Урок Русского языка. Роль глагола речи

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Учитель: Амергалиева Р.М.

День : 4.02.2015год

Урок русского языка

Тема урока

Роль глагола в речи.

Общая цель

Раскрыть роль глагола в речи.

Ожидаемые результаты

Расширили и уточнили представление о синтаксической роли глагола, умеют точно употреблять глаголы в речи, выяснили в совместной работе организующую роль глагола.

Тип урока

Урок- исследование.

Задания

«Мозговой штурм», словарная работа, работа в группах (эксперименты)

Необходимые материалы

Презентация, структурная карта урока, карточки.

Ход урока:

Этапы урока

Действия учителя

Действия ученика

Вводная часть


Здравствуйте, уважаемые гости и дорогие ребята! Я рада приветствовать вас на уроке русского языка

Улыбнёмся друг другу! Пусть от улыбки станет тепло на душе, пусть она поможет легко и радостно трудиться на уроке. Желаю всем нам успехов!

Сегодня я проведу с вами урок развития речи. А для определения его темы проведём «Мозговой штурм».
2. «Мозговой штурм».
-Включаю изображение на доске
-Читаю стихотворение.

Мой Казахстан любимый!

Ты - небо! Ты - земля!

Ты - солнце! Ты - звезда!

Ты - Родина моя!

-О чём это стихотворение? Сегодня наш урок мы посвящаем нашей Родине - Республике Казахстан.
-Какова особенность этого стихотворения?
-Чего в нём нет? (глаголов)

Слушают учителя, приветствуют друг друга.


Слушают чтение учителя, отвечают на вопросы.

Презентация

Вступительное слово учителя


-Итак, сегодня мы будем говорить о глаголах, но с точки зрения их значимости в речи.
Вам придётся провести исследование. А значит вам придётся быть исследователями - экспериментаторами. Вы должны самостоятельно осмыслить эту часть речи. Проводя исследование, вы должны учиться доказательно излагать свои мысли, выражать свою точку зрения, защищать её. Но главное то, что эксперименты будут творческими, и вы, кроме того, что будете делать для себя открытия , будете развивать свою речь.

-У каждого из вас есть структурная карта, в которой отражены все задания, которые вы будете выполнять на уроке. Внимательно слушайте меня, быстро выполняйте задания, и у вас всё получится.
УДАЧИ!.

Определение цели и задач урока, знакомство со структурной картой урока.

Основная часть













Физминутка.






Физминутка.









Эксперимент № 1.
Посмотрите на задание 1, что требуется сделать?
Выяснить, может ли существовать человеческая речь без глаголов?
Списать отрывок текста, вставив подходящие по смыслу глаголы из слов для справок.
1 группа
Каждый человек …членом общества, в котором он… . Все государства … свою Конституцию - Основной Закон страны.

(является, живёт, имеют)

2 группа

У Республики Казахстан… своя Конституция. В ней … о личной свободе и обязанностях граждан.

(имеется, рассказывается)

3 группа

Наше государство … Президент. Нурсултан Абишевич Назарбаев - первый Президент, избранный народом независимого Казахстана. Законы … Парламент.

(возглавляет, принимает )
Проверка
- Зачитать текст
- Верно ли вставлены глаголы?
- Какой вывод можно сделать?
Вывод: Человеческая речь не может существовать без глаголов, т.к. они организуют её, позволяют ей быть живой, движимой.

30 августа 1995году была принята новая Конституция Республики Казахстан - основной закон страны. Все государственные документы принимаются на её основе. Всем, даже самым малым народам гарантируются все права. Великий бий казахского народа Толе би призывал народ к единству: « Если народ силён единством, братской солидарностью, то он станет образцом для последующих поколений». Закон помогает нам в нашей жизни и деятельности. С первой минуты появления на свет наша жизнь и здоровье находятся под защитой и покровительством государства, гражданами которого мы являемся. Придя в школу ты, воспользовался своим правом на образование. Закон обязывает тебя стать образованным, знающим человеком, готовым к труду. Ты - гражданин! Это значит, ты можешь пользоваться всеми правами, записанными в Конституции. Каждая строка закона, который является законом и твоей жизни, пронизана заботой о человеке труда, его благополучии. Запомни, важно не только знать свои права и обязанности, важно их соблюдать. Только если все взрослые и дети будут знать и соблюдать законы, мы будем жить в мудром и справедливом государстве и будем счастливы.

Словарная работа. Запишем слова: Казахстан, Конституция, Родина, Республика, народ, президент, Астана, столица, государство. Взаимопроверка. Составьте синквейн с любым из слов.

Стихотворение З. Александрова «Родина».

Эксперимент № 2.
Суть второго эксперимента в том, чтобы определить какие существуют глаголы. Перед вами тексты. Найдите в текстах глаголы. Выпишите глаголы. Подумайте, с какой целью писатели вводят их в текст?
1группа. На какое действие они указали? (движение и звучание)

Движение - это жизнь. Без движения невозможен прогресс - нужно двигаться, идти вперёд, бежать, прыгать, лететь, порхать. В движении смысл жизни.

2 группа. Каждый человек должен горячо любить свою Родину. Прекрасно осознавать , что место, где ты родился, самое лучшее. Вместе с друзьями радуешься каждому дню. А вдали от Родины грустишь.(чувства человека)

3 группа. Ещё нигде не румянилась заря, но уже забелелось на востоке. Светлеет воздух, яснеет небо, белеют тучки, зеленеют поля. А между тем заря разгорается; вот уже золотые полосы протянулись по небу.
- Прочитать отрывок
- Назвать глаголы звучания и цвета. Какой вывод можно сделать?
Вывод: С помощью глаголов можно передать действия, движения, звучания, состояние природы, чувства человека и т.д. Не только с помощью прилагательных можно выразить красоту природы. Оказывается, с помощью глаголов можно показать шум дождя.

Звуковая разминка. Произнеси правильно!

Начать, начал, начала, начали;

Понять, понял, поняла, поняли;

Принять, принял, приняла, приняли;

Продать, продал, продала, продали;

Звонить, звонил, звонила, звонили, звонят, звонишь.

Давайте немного отдохнем. На сегодняшний урок мы выучили новую физминутку.

Хорошо, что солнце светит! (изображают солнце)
Хорошо, что дует ветер! (изображают ветер)
Хорошо идти с друзьями! (шагают)
Хорошо прижаться к маме! (обнимают себя)
Хорошо в краю родном! (разводят руки в стороны)
Хорошо там, где наш дом! (изображают дом)
Хорошо кружиться в танце! (кружатся)
Хорошо быть казахстанцем! (выставляют большие пальцы).

- А вы знаете, что глагол является ещё и волшебной частью речи?
И сейчас вам это необходимо доказать.
Эксперимент №3. Работа по учебнику.
1группа. Упр. № 328(глаголы в прямом и переносном значении)

2группа. Упр. № 330(глаголы-антонимы)

3группа. Упр. № 331(глаголы-синонимы)

Вывод: Глаголы в прямом и переносном значении, глаголы антонимы, глаголы-синонимы делают нашу речь точной и выразительной.

- Здравствуйте!
Мы друг другу сказали, хоть были совсем незнакомы.
- Здравствуйте!
Этим словом мы подтверждаем своё знакомство и готовность продлить его.
Я думаю, что наше с вами знакомство оставит след добра, понимания, успеха и нам захочется встретиться ещё не раз.
Релаксация. Сотвори в себе солнце. В природе есть солнце, Оно светит и всех любит и греет. Давайте сотворим солнце в себе. Закройте глаза, представьте в своём сердце маленькую звёздочку. Мысленно направляем к ней лучик, который несёт мир. Звёздочка увеличилась. Направляем лучик, который несёт мир. Звёздочка опять увеличилась. Направляем лучик с добром, звёздочка стала ещё больше. Я направляю к звёздочке лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, нежность, ласку. Теперь звёздочка становится большой, как солнце. Оно несёт тепло всем, всем, всем. ( Руки в стороны)

« Австралийский дождь»

  • В Австралии поднялся ветер. (Ведущий трет ладони).

  • Начинает капать дождь. (Клацание пальцами).

  • Дождь усиливается. (Поочередные хлопки ладонями по груди).

  • Начинается настоящий ливень. (Хлопки по бедрам).

  • А вот и град - настоящая буря. (Топот ногами).

  • Но что это? Буря стихает. (Хлопки по бедрам).

  • Дождь утихает. (Хлопки ладонями по груди).

  • Редкие капли падают на землю. (Клацание пальцами).

  • Тихий шелест ветра. (Потирание ладоней).

  • Солнце! (Руки вверх)

У каждого на листе есть маленькое стихотворение.
Определить, какие глаголы автор употребляет в переносном значении? И для чего? Во время исследования вы должны найти глаголы в переносном значении.

Утром солнышко встает,
Нас на улицу зовёт.
Выхожу из дома я :
- Здравствуй, улица моя !

Я пою и в тишине
Подпевают птицы мне.
Травы шепчут мне в пути :
- Ты скорей, дружок, расти !

Отвечаю травам я,
Отвечаю ветру я,
Отвечаю солнцу я :
- Здравствуй, Родина моя !

В. Орлов

Проверка
- Прочитать выразительно отрывки.
- Назвать глаголы, употребляемые в переносном значении. - Для чего автор употребил их в переносном значении?
Вывод: Уместное употребление слова в переносном значении делает речь яркой, образной. Орлов употребил для выразительности , красоты , придания необычности речи.

Эксперимент №4. Синтаксический разбор предложений.

Определить, каким членом предложения чаще всего бывает глагол?

1 группа. Я, ты, мы любим родную страну.

2 группа. Любовь к Родине начинается с родного дома.

3 группа. Народы Казахстана живут в мире и согласии.

Вывод: Глагол в предложении чаще всего бывает сказуемым.

Стихотворение Т. Айбергенова «Моя республика».

Сочинительство
- В начале урока вы услышали стихотворение, которое состояло из одних существительных , как вы думаете, можно ли написать текст или стихотворение, состоящее из одних глаголов?
- Да. Итак, …
Эксперимент №5
Составление «глагольного» рассказа - миниатюры, этюда на одну из тем.
Условия:
- назовите и запишите глаголы, связанные по смыслу.
- слова не должны повторяться.
- рассказ может быть индивидуальным и коллективным.
1 группа
Утро. Рассвет.

2 группа
Шёл весенний дождь.

3 группа
«Ветер, ветер , ты могуч…»
Проверка. Выводы.

Группы слов, которые можно использовать при сочинении, лежат у вас на партах:
Восходить, таять, рассветать, светлеть, розоветь, подниматься, просыпаться, зеленеть, голубеть, улыбаться.

Капать, брызгать, идти, лить, журчать, шуметь, пениться, струиться, резвиться.

Ласкать , обвевать, обдувать, крепчать, дуть, выдувать, пищать, скрипеть, завывать, сносить, кружить, обрывать.

- Работа (5 минут)
- Проверка полученных стихотворений.
Работа с пословицами.

Ребята, какие пословицы о Родине знаете?

(Родина мать умей за неё постоять. Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей. Родная сторона - мать, чужая - мачеха. Нет ничего краше, чем родина наша. Смело иди в бой Родине служить. Одна у человека родная мать, одна у него и Родина. Честно жить - Родине служить. Всякому мила своя сторона. Человек без Родины, что соловей без песни. На чужой стороне Родина милей вдвойне. Родная земля - родная колыбель. Если дружба велика, будет Родина крепка. Родину, как и родителей, на чужбине не найдёшь. Тот герой, кто за Родину горой. Родина бывает разная, но у всех она одна.)

Работают в группах. Списывают отрывок из текста, вставляют слова, делают вывод.




Знакомятся со статьей Конституции.



Выполняют словарную работу.

Работа в группах. Определяют, какие существуют глаголы. Делают вывод.




Произносят правильно глаголы, интонацией выделяя ударение.



Работа в группах. Работают с учебником.

Знакомятся с учителем русского языка старших классов.





Находят слова с переносным значением, делают вывод.




Выполняют синтаксический разбор предложения, определяют роль глагола в нем.


Составляют миниатюры, состоящие из одних глаголов.





Работают с пословицами.



Итог


Домашнее задание

Рефлексия

Время нашего урока подошло к концу. Давайте подведём итоги. Какова же была тема нашего урока? Чему вы научились? Что особенно запомнилось? Чему был посвящён урок? Кем вы были на уроке?

- А главное, вы были словесниками, вы пытались использовать глаголы в таких ситуациях, которые доказывали значимость этой части речи в жизни человека.
- Докажите, что без глагола обойтись никак нельзя?

Упр №323.

Выставление оценок.

Величава и необъятна наша Родина! Каждый человек, живущий на планете, испытывает чувство гордости за свою Родину, свой народ и страну, свою землю и историю. Давайте все вместе встанем в круг и скажем: «Мой Казахстан! Люблю тебя!» и исполним песню «Большой хоровод».

Подводят итог урока, отвечают на вопросы.




© 2010-2022