• Преподавателю
  • Начальные классы
  • Тема урока: Разно-жанровые произведения. Рассказ Л. Н. Толстой Прыжок. ( Литературное чтение, 3 класс УМК «Начальная школа 21 века»)

Тема урока: Разно-жанровые произведения. Рассказ Л. Н. Толстой Прыжок. ( Литературное чтение, 3 класс УМК «Начальная школа 21 века»)

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: Разно-жанровые произведения. Рассказ Л.Н. Толстой "Прыжок".

( Литературное чтение,3 класс УМК « Начальная школа 21 века»)



Н.А. Бородина, учитель начальных классов МКОУ «КНОШ №3» р.п. Каргаполье

Образовательные:

-познакомить учащихся с рассказом Л.Н. Толстого "Прыжок";

- учить анализировать и оценивать прочитанное ;

-понимать особенности художественного рассказа, его сюжета, совершенствовать технику чтения; развивать речь.

Формировать УУД:

  • Личностные УУД:

-формировать эстетические потребности, ценности и чувства, развитие эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

  • Регулятивные УУД:

-понимать цель и смысл выполняемых заданий; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; высказывать своё предположение.

  • Коммуникативные УУД:

- воспринимать мнение о прочитанном произведении сверстников; принимать участие в обсуждении прочитанного, использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления.

  • Познавательные УУД:

-умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Планируемый результат

  • Предметные: отвечать на вопросы по содержанию произведения и вести диалог о произведении, героях и их поступках; понимать и оценивать поведение героев произведения с морально-этических позиций и обогащать свой эмоционально-духовный опыт;

  • Личностные: наличие мотивации к работе на результат, к творческому труду. Владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса.

  • Метапредметные: готовность слушать собеседника и вести диалог.

Ресурсы :

-учебник "Литературное чтение 3-й класс" (Л.А. Ефросинина),;

-рабочие тетради;

- презентация;

- выставка книг ;

-индивидуальная работа;

- групповая работа.

Ход урока .

1. Актуализация знаний

- Каким бы сегодня вы хотели увидеть урок?

(Интересным, познавательным)

- Согласна , соответственно , необходима и ваше старание .

-Какими должны быть ученики на уроке?

(Активными, внимательными, размышляющими) .Карточки вывешиваются на доску.

- Думаю, что урок у нас сегодня будет именно таким, как мы его себе представили.

( слайд 1. )

  • А. Л. Барто, Б. Заходер, Л. Н. Толстой Н.Н. Носов , В Д.Драгунский .

- Что общего в творчестве этих писателей.?(они писали о детях.)

- Как вы думаете с творчеством, какого писателя мы продолжим знакомство?

  • Л. Н. Толстой

-Что вы можете рассказать о нём?

  • Сообщения учащихся / подготовлены заранее /:

1 ученик : Лев Николаевич прожил 82 года. Он умел разговаривать с детьми, знал множество сказок, историй. Его с удовольствием слушали дети. Толстой очень многим интересовался и всю жизнь пополнял свои знания. Толстой служил в армии, воевал на Крымской войне .После войны он поселился в усадьбе Ясная Поляна и занялся литературой. В Ясной Поляне Лев Николаевич открыл школу для крестьянских детей, сам преподавал в ней и написал учебную книжку « Азбука» для самых маленьких. Учитель: Произведения Л. Н. Толстого так легко читаются и запоминаются. На уроках внеклассного чтения мы вспомнили много сказок, басен, рассказов Льва Николаевича Толстого. Сегодня мы продолжаем эту работу. - Сегодня мы познакомимся с еще одним произведением Л.Н. Толстого. Постарайтесь отгадать название. (слайд 2 ) Запись :JRZU ПLVYРЫGSЖWVNОК - (выбрать русские буквы) Учитель:

  • - Можно ли по названию сделать предположение, о чем это произведение?
-Что означает слово "прыжок"?
  • - А как вы думаете, легко ли совершить прыжок?
(Не всегда, ведь прыжки бывают разные.)
  • -Назовите тему урока?
(слайд 3 ) Поставьте цели:
  • прочитать
  • выяснить главную мысль в рассказе
  • обсудить поступки героев
  • понять, какой смысл вложил автор в слово-название, о чем он хотел нам рассказать
  • уточним значение незнакомых слов,
( слайд 4) Словарная работа Аршин - старая рус. мера длины =71см Мачта - вертикальный столб на палубе, к которому крепятся паруса Задней рукой - обезьян называют четырёхрукими Подманить - подозвать к себе, с помощью приманки - Раззадорился - пришел в состояние задора; т.е. человек, кот ведет себя пылко, вызывающе

Работа по теме. ( Чтение , беседа , чтение и деление на части ( составление блок- схемы), выполнение заданий к тексту, составление плана :
  • Вступление / На корабле
  • Завязка / Проказы обезьяны
  • Развитие действия / Погоня за обезьяной
  • Развязка / Прыжок
  • Продолжение действия / Решение отца
  • Кульминация / На перекладине )
1. Чтение текста подготовленным учеником ( Мурзин Ярослав, Комарова Софья) 2.Беседа после прослушивания
  • Понравился рассказ?
  • Назовите главных героев рассказа?
  • Где происходит событие?
  • Какие чувства вы испытали?
3. Физминутка 4. -открыли учебники на стр. 138 -Сели все ровно выпрямились и приготовились к прослушиванию рассказа.
  • приём «чтение с остановками»
  • чтение смысловыми отрывками
  • беседа по содержанию
1 смысловой отрывок : - Кто герой произведения? - Откуда появилась обезьяна? - Какое желание у вас может возникнуть при виде такой обезьяны? - Как окружение отреагировали на всё происходящее? 2 смысловой отрывок: -Как повели себя матросы? -Как это подействовало на мальчика? -Почему мальчик залез на мачту корабля? - Какие черты характера проявились в этот момент? 3 смысловой отрывок : -Почему мальчик оказался на самом верху мачты? - Какие черты характера у мальчика проявились в этот момент? -Сознавал ли мальчик ли мальчик свои действия ,когда ступил на перекладину? -Какие чувства овладели мальчиком? 4 смысловой отрывок : -Почему капитан ,отец мальчика ,закричал, что застрелит его? - Какие черты характера капитана проявились в эту минуту? -Почему капитан заплакал? -Опишите самый опасный момент.
  • Кто виноват в том, что мальчик оказался в опасной ситуации? (обезьяна лишь повод для конфликта между матросами и мальчиком. Ведь он был сыном капитана, а его подчинённые над ним смеялись.)


  • В чём состояла опасность для мальчика?(Надо было выпустить из рук верёвку и мачту на огромной высоте, чтобы достать шляпу).
  • Какие слова из текста говорят, что отношение окружающих изменилось к происходящему?( все молча смотрели, "кто-то ахнул от страха")


Чтение заключительной части.
  • Почему капитан заплакал? ( пережил слишком сильное потрясение.
  • -Расскажите, когда вы очень переживали за мальчика?
  • Почему в конце рассказа ничего не говорится об обезьяне? (Она не главный герой. Она лишь причина случившегося.)
  • Что случилось бы, если мальчик не прыгнул бы в воду?
  • В каком жанре написано произведение ?
  • Что такое быль?
( слайд 5) - Физкультминутка ( слайд 6) - Дифференцированная работа

1 вариант . Какая пословица подходит к рассказу?/текст на листочках/

  • Будь храбр по уму и сердцу.


  • Гордится отец, что сын - храбрец.


  • Кому потеха, а мне не до

смеха. / проверка/


2 вариант : составление картинного плана / проверка/



Организация подведения итогов урока учащимися. Обобщение читательского опыта детей. Возвращение к задаче урока.

  • Как вы думаете, почему рассказ называется «Прыжок»?
(Прыжок мальчика - это тоже поступок, храбрый поступок. Этим поступком мальчик преодолевает трусость, растерянность. Прыжок спасает его от смерти.)
  • Зачем автор рассказал нам эту историю? (Он учит нас тому, что страх преодолеть нелегко, иногда надо очень быстро принимать решения, ведь от этого может зависеть жизнь, учит не совершать необдуманных поступков, учит управлять собой, своими эмоциями.)Вот это главная идея произведения
( слайд 7) -Рефлексия.
  • Выскажите своё отношением к уроку, дополнив любую фразу .
- Мне захотелось... - Я задумался... - Я понял (а)... - Я почувствовал (а)... Учитель : - А сейчас сами оцените свою работу на уроке:
  • Отлично работал, и многое понял - белый квадрат.
  • Хорошо работал - голубой квадрат.
  • Остались ещё вопросы и к автору, и к себе - жёлтый квадрат

V. Домашнее задание.

с. 138-142 пересказ, иллюстрация к одной из частей рассказа.



JRZUПLVYРЫGSЖWVNОК



Будь храбр по уму и сердцу.


Гордится отец, что сын - храбрец.


Кому потеха, а мне не до

смеха.


Где смекнёт боец, там врагу конец.












© 2010-2022