотношения обучающихся на уровне класса, то есть дружественной просоциальной среды, в которой каждый ребенок получает практическое подтверждение приобретенных знаний и начинает их ценить.
  2. Учащиеся должны получить опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.
Третий уровень результатов - получение обучающимися опыта самостоятельной общественной деятельности, ощущение себя гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для его достижения необходимо:
  • сформировать навык взаимодействия обучающихся с представителями различных социальных субъектов, в том числе за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:
  • на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;
  • на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности.
Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постоянным.


СИСТЕМА ОТСЛЕЖИВАНИЯ И ОЦЕНИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ Консультация, доклад, выставка, презентация, наблюдение, экскурсии, викторины, соревнования.


СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ

Тесты, устный опрос.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СТРАНЕ ЭТИКЕТА»


Школьный этикет (понятие об основных правилах поведения в школе) Правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой. Приход в школу без опозданий, правильная организация работы на уроке, учебное сотрудничество. Школьные перемены как время активного отдыха, игры. Поведение в столовой, правила поведения за столом. Универсальные учебные действия: - воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации; - оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене). Этика общения (взаимоотношения с другими людьми) Правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках. Знакомство с образом этих поступков с помощью художественных произведений, сказок, фильмов; посредством анализа близких детям жизненных ситуаций (школьного коллектива, семьи). Активное освоение в речевой и поведенческой практике вежливых слов, их значения в установлении добрых отношений с окружающими. Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим; добрые и вежливые отношения в семье, проявление элементарного уважения к родителям, близким (конкретные жизненные ситуации). Практическое знакомство с правилами коллективных игр, позволяющих играть дружно.без конфликтов. Пути выхода из конфликтной ситуации (преодоление ссор, драк, признание своей вины). Нравственное содержание ситуации (литературной, жизненной), оценка ситуации. Универсальные учебные действия: - использовать в речи слова вежливости; - участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания; - высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений); - создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный); - описывать сюжетную картинку (серию); - оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты; - самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы. О трудолюбии Значение труда в жизни людей. Учение как основной труд и обязанность школьника; виды труда детей в школе и дома (начальные представления). Прилежание и старательность в учении и труде. Трудолюбие как главная ценность человека. Элементы культуры труда. Стимулирование оценки учащимися собственного отношения к труду. Способы бережного отношения к вещам, созданным трудом других людей. Пути и способы преодоления лени, неумения трудиться (избавление от неорганизованности, недисциплинированности). Анализ и оценка своих действий во время уроков, труда, дежурства. Универсальные учебные действия: - проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок дня, корректировать его; - оценивать свои действия во время уроков, дежурств. Культура внешнего вида Культура внешнего вида как чистота, опрятность, аккуратность в человеке. Правила опрятности и их значение для здоровья, уважения окружающих, собственного хорошего самочувствия. Оценка внешнего вида человека, критерии такой оценки: аккуратность, опрятность, удобство, соответствие ситуации. Универсальные учебные действия: - воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в практических и жизненных ситуациях; - оценивать внешний вид человека. Внешкольный этикет Вежливое отношение к людям как потребность воспитанного человека. Особенности вежливого поведения в разных жизненных ситуациях (на улице, в транспорте, во время прогулок): уступить место маленьким и пожилым; за причинённые неудобства, неприятности надо извиниться. Правила вежливости в общении с ближайшим окружением: здороваться первым; доброжелательно отвечать на вопросы; взрослых называть на «вы»; говорить «спасибо» и «пожалуйста» и т. д. Правила поведения в общественных местах (в магазине, библиотеке, театре и т. д.): не мешать другим людям; соблюдать очередь; чётко и громко высказывать обращение, просьбу. Универсальные учебные действия: - использовать доброжелательный тон в общении; - оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах.



КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Разделы программы и темы учебных занятий

Содержание деятельности

учащихся

Форма

деятельности

Всего часов

Примерные сроки проведения

Примечание

План

Факт

I

Этика общения

Знать и уметь:

-историю, виды и значение этикета;

-культуру внешнего вида, правила гигиены;

-правила жизни в обществе;

-правила поведения в семейном кругу, отношения с близкими людьми;

-культуру поведения в общественных местах;

-общаться с одноклассниками и учителями, решать конфликтные ситуации;



8




1.1

Сопереживание. Помощь друзьям

Познавательная беседа. Игра

1

2.09



1.2

Дал слово - держи его

Познавательная беседа. Игра

1

9.09



1.3

Диалоги со сверстниками

Работа с картинками. Сценки-миниатюры

1

16.09



1.4

Добрым жить на белом свете радостно

Познавательная беседа. Игра

1

23.09



1.5

Подумай о других

Познавательная беседа. Чтение отрывка из сказки. Инсценирование.

1

30.09



1.6

Делу - время, потехе - час.

Работа с пословицами. Практическая работа. Работа в группах.

1

7.10



1.7

Подарок коллективу

Урок-сюрприз. Игры

2

14-21.10



II

Школьный этикет



9




2.1

Дисциплина в школе

Знать и уметь:

-культуру поведения в общественных местах;

-особенности поведения в школе;

-общаться с одноклассниками и учителями, решать конфликтные ситуации;

-общаться с представителями противоположного пола.

-проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь и др.


1

28.10



2.2

В библиотеке: любите книгу

Познавательная беседа.Игра.Посеще

ние библиотеки.

1

11.11



2.3

Твоя школа, твой класс: соблюдение чистоты и порядка

Путешествие в сказку. Просмотр мультфильма

1

18.11



2.4

Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались Познавательная беседа.

Разучивание песни

1

25.11



2.5

Вот школа, дом, где мы живем Познавательная беседа. Разучивание песни

1

2.12



2.6

Мы в школьной столовой

Практическое занятие. Разыгрывание ситуаций. Игра.

1

9.12



2.7

Мы пришли на урок

Познавательная беседа. Разыгрывание ситуаций. Анкетирование.

1

16.12



2.8

Зачем нужны перемены

Дискуссия

1

23.12



2.9

Умеешь ли ты себя вести в школе

Работа с картинками. Сценки-миниатюры

1

13.01



III

Культура внешнего вида

Знать и уметь:

-соотносить поступок с моральной нормой

-следить за своим внешним видом, за своим здоровьем, соблюдать гигиену;



4




3.1

Правила личной гигиены

Познавательная беседа. Игра

1

20.01



3.2

Бережное отношение к своей одежде

Познавательная беседа. Игра

1

27.01



3.3

Узнай себя. Юмористическая программа

Путешествие в сказку

2

03-10.02



IV

Внешкольный этикет

Знать и уметь:

-правила гостеприимства;

-правила дарения и получения подарков;

-правила оформления писем, поздравлений;

-правила ведения переписки в сети Интернет

-правильно общаться с незнакомыми и близкими людьми, разговаривать по телефону

-правила поведения в библиотеке,столовой


9




4.1

Дороги, транспорт, пеший путь

Познавательная беседа. Игра. Практическое занятие на улицах города

1

17.02



4.2

Вежливые слова Рассказ. Беседа. Игра. Просмотр мультфильма.

1

24.02



4.3

Ты и незнакомый человек

Познавательная беседа. Ролевые игры.

1

3.03



4.4

Взрослые и дети

Познавательная беседа. Ролевые игры.

1

10.03



4.5

Правила поведения в общественных местах

Познавательная беседа. Ролевые игры.

1

17.03



4.6

У нас праздник. Приглашение к празднику

Праздник. Рисунки.

1

7.04



4.7

Книжки нас учат. Занятие в библиотеке

Посещение школьной библиотеки

1

14.04



4.8

Бережное отношение к природе

Игра-конкурс «В гостях уприроды»

1

21.04



4.9

Экскурсия в краеведческий музей школы

Посещение школьного музея

1

28.04



V

О трудолюбии

Знать и уметь:

-различать основные нравственно-этические понятия;

-оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики

-способность к самооценке своих действий,


3




5.1

Учусь всё делать сам

Познавательная беседа.

Ролевые игры

1

5.05



5.2

Взаимопомощь дома и в школе

Познавательная беседа.

1

12.05



5.3

Беречь результаты труда

Организовать выставку поделок

1

19.05



VI

Обобщение знаний

Путешествие по лабиринту мудрых откровений. Игра

1




Всего часов:



34





МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Технические средства обучения

1.Экспозиционный экран

2.Мультимедийный проектор

3.Персональный компьютер
4.Интерактивная доска
5.Сканер, принтер, цифровая фотокамера

6.Документ-камера
1.Богданова О.С Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками. Москва, «Просвещение», 1982г. 2.Смирнов Н.А. Пособие для учителей и родителей учащихся начальных классов «Этика и этикет младших школьников». Москва, «Школьная Пресса», 2002г. 5.Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы/ Под ред. Н.Ф. Виноградовой. М.: Вентана-Граф. 2011. - 192с. -(Начальная школа ХХIвека) 6.Шемшурина А.И. Этическая грамматика в начальных классах. В помощь учителю. Часть1 - 2. - М.: Школа-Пресс, 1999.

© 2010-2022