Практическое занятие на тему Особенности памяти младшего школьника

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Практическое занятие на тему

"Особенности памяти детей младшего школьного возраста".


Виды памяти подразделяются в зависимости оттого, что запоминается или воспроизводится. Воспроизведение может относиться к движениям и действиям, выражаясь в образовании привычек и навыков, к наглядным содержаниям сознания (образам-представлениям предметов или слов), к мыслям и чувствам.

В соответствии с этим различают следующие виды памяти: наглядно - образная (лицо, звуки, цвет), словесно - логическая (понятия, термины, схемы), эмоциональную (чувства).

По виду анализатора, через который поступает информация память бывает слуховая, зрительная, двигательная (моторная) и смешанная.

В зависимости от характера деятельности, в ходе которой совершается запоминание, различаются непроизвольное и произвольное запоминание.

Память у детей младшего школьного возраста является достаточно хорошей. Память постепенно становится произвольной. Младшие школьники склонны к механическому запоминанию и в связи с этим развивается словесно-логическая память и умение управлять своей памятью, воспроизведение и самоконтроль.

В самом начале обучения самоконтроль у детей слабо развит и его совершенствование проходит несколько этапов. Сначала ученик может только многократно повторять материал при заучивании, далее он пытается проконтролировать себя, заглядывая в учебник, т.е. используя узнавание, затем в процессе обучения формируется потребность в воспроизведении. Исследования психологов показывают, что такая потребность возникает в первую очередь при заучивании стихотворений, а к 3 классу развивается потребность в самоконтроле при любом заучивании и совершенствуется мыслительная деятельность учащихся: учебный материал обрабатывается в процессе мышления (обобщается, систематизируется), что позволяет затем младшим школьникам более связно воспроизвести его содержание. В процессе запоминания и особенно воспроизведения интенсивно развивается произвольная память, и ко 2-3 классу ее продуктивность у детей, по сравнению с непроизвольной, резко возрастает.

Учебная деятельность требует от ученика волевых усилий. Чтобы запомнить, удержать в памяти учебный материал, независимо от того, интересует он его или нет. Продуктивность зависит от условий, которые создаются учителем и способов, которыми ребёнок пользуется для запоминания. Чем меньше дети, тем большую роль играет чувственное восприятие. Поэтому для запоминания используется наглядный материал. При этом макеты, пособия, картины следует использовать не только при запоминании, но и при воспроизведении.

Как и все процессы, процессы памяти изменяются в связи с общим развитием ребёнка. К числу таких изменений относятся, прежде всего, увеличение скорости заучивания и рост объёма памяти. При необходимости запомнить один и тот же материал маленький ребёнок тратит более времени и больше повторений, чем дети старшего возраста, а последние больше чем взрослые.

Приступая к учению в школе, дети уже умеют запоминать произвольно. Так первоклассник часто не помнит то, что было задано на дом (для этого требуется произвольное запоминание), хотя легко и быстро запоминают то, что интересно, что вызывает сильные чувства (непроизвольно). Чувства оказывают очень большое влияние на быстроту и прочность запоминания. Поэтому дети легко запоминают песни, сказки и сильные переживания.

Непроизвольное запоминание играет большую роль в учебной деятельности младшего школьника. Как показывают исследования к третьему-четвёртому классам непроизвольное запоминание становится более продуктивным. Продуктивность произвольного запоминания проявляется в том, что с возрастом увеличивается объём запоминания; ребёнок рассказывает больше подробностей и относительно глубоко передаёт содержание. Непроизвольное запоминание становится более осмысленным.

В зависимости от понимания детьми запоминаемого материала выделяют: осмысленное (логическое), механическое запоминание.

Основой логического запоминания является понимание, основой механического механическое повторение. При осмысленном - возникают обобщенные связи, отражающие существенные стороны и отношения; при механическом - отдельные единичные связи, отражающие несущественные стороны. Механическое заучивание у детей, как и у взрослых, менее эффективно, чем осмысленное; запомнить бессмысленный материал в детском возрасте труднее. Это объясняется тем, что заучивание без осмысления требует больших волевых усилий, а для детей это трудно.

Продуктивность запоминания зависит от побуждений, мотивов для запечатления материала ребёнок должен узнать, для чего он запоминает материал, и хотеть этого добиться.

Объём запоминаемого материала увеличивается если, если он включен в игровую или трудовую деятельность и с ним выполнялись какие-либо действия.

Для детей младшего школьного возраста очень важна интенсивность эмоционального фона обучения, этот фон должен быть предложен обучающимся. Механическое запоминание, к которому прибегает школьник, объясняется тем, что он не владеет рациональными приемами запоминания.

Чтобы охарактеризовать память человека, недостаточно сказать, что она хорошая или плохая. Память может быть хорошей по отношению к одним объектам и плохой относительно других. Существуют бесчисленные оттенки различий памяти. Хотя у большинства людей типы памяти перемешаны, всё же у многих людей один тип главенствует.

Первоначально младший школьник лучше запоминает наглядный материал: предметы, которые ребёнка окружают и с которыми он действует, изображение предметов, людей. Продолжительность запоминания такого материала значительно выше, чем запоминание словесного материала.

Ели говорить о закономерности словесного материала, то на всём протяжении младшего возраста дети лучше запоминают слова, обозначающие название предметов (конкретный материал), чем слова, обозначающие абстрактные понятия (абстрактный материал). Ученики сохраняют в памяти такой конкретный материал, который закрепляется в памяти с опорой на наглядный образцы и являются значимым в понимании того, что запоминается. Хуже запоминают тот конкретный материал, который не имеет опоры на наглядный образ(названия по географии, не связанные с географической картой, описания) и не является значимым при усвоении того, что запоминается.

Абстрактный материал - также: запоминается такой абстрактный материал, который является обобщением ряда фактов (взаимосвязь между определёнными географическими явлениями). И, наоборот, учащиеся с трудом запоминают абстрактный материал, если он не раскрывается на определённом материале (например, определения понятий, если их не подкреплять примерами).

Конкретно-образный характер памяти младших школьников проявляется и в том, что дети справляются даже с таким трудными приёмами запоминания, как соотнесение, деление на части текста, если при этом опора на наглядность, на иллюстрации.

В этом возрасте преимущественное значение имеет наглядно-образная память.

Наглядно-образный характер памяти и ориентация на точное усвоение того, что предполагается учителем, приводит к такой особенности памяти, как буквальность (дословное воспроизведение того, что запомнилось). Буквальность памяти младших школьников проявляется в воспроизведении текстов. Буквальность запоминания обогащает активный словарный запас ребёнка: развивает литературно оформленную речь, помогает овладеть научными понятиями. К третьему классу у ребёнка появляются «свои слова» при воспроизведения материала. Буквальность воспроизведения материала является показателем произвольности памяти. Но, являясь положительной характеристикой памяти, буквальность запоминания уже к концу начальной школы начинает препятствовать творческому развитию памяти и, как следствие этого, затруднять умственное развитие ребёнка. Таким образом, начиная с первого класса, следует на ряду с учётом этой особенности памяти учить ребёнка логически запоминать материал, учить выделять главное.

Упражнения, направленные на развитие памяти.


Смысловая память основана на понимании, т.е. на деятельности мышления, и связана с развитием языка. В процессе смыслового запоминания в первую очередь создаются пригодные для запоминания связи - крупные структурные единицы припоминания, так называемых мнемичиские опоры, что и позволяет преодолевать ограничения кратковременного запоминания. Связи, используемые для запоминания, носят не самостоятельный, а вспомогательный характер, они служат средством, помогающим что-либо вспомнить. Наиболее эффективными будут мненмические опоры, отражающие главные мысли какого- либо материала. Они и представляют собой укрупненные смысловые единицы. Для детей со слаборазвитой памятью основные пути её компенсации лежат в развитии смысловой памяти: умении обобщать материал, выделять в нём главные мысли.

Эффективная обучающая методика по созданию мнемичиских опор разработана К. П. Мальцевой(1958). Эта методика, получившая название «Смысловые единицы», может быть использована для школьников всех возрастов, испытывающих трудности в мнемической деятельности, начиная со второго класса. Удобнее всего использовать эту обучающую методику в начальной школе.

Методика заключается в том, что перед учеником ставится задача выделить главное в тексте (создать мнемичиские опоры) и указывается путь анализа текста. Чтобы вычленить главное, ученик должен последовательно отвечать на два вопроса: « О ком (или о чём) говорится в этой части?» и « Что говорится(сообщается) об этом?»

Ответ на первый вопрос позволяет выделить главное в той части, к которой он относится, а второй вопрос подтверждает правильность этого выделения. Обучающая методика имеет две части. Первая часть- выделение смысловых опор, вторая - составление и использование плана как смысловой опоры мнемической деятельности школьника.

Обучающая методика «смысловые единицы»

Часть I. Обучение созданию мнемических опор.

Инструкции: «Сейчас мы с тобой будем учиться запоминать текст. Сначала нужно прочитать рассказ, а потом выделить главные мысли этого рассказа. Для этого тебе нужно несколько раз задать два вопроса к тексту: о ком (или о чём) говорится в начале текста и что об этом говорится? После того как ответишь на эти вопросы, надо задать следующие: о ком (или о чём) говорится дальше и что об этом говорится? И так будем работать до конца текста. Всё ли тебе ясно?»

Для чтения и последующей работы даётся, например, рассказ К. Паустовского «Заячьи лапы»*.

Летом дед пошёл на охоту в лес. Ему попался зайчонок с рваным левым ухом. Дед выстрелил в него из ружья, но промахнулся. Заяц удрал.

Дед пошёл дальше. Но вдруг испугался: с одной стороны сильно тянуло дымом. Поднялся ветер. Дым густел. Его уже несло по лесу. Дым покрывал кусты. Стало трудно дышать. Дед понял, что начался лесной пожар, и огонь быстро идёт прямо на него. По словам деда, и поезд не мог бы уйти от такого огня.

Дед побежал по кочкам, дым выедал ему глаза. Огонь почти хватал его за плечи.

Вдруг из под ног деда выскочил заяц. Он бежал медленно и волочил задние лапы. Потом только дед заметил, что они у зайца обгорели.

Дед обрадовался зайцу, как родному. Дед знал, что звери лучше человека чуют, откуда идёт огонь, и всегда спасаются. Они гибнут тогда, когда огонь их окружает. Дед побежал за зайцем. Он бежал, плакал от страха и кричал: «Погоди, милый, не беги так шибко!» Заяц вывел деда из огня.

Заяц и дед выбежали из леса к озеру. Оба упали от усталости. Дед подобрал зайца и принёс домой. У зайца обгорели задние ноги и живот. Заяц страдал. Дед вылечил его и оставил у себя.

Это был тот самый зайчонок с рваным левым ухом. В которого стрелял дед на охоте.

После прочтения рассказа задаются вопросы. На первом занятии,. если ребёнок испытывает какие- либо затруднения, вопросы могут задаваться экспериментатором или же сразу самим учеником

Э.: О ком говорится в начале текста?

У.:О дедушке.

Э.: Что говорится о дедушке?

У.: Что он пошёл на охоту (и не попал в зайчонка).

Э.: О ком говорится дальше?

У.: О дедушке.

Э.: Что о нём говорится?

У.: Дедушка попал в лесной пожар.

Э.: Потом о ком говорится?

У.: О дедушке.

Э.: Что о нём говорится?

У.: Дедушку спас от пожара зайчонок.

Э.: О ком говорится в конце рассказа?

У.: О дедушке.

Э.: Что о нём говорится?

У.: Дедушка вылечил обгоревшего зайца.

Общие правила выделения мнемических опор.

-Текст не разбивается предварительно на части.

-Главные мысли выделяются по ходу чтения материала.

-Части формируются сами собой вокруг главных мыслей.

-Главные мысли текста должны иметь единую смысловую связь - вытекать одна из другой, как «ручеек».

-Правильно выделенные основные мысли должны составить короткий рассказ.

-Если какое- то записанное предложение не соответствует остальным, значит, выделена не главная мысль и нужно вернутся к этому месту в тексте.

-Мнемические опорные пункты (главные мысли) должны представлять собой развёрнутые, самостоятельно составленные или взятые из текста, предложения.

Через 3 -4 занятия оба вопроса « О ком (или о чём) говорится?» и « Что про это говорится?» - сливаются в один, пропадает потребность задавать их вслух.

Обучающая методика по созданию мнемических опор занимает 5- 7 занятий с частотой 2- 3 занятия в неделю по 20- 30 мин. Запомнить и пересказать короткий рассказ (выделив основную мысль) не составит труда для любого ребёнка с нормальным интеллектом.

Мнемическую деятельность можно сделать более эффективной, используя вторую часть методики.

Часть II. Составление плана

Эта часть методики направлена на обучение составлению плана как смысловой опоры запоминания.

Выделенные главные мысли представляют собой не просто коротенький рассказ, а план текста. На этом этапе, когда опорные пункты начинают выступать в качестве пунктов плана, к ним предъявляются требования, с которыми сразу знакомятся учащиеся:

А) в пунктах плана должны быть выражены главные мысли, чтобы было понятно, о ком (или о чём) и что говорится в каждой части рассказа.

Б) Они должны быть связаны между собой по смыслу;

В) Пункты плана должны быть чётко выражены.

Чёткость пунктов плана в рамках данной обучающей методике означает, что они должны быть сформулированы в виде предложений, в которых есть подлежащее, сказуемое и другие члены предложения. Такое развернутое предложение действительно выражает главную мысль. И, кроме того, план это только инструмент, и каждый может выбрать такой инструмент, который ему больше нравится и позволяет достигнуть цели: запомнить.

После того как план составлен, нужно прочитать текст и отметить, что говорится по первому пункту, по второму и т.д. Затем закрыть учебник и попробовать пересказать вслух все, что запомнил, заглядывая в план (но не в учебник).

Далее прочитать ещё раз текст, отмечая, что забылось при пересказе, а что помнится, и ещё раз пересказать вслух.

Довольно часто бывает, что после работы с текстом по предложенной схеме запоминаются не только главные мысли, но и другой материал.

Игра «Заметь и запомни».

Эта игра помогает развивать зрительную память, наблюдательность.

Игра состоит в следующем: на столе выкладывают 7- 10 различных предметов и прикрывают их, например, газетой. Затем, приоткрыв примерно на 10 сек., снова закрывают и предлагают ребёнку их перечислить.

Эта игра может иметь множество вариантов:

- Приоткрыть те же предметы на 8- 10 сек., спросить, в какой последовательности они лежат.

- Поменяв местами, 2 каких- либо предмета, показать, снова все предметы на 10 сек. предложить ребёнку определить какие два предмета переложены.

- Попросить ребёнка, не глядя больше на предметы, сказать какого цвета каждый из них.

- Положив один на другой 8 предметов, предложить ребёнку перечислить их подряд снизу вверх, а затем сверху вниз (рассматривать 20 сек).

- Разместить 5- 6 предметов в разных положениях- перевернуть, поставив на бок, положить друг к другу, один на другой и т.д. Ребёнок должен сказать, в каком положении находится каждый предмет (показывать 20 сек).

Рекомендации учителям и родителям

по развитию памяти младших школьников


1. Память можно и нужно развивать.

Основу памяти составляет генетически обусловленная способность запечатлевать информацию, говоря научным языком, природная пластичность нервно - мозговой ткани («мнема»). Такую память называют природной (или механической, непосредственной). Каждый ребёнок, какими бы слабыми природными способностями он ни обладал, может усовершенствовать свою память за счёт разнообразных приёмов запоминания, способов обработки информации. Культурную память можно развивать в течении всей жизни, формируя способы запоминания.

2.Способы помощи ребёнку с учётом недостатков памяти.

Если у ребенка неплохо развита слуховая память, то нужно, чтобы ребёнок читал вслух материал, подлежащий запоминанию. Если более всего развита зрительная память, то нужно максимально использовать разнообразные средства наглядности. При преобладании двигательной памяти следует рекомендовать ребёнку кратко записывать материал, который нужно запомнить.

При нарушениях памяти нужно добиваться от ребёнка не дословного запоминания учебного материала, а его общего понимания. В тех же случаях, когда требуется дословное заучивание, нужно проводить его маленькими порциями.

3.Способы развития памяти с помощью мнемических приёмов.

-Группировка материала: изучаемый материал делится на части или группы. Нагрузка на память уменьшается ровно во столько раз, на сколько частей или классов был разделён подлежащий запоминанию материал.

-Ассоциации: полезно учить ребёнка образно представлять себе то, что требуется запомнить, привлекать самые разнообразные ассоциации. -- - -Схематический образ: ребёнок для запоминания фразы или слова, делает какой-нибудь как можно более простой и схематичный рисунок. Опорные пункты: в качестве опоры могут выступать даты, необычные словосочетания, незнакомые или очень знакомые слова, неожиданный поворот событий, метафоры, имена и т.д. Опорные пункты составляют своего рода план для припоминания.

-Структурирование материала: при структурировании материала устанавливаются связи, отношения внутри запоминаемого материала, благодаря чему он начинает восприниматься как целое.

© 2010-2022