- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок-аукцион по русскому языку на тему «Все народы меняются словами, занимают их друг у друга»
Урок-аукцион по русскому языку на тему «Все народы меняются словами, занимают их друг у друга»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Денисова Г.Д. |
Дата | 05.03.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
8
«Все народы меняются словами, занимают их друг у друга».
Тема: Об этимологии слов, заимствованных из современных европейских языков.
Цель: Продолжение знакомства с заимствованиями в русском языке, расширение понятия «заимствования».
Письмо по памяти.
Воробьи по проводам скачут и хохочут. Верно, строчки т.леграмм ножки им щекочут
(С. Маршак).
Далее разгадывают кроссворд.
-
Астрономический прибор для изучения небесных тел по их электромагнитному излучению. 2) Ручной оптический прибор из двух параллельно соединённых зрительных трубок для рассматривания далёких предметов. З) Наука о космических телах, образуемой ими системах и о Вселенной в целом. 4) Врач-специалист по глазным болезням.
Словарная работа.
Кроссворд (кросс - англ. «пересечение», ворд - «слово»). Кроссвордный
Затем ученики подбирают слова с английским элементом кросс- (кросс - «спортивный бег, некоторые виды гонок по пересечённой местности (неровной, с холмами и оврагами)»; кроссовки - «род спортивной обуви для бега»).
Далее учащиеся пишут сочинение-миниатюру.
На одном из занятий второклассница сказала мне, что слово кроссовки пишется с буквой А и с одной буквой С (крАСовки), так как проверяется словом красный (Кроссовки у меня красные, - добавила она). Права ли эта девочка? Как, на ваш взгляд, следует проверить в правописание слова кроссовки?
(Ответ: Слово кроссовки проверяется словом кросс, так как обозначает обувь для бега по пересечённой местности.)
Уч и т е л ь: Заимствованные слова могут не только одинаково начинаться, но и одинаково заканчиваться.
Вспомните как можно больше слов, заканчивающихся элементом бол-. Случайно ли это? Футбол, волейбол, баскетбол.
- Эти слова пришли к нам из английского языка, где -бол означает «мяч».
И значение, и правописание этих слов мы сможем объяснить более точно, если узнаем о значении первых частей этих слов. В английском языке фут значит «нога», волей - «по- лёт», баскет - «корзина».
- Есть такой вид спорта, называемый мотобол. Сможете ли вы объяснить, в чём его особенность? Что вам помогло это понять?
(Мотобол - это футбол на мотоциклах.)
- Ещё один вид спортивной игры с мячом - гандбол. Сможете ли вы объяснить, как играют в эту игру, если я подскажу вам, что ханд в переводе с английского значит «рука»? (Гандбол буквально - ручной мяч, т.е. в этой игре в мяч играют исключительно руками).
- Есть американская разновидность футбола - бейсбол.
(В процессе работы на доске и в тетрадях учащихся появляется запись: футбол, волейбол, баскетбол, гандбол, бейсбол.)
- В нашей стране вот уже пять лет проводятся соревнования по такому виду спорта, как стритбол. Как вы думаете, что это за игра?
(Это уличный баскетбол, т. к. стрит - «улица».)
Игра «Ромашка».
Середина ромашки - английский элемент -бол, что значит «мяч». Условия игры: вспомнить слово по с этим элементом и объяснить значение и правописание первой части слова, тогда можно присоединить лепесток с первой частью к сердцевине ромашки.
Последовательное (от наиболее простого к наиболее сложному) ознакомление младших школьников с этимологией слов современного русского языка позволяет младшим школьникам естественным образом познать семантические связи слов, тайны словообразования, ушедшие в историю.
Учитель проводит аукцион слов:
Вспомните как можно больше слов с греческим элементом теле-, найдите доказательство этого в значении приведённого слова. (Кто последним назовёт слово в этом ряду - тот выиграл).
Вспомните как можно больше слов с элементом -скоп, найдите доказательство этого в значении приведённого слова.
Далее следует самодиктант.
У ч и т е л ь: Запишите в тетрадь слова, содержащие греческое теле- в значении «далеко» (один человек пишет на доске).
Запишите в тетрадь слова, содержащие греческий элемент скоп- в значении «смотрю».
Примерная запись в тетради учащихся:
(теле-) телефон, телефонный, телефонист, телефонистка, телефонограмма, телеграф, телеграфист, телеграфистка, телеграмма, телевизор, телевидение, телевизионный, телеэкран, телевещание, телезритель, телепрограмма, телескоп, телескопический.
(-скоп )- телескоп, фильмоскоп, микроскоп (микро - греч. «маленький»,), калейдоскоп (калос - греч. «красивый», -ейдос - греч. «вид»).
РУССКИЙ ЯЗЫК.
1) Букву или часть слова, где возникает опасность ошибки называют ... . 2) Раздел науки о языке, изучающий происхождение слов, называют ... . З) ... - это слова, совпадающие по звучанию, но полностью расходящиеся по значению. 4) ... - это слова, противоположные по значению. 5) ... - это слова, совпадающие или близкие по значению.
(Учащиеся списывают предложения, последовательно вставлял слова: орфограмма, этимология, омонимы, антонимы, синонимы.)
МАТЕМАТИКА.
1) Размер, объём, протяжённость предмета называется … . 2) …- равносторонний прямоугольник. З) ... - это единица длины, сотая часть метра. 4) Основная единица массы, равная тысяче граммов, - ... . 5) Мера длины, равная тысяче метров - ... . б) Инструмент для вычерчивания окружностей называется… .
(Учащиеся списывают предложения, последовательно вставлял слова: величина, квадрат, сантиметр, килограмм, километр, циркуль.)
ПРИРОДОВЕДЕНИЕ (ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ).
1) ... - это коллекция засушенных растений. 2) Видимая граница неба и земной или водной поверхности называется .. - З) Чтобы точно определить стороны света, нужно воспользоваться ... . 4) Солнце всходит на ... и заходит на… .0.
(Учащиеся списывают предложения, последовательно вставлял слова: гербарий, горизонт, компас, запад, восток.)
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО.
1) ... - прозрачные краски, разводимые на воде, и картины, написанные такими красками. 2) Общий вид какой-то местности или рисунок, картина, изображающая виды природы, описание природы в литературном произведении - это … . З) …- это изображение человека на картине, фотографии, в скульптуре. 4) ... - это картина с изображением крупным планом предметов: цветов, плодов, битой дичи, рыбы, утвари.
(Учащиеся списывают предложения, последовательно вставлял слова: акварель, пейзаж, портрет, натюрморт.)
МУЗЫКА.
1) .. - благозвучная последовательность звуков, образующая музыкальное единство, напев. 2) Большое музыкальное произведение для оркестра называется … . З) ... - это театральное представление, танцы и пантомима, сопровождаемые музыкой. 4)…- музыкально-драматическое произведение (или представление такого произведения на сцене), в котором действующие лица поют в сопровождении оркестра.
(Учащиеся списывают предложения, последовательно вставлял слова: мелодия, симфония, балет, опера.)
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ТЕКСТЫ,
РЕКОМЕНДУЕМЫЕ НА ЭТАПЕ ЗАКРЕПЛЕНИЯ
Умом можно добыть богатство, а совестью - почёт и уважение.
(Пословица)
Сибирь - сторона богатая. В её горах и по её рекам много простых и драгоценных металлов, а в её тёмных лесах много пушных зверей с дорогими мехами.
(К.Д. Ушинский)
Слушай, добрый молодец, Илья Муромец! Дали мы тебе ноги, дали силу богатырскую - ничто не мешает тебе поездить по русской земле.
(Сказка про Илью Муромца)
Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык.
(К. Паустовский)
Необыкновенным богатством осенних красок славится осина. Листья этого скромного деревца могут быть багряными, алыми, лимонными, чёрными, серыми, даже белыми.
(По Н. Надеждиной)
«Кабы я была царица, - Третья молвила сестрица, - Я б для батюшки-царя
Родила богатыря».
(А.С. Пушкин)
Все теперь идут в палаты:
У ворот блистают латы,
И стоят в глазах царя
Тридцать три богатыря...
Все красавцы удалые,
Великаны молодые,
Все равны, как на подбор,
С ними дядька Черномор.
(А.С. Пушкин)
Велик телом, да мал делом.
(Пословица)
Ловись рыбка, мала и велика.
(Сказка «Лиса и волк»)
Был у того царя сад великолепный; росла в том саду яблоня с золотыми яблоками.
(Сказка «Иван-царевич и серый волк»)
К вечеру перед ними показалась великолепная столица короля, с дворцами и башнями,, и король ввёл Элизу в свой дворец. В высоких мраморных покоях журчали фонтаны, а стены и потолки были расписаны красивыми картинами. Но Элиза ни на что не смотрела, она плакала и тосковала.
(Г.Х. Андерсен «Дикие лебеди»)
Поздние дни августа полны очарования.
(Н. Третьяков)
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса.
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса...
(А.С. Пушкин)
Роняет лес багряный свой убор,
сребрит мороз увянувшее поле.
(А.С. Пушкин)
Золотой дождь.
Все лето листья подставляли солнцу свои ладошки и щечки, спинки и животики. И до того налились и пропитались солнцем, что к осени сами стали как солнышки - багряными и золотыми. Налились, отяжелели и потекли. Полетели иволгами по ветру. Запрыгали белками по сучкам. Понеслись куницами по земле. Зашумел в лесу золотой дождь.
(Н. Сладков)
Вечерняя заря из золотистого переходит иногда в алый цвет, потом в багряный и наконец в багровый.
(В. Даль)
Мы уже свыклись с мыслью, что в зимние снежные дни берёза будет зеленеть в комнатах, освещённых белым солнцем и багровым пламенем весёлых лучей.
(К.Г. Паустовский)
Горит восток зарёю новой.
Уж на равнине, по холмам
Грохочут пушки. Дым багровый
Кругами всходит к небесам
Навстречу утренним лучам.
(А.С. Пушкин)
Нивы сжаты, рощи голы,
От воды туман и сырость,.
Колесом за сини горы
Солнце тихое скатилось.
(С. Есенин)
У нас в квартире есть балкон,
И у Серёжи есть балкон.
И вот с балкона на балкон
Мы протянули телефон.
(М. Борисова)
Осенняя елочка.
Весной елочки не было, летом не было, а осенью вдруг появилась. Раздвинула листья, травинки, высунулась из земли и удивленно осмотрелась. Деревья роняли листья.
Много-много лет прошло с тех пор, но каждую осень, в день ёлочкиного рождения, деревья вспоминают о ней и дарят ей подарки. Осина дарит красные китайские фонарики, клен роняет оранжевые звезды, а ива засыпает елочку тонкими золотыми рыбками.
И стоит елочка растерянная, счастливая; раскинула лапки, а на ладошках подарки. И уж некуда их девать, а ей все дарят и дарят.
У всех на глазах становится елочка из колючей и хвойной мягкой и лиственной. Вся в золоте, багрянце и бронзе. Вся нарядная и разноцветная. Не то что зимой и летом - одним цветом.
(Н. Сладкое)
ТЕКСТЫ ДЛЯ ЗРИТЕЛЬНОГО ДИКТАНТА
Ночевала тучка золотая На груди утёса-великака; Утром в путь она умчалась рано, По лазури весело играя... (М.Ю. Лермонтов)
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Весёлой, пёстрою стеной
Стоит над светлою поляной. (И. Бунин)
В лесу под щебет, звон и свист
Стучит лесной телеграфист:
«Здорово, дрозд-приятель!»
И ставит подпись: дятел. (Е. Серова)
Воробьи по проводам скачут и хохочут. Верно, строчки телеграмм ножки им щекочут. (Т. Белозёров)
Поёт зима - аукает, Мохнатый лес баюкает Стозвоном сосняка. (С. Есенин)
Этот аквариум - маленький пруд, В нём разноцветные рыбки живут. (Э. Успенский)
ЗАГАДКИ
Два братца век бегут,
два братца век догоняют. (колёса)
Поверчу
Волшебный круг,
И меня
Услышит друг. (телефон)
Через поле и лесок
Подаётся голосок.
Он бежит по проводам
Скажешь здесь,
А слышно там. (телефон)
Жмёшь на кнопки (не баян!),
Говоришь (не рация!),
И летит за океан
Информация! (телефон)
Вот так дом
Одно окно:
Каждый день
В окне кино! (телевизор)
Каждой ласточке знакомый,
Он идёт от дома к дому.
Запотели от росы
Стометровые усы. (телеграфный столб)
На окне стеклянный пруд,
А рыбачить не дают. (аквариум)
Носил мальчик
Зелёный кафтанчик,
Стал паном - Обзавёлся красным кафтаном. (помидор)
Зимою в школу он бежит,
А летом в комнате лежит.
Как только осень настаёт,
Меня он за руку берёт. (портфель)