Разработка Программы Исследовательской и проектной работы в начальных классах

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Новые федеральные государственные образовательные стандарты предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи - вооружить учащегося знаниями - на другую - формировать у него коммуникативные и метапредметные умения. XXI век требует от образованных людей способности самостоятельно ориентироваться во всех видах обширной информации, решать многочисленные производственные и социальные проблемы. Это значит, что ближайшее будущее потребует от каждого сегодняшнего ученика самостоятельности, инициативности, творческого мышления, способности разбираться в ситуации и находить правильное решение. Это значит, что школа сегодня, говоря словами А.Б. Воронцова, не может только "давать" знания, умения и навыки, то есть служить раздаточным пунктом, складом готовых знаний". Ребенок, поставленный в позицию ученика, посещающего школу и аккуратно выполняющего предписания учителя и домашние задания, не в состоянии справиться с новыми требованиями, выдвигаемыми жизнью, т. к. прежде всего он исполнитель, вооруженный суммой знаний. Поэтому задачей современной школы становится формирование человека, совершенствующего самого себя, способного самостоятельно принимать решения, отвечать за них, находить пути их реализации. Успешно эта задача может решаться только комплексно через урочную, внеурочную деятельность, работу с семьей, социумом. Важная составляющая данной работы правильно организованная учебно-исследовательская и проектная деятельность. Особенно это актуально для учащихся начальной школы, поскольку именно на этом этапе учебная деятельность является ведущей и определяет развитие главных познавательных особенностей развивающейся личности. Результатом проектно-исследовательской деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности. Но жёсткие требования учебных программ и ограниченность учебного времени приводят к тому, что основной акцент на уроках все-таки делается на усвоение знаний. Поэтому, исследовательская практика ребенка интенсивно может развиваться на внеклассных и внеурочных занятиях. Именно она позволяет привлекать к работе разные категории участников образовательного процесса (учащихся, родителей, учителей), создает условия для работы с семьей, общения детей и взрослых, их самовыражения и самоутверждения, развития творческих способностей, предоставляет возможность для отдыха и удовлетворения своих потребностей. Правильно организованная работа на уроке придерживается и естественнонаучной направленности. Она направлена на интеллектуальное развитие и личностный рост ребенка, на воспитание исследовательской и экологической культуры учащихся в отношении природной среды. Особенностью работы является комплексный подход, неразрывная связь теории и практики, что, несомненно, повлияет на круг интересов младших школьников. Она учит детей тому, как правильно проводить любую исследовательскую работу. Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться - самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов: • Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом; • Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности; • Системность организации учебно-воспитательного процесса; • Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей. Цель исследования: формирование первоначальных исследовательских умений учащихся (поисковых, информационных, организационных, оценочных). Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, создание условий для успешного освоения учениками основ исследовательской деятельности. В рамках реализации программы предусмотрены следующие формы занятий с учащимися: *занятия лекционного типа с демонстрацией таблиц, фотографий, слайдов видеофильмов и другого иллюстративного материала; *беседы, дискуссии; групповая и индивидуальная практическая работа; *самостоятельная работа с литературой; индивидуальные консультации; *экскурсии; работа в компьютерном классе; *эксперимент; наблюдение;

*защита исследовательских работ Ожидаемые результаты освоения программы: *формирование познавательной культуры личности; *умение получать первичные сведения из научной литературы и справочников; *умение обобщать, анализировать и классифицировать изучаемый материал; *знание структуры исследовательской работы, плана подготовки и организации исследования; *умение работать в группе, прислушиваться к мнению других, отстаивать собственную точку зрения; *владение планированием и постановкой опыта, эксперимента; *расширение кругозора; умение представить работу. Теоретические и практические занятия способствуют развитию устной коммуникативной и речевой компетенции учащихся, умениям: • вести устный диалог на заданную тему; • участвовать в обсуждении исследуемого объекта или собранного материала; • участвовать в работе конференций, чтений. • участвовать в работе конференций, чтений. Особенности реализации проектных и исследовательских работ Работа над проектом предваряется необходимым этапом - работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом учащиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы. При дальнейшей работе над проектами составленная общая энциклопедия или картотека может служить одним из основных источников информации по теме. Предлагаемый порядок действий: 1. Знакомство класса с темой. 2. Выбор подтем (областей знания). 3. Сбор информации. 4. Выбор проектов. 5. Работа над проектами. 6. Презентация проектов.



© 2010-2022