Доклад «Поисковая деятельность в традиционном уроке»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Поисковая деятельность в традиционном уроке В основе поисковой деятельности лежит исследовательский метод обучения, который предполагает организацию процесса выработки новых знаний. Путей развития интеллектуально - творческого потенциала личности ребенка существует много, но собственная исследовательская практика - одна из самых эффективных. Как организовать обучение через желание? Как активизировать учащихся, стимулируя их природную любознательность, мотивировать интерес к самостоятельному приобретению новых знаний? Отвечая на эти вопросы, прихожу к выводу, что урок должен строится с учетом требований времени 21 века. В практике своей работы применяю деятельностные, групповые, ролевые, практико - ориентированные, проблемные, рефлексивные формы и методы. Особое место в организации учебного процесса отвожу информационным технологиям, так как они способствуют развитию исследовательской деятельности, усилению мотивации учения. Опираясь на выше названную технологию, методы и формы в уроки включаю: - конкурс проектов: «Мое родовое дерево», «Связь поколений в моей семье»; «Кто такая Баба Яга?», «Роль учителя в выборе профессии человека», «Изобретатели России»; - интеллектуальные компьютерные игры: «Найди тропу», «Мир природы»; «Запомни и воспроизведи рисунки»; - эксперименты (групповые и индивидуальные): «Понаблюдай за всхожестью семян овощей, замоченных в разных водных составах», « Ветка комнатного растения» (рассмотри ветку на свету; поставь ветку в подкрашенную воду; помести ветку в полиэтиленовый пакет и завяжи; поставь в воду и понаблюдай); - викторины: «Редкие растения», «Растения луга, поля, леса», «Фразеологизмы», « Великие художники России»; - игры: «Что плавает, что тонет», «Чего на свете не бывает», «Продолжай, не зевай», «Точно по курсу», « Родовые и видовые понятия»; - упражнения: «Как вы думаете, почему щенки и котята любят играть?», «Представьте, что воробьи стали размером с больших орлов. Что бы произошло?»; Найдите, чем похожи суммы в примерах: (40+10) - 7 (60+10) - 4; - проблемные вопросы: «Откуда пришли к нам эти семена и какую роль они играют в жизни человека?»; «Как омар использует свои клешни?», «Является ли морская звезда рыбой?»; «Как растения выживают в пустыне?», «Какого рода карамель?», «Чем отличаются квадрат и куб?»;

- содержательно-логические задания: Отыскание ходов в обычных и числовых лабиринтах; Пересчет предметов, изображенных неоднократно пересекающимися контурами; Отыскание чисел по таблицам Шульте; Быстрее нарисуй; Найди, кто спрятался; Найди сходство и различие; Прочитай рассыпанные слова;

- цифровой диктант: Этот прием, пришедший к нам из программированного обучения, где основой является идея о постоянной обратной связи, очень эффективно используется для быстрой фронтальной проверки усвоения и закрепления знаний. Я произношу некоторое утверждение и, если ученик согласен, то он ставит единицу (1), если нет - нуль (0). В результате получается число. Все, кто получил правильное число, получают «плюс» за работу (балл за данный этап урока). Подобные диктанты с большим удовольствием составляют сами учащиеся и подбирают вопросы из многих учебных предметов. Аналогичные задания можно дать на дом или на уроке;

- самостоятельная работа по подготовленному путеводителю: составить план прочитанного текста; подобрать примеры к каждому пункту плана; рассказать, что нового узнали из текста и что уже было известно; подготовить ответы на вопросы, записанные на доске; подготовить самостоятельный анализ таблицы, данной в учебнике, составить свою таблицу; Составь план ответа, задай вопрос товарищу, проанализируй ответ и оцени его, обобщи сказанное, поищи иной способ решения задачи.

Наиболее трудным моментом в самостоятельной работе по учебнику является выделение главной мысли в изучаемом материале и сопоставление нового с ранее изученным.

Включая в урок такие виды заданий, я развиваю познавательный интерес у учащихся, представляющий собой важный фактор учения, способствующий формированию исследовательской деятельности, и в то же время является жизненно-необходимым фактором становления личности.


© 2010-2022