- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок Русского языка. Роль глагола речи
Урок Русского языка. Роль глагола речи
Раздел | Начальные классы |
Класс | 4 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Амергалиева Р.М. |
Дата | 19.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
-
Учитель: Амергалиева Р.М.
День : 4.02.2015год
Урок русского языка
Тема урока
Роль глагола в речи.
Общая цель
Раскрыть роль глагола в речи.
Ожидаемые результаты
Расширили и уточнили представление о синтаксической роли глагола, умеют точно употреблять глаголы в речи, выяснили в совместной работе организующую роль глагола.
Тип урока
Урок- исследование.
Задания
«Мозговой штурм», словарная работа, работа в группах (эксперименты)
Необходимые материалы
Презентация, структурная карта урока, карточки.
Ход урока:
Этапы урока
Действия учителя
Действия ученика
Вводная часть
Здравствуйте, уважаемые гости и дорогие ребята! Я рада приветствовать вас на уроке русского языка
Улыбнёмся друг другу! Пусть от улыбки станет тепло на душе, пусть она поможет легко и радостно трудиться на уроке. Желаю всем нам успехов!
Сегодня я проведу с вами урок развития речи. А для определения его темы проведём «Мозговой штурм».
2. «Мозговой штурм».
-Включаю изображение на доске
-Читаю стихотворение.
Мой Казахстан любимый!Ты - небо! Ты - земля!
Ты - солнце! Ты - звезда!
Ты - Родина моя!
-О чём это стихотворение? Сегодня наш урок мы посвящаем нашей Родине - Республике Казахстан.
-Какова особенность этого стихотворения?
-Чего в нём нет? (глаголов)Слушают учителя, приветствуют друг друга.
Слушают чтение учителя, отвечают на вопросы.
Презентация
Вступительное слово учителя
-Итак, сегодня мы будем говорить о глаголах, но с точки зрения их значимости в речи.
Вам придётся провести исследование. А значит вам придётся быть исследователями - экспериментаторами. Вы должны самостоятельно осмыслить эту часть речи. Проводя исследование, вы должны учиться доказательно излагать свои мысли, выражать свою точку зрения, защищать её. Но главное то, что эксперименты будут творческими, и вы, кроме того, что будете делать для себя открытия , будете развивать свою речь.-У каждого из вас есть структурная карта, в которой отражены все задания, которые вы будете выполнять на уроке. Внимательно слушайте меня, быстро выполняйте задания, и у вас всё получится.
УДАЧИ!.Определение цели и задач урока, знакомство со структурной картой урока.
Основная часть
Физминутка.
Физминутка.
Эксперимент № 1.
Посмотрите на задание 1, что требуется сделать?
Выяснить, может ли существовать человеческая речь без глаголов?
Списать отрывок текста, вставив подходящие по смыслу глаголы из слов для справок.
1 группа
Каждый человек …членом общества, в котором он… . Все государства … свою Конституцию - Основной Закон страны.(является, живёт, имеют)
2 группа
У Республики Казахстан… своя Конституция. В ней … о личной свободе и обязанностях граждан.
(имеется, рассказывается)
3 группа
Наше государство … Президент. Нурсултан Абишевич Назарбаев - первый Президент, избранный народом независимого Казахстана. Законы … Парламент.
(возглавляет, принимает )
Проверка
- Зачитать текст
- Верно ли вставлены глаголы?
- Какой вывод можно сделать?
Вывод: Человеческая речь не может существовать без глаголов, т.к. они организуют её, позволяют ей быть живой, движимой.30 августа 1995году была принята новая Конституция Республики Казахстан - основной закон страны. Все государственные документы принимаются на её основе. Всем, даже самым малым народам гарантируются все права. Великий бий казахского народа Толе би призывал народ к единству: « Если народ силён единством, братской солидарностью, то он станет образцом для последующих поколений». Закон помогает нам в нашей жизни и деятельности. С первой минуты появления на свет наша жизнь и здоровье находятся под защитой и покровительством государства, гражданами которого мы являемся. Придя в школу ты, воспользовался своим правом на образование. Закон обязывает тебя стать образованным, знающим человеком, готовым к труду. Ты - гражданин! Это значит, ты можешь пользоваться всеми правами, записанными в Конституции. Каждая строка закона, который является законом и твоей жизни, пронизана заботой о человеке труда, его благополучии. Запомни, важно не только знать свои права и обязанности, важно их соблюдать. Только если все взрослые и дети будут знать и соблюдать законы, мы будем жить в мудром и справедливом государстве и будем счастливы.
Словарная работа. Запишем слова: Казахстан, Конституция, Родина, Республика, народ, президент, Астана, столица, государство. Взаимопроверка. Составьте синквейн с любым из слов.
Стихотворение З. Александрова «Родина».
Эксперимент № 2.
Суть второго эксперимента в том, чтобы определить какие существуют глаголы. Перед вами тексты. Найдите в текстах глаголы. Выпишите глаголы. Подумайте, с какой целью писатели вводят их в текст?
1группа. На какое действие они указали? (движение и звучание)Движение - это жизнь. Без движения невозможен прогресс - нужно двигаться, идти вперёд, бежать, прыгать, лететь, порхать. В движении смысл жизни.
2 группа. Каждый человек должен горячо любить свою Родину. Прекрасно осознавать , что место, где ты родился, самое лучшее. Вместе с друзьями радуешься каждому дню. А вдали от Родины грустишь.(чувства человека)
3 группа. Ещё нигде не румянилась заря, но уже забелелось на востоке. Светлеет воздух, яснеет небо, белеют тучки, зеленеют поля. А между тем заря разгорается; вот уже золотые полосы протянулись по небу.
- Прочитать отрывок
- Назвать глаголы звучания и цвета. Какой вывод можно сделать?
Вывод: С помощью глаголов можно передать действия, движения, звучания, состояние природы, чувства человека и т.д. Не только с помощью прилагательных можно выразить красоту природы. Оказывается, с помощью глаголов можно показать шум дождя.Звуковая разминка. Произнеси правильно!
Начать, начал, начала, начали;
Понять, понял, поняла, поняли;
Принять, принял, приняла, приняли;
Продать, продал, продала, продали;
Звонить, звонил, звонила, звонили, звонят, звонишь.
Давайте немного отдохнем. На сегодняшний урок мы выучили новую физминутку.
Хорошо, что солнце светит! (изображают солнце)
Хорошо, что дует ветер! (изображают ветер)
Хорошо идти с друзьями! (шагают)
Хорошо прижаться к маме! (обнимают себя)
Хорошо в краю родном! (разводят руки в стороны)
Хорошо там, где наш дом! (изображают дом)
Хорошо кружиться в танце! (кружатся)
Хорошо быть казахстанцем! (выставляют большие пальцы).- А вы знаете, что глагол является ещё и волшебной частью речи?
И сейчас вам это необходимо доказать.
Эксперимент №3. Работа по учебнику.
1группа. Упр. № 328(глаголы в прямом и переносном значении)2группа. Упр. № 330(глаголы-антонимы)
3группа. Упр. № 331(глаголы-синонимы)
Вывод: Глаголы в прямом и переносном значении, глаголы антонимы, глаголы-синонимы делают нашу речь точной и выразительной.
- Здравствуйте!
Мы друг другу сказали, хоть были совсем незнакомы.
- Здравствуйте!
Этим словом мы подтверждаем своё знакомство и готовность продлить его.
Я думаю, что наше с вами знакомство оставит след добра, понимания, успеха и нам захочется встретиться ещё не раз.
Релаксация. Сотвори в себе солнце. В природе есть солнце, Оно светит и всех любит и греет. Давайте сотворим солнце в себе. Закройте глаза, представьте в своём сердце маленькую звёздочку. Мысленно направляем к ней лучик, который несёт мир. Звёздочка увеличилась. Направляем лучик, который несёт мир. Звёздочка опять увеличилась. Направляем лучик с добром, звёздочка стала ещё больше. Я направляю к звёздочке лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, нежность, ласку. Теперь звёздочка становится большой, как солнце. Оно несёт тепло всем, всем, всем. ( Руки в стороны)« Австралийский дождь»
-
В Австралии поднялся ветер. (Ведущий трет ладони).
-
Начинает капать дождь. (Клацание пальцами).
-
Дождь усиливается. (Поочередные хлопки ладонями по груди).
-
Начинается настоящий ливень. (Хлопки по бедрам).
-
А вот и град - настоящая буря. (Топот ногами).
-
Но что это? Буря стихает. (Хлопки по бедрам).
-
Дождь утихает. (Хлопки ладонями по груди).
-
Редкие капли падают на землю. (Клацание пальцами).
-
Тихий шелест ветра. (Потирание ладоней).
-
Солнце! (Руки вверх)
У каждого на листе есть маленькое стихотворение.
Определить, какие глаголы автор употребляет в переносном значении? И для чего? Во время исследования вы должны найти глаголы в переносном значении.
Утром солнышко встает,
Нас на улицу зовёт.
Выхожу из дома я :
- Здравствуй, улица моя !
Я пою и в тишине
Подпевают птицы мне.
Травы шепчут мне в пути :
- Ты скорей, дружок, расти !
Отвечаю травам я,
Отвечаю ветру я,
Отвечаю солнцу я :
- Здравствуй, Родина моя !В. Орлов
Проверка
- Прочитать выразительно отрывки.
- Назвать глаголы, употребляемые в переносном значении. - Для чего автор употребил их в переносном значении?
Вывод: Уместное употребление слова в переносном значении делает речь яркой, образной. Орлов употребил для выразительности , красоты , придания необычности речи.Эксперимент №4. Синтаксический разбор предложений.
Определить, каким членом предложения чаще всего бывает глагол?
1 группа. Я, ты, мы любим родную страну.
2 группа. Любовь к Родине начинается с родного дома.
3 группа. Народы Казахстана живут в мире и согласии.
Вывод: Глагол в предложении чаще всего бывает сказуемым.
Стихотворение Т. Айбергенова «Моя республика».
Сочинительство
- В начале урока вы услышали стихотворение, которое состояло из одних существительных , как вы думаете, можно ли написать текст или стихотворение, состоящее из одних глаголов?
- Да. Итак, …
Эксперимент №5
Составление «глагольного» рассказа - миниатюры, этюда на одну из тем.
Условия:
- назовите и запишите глаголы, связанные по смыслу.
- слова не должны повторяться.
- рассказ может быть индивидуальным и коллективным.
1 группа
Утро. Рассвет.
2 группа
Шёл весенний дождь.
3 группа
«Ветер, ветер , ты могуч…»
Проверка. Выводы.
Группы слов, которые можно использовать при сочинении, лежат у вас на партах:
Восходить, таять, рассветать, светлеть, розоветь, подниматься, просыпаться, зеленеть, голубеть, улыбаться.
Капать, брызгать, идти, лить, журчать, шуметь, пениться, струиться, резвиться.
Ласкать , обвевать, обдувать, крепчать, дуть, выдувать, пищать, скрипеть, завывать, сносить, кружить, обрывать.
- Работа (5 минут)
- Проверка полученных стихотворений.
Работа с пословицами.Ребята, какие пословицы о Родине знаете?
(Родина мать умей за неё постоять. Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей. Родная сторона - мать, чужая - мачеха. Нет ничего краше, чем родина наша. Смело иди в бой Родине служить. Одна у человека родная мать, одна у него и Родина. Честно жить - Родине служить. Всякому мила своя сторона. Человек без Родины, что соловей без песни. На чужой стороне Родина милей вдвойне. Родная земля - родная колыбель. Если дружба велика, будет Родина крепка. Родину, как и родителей, на чужбине не найдёшь. Тот герой, кто за Родину горой. Родина бывает разная, но у всех она одна.)
Работают в группах. Списывают отрывок из текста, вставляют слова, делают вывод.
Знакомятся со статьей Конституции.
Выполняют словарную работу.
Работа в группах. Определяют, какие существуют глаголы. Делают вывод.
Произносят правильно глаголы, интонацией выделяя ударение.
Работа в группах. Работают с учебником.
Знакомятся с учителем русского языка старших классов.
Находят слова с переносным значением, делают вывод.
Выполняют синтаксический разбор предложения, определяют роль глагола в нем.
Составляют миниатюры, состоящие из одних глаголов.
Работают с пословицами.
Итог
Домашнее задание
Рефлексия
Время нашего урока подошло к концу. Давайте подведём итоги. Какова же была тема нашего урока? Чему вы научились? Что особенно запомнилось? Чему был посвящён урок? Кем вы были на уроке?
- А главное, вы были словесниками, вы пытались использовать глаголы в таких ситуациях, которые доказывали значимость этой части речи в жизни человека.
- Докажите, что без глагола обойтись никак нельзя?Упр №323.
Выставление оценок.
Величава и необъятна наша Родина! Каждый человек, живущий на планете, испытывает чувство гордости за свою Родину, свой народ и страну, свою землю и историю. Давайте все вместе встанем в круг и скажем: «Мой Казахстан! Люблю тебя!» и исполним песню «Большой хоровод».
Подводят итог урока, отвечают на вопросы.
-